Картотека бесед по слушанию музыки "Пушкин и музыка"
картотека (подготовительная группа)

Старцева Наталья Александровна
Познакомить детей со сказкой в музыке на примере оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», Николая Андреевича Римского-Корсакова с оперой «Сказка о царе Салтане».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92общеразвививающего вида»

г. Сыктывкара

Картотека

бесед по слушанию музыки

«Пушкин и музыка»

составитель:

музыкальный руководитель-

Старцева Н.А.

2019 г.

Содержание:

1.«Сказка в творчестве Н.А.Римского-Корсакова»

Беседа 1 –Н.А. «Римский-Корсаков»

Беседа 2 – Опера «Сказка о царе Салтане» -  Вступление ко II действию

Беседа 3 - Опера «Сказка о царе Салтане» - «Полет шмеля»

Беседа 4 - Опера «Сказка о царе Салтане» -  «Белка»

Беседа 5 – Опера «Сказка о царе Салтане» - «33 богатыря»

Беседа 6 -  Опера «Сказка о царе Салтане» -  «Царевна-лебедь»

2.Михаил Иванович Глинка «Марш Черномора»

Беседа 1 – Опера «Руслан и Людмила» - «Марш Черномора»

«Сказка в творчестве Н.А.Римского-Корсакова»

Цель: формировать у детей устойчивый интерес к русскому мировому наследию.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», её особенностях (многообразие образов, стихотворной формой и пр.), знакомить детей со сказочными образами музыкального произведения Н.А.Римского-Корсакова по одноименной сказке, учить детей понимать характер сказочных персонажей, их переживания, эмоциональные состояния (в зависимости от ситуаций, мотивы поступков, особенности взаимоотношений), обогащать музыкальные впечатления детей. Закрепить знания детей о музыкальных жанрах.

Развивающие: познакомить детей с языковыми изобразительными средствами и средствами выразительности, используемыми в сказке и опере; побуждать высказываться о прослушанной музыке. Во время рассматривания иллюстраций обратить внимание на цветовую гамму, избранную тем или иным художником для характеристики персонажей и образов сказки: суровые, тёмные тона в картине моря (И.Билибин «Бочка по морю плывет»); яркие, сочные краски, рисующие город Леденец, сказочных богатырей, волшебную белку, (В.Конашевич «33 богатыря», «Белка»); перламутровые тона царевны-лебеди (М.Врубель «Царевна-Лебедь»). Выражать полученные от музыки впечатления и эмоции в пластике и рисунке, развивать образное мышление, фантазию, творческие способности в движении, пении, рисовании.

Воспитательные: воспитание у детей любви и интереса к классической музыке, живописи, поэзии; воспитывать культуру слушания музыкальной классики.

Предварительная работа: чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» и беседа о ней, разучивание р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

Оборудование и материалы:


  Музыкальный центр, аудиозаписи отрывков из оперы Н.А.Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане” (Вступление ко II действию, “Полет шмеля”, “Три чуда”). Компьютер, проектор.

Презентация к занятию.

Беседа 1


Муз. рук.:

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
Кабы я была царица, то на весь крещёный мир приготовила б я пир.
Кабы я была царица, то на весь бы мир одна наткала я полотна.
Кабы я была царица, я б для батюшки царя родила богатыря.  
Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела, и в светлицу входит царь, стороны той государь.»

-Вы узнали какая сказка начинается такими словами?
-Правильно, «Сказка о царе Салтане», Александра Сергеевича Пушкина. А какие ещё сказки Пушкина вы знаете? («О рыбаке и рыбке», «О семи богатырях» и т.д.). Сказка не может существовать без чуда. Добрые волшебники, звери, птицы, фантастические существа помогают герою пройти через испытания, победить зло, достичь цели.

Музыка тоже может рассказывать сказки, только не словами, а звуками – ласковыми, добрыми, тревожными, таинственными… Если проследить, как меняется окраска музыки, её настроение, то станет понятно, о чём говорится в сказке. А как по-другому называется музыкальная сказка? – (опера). Что такое опера? – (музыкальный спектакль, где люди поют). Сегодня мы будем слушать и говорить о музыке к «Сказке о царе Салтане», которую сочинил великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Показываю слайд -- портрет Н.А. Римского-Корсакова

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии. В доме любили музыку, отец по слуху играл на фортепиано, пели народные песни, отрывки из опер. А ещё в семье любили сказку. Счастлив тот человек, чья душа с годами не теряет доверия к сказке. Таким человеком и был Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Он создал оперу не только по этой «Сказке о царе Салтане», но по сказкам «Снегурочка», «Золотой петушок», «Кащей бессмертный», «Садко» и др. Римский-Корсаков – наиболее яркий сказочник среди всех русских композиторов.

Беседа2.

Вернемся к опере «Сказка о царе Салтане». Давайте послушаем первый отрывок из оперы.

Слайд - картина И.Билибина «Бочка по морю плывёт»

Обратите внимание, как музыка повторяет стихи Пушкина:

«В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут,

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывёт.

Плачет, бьётся в ней царица.

И растёт ребёнок там

Не по дням, а по часам.»

Слушание музыки (Вступление ко II действию)

- Какое настроение передаёт музыка? (тревожное, беспокойное, царица плачет)

-Какое время суток изобразил композитор? (ночь, темно и тихо)

-Да, в музыке слышны высокие, звонкие нотки, будто загораются звезды, отражаются в море.

-Каким изображает композитор море? (море тревожное, грозное, плещут волны, плывет, качается на волнах бочка)

Беседа3.

Давайте послушаем ещё один отрывок из оперы и постараемся угадать, кого изобразил в своей музыке композитор.

Слушание «Полет шмеля»

-На что похоже звучание музыки? (на жужжание шмеля)

-Царевич Гвидон превращается в шмеля и летит на родную землю повидать отца.

«Ты теперь, мой шмель, гуляй,

Судно в море догоняй,

Потихоньку опускайся,

В щель подальше забивайся,

Будь здоров, Гвидон, лети!»

-Какая музыка по характеру? (радостная, стремительная, свободная, яркая, сначала звучит громко, потом всё тише, потому что шмель улетает вдаль догонять корабль.)

Беседа 4

На морском острове, в сказочном волшебном городе было 3 чуда. Вспомните первое из них. Верно, это белка.

Слайд – картина В.Конашевича «Белка»

Помните, как у Пушкина:

«…Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом.

Белка там живет ручная, да затейница какая!

Золотой грызёт орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет,

И с присвисточкой поёт

При честном при всем народе:

Во саду ли, в огороде.»

- Какие чувства вызывает у вас эта иллюстрация? (чувство радости, восхищения, веселья)

Слушание «Белка»

Какая по характеру музыка? (звонкая, светлая, хрупкая, прозрачная, весёлая). В этой музыке композитор рассказывает не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том, как она поёт. Эта мелодия незатейлива, нежна, и поднимает настроение у нас, слушателей. Вы песенку белки узнали? Давайте её споём.

Исполняют р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

Какие движения можно показать под эту музыку?

(Предлагаю девочкам показать, какие движения исполняет белочка.)

Импровизация с платочками под музыку.

Беседа 5.

А какое второе чудо? Верно, 33 богатыря во главе с дядькой Черномором.Это храбрые витязи, защитники волшебного города.

Слайд – картина В.Конашевича «33 богатыря»

Что можем сказать о богатырях? (красавцы молодые, могучие, в блестящих доспехах).

- Опишите Черномора. (Строгий, могучий, длинная седая борода).

Слушание музыки.Слушание «33 богатыря»

В музыке слышен шум морского прибоя. Море вскипает, бушует, плещет, и из него появляются богатыри.

- Какая музыка? (мужественная, торжественная, сильная, храбрая, яркая).

Богатыри постепенно выходят из моря. Они сильные и мужественные защитники города. Какими красками изображает художник богатырей? (желтыми, золотыми, яркими, блестящими). Они идут из моря строем, как будто маршируют. Музыка у богатырей похожа на марш. А что такое марш? (музыка, под которую хорошо шагать). А у белки музыка на какой жанр похожа? (на песню). Какие ещё музыкальные жанры вы знаете? (танец). Сколько всего жанров?

Игра «Определи жанр и покажи его движениями»

Беседа 6.

А какое самое яркое чудо в волшебном городе? (Царевна-Лебедь)

Правильно, самая прекрасная – Царевна-Лебедь.

«…За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает, ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

А сама-то величава, выступает, будто пава,
А как речь то говорит, словно реченька журчит.»

Слайд – картина М.Врубеля «Царевна-Лебедь»

Вглядитесь в эту картину, и вы увидите волшебное превращение белоснежной птицы в красавицу-царевну. Изящную, хрупкую, манящую и загадочную. Видите, как из лебединых крыльев вырастают плечи и голова царевны, как таинственно мерцают её большие глаза. А как необычно одета прекрасная царевна! На голове у неё кокошник, украшенный золотом, изумрудами, жемчугами. На косынке серебряное кружево. Все эти драгоценности таинственно мерцают и картина кажется сказочной, волшебной. Смотрите, как сказочно всё вокруг: море, густые сине-лиловые сумерки, солнце почти закатилось, его последние лучи освещают полоску неба над горизонтом. Лучи уходящего солнца отражаются розоватыми бликами на светло-фиолетовых перьях Лебеди. Вдалеке скалистый берег с растущими соснами. Вот какая это необычная, таинственная картина. Называется она «Царевна-Лебедь» художника Михаила Александровича Врубеля.Царевна эта необычная, волшебная. Это и человек, и птица лебедь. Лебедь – это удивительно красивая и грациозная птица и музыка её тоже грациозная изящная, сказочная.

Слушание музыкиСлушание «Царевна-Лебедь»

Какая музыка по характеру? (плавная, красивая, напевная, мягкая, ласковая). Музыка похожа на взмахи крыльев сказочной птицы: она то взлетает вверх, то падает вниз. А когда превращается в прекрасную девушку, её музыка становится ещё более ласковой, теплой и человечной.

Слайд – картина Конашевича «Царевна-Лебедь»

А художник Конашевич очень точно рисует Царевну, как написал Пушкин: «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит»

Скажите, что вам больше всего понравилось? Какой эпизод запомнился? Какой из персонажей показался наиболее ярким? Какая музыка его сопровождала? Хотели бы послушать сказку в концертном зале с живой музыкой, то есть, с симфоническим оркестром и оперными певцами, артистами?

Ребята, теперь вы узнали, что музыка, картины и сказки вместе могут рассказать много интересного. Я предлагаю вам нарисовать понравившиеся моменты сказки и ещё раз послушать великолепную музыку нашего русского композитора Н. А. Римского-Корсакова.

По итогам занятия оформляется выставка работ на тему «Сказка о царе Салтане».

Михаил Иванович Глинка«Марш Черномора»

Цель: Познакомить детей со сказкой в музыке на примере оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

Задачи:
Образовательные:
Формировать умение целостно воспринимать мир. 
Формировать умение воплощать свои впечатления об услышанной музыки в рисунке. 

Развивающие:
Развивать у детей память образами из музыкальных и литературных произведений. 
Развивать активность слухового восприятия. 
Развивать воображение, увлечённость и активное музыкальное восприятие. 

Воспитательные:
Воспитывать интерес к способу выполнения изобразительных работ, посредством прослушивания музыкальных произведений. 
Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения. 
Воспитывать патриотические чувства к музыкальным произведениям М. И. Глинки. 

Материал: музыкальный центр, диск с записью музыки М. И. Глинки «Марш Черномора», портрет Глинки, репродукции злого волшебника Черномора.

Беседа

Слово «марш» означает «шествие». Под музыку людям шагать удобнее. Ритм музыки очень хороший дирижёр. Сами звуки могут командовать движением. И на все случаи жизни есть марши. Вы уже заметили, что музыка марша - это не только аккомпанемент нашим шагам, но и портрет шагающих. Двигающийся портрет или картина движения.

По тому, как двигается человек или сказочный герой, нам становится ясно не только как он выглядит, но и что у него на душе и чего от него можно ожидать.

Михаил Иванович Глинка написал оперу на сюжет сказки поэта Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила».

Сказка начинается со свадьбы Руслана и Людмилы. Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана.

Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла.  Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.

Отважный Руслан отправляется на её поиски.

Для этой оперы Глинка написал много прекрасной музыки. Но, пожалуй, самым знаменитым её отрывком является «Марш Черномора».

Но в произведениях Александра Сергеевича Пушкина два Черномора. Один - добрый, это дядька Черномор из «Сказки о царе Салтане». А другой – злой волшебник из поэмы «Руслан и Людмила».

Помните, в опере «Руслан и Людмила» есть огромная голова, которая поёт хором, громче всех. Но в этой сказке есть не только великан голова, но и малютка карлик. Это злой волшебник Черномор. И если у головы самый «большой» голос, то у карлика должен быть самый «маленький». И действительно, голос у Черномора такой маленький, такой крошечный, что... его вообще не слышно. Этот злой карлик в опере не поёт. Он не произносит ни слова. И всё же мы получаем представление о том, что же это за существо.

Вот как рисует сам Пушкин облик страшного Черномора.

Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей…

В насмешливых строках Пушкина воссоздана картина торжественного сказочного шествия.

В опере про карлика рассказывает музыка - марш под которую он выходит на сцену. Сначала появляются слуги Черномора, которые несут его длинную-предлинную бороду. В ней вся злая волшебная сила карлика, и борода в десять раз длиннее самого Черномора. Карлик ещё не появился, а нам уже смешно, под марш шагает борода. И музыка смеётся над Черномором. Прямо чувствуешь, что карлик изо всех сил старается казаться огромным, важно надувается, хочет подняться на цыпочки, но ничего у него не получается. Все вокруг почтительно ему кланяются, но тут же, отвернувшись, хихикают.  Грозно покрикивает Черномор, но вдруг голос его срывается на смешной писк.

С юмором, характерным для русского сказочного фольклора, композитор рисует образ Черномора. Грандиозные «трубные кличи» и нежные, хрустальные тембры колокольчиков подчёркивают одновременно чудовищность и комичность злого волшебника. Он бессилен перед могуществом, всепобеждающей любовью и смелостью человека.

Послушайте «Марш Черномора». Обратите внимание на то, как он начинается: сначала грозная мелодия нарисует нам появление Черномора, а потом другая мелодия - высокая и звонкая, в исполнении колокольчиков - напомнит о том, что этот герой сказочный и бояться его не надо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Осенняя прогулка в лес». Концерт - беседа по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста.

«Осенняя прогулка в лес».  Концерт по слушанию музыки для старшего дошкольного возраста. Программное содержание.  Цель: Воспитывать любовь к родной  природе. Дать почувствова...

БЕСЕДА ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ П. И. ЧАЙКОВСКОГО "ОКТЯБРЬ"-"ОСЕННЯЯ ПЕСНЯ"

учить детей слушать классическую музыку,высказываться о содержании и характере музыки...

"Эта волшебная музыка" конспект беседы по слушанию музыки в подготовительной группе

quot;Эта волшебная музыка" конспект беседы по слушанию музыки в подготовительной группе по произведениям П.И. Чайковского...

Беседа по слушанию музыки

Беседа к занятию...

Беседы по слушанию музыки на усвоение жанра.

Беседы по слушанию музыки на усвоение жанра.Знакомство с колыбельной, танцем, вальсом, маршем....

Картотека бесед по слушанию музыки по теме «Весна»

Картотека для детей старшего дошкольного возраста.Будет полезна для музыкальных руководителей.воспитателей,педагогов дополнительного образования.Цель:Воспитывать в детях чувство красоты (природы, поэт...

Беседа по слушанию музыки П.И.Чайковского "Сладкая грёза"

Знакомство с творчеством композитора П.И.Чайковского...