Речевое развитие детей дошкольного возраста
статья

Ересько Мария Александровна

В данной статье предложена система работы с детьми, в процессе которой решаются задачи речевого развития дошкольников. Описаны средства, способствующие развитию речи дошкольников, и применяемые на практике современные образовательные технологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masha.docx16.11 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Аннотация: в данной статье предложена система работы с детьми, в процессе которой решаются задачи речевого развития дошкольников. Описаны средства, способствующие развитию речи дошкольников, и применяемые на практике современные образовательные технологии. Ключевые слова: речевое развитие, система работы, формы работы, кейс-технологии. Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс становления социализации ребёнка – устанавливается связь с миром природы, людей, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Речь – одна из линий развития ребёнка. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. В возрасте 3–7 лет начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что в этот период завершается становление речи. У многих детей не развита именно связная речь. Важно вовремя обратить внимание на речевое развитие детей, так как к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем:

  речь, состоящая из простых предложений, неспособность грамматически правильно построить предложение;

 бедность речи, недостаточный словарный запас;

  неспособность грамотно сформулировать вопрос, построить развёрнутый ответ;

 неспособность построить сюжетный или описательный рассказ, пересказ текста своими словами;

  отсутствие навыков культуры речи.

Более подробно я хоту остановиться на обучении диалогической речи. Обучение диалогической речи в нашей группе протекает в следующих формах: в свободном речевом общении, в организованной деятельности и в игре. В свободном речевом общении используем неподготовленную беседу. Она проводиться на прогулке, во время игры и т.д. Неподготовленной беседа является для детей, а воспитатель должен быть подготовлен к любому виду общения. Можно использовать и организованную беседу.

В беседе мы:

 уточняем и упорядочиваем опыт детей;

 воспитываем у детей правильное отношение к окружающему;

 приучаем детей последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;

 учим просто и понятно излагать свои мысли.

К игровым упражнениям в диалоге можно отнести дидактическую игру, сюжетно-ролевую игру, драматизацию, предусмотренную обменом высказывания, передачу литературных текстов по ролям.

 Для развития монологической речи мы используем:

  пересказ;

 самостоятельный рассказ на заданную тему;

  рассказ‐описание;

  рассказ по сюжетной картине;

 рассказывание с элементами творчества.

 Все эти средства способствуют развитию речи дошкольников. Для решения этой проблемы мы используем современные образовательные технологии. При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:

  ориентация на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;

 личностно‐ориентированное взаимодействие с ребёнком;

 взаимосвязь речевого и познавательного развития;

 организация активной речевой практики каждого ребёнка в разных видах деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

Ведущую роль играют следующие технологии:

  технология проектной деятельности;

  технология развития детского речевого творчества;

  технология группового взаимодействия детей;

  технология поисково‐исследовательской деятельности;

  информационно‐коммуникативные технологии;

 технология коллекционирования;

 кейс‐технологии.

 Подробнее хотелось бы остановиться на кейс-технологии. Использование кейс‐технологии предполагает знакомство с реальной или смоделированной проблемой и представление своего взгляда на её решение. Кейс‐технологии имеют большое влияние на сенсорное, умственное и речевое развитие детей. В своей группе мы используем «фото‐кейс». Главное его предназначение – развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение. Важным достоинством «фото‐кейса» является появление у ребёнка активного взаимодействия со сверстниками в процессе поиска возможностей. Предлагается фотография, текст с описанием сложившейся ситуации, задача, требующая решения.

Ситуация разбирается по этапам:

  первый этап: подготовительно – мотивационный – знакомство с ситуацией, фиксируется внимание, создаётся положительное отношение к ней, подкрепляется чтением текста;

  второй этап: «Мозговой штурм» – предлагается поиск возможных решений проблемы;

 третий этап: анализ последствий принятия решения – дети активно обсуждают альтернативные варианты верного решения, начинается словесная поисковая деятельность, в процессе которой педагог занимает место пассивного слушателя;

 четвёртый этап: оценочно – рефлексивный – показывает умение обосновать решение, происходит оценка принятого решения, формируются аналитические способности детей, умение выразить собственное отношение к проблеме.

В работе «фото‐кейс» используем в рамках комплексно – тематического планирования, как часть совместной детской деятельности. Для того чтобы образовательный процесс стал эффективным, необходимы определённые условия: оригинальный кейс, определённая методика его использования в работе с детьми.

Дошкольники учатся находить решения, обмениваться мнениями с другими, применять и расширять свои знания, аргументировать свою точку зрения по отношению к другим. Считаю, что данные подходы к организации работы по речевому развитию дошкольников, существенно обогащают содержание деятельности по развитию речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Информационный проект в группе детей старшего возраста.

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ  РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИнформационный проект в группе детей старшего возраста....

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»....

Речевая карта для диагностики речевого развития детей дошкольного возраста.

Экспресс-речевая карта  обследования речевого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет....

Картотека речевых игр по речевому развитию детей дошкольного возраста "Болтушка"

Картотека дидактических игр  по развитию речи  в старшей группе...