«Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)
Дошкольное детство – один из важных этапов формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Время показало, что экологическое образование - является составляющей частью человеческого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 47.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 140 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка по теме:
«Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Уланова Ольга Александровна
Санкт-Петербург
2021г
Актуальность темы:
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Дошкольное детство – один из важных этапов формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Время показало, что экологическое образование - является составляющей частью человеческого развития. И одним из важнейших принципов экологического образования - является принцип непрерывности процесса обучения, воспитания и развития человека от рождения и на протяжении всей жизни. К.Д. Ушинский говорил «Логика природы, есть самая доступная логика для ребенка». К сожалению. деятельность человека в природе часто бывает безграмотной, неправильной, с экологической точки зрения – расточительной, ведущей к нарушениям экологического равновесия. Основная задача работы воспитателя-эколога помочь детям познать законы природы.
Актуальность экологического воспитания дошкольников заключается в том, чтобы научить детей видеть, беречь, не разрушать окружающую нас природу, уметь находить прекрасное вокруг, дорожить им и любить родной край - нашу Родину. Ведь все начинается с Родины!
Аннотация:
Дошкольное образовательное учреждение «Аистенок», находится в загородной зоне Санкт –Петербурга п Левашово. Красивый естественный ландшафт, чудесная природа, ручей, луга, пруд.- наши соседи – это все создает хорошие условия для познания окружающего мира природы Малой Родины.
Приоритетным направлением работы учреждения является экологическое образование детей дошкольного возраста. В год Экологии воспитанники, их родители и педагоги учреждения принимали участие в смотрах-конкурсах: «Защита Финского залива», «Семена Дружбы», «Школьный Экологический Сертификат». Это дало возможность стать активными участниками команды экологов – единомышленников.
А с 2017 года педагоги приступили к разработке экологического проекта под названием «Малая Родина - росточек детства», который работает по сегодняшний день. Проект направлен на то, чтоб воспитать дошкольника - Личность, который любит свой край, бережёт окружающую природу, уважает старшее поколение.
При организации образовательного процесса согласно Федеральному государственному образовательному стандарту к структуре программы дошкольного образования ставятся цели, задачи экологического образования детей дошкольного возраста.
Экологическое воспитание детей - это очень интересный, продуктивный процесс. Дети, как губка впитывают ту информацию от взрослых, которая им интересна, доступна.
Также важно детям самостоятельно входить в мир окружающей природы и наблюдать за ней. К.Д. Ушинский отводил природе одно из основных мест в первоначальном обучении детей, видя в ней средство развития наблюдательности и логики ума.
Реализуемая программа по экологическому образованию и воспитанию детей дошкольного возраста ГБДОУ № 140, строится на принципе личностно-ориентированного и гуманистического характера, взаимодействия взрослого с детьми.
Опираясь на принципы гуманистической педагогики, главная цель педагогической деятельности по достижению эффективности реализации программы по экологическому образованию и воспитанию - создание благоприятных условий для полноценного развития и здоровья дошкольника, формирование основ экологической культуры личности, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностям.
Цели и задачи программы:
Цель программы - формирование основ экологической культуры личности дошкольников.
Задачи:
1 .Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной
системе.
2. Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, находить причинно- следственные связи. изучать природный мир;
3. Формировать осознанное и бережное отношение детей к природе.
4 .Развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.
5. Обогащать представление детей о природе родного края, о его истории;
6. Привлекать родителей, в совместную деятельность, как первых союзников и помощников;
7. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе.
Принципы и подходы в организации экологического образования и воспитания.
- Принцип развивающего образования.
- Принцип научной и практической обоснованности.
- Принцип единства. системности воспитательных, развивающих, обучающих, оздоровительных целей и задач процесса образования дошкольников
- Принцип интеграции образовательных областей
- Комплексно- тематический принцип образовательного процесса.
- Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
- Принцип , где учитывает национальные ценности и традиции в образовании.
Одним из ведущих методой реализации образовательной программы дошкольного образования является метод проектов. Сущность этого метода состоит в достижении цели, через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая завершается практическим результатом, в виде конечного продукта.
С 2017 года педагоги учреждения начали работу над экологическим проектом под названием «Малая Родина - росточек детства». Создали творческую инициативную группу педагогов, разработали план, пригласили участвовать родителей.
Проект «Малая Родина- росточек детства» успешно работает по сегодняшний день.
Девиз: «АИСТЯТА! Сбережем свое гнездышко – свою малую Родину!»
Цель проекта: Формирование представлений детей дошкольного возраста о природном и культурном наследии Малой Родины!
Задачи:
- Создать экологически благоприятную среду на территории учреждения для реализации задач по экологическому образованию и воспитанию детей дошкольного возраста;
- Знакомить детей с культурно-природным наследием родного края, воспитывая бережное отношение и уважение ко всему, что нас окружает;
- Формировать основы экологической культуры дошкольника;
- Создавать технологии, для укрепления здоровья воспитанников (здоровьесберегающие);
- Воспитывать чувства уважения, любви, бережного отношения к Малой Родине;
- Привлекать родителей к совместной деятельности с педагогами и детьми (экскурсии, досуги, посадки, изготовление пособий, поделок, рисунков);.
- Развивать дальнейшее взаимоотношение с социальными партнерами п. Левашово.
Используя метод проектов, мы понимаем, что проект - продукт сотрудничества педагогов учреждения, детей и родителей, где обеспечивается единый процесс «Чувствовать – Познавать – Творить».
Образовательный процесс в учреждении организован с использованием следующих технологий:
- Здоровьесберегающие технологии;
- Технологии исследовательской деятельности;
- Информационно- коммуникационные технологии;
- Личностно –ориентированные технологии;
- Игровые технологии.
Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребёнка, привитию ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.
Технологии исследовательской деятельности помогают выявить актуальную проблему и посредством ряда действий, её решить. При этом ребенок проводит исследования, ставит эксперименты.
Личностно –ориентированные технологии обеспечивают условия для развития и творчества индивидуальности ребенка, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами образовательной и воспитательной работой детского сада и решением ее основных задач. При этом игры имеют множество познавательных , обучающих функций. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы технологии содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему заданий.
Образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста по экологическому образованию учитывает специфику климатических условий.
Общая характеристика сезонов.
Климат посёлка Левашово умеренный, переходный от умеренно-континентального к умеренно-морскому. Такой тип климата объясняется географическим положением и атмосферной циркуляцией, характерной для Выборгского района Санкт-Петербурга. Это обуславливается сравнительно небольшим количеством поступающего на земную поверхность и в атмосферу солнечного тепла. Из-за небольшого количества солнечного тепла влага испаряется медленно. За год бывает всего 72 солнечных дня. Поэтому на протяжении большей части года преобладают дни с облачной, пасмурной погодой, рассеянным освещением.
Зимой разница температур может достигать 10 – 12 градусов, а влажности до 40%.
Зима наступает в Левашово обычно в начале декабря, её начало совпадает с установлением снежного покрова(но бывают годы, когда снежный покров устанавливается только в середине января). В первой половине зимы погода неустойчивая, с частыми оттепелями. Солнце стоит низко, день короткий, снежный покров небольшой.
Вторая половина зимы заметнее холоднее первой. Характер зимы в значительной степени зависит от антициклонов и циклонов в Атлантике. В годы, когда область высокого давления в Атлантике расширяется, в посёлке усиливается поступление атлантического воздуха, благодаря чему зима бывает более тёплая.
Ветер в посёлке сильнее, чем в центральной части города(в среднем на 1 – 2 метра в секунду).
Весна в Левашово обычно наступает в конце марта, когда дневные температуры воздуха становятся устойчиво положительными и начинает сходить снежный покров. Весна «пробуждается» медленнее, чем в соседних районах: сказывается влияние охлаждённых за зиму крупных водоёмов
К концу апреля достигает +5 градусов, в мае –+10 градусов.
Атмосферное давление наибольшее и циклоны редки, поэтому погода сравнительно устойчивая. Число дней с осадками меньше, чем в другие периоды года. Однако нередко бывает возврат холода.
В среднем последний заморозок отмечается 5 мая, но возможен до 25 мая, а на почве – 6 июня.
С начала лета прекращаются заморозки. Средняя суточная температура достигает +14, в июле +18, в августе +15. Характер летней погоды в большей мере зависит от путей движения циклонов. Выше +25 градусов температура воздуха бывает в среднем 16 дней в году. Во второй половине лета циклоны бывают чаще и сильнее. Летом наблюдаются «белые ночи».
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменять другую
Спешит, дав ночи полчаса (А.С. Пушкин)
Осень в посёлке начинается в конце августа, когда среднесуточная температура воздуха становится ниже +15, и жара днём становится очень редкой. Первый заморозок бывает с среднем 10 октября, на почве заморозки наступают раньше. В течение первой половине сентября - тёплая и сухая погода. Со второй половины сентября преобладает пасмурная, сырая и ветреная погода с моросящими дождями.
В конце сентября – начале октября бывает возврат тепла: на сравнительно короткое время устанавливается солнечная, тёплая и сухая погода. Это так называемое «бабье лето». Последние дни ноября среднесуточная температура падает ниже нуля градусов. Наступает конец осени.
Эти характеристики помогают подробнее познакомиться с погодными явлениями и узнать взаимосвязи природных и погодных явлений нашей малой Родины, которые доступны восприятию детей.
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников по экологическому образованию и воспитанию детей дошкольного возраста
№ п/п | Формы мероприятия участники | ответственные |
1 2 3 4 5 6 7. 8 9. 10 11 12 13 14 15 16 | О С Е Н Ь Круглый стол - знакомство, анкетирование: «Как мы дружим с природой» родители Тестирование (в виде игры - опросника) дети Экскурсии по экологической тропе. «Здравствуй лес, дети. Дремучий лес, полный сказок и чудес.» воспитатели Выставка «Чудо овощи! «что за овощ?». (Как овощи, могут удивлять?) родители Фотовыставка «Золотая осень в Левашово» родители Книжка – раскладушка «Дорогой наш хлебушек» родители, дети Информационный стенд «Бумага! Что мы о ней знаем?!» Детские работы : «Наша любимая выпечка с мамой. бабушкой….» (рисунок, аппликация. оригами Дети совместно с родителями Конкурс из природного материала «Золотые Краски Осени» дети и родители р Информационный стенд «Лес- легкие нашей планеты» Консультация для педагогов «Природа- средство развития наблюдательности и логики ума» К.Д.Ушинский) Семейный альбом (архив). «Отдыхаем, не мешая природе!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче) Интегрированное занятие : «Золотая осень». Сказка «Заглянула осень в лес» дети, воспитатели Проект к Дню Матери: Досуг «Милая мама моя», Инсценировка «Три мамы» Выпечка для мамы – калачи Дети, воспитатели, родители. Экскурсия к объектам природы «У природы нет плохой погоды» Воспитатели, дети | Воспитатели Воспитатели Совет родителей Зам. Заведующей по УВР Зам. зав. по УВР Воспитатели Воспитатели Воспитатели Зам. Заведующей по УВР Воспитатели Совет родителей воспитатели Воспитатели. Музыкальный руководитель. Воспитатели Воспитатели |
1. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12. 13. 1 2 3 4 5. 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 | З И М А
Информация на стенде «Покормите птиц зимой» , « Птичье меню» Ширма для родителей «Как заинтересовать ребенка – слушать, читать художественные произведения о природе» Фотоконкурс «Волшебница Зима» родители
Буклет для родителей: «Куда деть мусор?» – информация взрослым о том, куда можно сдать отходы для переработки. Конкурс «Рождественские чудеса» изготовление гирлянд. ёлочных игрушек. Консультация для родителей (и педагогов) «Игры, опыты. эксперименты со снегом» Новогодняя акция «Ёлочка – зеленая иголочка». родители (изготовление буклетов, плакатов) дети Экскурсия Экологическая тропа «Деревья зимой» Беседа за круглым столом дискуссия «Наша Родина –Россия» дети «Как вы понимаете, что такое Родина, Малая Родина?» родители Информационный стенд «Зима, недаром злится…». (Ваши дополнения, новинками) Стихи, приметы, поговорки родители, дети. Конкурс снежных построек «Ледяной город» родители, дети, воспитатели Информационный стенд «Профилактика простудных заболеваний» «Гуляем в любую погоду» «Масленицу встречаем – зиму провожаем» досуг с играми. закличками с блинами на улице (дети родители, педагоги) В Е С Н А Акция «Готовим скворечники. Встречаем птиц». родители Эксперимент , опыты с луком, семенами. Первые посадки . Дети воспитатели. Изготовление буклетов: «Закрывай покрепче кран – вытекает океан!» Родители, дети. Экскурсия по экологической тропе: «Природа проснулась» Дети, воспитатель Буклеты «Знаки. Что нельзя!» Поведение в природе» Дискуссия тема «Проблемы с раздельным мусором у населения. Пути утилизации» Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания. Родители, педагоги Акция в поселке (ежегодная) «Посади деревце!. «Чистый воздух - чистый посёлок» родители, дети. педагоги Фотоконкурс «Весна идет. Весне дорогу» (Весна в Левашово) родители Конкурс из бросового материала «Мусор планете Земля не к лицу» родители, дети. Акция: «Украсим всю Землю садами. Цветами….» педагоги Уборка участка, посадка насаждений родители, дети (готовим инвентарь, окапываем грядки)
Эко – игра «Экологические цепочки». Родители. Педагоги, дети Конкурс «Наш веселый Огород»; Посадки, фотоальбомы , «дневник наблюдений») воспитатели групп, дети Конкурс детского рисунка «Экология глазами детей» Прогулка по городу «Экологический десант»
Экскурсия в природу (учим находить взаимосвязи погодных и природных явлений)
Анкеты родителей Подведение итогов | Воспитатели Воспитатели Зам. Заведующей по УВР Совет родителей Воспитатели Зам. Заведующей по УВР Воспитатели
Воспитатель Зам. Заведующей по УВР Воспитатели Воспитатели Педагог -психолог Воспитатели , совет родителей Воспитатель Инструктор по физической культуре Врач Зам. Заведующей по УВР, воспитатели Зам. Заведующей по УВР, воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Зам. Заведующей по УВР, воспитатели Зам. Зав. по УВР, воспитатели Педагог- психолог Зам. Заведующей по УВР, Воспитатели Воспитатель Зам. Заведующей по УВР, Воспитатели Музыкальный руководитель Воспитатели |
1 2 3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | Л Е Т О ( совместная деятельность педагогов с детьми). «День защиты детей» Мероприятия на участках Дошкольного Учреждения «Спортивная неделя» (спортивные игры, эстафеты, соревнования, спортивные танцы, квест –игра…) воспитатели, дети, родители. «Наш волшебный огород» посадки, высадки рассады, наблюдения, полив. Уход, отображение в «Дневнике наблюдений» воспитатели, родители, дети Информационный стенд «Лирические пейзажи в поэзии и живописи классиков. Лето» родители педагоги «Неделя Русской Березки!» Хороводы, игры в природе Интегрированное занятие «Березка – символ России» (стихи. загадки, коллективная работа «Березки подружки») педагоги . дети Путешествие в природу «Деревья – великаны» Родители, дети, воспитатели Мастер – класс- «Волшебные краски природы» (берем краски у природы: материал - цветы, травы, фрукты, овощи…) Дети, родители, педагоги Проект «Кладовая природы». Экскурсия в природу (лечебные травы и растения) растения. Экологическая тропа) Педагоги, дети, родители Детский экологический спектакль «Лесная аптека» дети Консультация для родителей «Чем занять ребенка летом?» (Игры детей с ветром, с песком и водой) Выставка детских работ Насекомые по произведению В.Бианки» «Путешествие Муравишки» дети
Фотовыставка «Мои милые сердцу места»( Фото малой Родины, где хорошо в любое время) Родители и дети Кукольный театр «Природы жалобная книга» Дети, воспитатель Информационный стенд : «Осторожно! Ядовитые растения!» Конкурс «необычные постройки из песка» Досуг «Маленькое лето «аистят». (стихи, песни, хороводы инсценировка «Лето в лесу» ) педагоги, родители, дети Фотовыставка и выставка детских рисунков. «Радуга ЛЕТА»
«Наш волшебный огород» Результаты совместной работы . воспитатели, дети, родители | Зам. Заведующей по УВР, педагог –психолог, инструктор по физической культуре Воспитатель Педагоги Зам. Заведующей по УВР, Воспитатели Воспитатель Воспитатель Зам. Заведующей по УВР, Доктор. совет родителей Родители Воспитатель Воспитатель Зам. Заведующей по УВР Воспитатель Воспитатель Педагог - психолог , Воспитатель Педагог - психолог Воспитатель. Зам. Заведующей по УВР, педагог –психолог |
Модель взаимодействия ДОУ и семьи.
Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Сотрудничество с семьей является одним из важных условий организации эффективного образовательного процесса в ДОУ.
Формы работы с родителями по экологическому образованию и воспитанию:
- Анкетирование;
- Беседы за круглым столом;
- Совместные экскурсии. Походы.
- Проекты;
- Выставки. Смотры – конкурсы;
- Информационные стенды. ширмы, папки - передвижки;
- Театрализованная деятельность;
- Совместные досуги. Праздники;
- Выпуск фотогазет, буклетов, альбомов.
- Консультации. Семинары, дискуссии
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
Для того чтобы родители стали активными участниками мероприятий по экологическому образованию и воспитанию детей в начале учебного года организуется «круглый стол». Знакомимся. Общаемся. Проводим анкетирование. Где по ответам подводим итоги и определяем: отношение взрослых к животным и к растительному миру. Где семья бывает, как отдыхает? ; Читают ли детям?
Это помогает наладить взаимосвязь и взаимоотношения как педагогу, так и родителю, больше узнать о семье, выявить их отношения к миру природы и культурологические знания.
Используя форму работы экологические проекты, привлекаем родителей к активному участию в образовательном процессе по экологическому образованию детей. Родителям вместе с детьми интересно быть исследователями, открывателями, создателями. Так, например, они с удовольствием включились в проект «Наш веселый огород» . Помогали копать, разбивать грядки, приобретать семена и радовались результатам.
По принципам экологического менеджмента мы создавали здоровую, безопасную среду в ДУ. В основе которой входило формирование у взрослых и детей сознательного отношения к сбережению и экономии ресурсов (электроэнергия, водоснабжение). Провели конкурсы детских работ: «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан», «Запрещающие знаки», «Как быть другом природы!» консультация с педагогами «Уходя, не забудь про свет!». Приятно видеть, что появляется интерес и уверенность дошкольников в том, что сохранение природы возможно, а личный вклад каждого очень важен. Мы доносим до всех участников проекта, что здоровье природы – это здоровье и долголетие каждого из нас.
Прекрасный проект получился «Лесная аптека» . Родители подобрали литературу по лекарственным травам, изготовили лэпбуки, участвовали в экскурсии по «экологической тропе». На остановках «Лес» и «Солнечная полянка», услышали полезные советы от врача о травах. Заключительным этапом – была театрализация сказки «Лесная аптека».
Ежегодно родители любят и активно участвуют в смотрах-конкурсах. Осенью совместно с детьми создают прекрасные шедевры (см приложение).
Так как учреждение находится за городом прослеживается преемственность «школа- детский сад» Дети продолжают участвовать в сезонных конкурсах уже в школе и на уровне поселка. У детей появляется интерес участия в конкурсах, и их работы становятся намного сложнее.
Проект «Малая Родина – росточек детства» помогает выпускать «аистят» с глубоким чувством любви к малой Родине, бережным отношением к природе, благодаря взаимному сотрудничеству педагогов и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста через игры и занятия краеведческй направленности
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использование игр и занятий краеведческой направленности, которые значительно повысят уровень сформированности эколог...
Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста
В процессе решения задач по экологическому воспитанию можно воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство....
Взаимодействие ДОО и семьи по формированию основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Человек вступает в определенные отношения с природой. Он приспосабливается к природной обстановке, сам, изменяясь под ее влиянием, и, конечно, преобразует своей деятельностью эту природную среду. И эт...
«Формирование основ экологической культуры детей младшего возраста через наблюдения в природе»
С ранних лет дети проявляют любознательность в различных сферах, но особый интерес проявляется к природе. Формирование основ экологической культуры детей младшего дошкольного возраста через набл...
Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
ull;Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждае...
«Формирование основ экологической культуры детей младшего возраста через наблюдения в природе»
Формировать знания о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;Развивать эстетические чувства: любовь, уважение, бережное отношение к миру природы;Побуждать в детях желания ухаживать з...
План по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
План по самообразованиюна 2023 – 2024 учебный годТема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»...