Коллекционирование как средство развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Тихонова Елена Николаевна

В статье раскрывается система работы воспитателя по развитию любознательности посредством коллекционирования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коллекционирование как средство развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста

Тихонова Е.Н., воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 104 «Рябинка»

      На современном этапе развития общества познавательная деятельность детей должна опираться на активность самой личности в поиске и освоении информации, в развитии любознательности, как ключевого компонента.

     Любознательность побуждает человека к активному интеллектуальному поиску, позволяет ему создавать новое, делать открытия  для себя и всего мира. Она лежит в основе всех изобретений, новых идей и креативных действий.     Любознательность характеризуется стремлением ребенка проникнуть за пределы увиденного, непосредственно воспринимаемого.  

     В развитии любознательности большая роль принадлежит  коллекционированию.

    В чём польза коллекционирования для детей?

  • Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит  процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.
  • В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать; развиваются аккуратность и бережливость.
  • Показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, ребенок учится общению, развиваются коммуникативные качества.

      В процессе вовлечения старших дошкольников в деятельность по коллекционированию , мы решали следующие задачи:

  • Развивать интерес к объектам окружающего мира, желание активно познавать и действовать с ними с учётом избирательности и предпочтений детей.
  • Обогащать представления об окружающем мире через вовлечение в деятельность по сбору информации о предмете коллекции.
  • Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности с предметами коллекции.
  • Способствовать развитию коммуникативных навыков детей.
  • Установить более тесное взаимодействие с родителями воспитанников через вовлечение их в совместную работу по коллекционированию .

      Коллекционированием мы начали заниматься со средней группы. Я познакомила детей с некоторыми своими коллекциями : животных из натуральных камней, парусников, значков и другими. Заинтересовавшись моими коллекциями, дети сами стали приносить в группу фишки и игрушки, которые они собирают. Мы обратили внимание, что многие дети, особенно девочки, приносили в группу  игрушечных зайчиков и любили с ними играть. Учитывая интерес детей, мы договорились собрать в группе общую коллекцию, объединенную темой «Заяц». Вскоре она пополнилась зайцами из самых разнообразных материалов. В результате  создания коллекции дети  смогли взглянуть по-новому  на знакомый образ, у них появился интерес  узнать больше о зайцах. Мы отметили , что в речи детей активно стали использоваться эпитеты и другие средства языковой выразительности   ( зайчишка-трусишка, заинька серенький, заюшка и др.), в изобразительной деятельности  зайчики у всех детей получались интересными и непохожими друг на друга, а в театрализованной -  образ зайчика более выразительным. «Музей одного образа» продолжил свою работу  в старшей группе: дети увлеклись созданием коллекции сов.  Началось с того, что в процессе рассматривания  познавательной энциклопедии  детей заинтересовало, как  организм совы приспособлен к ночной охоте. На следующий день в группе появилась игрушка-сова, которая и послужила началом коллекции. Сейчас в ней самые разнообразные совы.

     Во время прогулок представили с детьми, что мы пираты, которые ищут клад.    Проводя “раскопки” , обнаружили много различных камешков, которые отличались размером, цветом, формой. Откуда они могли взяться? И почему они такие разные? Любой камень для ребенка может стать драгоценным, стоит лишь немного разбудить его воображение. Мы стали собирать коллекцию камней. Наша коллекция продолжает пополняться после прогулок и выходных, после отдыха детей на Волге и на море. Детям интересно ощупывать камешки, проводить игры и опыты с камнями, чтобы лучше узнать их свойства. В старшей группе у нас с помощью родителей собрана интересная коллекция камней (гранит, малахит, аметист, кварц, обсидиан, опал, ракушечник, янтарь, мрамор и многие другие, более 30 штук) , которую «охраняет» Хозяйка Медной горы. Дети продолжают знакомиться со свойствами камней, охотно экспериментируют, сочиняют свои истории и сказки о камнях. С помощью родителей мы создали альпийскую горку на нашем прогулочном участке.

    После летних отпусков группа пополнилась коллекцией ракушек, к которой дети проявляют постоянный интерес, рассматривают и сравнивают ракушки, делятся своими воспоминаниями о море. Девочки используют ракушки в качестве  декорации во время сюжетно-ролевой игры по мотивам  сказки «Русалочка».

    После прочтения рассказа А.Гайдара “Чук и Гек”, в котором говорилось, как запасливый Чук хранил в своей баночке множество разных полезных вещей, у детей появилось желание рассказать  и показать  свои домашние коллекции, такие как  дикие животные, кошки, собаки, лошадки, динозавры, а также героев  мультсериалов и др . Никита  принес коллекцию лесных зверей, которую он собирает вместе с родителями, Денис - коллекцию солдатиков и самолетов,  Арсений – коллекцию машин и военной техники .

    Детские коллекции, удовлетворяя любознательность детей, помогают развивать представления  о разнообразии окружающего мира. Объекты служат хорошим наглядным и раздаточным материалом.

      Среди коллекций  в нашей группе особое место занимают магниты с изображением стран и городов. Дети с удовольствием их рассматривают и  рассказывают о тех местах, где они побывали. В процессе работы с данной коллекцией  у детей закладываются основы географических представлений, которые будем развивать в подготовительной группе. С этой целью совместно с родителями мы включились в интересный проект по собиранию глобуса из частей. Постепенно с каждым номером журнала мы узнаем много нового о нашей Земле.

    Постоянным успехом у наших детей продолжает пользоваться коллекция фантиков. Из конфетных оберток мы клеили бумажное одеяло, салфетки, короны, занимались декоративным рисованием. Самые красивые фантики мы оформили в альбом, сами придумывали новые платья для конфет. Коллекция постоянно растет, пополняясь новыми экспонатами.

     В настоящее время в группе кроме названных имеется коллекция пуговиц, кукол в национальной одежде, положено начало коллекции музыкальных инструментов.

     Наша работа была бы менее эффективна без понимания, заинтересованности увлечением ребёнка и деятельного участия родителей в организации и пополнении коллекций группы. С целью помочь родителям осознать, что коллекционирование – это не только увлекательный, но и чрезвычайно эффективный процесс, способствующий развитию любознательности детей, использовались различные формы работы: консультации и рекомендации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности, просмотры открытых мероприятий с детьми, знакомство с личными семейными коллекциями. Дети смогли познакомиться с коллекцией насекомых семьи Арсения, «Мой папа-спортсмен! (награды, фотографии) семьи Комаровых , коллекцией свечей, вышивок бабушки Матвея, коллекцией марок семьи Никиты и другими. Бабушка Дениса -Валентина Васильевна- познакомила детей с боевыми и трудовыми наградами своей семьи.  Считаю, что  такие встречи имеют большое значение в гражданском воспитании детей, закладывают основы преемственности поколений.

   Сегодня большинство родителей наши единомышленники, они с удовольствием принимают участие во всех начинаниях группы.

    Наш пока еще не очень большой опыт работы был представлен на педсовете. Нам удалось заинтересовать многих коллег, привлечь к презентации личных коллекций.

     Воспитатели стали активнее использовать коллекционирование,  как одну из форм  образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.  

    Проделанная работа позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа по педагогике "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( НА ПРИМЕРЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ ОЗЕРА БАЙКАЛ)

СодержаниеВведение. 3Глава 1. Теоретические основы развития любознательности у детей старшего дошкольного  возраста.. 81.1.Сущностная характеристика понятия «любознательность».. 81.2.Проблема раз...

Конспект родительского собрания на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание в форме круглого стола, посвященное развитию любознательности детей, с привлечением к подготовке родителей и с участием детей  старшей группы....

Родительское собрание в старшей группе «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение педагогической компетентности родителей в приобщении детей старшего дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности.Задачи:- формировать представление родителей о н...

Рекомендации для родителей «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – возраст почемучек. Чем больше в Вашем доме «почему», тем лучше развит ребенок....

Родительское собрание на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста средствами геокешинга»

Консультация знакомит родителей с новым направлением в познавательной деятельности - игрой геокешинг....

Коллекционирование – как метод развития познавательной компетенции детей старшего дошкольного возраста

Коллекционирование – не только увлекательное, но и развивающее занятие....