Планирование работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста
консультация по обж

Князева Светлана Юрьевна

Безопасность жизнедеятельности» — это область образования детей дошкольного возраста, содержание которой, направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар для молодых и малоопытных педагогов «Планирование работы по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста»

Формирование безопасного образа жизни является актуальной проблемой современного общества.   Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы ЗОЖ и ОБЖ.

Очень важно, каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д.

Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности.

  2 слайд  «Безопасность жизнедеятельности» — это область образования детей дошкольного возраста, содержание которой, направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решения задач:

  обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми;

знакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях;

формировать представления о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

формировать представления о правилах безопасного использования электронных гаджетов, в том числе мобильных устройств, планшетов и пр., знакомить с основными правилами пользования сети Интернет

   Как отмечают многие исследователи, занимающиеся проблемами безопасности, главной особенностью в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста является то, что при знакомстве детей с правилами безопасности очень важно делать акцент на формирование у них определённой модели поведения, которая способствуют наиболее эффективному усвоению детьми знаний и навыков безопасности жизнедеятельности:

· предвидеть опасность

· уметь принять меры во избежание опасности

· уметь обращаться за помощью к другим

· уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников начинается с создания и обогащения предметно-развивающей среды в группе. В групповых помещениях создаются «Центры безопасности», для оснащения которых необходимо подбирать и разрабатывать дидактические игры и пособия по формированию у дошкольников основ безопасности. Они способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях. Построение развивающей предметно- пространственной среды позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения. В этом развивающая предметно- пространственная среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности ребенка. Развивающую предметно пространственную среду организуют с учётом ФГОС и ФОП, что способствует организации содержательной образовательной деятельности и разностороннему развитию каждого ребёнка, созданию благополучного эмоционально-психологического климата

Планирование работы по формированию навыков безопасного поведения

в быту, социуме, природе

3 слайд Методические пособия, обеспечивающие реализацию ОО «Социально-коммуникативное развитие» по направлению ОБЖ учебно-методического пособия Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Безопасность пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» и Саулина Т.Ф. «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»

Программа не накладывает ограничения на выбор материалов, оборудования, методических

приемов. Важно, учитывая опыт детей, подбирать и использовать их адекватно возрастным

особенностям и целям развития. Реализация программы в каждом дошкольном учреждении может осуществляться по-разному. Выбор приоритетных направлений работы методических приемов, материалов, оборудования должен определяться конкретными условиями. Целесообразно в соответствии с основными направлениями содержания программы оценить, что уже сделано, а затем наметить план дальнейшей работы. В одних детских садах уже эффективно ведется работа по физическому развитию детей, укреплению здоровья; в других давно уделяется большое внимание правилам дорожного движения, и в помещении или на участке есть соответствующие тренировочные зоны. Поэтому вначале необходимо провести анализ того, что из содержания программы уже входит в те или иные занятия и виды деятельности, и после этого разработать перспективный план работы. В условиях вариативности и разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми не может быть предложено единой модели планирования педагогической работы. Каждое дошкольное учреждение должно определить свои возможности (имеющиеся специалисты, используемые парциальные программы и методики, материальная база), а также более широкие — климатические, социокультурные и другие региональные особенности.

Вместе с тем данная программа, в силу ее особого значения для охраны жизни и здоровья

ребенка, требует соблюдения следующих принципов.
4 слайд Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности. 

Принцип системности. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня; для этого можно выбрать определенный день недели или работать тематическими циклами (каждый день в течение недели с последующим перерывом в две-три недели). Однако независимо от выбранного ритма следует учитывать такой фактор, как состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало, основное содержание программы давать не следует, можно лишь закреплять пройденный материал. Также надо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и сложности, и от педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.

Принцип сезонности. По возможности следует использовать местные условия, поскольку значительная часть программы заключается в ознакомлении детей с природой (например, разделы, предусматривающие знакомство детей со съедобными и несъедобными грибами и ягодами, рассматривание через лупу или микроскоп талой воды). Если в зимний период можно ограничиться дидактическими пособиями, то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк с целью максимального приближения к естественным природным условиям и закрепления соответствующего материала.

Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Так, у городских детей особые проблемы возникают именно в условиях сельской местности (как обращаться с печкой, как ориентироваться в лесу, как вести себя с домашними животными). И наоборот, сельские дети, попадая в город, часто оказываются не подготовленными к правильному поведению на улице, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми. Иными словами, у каждого ребенка существует свой опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием. Компенсировать его неосведомленность в правилах поведения в непривычных для него условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы дошкольного учреждения.

Принцип возрастной адресованности. Содержание работы по

разделам используется в разных возрастных группах. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие — для среднего, третьи — для старших дошкольников. Второй путь — одно и то же содержание программы по разделам используется для работы в разных возрастных группах. (В обоих случаях должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей.) Изучаемые темы повторяются в каждой группе, меняются только содержание, объем познавательного материала, его сложность и длительность изучения.

Принцип интеграции. содержание органично вплетается в содержание основной образовательной программы. Интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и контингентом детей. Прежде всего это касается занятий по изобразительной, по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию, а также нерегламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов. Выбор наиболее подходящей модели зависит от общей организации педагогического процесса дошкольного учреждения. Вместе с тем, для большей эффективности следует использовать разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры). Иными словами, предлагаемая программа не должна быть искусственной надстройкой, ее следует естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

Принцип координации деятельности педагогов. Тематические планы воспитателей и специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развертывать определенные темы. Например, инструктор по физвоспитанию, комментируя физические упражнения, рассказывает об их пользе, опираясь на уже имеющиеся у детей сведения о строении организма человека. Если в дошкольном учреждении есть практический психолог, его рекомендуется привлечь к работе по профилактике и психотерапии детских страхов, последствий, преодолению конфликтов. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье. Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса

5 слайд  Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется по трем направлениям:

1.Работа с педагогическим коллективом;

2.Работа с родителями воспитанников;

3.Работа с детьми.

6 слайд Работа с педагогическим коллективом 

Для повышения педагогического мастерства педагогов создаётся перспективный план работы для всех возрастных групп, определяются цели и задачи для каждого возраста, подбираются и систематизируются печатные и дидактические материалы и пособия для дошкольников, проводится диагностика знаний педагогов по теме.

       - Подбирается методическая литература для воспитателей, рекомендации по созданию предметно-развивающей среды по теме.

       - Проводятся консультации, беседы, педсоветы, диспуты, деловые игры, семинары-практикумы, где воспитатели получают рекомендации, материал для работы с родителями и детьми и др.

       - Обсуждается планирование работы по формированию у детей безопасного поведения, изучается передовой опыт организации работы с детьми по привитию им навыков безопасной жизнедеятельности.

7 слайд  Работа с родителями воспитанников

Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми.

Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию образовательной работы в ДОУ. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.

Цель работы с родителями — объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить правила, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.

Разработка плана сотрудничества с семьей по данной проблеме.

Информация о безопасности воспитанников выложена на сайте нашего дошкольного учреждения, родители знакомы с пропускным режимом, с так же информированы о наличии охранной системы «Тревожной кнопки» и «Системой автоматической пожарной сигнализации».

Возможны следующие формы работы педагогов с родителями:

Анкетирование, опросы: «Мой взгляд на безопасность», «Причины дорожно-транспортных происшествий», «Знакомство ребенка с какой формой безопасности более важно?», «Говорите ли вы с малышом о правилах повеления незнакомыми людьми?» и др.

организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней;

ознакомление родителей с работой детского сада по формированию безопасного поведения в быту, социуме, природе (открытые просмотры образовательной деятельности, дни открытых дверей, акции, тематические видеофильмы) ;

организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, инспектора дорожной полиции, пожарного и т. д..)

 Предусмотрено проведение консультаций, семинары-практикумы, вечера - развлечений и выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых.

Вовлечение родителей в различные акции, конкурсы, соревнования.

Наряду с традиционными воспитатели используют и инновационные методы работы .

В первую очередь это метод проектной деятельности. Включение родителей в исследовательские и практико-ориентированные проекты способствует вовлечению родителей в сферу интересов ребёнка, совместному поиску решения, достижению цели. В каждой возрастной группе воспитателями совместно с родителями разрабатывают проекты по  основам безопасности жизнедеятельности.

8,9 слайд  3 Работа с детьми.

Дети наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.

Особенности дошкольного возраста требуют постоянного повторения и закрепления знаний, умений и навыков. Кроме того, достаточно большой объем материала по ознакомлению с окружающими и лимитированное количество занятий в течение года диктуют необходимость соединения отдельных тем, вынесение некоторых из них за рамки организованной образовательной деятельности и рассмотрение через другие формы работы с детьми.

Режим занятий –их разнообразие и общее количество позволяет реализовывать указанную задачу ежемесячно, объединяя с другими задачами-по развитию речи, обучению изобразительной деятельности, введению в основы экологии. Поэтому в перспективном плане возможно, например, наряду с закреплением знаний о транспорте формировать навыки рассказывания о предмете или игрушке

Очевидно, что весь объем знаний, рекомендованный программой невозможно передать детям только на занятиях. Закрепление, расширение и углубление знаний осуществляется в беседах, с детьми, которые могу быть организованы преимущественно во второй половине дня или на прогулке.

Ребёнок эффективно усваивает знания, если они даются в определённой системе. Поэтому перспективное планирование программного материала по ОБЖ предусматривает следующие формы работы:

- чтение произведений художественной литературы., дети знакомятся через загадки, стихотворения, поговорки, сказки, рассказы. Необходимо использовать примеры из знакомых сказок и литературных произведений.

   -   наиболее эффективной формой ознакомления дошкольников с основами безопасности является игра. Использовать можно различные виды игровой деятельности: словесные, дидактические, сюжетно-ролевые театрализованные, подвижные. Понятным и доступным для дошкольника видом деятельности является игра-драматизация. Театральное действие наиболее эффективный метод эмоционального и нравственного воспитания. Оно пробуждает в дошкольнике чувство сопереживания, возмущения против несправедливости, желание помочь, защитить слабого. Через восприятие сказочных, театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки.

   - ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные моменты

   продуктивные виды деятельности6 лепка, аппликация, рисование, конструирование

Эффективная форма работы-со старшими дошкольниками игровые тренинги «Мы вызываем службу спасения», «Оказание первой помощи», « Я потерялся» , «Один дома» , акции «Помоги бездомным животным», Он даёт возможность каждому ребёнку побывать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно или с помощью группы найти правильное решение, выработать правильный алгоритм поведения. Ход каждого игрового – тренинга определяется возможностями детей, уровнем их подготовленности. На тренингах следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Цель педагога - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.  

-решение проблемных ситуаций: «Какую ошибку совершила Красная шапочка?», « Что ты буде делать, если постучали в дверь?»

   - организация встреч с представителями экстремальных и социальных служб (врачами, медсестрами, полицейскими, пожарными, спасателями и т.п.).

Необходимо отдельно остановиться на проектной деятельности, организация которой помогает углубить представления детей, позволяет им выразить свое отношение к проблеме что в конечном счете развивает познавательные способности, творческое мышление детей, их коммуникативные навыки. 

10слайд Примерный перспективный план работы на год включает работу по 6 основным направлениям:

Ребёнок и другие люди. Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.

Ребёнок и природа. Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.

Ребёнок дома. В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.

Здоровье ребёнка. Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.

Эмоциональное благополучие ребёнка. Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.

Ребёнок на улице. Дети знакомятся с правилами поведения на улицах, правилами дорожного движения.

Воспитание культуры безопасного поведения – непрерывный, систематический, последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем и все, что ребенок усвоит в детском саду (правила безопасного поведения, ЗОЖ) прочно останется у него навсегда. Таким образом, компетентность, сформированная при изучении основ БЖ, позволит дошкольникам в дальнейшем обеспечивать здоровье и безопасность, оценивать и строить свою деятельность с позиций собственной безопасности и безопасности общества.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы.Тема"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность""Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.ОстровскийНа современном этапе развити...

Материал к методическому объединению для воспитателей средних групп Тема: Опыт работы «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».

Материал к методическому объединению для воспитателей средних группТема: Опыт работы «Формированиеоснов безопасности  жизнедеятельностиу детей дошкольного возраста»....

Опыт работы «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Актуальность данной темы обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, в природе, ухудшен...

Организация системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется как одна из главных проблем человечества.  Каждый человек, и взрослый, и ребёнок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуаци...

"Презентация опыта работы" «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

Пояснительная записка«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью.Б...

Обобщение опыта педагогической работы "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастаю...

Опыт работы на тему «Формирование основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».

Безопасность жизнедеятельгости в совпременном мире является одной из центральных проблем человечества....