Коллекционирование как средство развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему
В статье раскрывается система работы воспитателя по развитию любознательности посредством коллекционирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kollektsionirovanie_kak_sredstvo_razvitiya_lyuboznatelnosti_u_doshkolnikov.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Коллекционирование как средство развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста
Тихонова Е.Н., воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 104 «Рябинка»
На современном этапе развития общества познавательная деятельность детей должна опираться на активность самой личности в поиске и освоении информации, в развитии любознательности, как ключевого компонента.
Любознательность побуждает человека к активному интеллектуальному поиску, позволяет ему создавать новое, делать открытия для себя и всего мира. Она лежит в основе всех изобретений, новых идей и креативных действий. Любознательность характеризуется стремлением ребенка проникнуть за пределы увиденного, непосредственно воспринимаемого.
В развитии любознательности большая роль принадлежит коллекционированию.
В чём польза коллекционирования для детей?
- Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.
- В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать; развиваются аккуратность и бережливость.
- Показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, ребенок учится общению, развиваются коммуникативные качества.
В процессе вовлечения старших дошкольников в деятельность по коллекционированию , мы решали следующие задачи:
- Развивать интерес к объектам окружающего мира, желание активно познавать и действовать с ними с учётом избирательности и предпочтений детей.
- Обогащать представления об окружающем мире через вовлечение в деятельность по сбору информации о предмете коллекции.
- Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности с предметами коллекции.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков детей.
- Установить более тесное взаимодействие с родителями воспитанников через вовлечение их в совместную работу по коллекционированию .
Коллекционированием мы начали заниматься со средней группы. Я познакомила детей с некоторыми своими коллекциями : животных из натуральных камней, парусников, значков и другими. Заинтересовавшись моими коллекциями, дети сами стали приносить в группу фишки и игрушки, которые они собирают. Мы обратили внимание, что многие дети, особенно девочки, приносили в группу игрушечных зайчиков и любили с ними играть. Учитывая интерес детей, мы договорились собрать в группе общую коллекцию, объединенную темой «Заяц». Вскоре она пополнилась зайцами из самых разнообразных материалов. В результате создания коллекции дети смогли взглянуть по-новому на знакомый образ, у них появился интерес узнать больше о зайцах. Мы отметили , что в речи детей активно стали использоваться эпитеты и другие средства языковой выразительности ( зайчишка-трусишка, заинька серенький, заюшка и др.), в изобразительной деятельности зайчики у всех детей получались интересными и непохожими друг на друга, а в театрализованной - образ зайчика более выразительным. «Музей одного образа» продолжил свою работу в старшей группе: дети увлеклись созданием коллекции сов. Началось с того, что в процессе рассматривания познавательной энциклопедии детей заинтересовало, как организм совы приспособлен к ночной охоте. На следующий день в группе появилась игрушка-сова, которая и послужила началом коллекции. Сейчас в ней самые разнообразные совы.
Во время прогулок представили с детьми, что мы пираты, которые ищут клад. Проводя “раскопки” , обнаружили много различных камешков, которые отличались размером, цветом, формой. Откуда они могли взяться? И почему они такие разные? Любой камень для ребенка может стать драгоценным, стоит лишь немного разбудить его воображение. Мы стали собирать коллекцию камней. Наша коллекция продолжает пополняться после прогулок и выходных, после отдыха детей на Волге и на море. Детям интересно ощупывать камешки, проводить игры и опыты с камнями, чтобы лучше узнать их свойства. В старшей группе у нас с помощью родителей собрана интересная коллекция камней (гранит, малахит, аметист, кварц, обсидиан, опал, ракушечник, янтарь, мрамор и многие другие, более 30 штук) , которую «охраняет» Хозяйка Медной горы. Дети продолжают знакомиться со свойствами камней, охотно экспериментируют, сочиняют свои истории и сказки о камнях. С помощью родителей мы создали альпийскую горку на нашем прогулочном участке.
После летних отпусков группа пополнилась коллекцией ракушек, к которой дети проявляют постоянный интерес, рассматривают и сравнивают ракушки, делятся своими воспоминаниями о море. Девочки используют ракушки в качестве декорации во время сюжетно-ролевой игры по мотивам сказки «Русалочка».
После прочтения рассказа А.Гайдара “Чук и Гек”, в котором говорилось, как запасливый Чук хранил в своей баночке множество разных полезных вещей, у детей появилось желание рассказать и показать свои домашние коллекции, такие как дикие животные, кошки, собаки, лошадки, динозавры, а также героев мультсериалов и др . Никита принес коллекцию лесных зверей, которую он собирает вместе с родителями, Денис - коллекцию солдатиков и самолетов, Арсений – коллекцию машин и военной техники .
Детские коллекции, удовлетворяя любознательность детей, помогают развивать представления о разнообразии окружающего мира. Объекты служат хорошим наглядным и раздаточным материалом.
Среди коллекций в нашей группе особое место занимают магниты с изображением стран и городов. Дети с удовольствием их рассматривают и рассказывают о тех местах, где они побывали. В процессе работы с данной коллекцией у детей закладываются основы географических представлений, которые будем развивать в подготовительной группе. С этой целью совместно с родителями мы включились в интересный проект по собиранию глобуса из частей. Постепенно с каждым номером журнала мы узнаем много нового о нашей Земле.
Постоянным успехом у наших детей продолжает пользоваться коллекция фантиков. Из конфетных оберток мы клеили бумажное одеяло, салфетки, короны, занимались декоративным рисованием. Самые красивые фантики мы оформили в альбом, сами придумывали новые платья для конфет. Коллекция постоянно растет, пополняясь новыми экспонатами.
В настоящее время в группе кроме названных имеется коллекция пуговиц, кукол в национальной одежде, положено начало коллекции музыкальных инструментов.
Наша работа была бы менее эффективна без понимания, заинтересованности увлечением ребёнка и деятельного участия родителей в организации и пополнении коллекций группы. С целью помочь родителям осознать, что коллекционирование – это не только увлекательный, но и чрезвычайно эффективный процесс, способствующий развитию любознательности детей, использовались различные формы работы: консультации и рекомендации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности, просмотры открытых мероприятий с детьми, знакомство с личными семейными коллекциями. Дети смогли познакомиться с коллекцией насекомых семьи Арсения, «Мой папа-спортсмен! (награды, фотографии) семьи Комаровых , коллекцией свечей, вышивок бабушки Матвея, коллекцией марок семьи Никиты и другими. Бабушка Дениса -Валентина Васильевна- познакомила детей с боевыми и трудовыми наградами своей семьи. Считаю, что такие встречи имеют большое значение в гражданском воспитании детей, закладывают основы преемственности поколений.
Сегодня большинство родителей наши единомышленники, они с удовольствием принимают участие во всех начинаниях группы.
Наш пока еще не очень большой опыт работы был представлен на педсовете. Нам удалось заинтересовать многих коллег, привлечь к презентации личных коллекций.
Воспитатели стали активнее использовать коллекционирование, как одну из форм образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Проделанная работа позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа по педагогике "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( НА ПРИМЕРЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ ОЗЕРА БАЙКАЛ)
СодержаниеВведение. 3Глава 1. Теоретические основы развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста.. 81.1.Сущностная характеристика понятия «любознательность».. 81.2.Проблема раз...
Конспект родительского собрания на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»
Родительское собрание в форме круглого стола, посвященное развитию любознательности детей, с привлечением к подготовке родителей и с участием детей старшей группы....
Родительское собрание в старшей группе «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в приобщении детей старшего дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности.Задачи:- формировать представление родителей о н...
Рекомендации для родителей «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – возраст почемучек. Чем больше в Вашем доме «почему», тем лучше развит ребенок....
Родительское собрание на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»
Родительское собрание на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»...
Консультация для родителей «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста средствами геокешинга»
Консультация знакомит родителей с новым направлением в познавательной деятельности - игрой геокешинг....
Коллекционирование – как метод развития познавательной компетенции детей старшего дошкольного возраста
Коллекционирование – не только увлекательное, но и развивающее занятие....