Технология познавательного развития.Ознакомление с природой в детском саду
материал
Предварительный просмотр:
Тематический план «Ознакомление с природой в детском саду»
Средняя группа
сентябрь.
Тема N1 . Листопад
Цель: Показать многообразие красок золотой осени; раскрыть новое понятие «листопад»
Тема N2 . Что нам осень принесла?
Цель: Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе для здоровья человека природных витаминов.
Тема N3 . У медведя во бору грибы, ягоды беру...
Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.
октябрь.
Тема №1 Прохождение экологической тропы
Цель: Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Тема №2 Где что растет?
Цель: Дать детям понятие о фруктах и ягодах; напомнить строение растений (дерево, куст)
Тема №3 Кто в домике живет?
Цель: Познакомить детей с частями щенка (котенка), их названием; уточнить, как называют маму щенка (котенка)
Ноябрь
Тема №1 Осенние посиделки .Беседа о домашних животных
Цель: Закреплять знания детей о сезонных и изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.
Тема №2 Хмурая осень
Цель: Познакомить детей с наиболее типичными особенностями поздней осени; уточнить название предметов одежды; конкретизировать понятия: глубоко, мелко, тонет, плавает.
Тема №3 Скоро зима! Беседа о жизни диких животных в лесу
Цель: Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.
Тема №4 Снегопад
Цель: Познакомить детей с сезонным явлением – снегопад. Наблюдение за явлениями природы ( хлопьями падает снег, медленно опускаются снежинки на землю, крыши, забор…)
Декабрь
Тема №1 Дежурство в уголке природы
Цель: Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями и животными.
Тема №2 Почему растаяла Снегурочка?
Цель: Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
Тема №3 Птицы зимой
Цель: Формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах; учить узнавать птиц, называть их части тела.
Тема №4 Холодная зима
Цель: Формировать у детей первые связные представления об этом времени года. Наблюдение за снегом в теплую погоду, за участком в метель из окна.
Январь
Тема №1 Стайка снегирей на ветках рябины
Цель: Расширить представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их.
Тема №2 Морозный солнечный денёк
Цель: Рассказать детям о том, как живут звери зимой; стимулировать добрые чувства по отношению к ним.
Тема №3 В гости к деду Природоведу (экологическая тропа зимой)
Цель: Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.
Февраль
Тема №1 Где спит медведь (ёж)?
Цель: Закрепить знания детей о строении тела животных, уточнить названия частей тела медведя (ежа); формировать бережное отношение к животным.
Тема №2 Посадка лука
Цель: Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о пользе для здоровья человека природных витаминов. Формировать трудовые умения и навыки.
Тема №3 Зимние забавы
Цель: Закрепить знания детей о назначении снежных построек; уточнить знания о названиях птиц, частей их тел, голосовых реакциях.
Тема №4 Где, чей дом?
Цель: Закрепить представления детей о весне; показать почки различных деревьев; уточнить названия разных домов.
Март
Тема №1 Мир комнатных растений
Цель: Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду.
Тема №2 Домашние животные и их детеныши
Цель: Дать детям представление о внешнем виде животного, его повадках. Познакомить с особенностями ухода за детенышами домашних животных. Воспитывать доброе и заботливое отношение к ним.
Тема №3 Кругом вода!
Цель: Показать детям разнообразие действия с талым снегом.
Тема №4 В гости к хозяйке луга
Цель: Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых.
Апрель
Тема №1 Поможем Незнайке вылепить посуду (лепка из глины)
Цель: Расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду. Закреплять умения детей лепить из глины.
Тема №2 Солнышки на травке
Цель: Познакомить детей с первыми весенними цветами, их строением; запахами весны.
Тема №3 Посев цветочных семян
Цель: Учить детей сеять ноготки (бархатцы) и ухаживать за ними; создавать условия для роста и развития всходов цветов.
Тема №4 Экологическая тропа весной
Цель: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природы. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Май Посадки на огороде и уход за ними.
Старшая группа
сентябрь.
Занятие N1 . Почему говорят: "Природа - чудесница"?
Цель: показать детям многообразие животного и растительного мира; учить наблюдать за жизнью природы, видеть и радоваться красоте всего живущего на земле.
Дополнительная литература: "Северная гостья" В.Суслов
Занятие N2 . Кто живет на дереве, кто под деревом?
Цель: продолжить знакомить детей с жизнью и развитием дерева, уточнить полученные знания о птицах, животных, насекомых, которые живут около дерева и на дереве; дать понятие о взаимосвязи всего живого в природе; воспитывать добрые чувства к живому.
Дополнительная литература: "Теремок", "Мастера без топора" В.Бианки
октябрь.
Занятие N3 . Что такое "Красная книга"? Экологическая опасность.
(4 октября – Всемирный день животных»)
Цель: познакомить с "Красной книгой", с проблемой исчезновения некоторых видов животных, с проблемой загрязнения окружающей среды; развивать у детей эмоционально-положительного отношение к живой природе.
Дополнительная литература: "Про зверей из "Красной книги" В.Е.Флинт, "Сколько живет черепаха" С.Юнатов, "В разных краях" Г.Снегирев.
Занятие N4 . Почему одних птиц называют "зимующие", а других "перелетные"?
Игра - путешествие: "Где живут зимой птицы - в Африке?"
Цель: закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах; учить составлять описательные загадки о птицах; воспитывать у детей доброе отношение к пернатым.
Дополнительная литература: "Воробышко" М.Горький, "Про птиц" Г.Снегирев, "Кто поет в зимнем лесу" Павлов, "Птичьи разговоры" А. Барто.
Ноябрь – декабрь
Цель занятий NN 5,6,7,8: познакомить с различными природно-климатическими зонами; продолжить формировать простейшие географические представления о Земле (условия жизни, животный мир); воспитывать у детей интерес и уважение к людям разных стран и национальностей.
Занятие N5. Почему у глобуса "белая шапка"? Кто живет на Севере?
Дополнительная литература: "Далеко на Севере", "Под седлом и в упряжке" М.Дмитриев, "Моя Камчатка" В.Френц, "Разноцветная земля" Н.Сладков, "Там, где рождается утро" Б.Некрасов, "Про пингвинов" Г.Снегирев.
Занятие N6 . Лес-лесок, кто в лесочке живет?
Д/и "Что растет в родном краю"
Дополнительная литература: "Как звери и птицы готовятся к зиме" Г.Снегирев, "Медвежья горка" Н.Сладков, "Рассказы о животных" Л.Толстой, "Еж" М.Пришвин, "Звери наших лесов" Г.Снегирев.
Занятие N7. Где живет крокодил?
игра-путешествие "Доставить в Африку крокодилу "к ужину дюжину вкусных и сладких калош"
Дополнительная литература: "В гостях у крокодилов" С.Сахарнов.
Занятие N8. Через моря и океаны в Австралию.
(познакомить с животными, живущими только в Австралии)
январь
Занятие N9. Зачем зимой снег?
Цель: уточнить знания детей о зиме, о свойствах снега, о его пользе; формировать представления о приспособленности животных, растений, насекомых к зимнему периоду; воспитывать стремление помочь им в трудных условиях.
Дополнительная литература: Одоевский «Мороз Иванович»
Занятие N10. Водные ресурсы Земли.
Цель: расширить представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря и т.д.; расширить представления о свойствах воды; закрепить знания о водных ресурсах родного края.
февраль
Занятие N11. Что в морской глубине, на самом дне?
Цель: познакомить детей с жителями морей и океанов, их многообразием; развивать у детей познавательный интерес к живой природе; обратить внимание на красоту, совершенство форм, яркость окраски.
проводится как игра "Путешествие в аквариум-океанариум"
Дополнительная литература: "Многоэтажные острова" М.Жилин, "Акула" Л.Толстой, "На дне морском" "Кто в море живет" С. Сахарнов.
Занятие N12. Цветы для мамы.
Цель: расширить знания о многообразии цветущих растений; развивать познавательный интерес к природе на примере растений для букетов; познакомить с трудом садоводов.
Дополнительная литература: Серова «Цветы»
март
Занятие N13 . Мир комнатных растений
Цель: расширять знания о многообразии комнатных растений; учить узнавать и правильно называть комнатные растения; совершенствовать навыки ухода за комнатными растениями; воспитывать бережное отношение к растениям.
Занятие N14. Что вырастет из зернышка?
Цель: показать детям, как растения вырастают из семян; уточнить условия, необходимые для роста растений; вызвать в детях желание заботиться о растениях.
Дополнительная литература: "Репка" Носов, р.н.с. «Репка»
апрель
Занятие N15. Напоминающие знаки
Цель: изучить с детьми нормы и правила поведения в природе; побуждать детей к фантазии и творчеству; воспитывать у них желание оберегать природу.
Занятие N16. Природный материал – песок, глина, камни.
Цель: закрепить представления детей о глине, песке, камне; развивать познавательный интерес; показать, как человек может использовать песок, глину, камень для своих нужд.
Дополнительная литература:
Май
Занятие N17. Весенняя страда
Цель: закрепить знания о весенних изменениях в природе; расширить представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весной; воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством.
Дополнительная литература:
Занятие N17. Природный материал – песок, глина, камни.
Цель: закрепить представления детей о глине, песке, камне; развивать познавательный интерес; показать, как человек может использовать песок, глину, камень для своих нужд.
Дополнительная литература:
Занятие N18. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
Цель: расширить представления о сезонных изменениях в природе; показать влияние природных факторов на здоровье человека; воспитывать бережное отношение к природе.
Дополнительная литература:
подготовительная группа
Сентябрь
Занятие N1 . Откуда хлеб пришел?
Цель: закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола; дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить с разнообразием булочных изделий; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Занятие N2 . Почему говорят: "Лес - наше богатство"?
Цель: формировать у детей представление о роли леса в жизни человека; воспитывать любовь к родной природе; уточнить знания детей о разновидности лесов; включить в активный словарь слова: березняк, дубрава, ельник, сосновый бор, смешанный лес.
Дополнительная литература: "Планета - наш дом" И.Белавина, Н.Найденская.
октябрь.
Занятие N3 . Почему осенью листья у деревьев желтеют и опадают, а у елки зеленые иголки?
Цель: развивать у детей биологические представления, продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе; воспитывать любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что в ней происходит.
Дополнительная литература: "Почему осенью листопад?" Г.Граубин.
Занятие N4 . Деревья на нашей улице.
Цель: воспитывать бережное отношение к природе; закрепить и уточнить знания о названиях и разновидностях деревьев и кустарников растущих на территории детского сада.
ноябрь.
Занятие N5 . Экологическая опасность. "Красная книга".
Цель: продолжать знакомить детей с животными и растениями, занесенными в "Красную книгу", воспитывать чувство ответственности; развивать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.
Занятие N6 . Доктора леса.
Цель: продолжать знакомить детей с птицами, которые помогают сохранить лес от вредных насекомых; Упражнять в умении классифицировать птиц по принципу "зимующие - перелетные"; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Дополнительная литература: "Умная галка" Л.Толстой, "Кто в скворечнике живет" А.Онегов
декабрь.
Занятие N7 . Зима полна серебра.
Цель: обобщить представления детей о зиме; закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев; учить устанавливать связи и закономерности в природе
Занятие N8 . Тайны птичьего мира
Цель: развивать у детей интерес к жизни птиц; познакомить с удивительными загадками и тайнами живой природы; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание им помочь.
январь
Занятие N9 . Такие разные цветы
Цель: расширять знания о многообразии комнатных растений; учить узнавать и правильно называть комнатные растения; совершенствовать навыки ухода за комнатными растениями, формировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге; воспитывать бережное отношение к растениям.
Занятие N10 .. Что такое подземные богатства?
Цель: дать детям представление о природных богатствах Земли (полезных ископаемых), об их важности и нужности для людей; рассказать о способах их получения; формировать бережное отношение к ним.
февраль.
Занятие N11 . Откуда в кране вода? Берегите воду.
Цель: учить детей беречь водопроводную воду; доходчиво объяснять детям, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств; научить детей не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран.
Занятие N12 .. Как вести себя в природе.
Цель: закрепить у детей знания о культуре поведения в природе; учить детей верно оценивать свои поступки и поступки окружающих; добиваться, чтобы каждый ребенок знал нормы и правила поведения в природе и следовал им.
март.
Занятие N13 . Животные разных стран
Цель: познакомить детей с животными нашей планеты: закрепить знания о том, в какой части суши живут разнообразные животные; развивать гуманное отношение к животным, чувство восхищения ими; закрепить навыки вырезания контуров по шаблонам, развивать фантазию и сообразительность.
Занятие N14 . Кто такие рыбы?
Цель: развивать представления детей о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение – форму тела, плавники, хвост и т.д.; использовать для обобщения предметно-схематическую модель, доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе.
апрель
Занятие N15 . Кто больше всех радуется весне?
Цель: закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе; развивать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края; учить детей сопереживать вместе с природой ее радость и печаль.
Занятие N16. Таинственный мир насекомых
Цель: расширить представления о насекомых, познакомить с их разнообразием; развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать; воспитывать любознательность.
май.
Занятие N17 .. Куда делась вода после дождика?
Цель: формировать у детей представление о том, что под воздействием солнечного тепла часть воды испаряется, часть воды всасывают корешки растений, стекает в реки и моря; развивать наблюдательность.
Занятие N18 .. Кто посеял одуванчик?
Цель: подвести детей к пониманию того, что в природе семена распространяются разными способами, например, их разносит ветер; развивать у детей интерес к растительному миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы. Тема: «Природа дарит чудеса»
Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы.Тема: «Природа дарит чудеса»...
Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) Тема: «Поможем природе проснуться»
Идет матушка-весна,Отворяйте ворота.Первый март пришел,Всех детей провел;А за ним и апрельОтворил окно и дверь;А уж как пришел май -Сколько хочешь гуляй!...
Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в средней группе детского сада.
Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы)в средней группе на тему : "Как животные готовятся к зиме?"...
Конспект образовательной деятельности по освоению детьми подготовительной группы образовательной области "Познавательное развитие" (Ознакомление с миром природы, Развитие познавательно - исследовательской деятельности) "Природа и здоровье человека"
Данная деятельность направлена на создание социальной ситуации развития в процессе формирования у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности....
«Удивительная и загадочная соль» -детский познавательно-исследовательский проект по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы) в старшей группе
Актуальность: Дошкольное детство – очень любознательный возраст, а интересное и необычное всегда рядом, не требу...
Технология познавательного развития.Ознакомление с природой в детском саду
Цели и задачи педагогической работы...
РОД Познавательное развитие- Ознакомление с миром природы Тема: Природа и мы
Цель: Углубить и систематизировать представления о взаимодействиях человека с окружающей средой. Расширять знания о природе. Подвести к пониманию следующего: разнообразный растительный и животный мир ...