Речевое развитие детей дошкольного возраста
статья
В данной статье предложена система работы с детьми, в процессе которой решаются задачи речевого развития дошкольников. Описаны средства, способствующие развитию речи дошкольников, и применяемые на практике современные образовательные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masha.docx | 16.11 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в данной статье предложена система работы с детьми, в процессе которой решаются задачи речевого развития дошкольников. Описаны средства, способствующие развитию речи дошкольников, и применяемые на практике современные образовательные технологии. Ключевые слова: речевое развитие, система работы, формы работы, кейс-технологии. Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс становления социализации ребёнка – устанавливается связь с миром природы, людей, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Речь – одна из линий развития ребёнка. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. В возрасте 3–7 лет начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что в этот период завершается становление речи. У многих детей не развита именно связная речь. Важно вовремя обратить внимание на речевое развитие детей, так как к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем:
− речь, состоящая из простых предложений, неспособность грамматически правильно построить предложение;
− бедность речи, недостаточный словарный запас;
− неспособность грамотно сформулировать вопрос, построить развёрнутый ответ;
− неспособность построить сюжетный или описательный рассказ, пересказ текста своими словами;
− отсутствие навыков культуры речи.
Более подробно я хоту остановиться на обучении диалогической речи. Обучение диалогической речи в нашей группе протекает в следующих формах: в свободном речевом общении, в организованной деятельности и в игре. В свободном речевом общении используем неподготовленную беседу. Она проводиться на прогулке, во время игры и т.д. Неподготовленной беседа является для детей, а воспитатель должен быть подготовлен к любому виду общения. Можно использовать и организованную беседу.
В беседе мы:
− уточняем и упорядочиваем опыт детей;
− воспитываем у детей правильное отношение к окружающему;
− приучаем детей последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;
− учим просто и понятно излагать свои мысли.
К игровым упражнениям в диалоге можно отнести дидактическую игру, сюжетно-ролевую игру, драматизацию, предусмотренную обменом высказывания, передачу литературных текстов по ролям.
Для развития монологической речи мы используем:
− пересказ;
− самостоятельный рассказ на заданную тему;
− рассказ‐описание;
− рассказ по сюжетной картине;
− рассказывание с элементами творчества.
Все эти средства способствуют развитию речи дошкольников. Для решения этой проблемы мы используем современные образовательные технологии. При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:
− ориентация на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
− личностно‐ориентированное взаимодействие с ребёнком;
− взаимосвязь речевого и познавательного развития;
− организация активной речевой практики каждого ребёнка в разных видах деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Ведущую роль играют следующие технологии:
− технология проектной деятельности;
− технология развития детского речевого творчества;
− технология группового взаимодействия детей;
− технология поисково‐исследовательской деятельности;
− информационно‐коммуникативные технологии;
− технология коллекционирования;
− кейс‐технологии.
Подробнее хотелось бы остановиться на кейс-технологии. Использование кейс‐технологии предполагает знакомство с реальной или смоделированной проблемой и представление своего взгляда на её решение. Кейс‐технологии имеют большое влияние на сенсорное, умственное и речевое развитие детей. В своей группе мы используем «фото‐кейс». Главное его предназначение – развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение. Важным достоинством «фото‐кейса» является появление у ребёнка активного взаимодействия со сверстниками в процессе поиска возможностей. Предлагается фотография, текст с описанием сложившейся ситуации, задача, требующая решения.
Ситуация разбирается по этапам:
− первый этап: подготовительно – мотивационный – знакомство с ситуацией, фиксируется внимание, создаётся положительное отношение к ней, подкрепляется чтением текста;
− второй этап: «Мозговой штурм» – предлагается поиск возможных решений проблемы;
− третий этап: анализ последствий принятия решения – дети активно обсуждают альтернативные варианты верного решения, начинается словесная поисковая деятельность, в процессе которой педагог занимает место пассивного слушателя;
− четвёртый этап: оценочно – рефлексивный – показывает умение обосновать решение, происходит оценка принятого решения, формируются аналитические способности детей, умение выразить собственное отношение к проблеме.
В работе «фото‐кейс» используем в рамках комплексно – тематического планирования, как часть совместной детской деятельности. Для того чтобы образовательный процесс стал эффективным, необходимы определённые условия: оригинальный кейс, определённая методика его использования в работе с детьми.
Дошкольники учатся находить решения, обмениваться мнениями с другими, применять и расширять свои знания, аргументировать свою точку зрения по отношению к другим. Считаю, что данные подходы к организации работы по речевому развитию дошкольников, существенно обогащают содержание деятельности по развитию речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Информационный проект в группе детей старшего возраста.
ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИнформационный проект в группе детей старшего возраста....
Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития
В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...
Выступление на муниципальном методическом объединении для воспитателей дошкольных учреждений «Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО» на тему: «Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте
Выступление на тему "Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте"...
Публикация опыта. МАУ г.Нижневартовска "Центр развития образования" секция «Речевое развитие детей дошкольного возраста» «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по Экокниге посредством использования мнемотаблиц"
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14187241","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]http://cro.edu-nv.ru/opyt/78-obshchestvennye-ob-edineniya/rm...
Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».
Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»....
Речевая карта для диагностики речевого развития детей дошкольного возраста.
Экспресс-речевая карта обследования речевого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет....
Картотека речевых игр по речевому развитию детей дошкольного возраста "Болтушка"
Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе...