Коллекционирование в дошкольном возрасте
статья

Грекова Людмила Дмитриевна

Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду, соответствующих особенностям детей дошкольного возраста. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением.

В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: Зачем? Как? Почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем, потребность ребёнка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребёнка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Как отмечает И. И. Пичкалёва, педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребёнком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kollektsionirovanie_grekova.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Грекова Людмила Дмитриевна,

преподаватель ГПОУ «Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»

Коллекционирование в дошкольном возрасте

Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду, соответствующих особенностям детей дошкольного возраста. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением.

В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: Зачем? Как? Почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем, потребность ребёнка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребёнка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Как отмечает И. И. Пичкалёва [6], педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребёнком.

 Для формирования познавательной активности дошкольников интерес представляет такая технология, как коллекционирование. Она описана в работах Г. И. Щукина [9], А. Ю. Дейкина [3], Ю.Ю. Березина [1]. И.И. Пичкалева  определяет коллекционирование как «целенаправленное собирательство каких-либо, как правило, однородных предметов, имеющих научную, историческую, художественную ценность» [6].

        Рассмотрение возможностей коллекционирования требует уточнения понятий «коллекционирование», «коллекция», «коллекционер», структурных компонентов и этапов коллекционирования.

Определение понятия «коллекционирование» требует обращения к «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова, в котором это понятие раскрывается как «деятельность, в основе чего лежит собирание, то есть систематизированное собирание и изучение каких-либо объектов» [5, с.244].

Для уточнения данного понятия в образовательном процессе, обратимся к пособию Е.А. Сидякина, М.А. Дружинина, Е.В. Панченко, которые рассматривают коллекционирование как «форму работы с детьми, основанную на взаимодействии в системе «педагог-ребенок-родитель», в процессе которой дети осуществляют поэтапные действия создания, оформления, презентации коллекции, удовлетворяющей присущую детям потребность “собирательства чудесных сокровищ”» [7].

Коллекция в трактовке С.И. Ожегова, – «систематизированное собрание каких-нибудь предметов [5, с.244]. Так, например, в глобальном смысле, примером коллекции выступает коллекция картин в Эрмитаже.

Как отмечает Е. А.  Сидякина [24], создание коллекции предполагает решение поисковых задач. Тогда коллекционирование рассматривается как деятельность исследовательского характера. В связи с этим для нас интересны работы авторов, которые выделяют коллекционирование, как возможность развития исследовательских умений. Н.А. Короткова [4] видит целью коллекционирования как исследовательской деятельности взрослого с детьми поиск оснований для группировки, систематизации какого-либо множества однородных объектов.

Рассмотрим возможную организацию различных видов коллекционирования. В исследованиях педагогов-психологов рассматривается по видам (разновидностям) детской деятельности: коллекции из собранных предметов; предметов, сделанных своими руками; смешанный. Так же коллекции могут различать по тематике (содержанию деятельности). Может быть тематическая – коллекция объединена одной темой. Или смешанная, где коллекция имеет экспонаты на разную тематику.

По продолжительности выполнения может быть закрытая (краткосрочная) или открытая (долгосрочная). По составу участников может быть групповой, парной и коллективной [8].

Используя коллекционирование в образовательной деятельности необходимо руководствоваться основными принципами его организации.

Рассмотрим некоторые из них.

Эмоциональная вовлеченность взрослого в деятельность. Стимуляция любознательности ребенка. В работе необходимо использовать оригинальные, интересные детям, экспонаты (материалы), которые могут вызвать неподдельный удивление и любопытство.

Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно сформировать умение у детей ставить цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

Необходимо учитывать безоценочность. Любая оценка взрослого может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации.

Своеобразие коллекционирования детей дошкольного возраста определено возрастными возможностями: собирательство значимо для самого ребенка, эмоционально окрашено, связано с субкультурой (активизируется и бытует в детском сообществе), ситуативно, динамично и в определенной мере непостоянно, носит черты «ориентировки» (познакомиться с чем-либо, удовлетворить интерес), основано на опыте пробования, соединено с другими видами деятельности (игрой, творчеством, поиском).

Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников. Задача взрослых - не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима.

  1. Собирая коллекцию, дети занимаются познавательно-исследовательской деятельностью, у них возникает желание больше узнать о предметах своей коллекции. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся представления.
  2. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству.
  3. показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, дети учатся общению.
  4. Коллекционирование, как любое хобби, украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

Список литературы

  1. Березина Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного воспитания. 2015. № 8. С.192-195.
  2. Вакуленко Л.С. Современные образовательные технологии в работе педагога детского сада, 2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://doshped.ru/upload/iblock/b08/b08d1b84c127e136029f1d63ba87062c.pdf
  3. Дейкина А.Ю. Медиаобразование и развитие познавательного интереса дошкольника. Бийск: Изд-во НИЦ Бийск. педагог. гос. ун-та им. В.М. Шукшина, 2017. – 163 с.
  4. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: Линка-Пресс, 2017. – 208 с.
  5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. [Текст] / С.И. Ожегов – М. : изд. Азбуковник. – 2017. – 304 с.
  6. Пичкалёва И.И. Что такое коллекционирование?, 2011 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://doshkolnik.ru/pedagogika/5457-collect.html
  7. Сидякина, Е.А. Коллекционирование как интегрированная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Сидякина, М.А. Дружинина // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. статей. Вып. 11 / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. – Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. – 390 с.
  8. Таньчук Р. Искусство коллекционирования, коллекционирования как форма культуральной активности. Харьков : Гуманитарный центр, 2016. 372 с.
  9. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика. 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме "Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование"

Творческий отчет представлен на РМО воспитателей, одобрен и предложен к распространению...

Организация коллекционирования с детьми старшего дошкольного возраста

Коллекционирование (от лат. collectio — собирание, сбор) — деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание каких-либо объектов (как правило, однородных ...

Коллекционирование как средство развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается система работы воспитателя по развитию любознательности посредством коллекционирования...

Презентация проекта по теме: "Развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста через гостевой метод и коллекционирование"

Развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста через гостевой метод и коллекционирование...

Перспективный план работы по коллекционированию в старшем дошкольном возрасте "Давайте коллекционировать!".

Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес».Однако,если малыш по...

Проект «Коллекционирование как средство художественно – эстетического воспитания у детей старшего дошкольного возраста».

Коллекционирование, как средство личностного развития ребёнка, можно применять независимо от реализуемой в группе базисной программы воспитания, развития и обучения, так как использование экспонатов к...

Коллекционирование к дошкольном возрасте

В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными.С возрастом у ребенка возрастает потребность в...