платная услуга "Волшебный квадратик"(оригами с элементами аппликации) во 2 младшей группе
методическая разработка (младшая группа)
оригами-традиционная техника складывания бумажных фигурок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma.doc | 806.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад «светлячок» (с.Падун), филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования
Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка»
детский сад «Светлячок»
Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета директор филиала
от «______»___________2021г Е.А.Присада___________
протокол №______ «_____»___________2021г
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебный квадрат»
(оригами с элементами аппликации для младшего дошкольного возраста)
Возраст обучающихся: 3-4 года
Срок освоения программы: 2021-2022 уч.год
Объем программы: 101 час
Автор - составитель: воспитатель Е.В.Тупицына
ФИО, должность
с.Падун, 2021 год
Содержание образовательной программы.
1. Пояснительная записка 3
2. Цель и задачи программы 4
3. Категория воспитанников 5
4.Методы обучения 5
5.Планируемые результаты 6
6.Мониторинг результатов освоения программы 6
7.Формы проведения итогов реализации платной образовательной услуги 6
8.Учебный план 6
9. Календарно-учебный график 10
10.Перечень информационного и материально-технического обеспечения программы 13
11. Список литературы 14
12.Приложение 1 (мониторинг) 15
13.Приложение 2 (консультации для родителей) 16
14.Приложение 3 (схемы оригами) 24
15. Приложение 4 (герои) 27
1.Пояснительная записка
Давно смотрю влюбленными глазами.
На древнее искусство - оригами.
Здесь не нужны волшебники и маги,
Здесь нечего особенно мудрить,
А нужно просто взять листок бумаги
И постараться что-нибудь сложить
Долидудо Т.А.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программа реализуется с учетом:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 № 52831);
постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрированного от 18.12.2020 №61573);
письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»);
письма Минобрнауки России от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по организации содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности;
требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и методические рекомендации по их применению (ИМЦ РМЦ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА «Доступное дополнительное образование для детей» на территории Тюменской области. /Автор-составитель: Хóхлова Светлана Викторовна, к.п.н., заместитель директора по дополнительному образованию ГАУ ДО ТО «Дворец творчества и спорта «Пионер», Тюмень, 2017);
положения об организации дополнительных услуг в детском саду «Светлячок» от 08.09.2017 г. № 114-ОД.
Предметом деятельности обучающихся по данной программе является оригами с элементами аппликации, одно из эффективных средств развития интеллекта детей с самого раннего возраста. Деятельность направлена на приобретение знаний, умений и навыков по технологии оригами (трансформации бумажного листа), а также в процессе обучения осуществляется познание мира (расширение кругозора), развитие чувств (эмоциональности, отзывчивости, сопереживания, коллективизма), приобретение навыков художественного оформления. Несмотря на то, что оригами является очень древним явлением, в настоящее время опыт популяризации и применения оригами в различных областях жизни показывает, что технология оригами является одной из самых эффективных развивающих и информационно-коммуникационных технологий в педагогике. Оригами – радостное искусство, приносящее людям улыбки и хорошее настроение. Оригами не только популярное развлечение и тренировка ума и рук, но и мощное педагогическое средство, применяемое в системе образования разных стран мира. Программа ориентирована в основном на детей младшего дошкольного возраста, так как этот возраст наиболее сензитивный для занятий оригами. Данная программа относится к ознакомительному уровню.
В широко принятом понимании оригами – изобразительное искусство (складывания фигур из бумаги). Однако встречается два варианта такого понимания: оригами – уникальное древнее восточное искусство и оригами – распространенное современное интернациональное искусство. Оригами в разные исторические времена играло различную роль в культуре народов. На Востоке вначале оригами – традиционное и ритуальное действо духовенства, позднее оригами – светское и модное занятие аристократов и военной знати и ещё позднее оригами – развлекающее и развивающее занятие с детьми в семье. На Западе оригами – привлекающая внимание и вызывающая интерес игра. Оригами оставило след в биографиях Леонардо да Винчи (1452 – 1519), Фридриха Фребеля (1784 – 1852), Льюиса Кэрролла (1832 – 1898), Мигеля де Унамуно (1864 – 1936) и Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910). Со временем оригами стали использовать во многих профессиях. Оно стало занимать всё более прочные позиции в развитии и воспитании детей. Наметились тенденции использования оригами для психолого-физиологической диагностики, коррекции и профилактики. Большое количество изобретенных (и постоянно изобретаемых) фигурок оригами привело к концепции «оригами – идеальный конструктор (разнообразие форм из одной детали)». Оригами стали использовать математики, физики и химики, архитекторы и дизайнеры, в таре и упаковке, в рекламе и космическом кораблестроении. Оригами прекрасно само себя популяризирует: оригами – загадки и головоломки, занимательная и полезная развивающая игра. Оригами – способ индивидуального самовыражения, а «мир оригами» – среда радости, коллективного общения и творчества. Другими словам: оригами – часть культуры.
Актуальность программы «Волшебный квадрат» в том, что она способствует развитию у младших дошкольников наблюдательности, внимания, пространственного и творческого воображения посредством занятий в коллективе. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с бумагой, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Новизна программы в том, что большинство занятий проходят в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь по данной программе, ребята приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к предмету - все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности программы.
2. Цель и задачи программы
Цель программы: обучение детей основам оригами и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Обучающие: познакомить с основными геометрическими фигурами, расширять и закреплять знания об их строении (стороны, углы, вершины);
познакомить с основными базовыми формами оригами;
обучать приемам обработки бумаги (складывать, надрезать, склеивать).
Развивающие: развивать внимание, память, мышление, воображение;
развивать навыки художественного творчества;
развивать мелкую моторику рук и глазомера.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, аккуратность, целеустремленность, активность, самостоятельность детей в творческом процессе;
воспитывать интерес к искусству оригами.
Программой предусматривается также подготовка детей к жизни по более сложным психофизиологическим комплексам:
∙ совершенствование органов чувств (тренировка зрения, слуха и осязания) и управление эмоциями;
∙ потребность и стремление к информации, знаниям, деятельности и труду;
∙ терпение и аккуратность;
∙ координация движений пальцев обеих рук и синхронизация деятельности левого и правого полушарий мозга;
∙ фантазия, творческий потенциал и интуиция (предпосылки изобретательства). Образовательный процесс по оригами, как установлено экспериментально и статистически, взаимосвязан со всеми этими социально значимыми факторами и оказывает на них положительное и эффективное влияние.
3.Категория воспитанников
Возраст: 3-4 года
Степень подготовки воспитанников: нулевой уровень.
Наполняемость группы:4-5 человек
Предполагаемый состав группы: один возраст
Условия приема: на услугу записываются все желающие по заявлению родителей (законных представителей).
Организация обучения: индивидуально-групповая
4.Методы обучения.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесные | Наглядные | Практические |
беседа, объяснение, анализ структуры модели | показ иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения | работа по образцу. |
Занятия проводятся 2 раза в неделю, 15 минут. По окончанию педагог организовывает выставку, которая демонстрирует родителям достижения их детей – оригами-поделки с элементами аппликации, объединенные единой тематикой.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ.
Дополнительная образовательная услуга «Волшебный квадратик», объединяет несколько, видов деятельности: пальчиковую гимнастику, физминутки, практическую часть и обыгрывание поделок. Первая часть – пальчиковые игры и упражнения, вторая – продуктивная деятельность, третья часть – игра с поделками Для работы с детьми использованы следующие методы и приёмы работы:
Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает дошкольника от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный метод. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством пальчиковую игру или гимнастику. Отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Игровой метод. Часто используются игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления бумажных игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у героев.
Объем программы: 101 занятие
Срок освоения программы: сентябрь 2021 года по август 2022 год.
Рекомендуемый режим занятий:
-количество учебных недель: 51 неделя
-продолжительность занятий: 15 мин
Форма обучения: очная
Форма организации образовательного процесса: индивидуально-групповые занятия
5. Планируемые результаты.
В результате обучения по данной программе дети:
- научатся различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям;
- создавать изделия оригами
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
- мелкую моторику рук и глазомер;
- художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- познакомятся с искусством оригами;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе
.
6.Мониторинг результатов освоения программы.
Способами определения результативности программы являются:
Диагностика (https://www.maam.ru/detskijsad/dopolnitelnoe-obrazovanie-kruzhok-volshebnyi-mir-origami-dlja-detei-3-7-let-avtor-ovchinikova-n-v.html), проводимая в конце обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
Выставки детских работ, организуемые в группе после проведённых занятия.
Творческий отчёт руководителя на педсовете.
Критерии отслеживания усвоения программы (Приложение №1.)
7.Форма подведения итогов реализации платной образовательной услуги.
-выставка по окончанию работы;
-презентация творческих работ
8. Учебный план.
№ п\п | Тема | Количество часов | Форма аттестации (контроля) | ||
всего | теория | практика | |||
сентябрь | |||||
1 | Ознакомление с условными обозначениями. Базовая форма «квадрат» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
2 | Базовая форма «треугольник» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
3 | Базовая форма «блинчик» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
4 | Базовая форма «воздушный змей». Аппликация воздушный змей. | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
5 | «Гора» | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
6 | «Облако» | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
7 | «Берёза» (заготовки) | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
8 | «Берёза» (аппликация) | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
9 | «Старое дерево» (заготовка) | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
октябрь | |||||
1 | «Старое дерево» (аппликация) | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
2 | «Дом» (заготовка) | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
3 | «Дом» (аппликация) | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
4 | «Морковь» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
5 | «Репка» | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
6 | «Арбуз» | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
7 | «Белка» (заготовка – голова) | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
8 | «Белка» (заготовка – туловище, аппликация) | 1 | 0,5 | 0,5 | решение проблемной ситуации |
ноябрь | |||||
1 | «Заяц» (заготовка туловище) | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
2 | «Заяц» (заготовка голова) | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
3 | «Заяц» (аппликация) | 1 | 0,5 | 0,5 | решение проблемной ситуации |
4 | «Щенок» (заготовка голова) | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
5 | «Щенок» (заготовка туловище, аппликация) | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
6 | «Котёнок» (заготовка голова) | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
7 | «Котёнок» (заготовка туловище, аппликация) | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
8 | «Лисичка-сестричка» (заготовка туловище) | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
9 | «Лисичка-сестричка» (аппликация) | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
декабрь | |||||
1 | «Серая шейка» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
2 | Аппликация «Серая шейка и Лисичка-сестричка» | 1 | 0,5 | 0,5 | решение проблемной ситуации |
3 | «Петушок Золотой Гребешок» | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
4 | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение | |
5 | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение | |
6 | 1 | 0,5 | 0,5 | решение проблемной ситуации | |
7 | «Ёлка» | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
8 | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение | |
9 | «Дед Мороз» | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
январь | |||||
1 | «Бульдог» (заготовка- голова, уши) | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
2 | «Бульдог» (заготовка туловище, аппликация) | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
3 | «Петрушка» (заготовка – голова) | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
4 | «Петрушка» (заготовка-сапожки) | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
5 | «Петрушка» (аппликация) | 1 | 0,5 | 0,5 | решение проблемной ситуации |
февраль | |||||
1 | «Снеговик» (заготовка – туловище) | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
2 | «Снеговик» (заготовка – ведро, морковка) | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
3 | Аппликация «Снеговик» | 1 | 0,5 | 0,5 | решение проблемной ситуации |
4 | «Снежинка» | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
5 | Аппликация «Снежинка» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
6 | «Зайка» | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
7 | «Самолет» | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
8 | «Самолет» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
март | |||||
1 | «Тюльпан» | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
2 | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение | |
3 | «Кактус» | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
4 | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение | |
5 | «Медведь» | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
6 | «Подсолнух» | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
7 | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение | |
8 | «Человечек» | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
9 | «Чаша» | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
апрель | |||||
1 | «Птичка на веточке» | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
2 | «Сердечко» | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
3 | «Рыбка»№1 | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
4 | «Рыбка»№2 | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
5 | «Луна-рыба» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
6 | «Петух»№2 | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
7 | «Кузнечик» | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
8 | «Кролик» | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
май | |||||
1 | «Кукуруза» | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
2 | «Баклажан» | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
3 | «Яхта» | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
4 | «Солнце» | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
5 | «Шапка для Гнома» | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
6 | «Зверушки-говорушки» | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
7 | 1 | 0,5 | 0,5 | решение проблемной ситуации | |
8 | «Кошечка»№2 | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
9 | «Колпак» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
июнь | |||||
1 | «Лист клёна» | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
2 | «Гофрированный гриб» | 1 | 0,5 | 0,5 | решение проблемной ситуации |
3 | «Цветочек-бабочка» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
4 | «Ёжик» | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
5 | «Гофрированное яблоко» | 1 | 0,5 | 0,5 | решение проблемной ситуации |
6 | «Дерево»№2 | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
7 | «Дерево, елка»№2 | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
8 | «Самолет»№2 | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
9 | «Мышь»№2 | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
июль | |||||
1 | «Клубничка» | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
2 | Аппликация «Клубничка» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
3 | «Ваза» | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
4 | «Ромашка» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
5 | Аппликация «Ваза с ромашками» | 1 | 0,5 | 0,5 | решение проблемной ситуации |
6 | «Гриб» (заготовка – шляпка) | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
7 | «Гриб» (заготовка – ножка, аппликация) | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
8 | «Гофрированное солнце» | 1 | 0,5 | 0,5 | решение проблемной ситуации |
август | |||||
1 | «Ваза с ветками» (заготовка-лист) | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
2 | «Ваза с ветками» (аппликация) | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
3 | «Ваза с фруктами» (заготовка-ваза) | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
4 | «Яблоко» | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
5 | «Груша» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
6 | «Ваза с фруктами» (аппликация) | 1 | 0,5 | 0,5 | решение проблемной ситуации |
7 | «Рябинка» (заготовка – лист) | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
8 | «Рябинка» (заготовка – ягода,) | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
9 | Аппликация «Ветка рябины» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
9.Календарный учебный график
месяц | Чис ло | Вре мя прове дения | Количество часов | Содержание занятй, раздел подготовки, тема, форма занятия, форма контроля и т.д | Мероприятия в рамках учебного плана |
сентябрь | 02 07 09 14 16 21 23 28 30 | в 15.30 два раза в неделю | 9 | 1.Ознакомление детей с новым видом искусства «оригами». Базовая форма «квадрат» 2.Базовая форма «дойной треугольник». 3.Базовая форма «блинчик». 4.Базовая форма «воздушный змей» Аппликация «Воздушный змей». 5.Схема «Гора». 6.Схема «Облако». 7.Схема «Берёза»(заготовки) (стр 17). 8.Схема «Берёза» ( аппликация). 9.Схема «Старое дерево» (стр 18), (заготовка) | диагностика |
октябрь | 5 7 12 14 19 21 26 28 | в 15.30 два раза в неделю | 8 | 1.Схема «Старое дерево», (аппликация). 2.Схема «Дом» (вариант1, стр 20), (заготовка) 3.Схема «Дом» (вариант1), (аппликация). 4.Схема «Морковь» (стр 61), 5.Схема «Репка» (стр 62), Театрализация сказки «Репка» 6. Схема «Арбуз» 7.Схема «Белка голова» (стр 78), (заготовка) 8.Схема «Белка туловище» (стр 83), (аппликация). | диагностика |
ноябрь | 02 04 09 11 16 18 23 25 30 | в 15.30 два раза в неделю | 9 | 1.Схема «Заяц-голова» (стр.27), (заготовка) 2.Схема «Заяц-туловище» (стр.28), (заготовка) 3.Аппликация «Заяц»», 4.Схема «Щенок -голова» (стр.29), (заготовка) 5.Схема «Щенок-туловище» (стр.30), (аппликация «Щенок») 6.Схема ««Котёнок»(заготовка голова)» (стр 31), 7.Схема «Котёнок» (заготовка хвост, аппликация) (стр 32) 8.Схема «Лисичка-сестричка - туловище»(стр.33),(заготовка) 9.Схема «Лисичка-сестричка - аппликация»( стр 34) | диагностика |
декабрь | 02 07 09 14 16 21 23 28 30 | в 15.30 два раза в неделю | 9 | 1.Схема «Серая шейка» (стр.35), (заготовка) 2.Аппликация «Серая шейка и Лисичка-сестричка» 3.Схема «Петушок-золотой гребешок»(стр.21(заготовка) 4 Схема «Петушок-золотой гребешок» (стр24), (заготовка) 5. Схема «Петушок-золотой гребешок» (стр25), (заготовка) 6. Схема «Петушок-золотой гребешок»(аппликация) (стр26), 7.Схема «Ёлка»(стр 11), 8.Схема «»Ёлка вариант 2», 9.Схема «дед Мороз» | диагностика |
январь | 11 13 18 20 25 27 | в 15.30 два раза в неделю | 6 | 1.Схема «Бульдог» (заготовка- голова, уши)(стр.92) 2.Схема «Бульдог-туловище»(стр95) 3.Схема «Петрушка -голова»(стр97), (заготовка) 4.Схема «Петрушка –туловище,»(стр 98), (заготовка) 5. Схема «Петрушка - сапожки»(стр99), (заготовка) 6. «Петрушка – аппликация» | диагностика |
февраль | 01 03 08 10 15 17 22 24 | в 15.30 два раза в неделю | 8 | 1.Схема «Снеговик-туловище»(стр129), (заготовка) 2.Схема «Снеговик-ведро, морковь»(стр130), (заготовка) 3.Аппликация «Снеговик» 4.Схема «Снежинка»(стр131) (заготовка) 5.Аппликация «Снежинка» 6.Схема «Зайка вариант 2» 7.Схема «Самолет№1, №2» 8. Схема «Самолет№3, №4» | диагностика |
март | 01 03 10 15 17 22 24 29 31 | в 15.30 два раза в неделю | 9 | 1.Схема «Тюльпан»(стр111), (заготовки) 2.Схема «Тюльпан»(стр112), (заготовка) 3.Схема «Кактус-горшок»(стр118), (заготовка) 4.Схема «Кактус-цветок»(стр119), ( аппликация) 5.Схема «Медведь» 6.Схема «Подсолнух - цветок», 7. Схема «Подсолнух-стебель, лист, аппликация» 8. Схема «Человечек» 9.Схема «Чаша» | диагностика |
апрель | 05 07 12 14 19 21 26 28 | в 15.30 два раза в неделю | 8 | 1.Схема «Птичка на ветке» 2.Схема «Сердечко» 3.Схема «Рыбка вариант1» 4.Схема «Рыбка вариант2» 5.Схема «Луна-рыба» 6.Схема «Петух №2» 7.Схема «Кузнечик» 8.Схема «Кролик» | диагностика |
май | 03 05 10 12 17 19 24 26 31 | в 15.30 два раза в неделю | 9 | 1.Схема «Кукуруза» 2.Схема «Баклажан» 3.Схема «Яхта» 4.Схема «Солнце» 5.Схема «Шапка для Гнома» 6.Схема «Зверушки-говорушки», (заготовка) 7.Аппликация «Зверушки-говорушки» 8.Схема «Кошечка №2» 9.Схема «Колпак» | диагностика |
июнь | 02 07 09 14 16 21 23 28 30 | в 15.30 два раза в неделю | 9 | 1.Схема «Лист клена»(стр115), 2.Схема «Гофрированный гриб» (стр138) 3.Схема «Цветочек-бабочка» (стр133) 4.Схема «Ёжик» (стр139) 5.Схема «Гофрированное яблоко» 6.Схема «Дерево№2» 7.Схема «Дерево №2, елка №2» 8.Схема «Самолеты» 9.Схема «Мышь №2» | диагностика |
июль | 05 07 12 14 19 21 26 28 | в 15.30 два раза в неделю | 8 | 1.Схема «клубничка» (заготовка) 2.Аппликация «Клубничка» 3.Схема «Ваза»(стр113), (заготовка) 4.Схема «Ромашка»(стр114), (заготовка) 5.Аппликация «Ваза с ромашками» 6.Схема «Гриб-шляпка»(стр116),. 7.Схема«Гриб» (заготовка – ножка, аппликация)(стр117) 8.Схема «Гофрированное солнце» | диагностика |
август | 02 04 09 11 16 18 23 25 30 | в 15.30 два раза в неделю | 9 | 1.Схема «Ваза с ветками - листья»(стр104) (заготовка) | диагностика |
2.«Ваза с ветками» (аппликация)(стр 105) | |||||
3.Схема «Ваза с фруктами» (заготовка-ваза) (стр 105) | |||||
4.Схема «Яблоко» (стр 106) | |||||
5.Схема «Груша» (стр 107) | |||||
6.«Ваза с фруктами» (аппликация) | |||||
7.Схема «Рябинка-лист» (стр 110), (заготовка) | |||||
8.Схема «Рябинка-ягоды» (заготовка) | |||||
9.Аппликация «Ветка рябины» (стр 110) |
10. Перечень информационного и материально-технического обеспечения программы:
- сведения о помещении, в котором проводятся занятия - группа «Смешарики»;
- перечень оборудования учебного помещения - переносная доска, столы и стулья для воспитанников и воспитателя, шкаф для хранения дидактических пособий и учебных материалов;
- перечень технических средств обучения – ноутбук, цветной принтер;
- перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, картон белый, картон цветной, двусторонняя цветная бумага, цветная бумага для аппликаций, клей-карандаш, ножницы, салфетки цветные, салфетки влажные, салфетки белые, фломастеры, простой карандаш, линейка, маркеры цветные, дощечка для работы с клеем, белая бумага для компьютера, контейнер для хранения заготовок.;
- учебный комплект на каждого обучающегося – картон белый, картон цветной, бумага для аппликации, ножницы, карандаш, линейка, клей-карандаш, фломастеры, маркеры, двусторонняя цветная бумага для компьютера, схемы, контейнер для хранения заготовок ;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
1.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. С-Пб, «Химия», 1994
2..Коротеев И.А. ,Оригами для малышей. М, «Просвещение», 1996
3. Кобитина И.И., Работа с бумагой: поделки и игры, «Сфера», Москва 2001г.
4.Малышева Н., Сказочные поделки, Москва 2001г.
5.СоколоваС.В., Сказка оригами, Москва 2004г.
6.Соколова С.В.,Школа оригами. Аппликации и мозаика С-Пб, «Валерии СПД», 2005г.
7.СержантоваТ.Б.,Оригами базовые формы, Москва 2012 г.
8.Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996
9.Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996
10. интернет ресурсы
Интернет ресурсы:
1.https://infourok.ru/programma-kruzhka-origami-v-starshey-gruppe-detskogo-sada-2586955.html
5. https://infourok.ru/programma-kruzhka-origami-v-starshey-gruppe-detskogo-sada-2586955.html
7. http://www.karakyli.ru/2014/07/10/prostye-bazovye-formy-origami/
8. http://www.tvoyrebenok.ru/origami-pingvin-2.shtml
.
Приложение №1
Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка оригами «Волшебный квадратик»
(старшая группа)
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить | Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога и слушая устные пояснения | Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.) | Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. | Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу | Точность и аккуратность выполнении работы | Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы | Общее количество баллов | Процент усвоения программы |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 |
Приложение 2
Консультации для родителей.
Консультация для родителей.
"Влияние оригами на всестороннее развитие дошкольника"
Орига́ми — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги.
Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Бо́льшая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой (1911—2005). Классическое оригами предписывает использование одного листа бумаги без применения ножниц.
Существует множество версий происхождения оригами. Одно можно сказать наверняка — по большей части это искусство развивалось в Японии. Оригами стало значительной частью японских церемоний. Самураи обменивались подарками, своего рода символами удачи, сложенными из бумажных лент. Сложенные из бумаги бабочки использовались во время празднования свадеб и представляли жениха и невесту.
Однако, независимые традиции складывания из бумаги, хоть и не столь развитые, как в Японии, существовали среди прочего в Китае, Корее, Германии и Испании. В начале XIX века Фридрих Фрёбель сделал огромный вклад в развитие складывания из бумаги, предложив это занятие в качестве обучающего в детских садах для развития детской моторики. По мнению Фребеля, ребёнок от природы наделен четырьмя инстинктами: деятельности, познания, художественным и религиозным. Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая её сущность, он доказывал, что игра для ребёнка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живёт, она — его собственная жизнь.
Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Оригами имеет огромное значение в развитие конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и. т. д), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Изготовление различных поделок из цветной бумаги - увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления и т.д. Можно соединить занятия оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Оригами помогает:
- сделать рывок в развитии речи;
- улучшить произношение и обогатить лексику;
- подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу, ведь там им придется много писать;
- предотвратить появление так называемого писчего спазма - частой беды начинающих школьников;
- развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз - умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
- стимулировать фантазию, проявить творческие способности;
- играя, освоить начало геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
- научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных координат", что предотвратит возможность возникновения неврозов;
- ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.
Таким образом, ведущими педагогами и психологами доказано, что оригами имеет большое значение в развитии пространственного воображения у детей старшего дошкольного возраста, их подготовки к обучению в школе, а также для решения психологических проблем личности дошкольника.
Консультация для родителей.
«Что может дать ребенку оригами?»
В простом листе бумаги скрыто бесконечное число самых разных фигурок – зверей, птиц, рыб, цветов и многого другого. Умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии. Такие способности считались у придворных одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Это умение передавалось из поколения в поколения. Чтобы творить такие бумажные чудеса, надо овладеть волшебным искусством оригами.
Почему именно оригами? Что оно может дать ребенку? Ведь существует столько захватывающих занятий и игр для детей. Зачем вспоминать игры пятисотлетней давности? Прежде чем ответить на эти вопросы, попробуем разобраться, с какими проблемами постоянно сталкивается человек в течение всей своей жизни. Как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности – вот главная проблема для ребенка. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех.
Для творческого развития главное – ребенок должен постоянно решать проблемы ( и простые и сложные). Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо! В одном листке скрыты мириады разных образов: и традиционные кораблики, самолетики, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат.
Оригами в переводе с японского – это искусство бумажной пластики. «Найди скрытые в бумаге сгибы и изломы – и ты получишь оригами». Оно привлекло внимание многих жителей России, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развитие мелкой моторики. Психологи считают, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Специалисты рекомендуют малышам, которые учатся говорить, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами – мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный простор - мелких движений не только много, они еще и разнообразны.
Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти все делаем правой рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятия оригами гармонизирует работу полушарий мозга, потому что мы все делаем двумя руками. И этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения.
Таким образом, занятия оригами:
- дисциплинируют;
- воспитывают усидчивость, ответственность; аккуратность;
-бережное отношение к предметам и материалу (бумаге);
-способствует формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;
-способствует на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;
- позволяют детям испытывать свои возможности и проявить способности:
-конструктивные – при создании фигурки из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами и соединенных с помощью клея;
- изобразительные – за счет частичной или полной дорисовки деталей, использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цвета;
- творческие – оригинальное применение известных моделей, изобретение вариаций на классические модели, изобретение своих фигурок;
- оформительские – оформление открыток, помещений к празднику;
- театральные – обыгрывание сложных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.
Оригами. Советы родителям
Упражнения складывания необходимо сочетать со словесными комментариями и наводящими вопросами:
- Где угол квадрата? и так далее.
- Начните знакомство с техникой оригами с самых простых фигурок, предлагая ребенку повторять ваши действия с бумагой.
- Получайте удовольствие от общения с малышом, не требуйте от него слишком многого.
- Не скупитесь на похвалу, найдите слова ободрения в случае неудачи, настройте ребенка на то, что в следующий раз все получится гораздо лучше.
- Применяйте свои артистические способности, исполняя роль ученика, и ваш маленький «учитель» с радостью придет вам на помощь.
- Помните, что занятие не должно длиться более 25 минут.
- При проявлении усталости используйте потешку, сопровождая ее пальчиковой гимнастикой:
Наши пальцы не ленились,
Над фигуркою трудились.
Уголочки загибали
И немножечко устали.
Мы легонько их стряхнем,
Снова складывать начнем.
«Влияние оригами на развитие речи дошкольников»
Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами - волшебство, чудо и конечно, игра.
Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий»
В.М. Бехтерев писал: «что движение рук тесно связано с речью и её развитием». В.А Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма).
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход о простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности все это факты, характеризующие развитие ребенка. Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.
Выше сказанное позволяет выделить ряд достоинств оригами как средства интеллектуального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. К ним можно отнести:
Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.
Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы.
Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.
Консультация для родителей "Волшебный мир бумаги"
Одним из признаков творческой личности является нестандартное мышление, развитию которого способствует технология конструирования из бумаги. Ведь ребенку дошкольнику надо увидеть образ своей любимой собачки и воплотить его в кусочке бумаги, увидеть в сложенном из бумаги медведе своего сказочного героя и принять его в игру, в сказку.
Конструирование из бумаги включает в себя все элементы других видов детской деятельности – игры, труда, изобразительной деятельности.
Чтобы развить в детях творческий потенциал я предлагаю использовать новые технологии, которые будут интересны не только ребёнку, но и взрослому.
Благодаря такому интегральному характеру в технологии конструирования из бумаги и заключены благоприятные возможности для развития творчества и самостоятельности дошкольников.
Занятие оригами не только интересно ребенку, но и крайне полезно для его общего развития. Ученые и педагоги признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве существует прямая связь. В этом искусстве ребенок получает удовольствие и развивает свои творческие навыки. Ведь еще Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо! В одном листике скрыты многие образы: и кораблик, самолетик, домик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. В руках ребенка бумага оживает: машет крыльями журавлик, семенит, спускаясь с горки, человечек, высоко парит самолетик, прыгает лягушка, каркает ворона. Сколько радости, сколько восторга!
Киригами – достаточно новое искусство. Оно пришло к нам в 1980 году из Японии. В технике киригами допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги.
Заниматься оригами можно начинать со второй младшей группы.
Бумага – один из самых простых, доступных, легко обрабатываемых материалов.
Дети 3-4 лет выполняют простейшие поделки из бумаги, знакомятся с разными свойствами бумаги (толстая – тонкая, мягкая – жесткая), простейшими действиями, которые можно производить с бумагой (рвать, мять, сгибать). Для создания мотивации рекомендую использую разные игровые приемы: «Посмотрите – к нам пришла в гости кошечка. Ей очень скучно одной. Давайте мы пригласим к ней ее котят». И после занятия мои малыши играли с котятами из оригами в «Семью», в кошачьи догонялки. Вместе вы можете разыграть сказку В. Сутеева «Три котенка».
Простейшие поделки, которые можно выполнить с детьми: «Легкие бумажные шарики», «Новогоднее украшение – елочная гирлянда», «Книжка», «Гусеница». Детям младшего дошкольного возраста трудно делать самостоятельно поделки-оригами, поэтому они выполняют их совместно со взрослым.
По мере развития детей усложняются умения и навыки работы с бумагой, расширяются и обогащаются знания о ее свойствах, способах работы с ней (закручивание круга в конус, превращение квадрата в куб). Запас навыков конструирования раскрывает большие возможности для развития творческих способностей.
Из бумаги можно сделать массу всего интересного, начиная от простых елочных украшений, самодельных открыток, аппликаций, и заканчивая сложнейшими объемными моделями автомобилей, зданий и животных. Чем богаче фантазия, тем большее количество поделок можно придумать.
Дети 5-7 лет быстро включаются в работу если их заинтересовать событийными мероприятиями, посещение музея космонавтики, продуктом которого было панно ко Дню космонавтики «Полет к звездам». Во время проведения проекта дети и в детском саду и дома могут придумывать рассказы о космических путешествиях, загадки, играть в игру «Мы – космонавты».
Возможность же изготовлять поделки из яркой цветной бумаги поднимает уровень художественной задачи, и ребенок вовлекается в активную творческую деятельность, он начинает украшать, совершенствовать свою игрушку, стремится сделать ее наряднее, привлекательнее. Здесь проявляются творческие способности детей и в изобразительной деятельности. У каждого ребенка получается своя игрушка, которую он создал сам. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят.
Дети имеют возможность самим создать такие поделки, которые затем будут использованы в оформлении детской комнаты, этот момент повысит у детей самооценку и даст возможность дальше развивать творческие способности.
Оригами является средством развития и математических способностей, пространственного мышления. Занимаясь конструированием из бумаги дошкольники получают первые знания о геометрических фигурах, объемных фигурах (куб, цилиндр, конус и др.).
Польза конструирования из бумаги очевидна. Оригами является средством развития познавательных и творческих способностей. Ведь творчество – это создание чего-то нового.
Консультация для родителей.
«Значение оригами для всестороннего развития ребенка»
Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость. Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, внимание, память, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную школьную жизнь. Подготовка ребенка к этому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ —искусство, близкое ему и доступное.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами способами действия с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитие конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен заполнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотношения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т.д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
Систематические занятия с ребенком оригами — гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению. Только совместными усилиями мы можем добиться хороших успехов.
Консультация для родителей:
«Деятельное познание мира средствами оригами».
Искусство оригами возникло в Японии примерно в IХ веке нашей эры. В далекой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуальным действием. Ими украшали статую «многоликой» и «тысячерукой» богини милосердия Каннон, чтобы задобрить её и попросить покровительства. Японцы видели мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. Ведь «ори» означает «сложенный», а «ками» -«бумага» и «бог» одновременно.
Утратив со временем своё ритуальное предназначение, оригами вышло за пределы храмов и достигло императорского двора. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Аристократы соревновались в умении складывать в форме бабочки, журавля или цветка важные послания и дружеские записки. Фигурки оригами служили гербом и печатью в некоторых семьях. Именно тогда было изобретено множество моделей, ставших в последствии классическими. Среди них –японский журавлик (цуру) –традиционный символ счастья и долголетия. В те времена бумага была материалом редким и дорогим. Лишь спустя несколько столетий оригами стало достоянием каждого японца, украшением японского быта, карнавальных шествий, народных праздников. Во второй половине XIX века оригами постепенно распространилось по всему миру. Тогда же оригами стало одним из любимых занятий детей в России. Оригами увлекались многие известные люди, среди которых Леонардо да Винчи, Льюис Кэрролл, Гарри Гудини, Лев Толстой.
Приложение 3
СХЕМЫ ОРИГАМИ
Приложение 4
Лось Аристотель
Дятел Тю-тюк
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ СПОСОБОМ ОРИГАМИ С ЭЛЕМЕНТАМИ АППЛИКАЦИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Конспект занятия по конструированию способом оригами с элементами аппликации в подготовительной группе....
Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике оригами с элементами аппликации в старшей группе детского сада на тему "Космическая ракета". Трантина Ю.Н.
Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике оригами с элементами аппликации в старшей группе детского сада на тему "Космическая ракета". Трантина Ю.Н.Конспект занятия по конструи...
Самоанализ конспекта интегрированного занятия с элементами аппликации в младшей группе «Мы рады весне»
Цель: развитие познавательных способностей через организацию различных видов деятельности.Для достижения поставленной цели на протяжении всего занятия мной решались следующие задачи:образовательные:за...
Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике ( ладошкой ) с элементами аппликации в младшей группе "Курочка Ряба"
Дети дошкольного возраста особенно любят рисовать нетрадиционными способами. Одинаково интересно и полезно рисование ладошками для детей 2–3 лет, 4–5 лет и 6–7 лет.Техника рисун...
Коллективная работа «Колокольчики» в технике оригами с элементами аппликации в подготовительной группе
Мастер- класс по изготовлению коллективной работы по оригами с элементами аппликации...
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Конструирование из бумаги (оригами с элементами аппликации) в старшей группе «Солдатушки, браво ребятушки»
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Конструирование из бумаги (оригами с элементами аппликации) в старшей группе «Солдатушки, брав...
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Конструирование из бумаги (оригами с элементами аппликации) в старшей группе «Солдатушки, браво ребятушки»
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Конструирование из бумаги (оригами с элементами аппликации) в старшей группе «Солдатушки, брав...