Коллекционирование к дошкольном возрасте
консультация на тему
В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными.
С возрастом у ребенка возрастает потребность в новых впечатлениях. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Одним их инструментов формирования познавательной активности является коллекционирование. Какие возможности есть у этой формы работы? С чего начать родителю и педагогу? Что выбрать для коллекционирования? Этим вопросам посвящена статья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soberem_kollektsiyu.docx | 16.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Коллекционирование:
- Во-первых, одно из естественных, ярко проявляемых направлений в дошкольном возрасте. Наверняка вы замечали за своим крохой, что домой он тянет все что нужно, и что нет. Не торопитесь выбрасывать все принесенные «подарки», а тем более ругать ребенка за это. Предложите своему ребенку стать самым настоящим коллекционером. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни”.
Вспомним свое детство! Как трепетно многие из нас собирали марки, открытки, календарики, фантики от конфет, значки.
- Во-вторых, коллекционирование – один из шагов к гармонизации внутригруппового общения. Есть дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные, застенчивые. Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.
- В-третьих, коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать. Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.
- И наконец, коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области.
С ЧЕГО НАЧАТЬ?
- Вспомните, чем любит заниматься Ваш ребенок. Чем интересуется, к чему у него склонности. Если ребенок с каждой прогулки приносит камушки, значит, пускай коллекционирует их, собирая необычные экземпляры. Дочка все время требует новую куклу, и их уже скопилось достаточно много? Вот и идея для коллекции. Это же относится к открыткам, фантикам от конфет, маркам и т.д.
- Расскажите малышу о своем хобби (если оно есть), о своих детских увлечениях, коллекциях. Объясните правила коллекционирования. Неплохо поведать и о знаменитых коллекционерах, таких как Павел Михайлович Третьяков. Он вместе со своим братом Сергеем больше четверти века занимался коллекционированием картин, покупая их у русских художников. И вот спустя 30 лет у него стала самая богатая и обширная картинная галерея. Вся его коллекция сейчас находиться в Москве, в знаменитой Третьяковской галерее. Хотя коллекционера уже давно нет в живых, его собрание картин ежегодно удивляет и радует многих туристов.
- Создайте вокруг коллекционирования ореол таинственности, чуда.
- Предложите ребенку несколько вариантов предмета коллекционирования. Спросите, что бы хотел коллекционировать он сам. Может быть, начало коллекции уже есть в Вашем доме. Далее сам ребенок должен подумать, какую тематику или модель выбрать для коллекции. К примеру, не собирать все машинки подряд, а лишь иномарки, или открытки с изображением животных.
Поддерживайте любую инициативу ребенка, хочет собирать трубочки от соков - пожалуйста, интересуется карандашами или монетками – примите идею малыша.
ЧТО СОБИРАТЬ?
На первом месте среди детей дошкольного возраста стоит собирание наклеек, фишек и вкладышей от жвачек. Изображаются на них в основном кадры из мультфильмов, звезды кино, спорта, машины. Продаются они в киосках целыми наборами. Настоящее коллекционирование всегда подразумевает поиск чего-либо. Здесь же ни о каком поиске речи нет.
1 правило. Необходимо, чтобы ребенок именно искал новый предмет своей коллекции.
2 правило. Важно не только коллекционирование само по себе, но и предмет коллекционирования.
- Монеты разных стран (Мальчишки будут в восторге. Сейчас многие ездят за границу – пополнение коллекции не заставит себя долго ждать).
- Календари (Можно выбрать с определенной интересной для ребенка тематикой – «Герои сказок», «Собаки», «Дикие животные», «Цветы». Коллекционирование календарей работает на развитие временных представлений малыша. Ребенок нарабатывает практику использования календаря, ориентировки во времени).
- Открытки, фантики от конфет, марки, конверты
- Книги, журналы
- Игрушки
- Флажки из разных стран
- Карандаши
- Камни, ракушки
- Магнитики на холодильник с разной тематикой
- Салфетки, лоскутки, бисер
- Пуговицы
- Гербарий (листочки, цветочки растений)
3 правило. Все должно работать на развитие ребенка, расширение его кругозора. Любое коллекционирование служит этой цели.
Например, если малыш собирает лягушек, то он должен понимать, что одна игрушка в его коллекции пластмассовая, другая деревянная, еще одна керамическая, а еще одна плюшевая. Интерес к собиранию игрушечных лягушек наверняка стимулирует у малыша вопросы о настоящих лягушках. Детям сложно самим добывать нужную информацию, здесь потребуется ваша помощь - поиск журналов о рептилиях, показ телепередач.
Но помимо образовательной нагрузки коллекционирование несет на себе серьезную воспитательную нагрузку. Научите ребенка бережно относиться к экземплярам коллекции, регулярно вытирать их от пыли, складывать только в специально отведенное для них место. Создайте специальную тетрадь, в которую обязательно вписывайте все экспонаты. Важно, что к каждому предмету было описание, история появления в коллекции. На каждый предмет поставьте номер и запишите его в тетрадь. Все это дисциплинирует малыша.
Коллекционирование воспитывает в ребенке усердие, аккуратность, терпение. А самое главное – гордость за свою коллекцию! Скорее всего и Вы будете гордиться ею, ведь именно Вы научили его коллекционировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет по теме "Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование"
Творческий отчет представлен на РМО воспитателей, одобрен и предложен к распространению...
Организация коллекционирования с детьми старшего дошкольного возраста
Коллекционирование (от лат. collectio — собирание, сбор) — деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание каких-либо объектов (как правило, однородных ...
Коллекционирование как средство развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается система работы воспитателя по развитию любознательности посредством коллекционирования...
Презентация проекта по теме: "Развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста через гостевой метод и коллекционирование"
Развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста через гостевой метод и коллекционирование...
Перспективный план работы по коллекционированию в старшем дошкольном возрасте "Давайте коллекционировать!".
Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес».Однако,если малыш по...
Проект «Коллекционирование как средство художественно – эстетического воспитания у детей старшего дошкольного возраста».
Коллекционирование, как средство личностного развития ребёнка, можно применять независимо от реализуемой в группе базисной программы воспитания, развития и обучения, так как использование экспонатов к...
Коллекционирование в дошкольном возрасте
Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду, соответствующих особенностям детей дошкольного возраста. Выбранная воспитателем форма обучения дол...