Моделирование сказок
план-конспект занятия (старшая группа)
занятие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_skazok_s_ispolzovaniem_blokov_denesha_i_palochek_kyuizenera.docx | 410.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование сказок с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
Метод моделирования позволяет останавливать внимание ребенка на логике изложения, характерных признаках персонажей, образности и меткости народного языка. Моделирование сказок представляет собой символическое обозначение героев сказки.
Русская народная сказка «Курочка ряба»
1. Воспитатель вместе с детьми вспоминает русскую народную сказку «Курочка ряба». Перед каждым ребенком лежит коробка с блоками Дьенеша.
- С каких слов начинается сказка? (Жили – были дед да баба и была у них Курочка ряба).
Дед был такой: прямоугольный, большой, синий.
Баба: прямоугольная, большая, красная.
Курочка ряба: квадратная, большая, желтая (дети выкладывают блоки слева на право, воспитатель выполняет те же действия, что и дети).
- Что было дальше? (Снесла Курочка яичко, да не простое, а золотое).
- А яичко было такое: круглое, маленькое, желтое.
- Что стали делать дед с бабой? (Дед бил-бил – не разбил, баба била-била – не разбила)
Дети: «Бежала мимо мышка, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось».
- А мышка была такой: треугольная, маленькая, синяя.
Дети: «Дед плачет, баба плачет, а Курочка кудахчет…»
2.- А сейчас давайте вспомним всех героев нашей сказки.
Воспитатель показывает один из блоков детям.
- … кто это? Опиши этот блок? (ребенок называет героя сказки и, глядя на блок, определяет все три свойства).
Также с остальными блоками.
3. – А сейчас я проверю, как вы всех героев запомнили.
Вызывается ребенок, ему закрываются повязкой глаза, вкладывается в руки блок. Задача ребенка назвать правильно все три свойства этого блока и вспомнить героя сказки.
Также угадываем остальных героев.
4. Дети собирают блоки в коробки, воспитатель забирает их и выдает коробки с палочками Кюйзенера.
- А сейчас мы с помощью палочек попробуем построить вот такую красивую Курочку рябу.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает образец, помогает детям, нуждающимся в помощи при строительстве Курочки рябы.
- Какую сказку мы сегодня с вами вспоминали?
- Молодцы, очень красивые Курочки у вас получились.
Палочки Кюйзенера. «На золотом крыльце …» лист 15 (Птичий двор).
Русская народная сказка «Пых»
1. Воспитатель вместе с детьми вспоминает русскую народную сказку «Пых». Перед каждым ребенком лежит коробка с блоками Дьенеша.
Воспитатель:
- С каких слов начинается сказка? (Жили-были дед, бабка, да внучка Аленушка).
- А дед был такой: квадратный, большой, синий, (можно ввести четвертое свойство - «толстый»).
Бабка: квадратная, большая, красная, толстая.
Аленушка: треугольная,большая, желтая, толстая.
- И был у них огород. Давайте вспомни, что росло у них на огороде.
(Следующие блоки дети выкладывают во второй ряд)
Капуста: квадратная, маленькая, синяя, тонкая.
Свекла: круглая, маленькая, красная, тонкая.
Морковь: треугольная, маленькая, красная, тонкая.
Репка: круглая, маленькая, желтая, тонкая.
- Что же произошло дальше?
Захотелось дедушке однажды репки. Пошел он в огород. Наклонился к репке,а под кустом кто-то: «Пых, пых». Испугался дед – и бежать. Испугалась и бабка. Поглядела на деда с бабкой Аленушка, пожалела их и пошла в огород. Не испугалась Аленушка, наклонилась и увидела колючего колобка.
- А колобок этот был таким: треугольный, большой, синий, тонкий.
(Потянула Аленушка репку и вытащила сладкую-пресладкую).
Все блоки дети выкладывают слева на право и образуют первый ряд. Воспитатель выполняет те же действия, что и дети).
2. – Давайте вспомним главных героев сказки. Посмотрите на блоки первого ряда.
-, это кто? Опиши этот блок? (ребенок называет героя сказки и описывает все четыре свойства блока).
- Что общего между этими блоками? (они все большие и толстые)
- А теперь давайте еще раз вспомним, что растет в огороде у деда с бабкой. Посмотрите на блоки второго ряда.
-, что это? Опиши этот блок?
- Что общего между этими блоками? (они все маленькие и тонкие)
3. Дети собирают блоки в коробки, воспитатель забирает их и выдает коробки с палочками Кюйзенера.
–А теперь отгадайте загадку:
Под кустами, под елками
Лежит клубок с иголками. (Еж)
- Так что же это был за колючий колобок, которого увидела Аленушка? (еж)
- Что ежик любит есть больше всего? (яблоки и грибы)
- Сейчас мы с вами построим с помощью палочек вот такое красивое красно-желтое яблоко.
- А яблоко это овощ или фрукт?
Воспитатель вместе с детьми рассматривает образец, помогает детям, нуждающимся в помощи при строительстве яблока.
- Какую сказку мы сегодня с вами вспоминали?
- Молодцы, очень красивые яблочки у вас получились.
Палочки Кюйзенера. «На золотом крыльце …» лист 5.
Русская народная сказка «Кот и петух»
1. Воспитатель вместе с детьми вспоминает русскую народную сказку «Кот и петух». Перед каждым ребенком лежит коробка с блоками Дьенеша.
Воспитатель:
- С каких слов начинается сказка? (Жили-были кот да петух).
- Кот был таким: квадратный, большой, синий, толстый.
Петух: круглый, большой, желтый, тонкий.
- Как они жили? (Кот уходил на охоту, а петушок оставался один дома. Петух дома уборку наведет, потом сядет на жердочку песни поет и кота ждет).
- Бежала мимо лиса.А лиса была такой: треугольная, большая, красная, толстая.
- Подошла лиса к окошку и песенку запела. Давайте вспомним ее песенку.
- Что произошло дальше? (Петушок выглянул в окошко, а лиса схватила его и понесла в лес. Котик был неподалеку и спас петушка, а потом опять ушел на охоту. А лиса снова у окошка петушка, песенку свою поет. И во второй раз она унесла петушка, но котик спас его. Но и в третий раз лиса обманом украла петушка. Купил тогда котик гусли и пошел к лисьему дому, запел свою песенку).
- Давайте вспомним песенку кота.
- Но лиса была занята и послала посмотреть своего лисенка, кто это поет.
- А лисенок был такой же формы как мама, только маленький, такого же цвета как мама, и тонкий. Посмотрите внимательно на лису. Какой же её лисёнок? (треугольный, маленький, красный, тонкий).
Все блоки дети выкладывают слева на право и образуют первый ряд. Воспитатель выполняет те же действия, что и дети).
- Что же было дальше? (Кот схватил лисенка и посадил в короб. Потом лиса послала петушка. Петушок вышел на крылечко, а там кот его ждет. С тех пор кот и петух живут вместе, а лиса к ним и не показывается).
2.- А сейчас давайте вспомним всех героев нашей сказки.
Воспитатель показывает один из блоков детям.
- … кто это? Опиши этот блок? (ребенок называет героя сказки и, глядя на блок, определяет все три свойства).
Также с остальными блоками.
Здесь по желанию воспитателя можно ввести часть, связанную с отгадыванием сказочных героев с закрытыми глазами.
3. Дети собирают блоки в коробки, воспитатель забирает их и выдает коробки с палочками Кюйзенера.
- Давайте еще раз вспомним песенку, которую пела лиса петушку.
- Сейчас мы с вами построим из палочек вот такого большого красивого сказочного петушка.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает образец, помогает детям, нуждающимся в помощи при строительстве петушка.
- Какую сказку мы сегодня с вами вспоминали?
- Каких героев сказки вы запомнили?
- У вас получились очень красивые петушки.
Дети собирают палочки в коробку.
Палочки Кюйзенера. «На золотом крыльце …» (Птичий двор).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по МОДЕЛИРОВАНИЮ СКАЗОК
В этой консультации я попыталась донести, как можно работать со сказкой нетрадиционно. Рассказала, как с помощью сказки развивать мышление и связную речь ребёнка, а так же память....
«Моделирование сказок как средство развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста с ослабленным зрением».
Теоретически и экспериментально доказано, что расстройства речи детей с ослабленным зрением являются сложным дефектом, в котором прослеживаются взаимодействия речевой и зрительной недостаточности. Реч...
«Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.Задачи:1) Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некото...
«Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.Задачи:1) Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некото...
Моделирование сказок
Открытое мероприятие...
«Метод моделирования сказок как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»
К числу важнейших задач коррекционной работы с дошкольниками, имеющими ЗПР, относится формирование у них связной речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ЗПР...
Моделирование сказок
Моделирование сказок – это один из методов, который позволяет удержать в памяти детей короткие эпизоды сказки. Однако это не самое главное… детство наполнено сказками и основное заключ...