Индивидуальная программа развития одаренного ребенка
учебно-методический материал по психологии (подготовительная группа)
В данной работе представлен пример разработки индивидуальной программы развития для одаренного ребенка..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_programma_razvitiya_odarennogo_rebenka.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка
Выполнила: педагога-психолог Епихина И.А.
Пояснительная записка.
Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности.
Индивидуальность-это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида.
Считается, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход в воспитании опирается на глубокие знания черт личности и его жизни.
Актуальность проблемы.
Данная программа помогает решить одну из актуальных задач - индивидуальный подход и помощь каждому ребёнку, развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ребёнка. Современная реальность открывает перед ребенком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живет ребенок, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям,психическим резервам: психологическому здоровью, толерантности (терпимости, снисхождению) и психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью.
Нормативно-правовые основания программы:
Конвенция о правах ребенка,
Закон об образовании.
Основания для составления индивидуальной программы развития ребёнка.
В каждой группе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе занятий, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным. Первостепенной задачей воспитателя становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере. В моей группе есть воспитанница, которая уже в начале года привлекла моё внимание. Девочка старательна, её отличает интерес к книгам, буквам, к ребусам. Работая с ребёнком, я старалась пробудить в ребёнке потребность в саморазвитии и открыть девочке пути реализации этой потребности.
Программа индивидуального развития
Цель программы:
Создание условий, способствующих полноценному развитию личности ребенка.
Задачи программы:
поддерживать высокую учебную мотивацию;
поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
содействовать творческому развитию;
создать условия для активного сотрудничества родителей, ребёнка, педагога
Рабочая гипотеза:
Если с учетом имеющихся способностей и осуществлением индивидуальной программы развития ребёнка, активно включать ребёнка в творческую деятельность, развивать мотивацию обучения и познавательные интересы, вовлекать в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, то, возможно,повысить: качество знаний, уровень самостоятельности ребёнка, развивать мыслительную деятельность, речь ребёнка, развивать творческие возможности воспитанницы.
Принципы программы:
Индивидуальность.
Учет возрастных особенностей детей.
Последовательность.
Преемственность.
Сотрудничество.
Успешность.
Направления программы:
Познавательная деятельность учащихся.
Эмоционально-личностная сфера.
Межличностные отношения.
Психологическое и физическое здоровье.
Сроки реализации программы: 2021-2022 учебные годы.
Этапы работы над программой:
1 этап - информационно-аналитический.
На данном этапе собирается и анализируется фактическая информация. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося и родителей, собеседование). По результатам работы составляется «Характеристика учащегося». Проводится встреча с родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год,в котором предполагается: - постановка цели на предстоящий учебный год; - выявление проблем и имеющихся ресурсов; -составление банка данных о ребенке
Виды работ- Целенаправленная работа по диагностике ребенка.
Формы работы - Беседы с родителями, тестирование и анкетирование родителей. Сбор материалов, заполнение индивидуальной карты, составление характеристики ребёнка и выявление первоочередных задач воспитания и обучения.
2 этап - организационно-деятельностный.
Цель:
составление и реализация индивидуального плана развития одарённого ребёнка
Задачи:
формирование познавательных интересов;
развитие творческих и умственных способностей личности;
воспитание патриотизма;
воспитание здорового ребенка;
воспитание трудолюбия;
воспитание любви к природе;
адаптация ученика к современным условиям жизни.
Промежуточные результаты :
Сильные стороны:
Учёба- Учится в полную силу, проявляет интерес к знаниям, читает дополнительную литературу.
Труд -Понимает общественную ценность труда, добросовестно относится к труду.
Долг- С желанием и ответственностью выполняет общественные поручения.
Дисциплинированность- Старается примерно вести себя, соблюдать правила поведения в саду, на улице, дома.
Коллективизм- Общительна и отзывчива. Считается с 5 интересами коллектива.
Доброта -Заботлива, добра, отзывчива.
Честность -Честна.
Творчество -Проявляет интерес к творчеству
Слабые стороны:
Сомневается в своих силах, не уверена при ответах.
Не всегда проявляет инициативу, не всегда является зачинателем новых дел.
Не всегда решительна, иногда колеблется перед ответственным решением.
Быстро утомляется.
Возможности
Имеется возможность участвовать и проявить себя в городских, конкурсах и олимпиадах.
3 этап - коррекционно-развивающий.
Цель:
реализация индивидуальных программ развития.
Задачи:
создание мотивационного поля;
дифференцированный подход к формированию мотивации;
сотрудничество родителей, воспитанников, педагогов;
ведение документации (индивидуальный план, карта успешности, матрица коллективных дел, портфолио).
предупреждение нервно-психического утомления, нежелательного поведения.
Пути реализации.
Составлен план работы на год.
Включение в коллективно-творческие дела группы.
Включение в систему дополнительного образования.
Индивидуальные занятия c ребенком.
4 этап – саморазвитие.
Цель:
научить ребёнка самостоятельно добывать знания.
Задачи:
развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
развивать рефлексивную и оценочную деятельность;
воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;
формировать культуру межличностных отношений.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Яблонька»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Общие сведения о ребенке:
Число, месяц, год рождения:
Куратор (ФИО, должность): педагог-психолог Епихина Ирина Александровна
Вид одаренности: творческая
Срок реализации: сентябрь-май 2022
Ответственные:
Педагог-психолог: Епихина Ирина Александровна
Месяц | Образовательная область | Направление развития | Задачи | Содержание работы | Тема |
Сентябрь | Изобразительная деятельность | Развитие творческих способностей ребенка в изобразительной деятельности | 1. Помочь детям выбрать предмет рисования; 2. Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир; 3. Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. | 1. Рисунок «Любимая игрушка» 2. Упражнение «Путешествие по радуге » 3. Рисунок «Осенние листья». 4. Участие в конкурсе рисунков «Разноцветные капли» | 1,2 неделя «Здравствуй детский сад» 3,4 неделя «Осень» |
Октябрь | Изобразительная деятельность | Формирование креативсности. | 1. Продолжать учить использовать выразительные средства графики. 2. Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках. 3. Рисование жёсткой кисточкой. Развивать воображение и творчеств. 4. Знакомство с жанрами живописи. | 1 Игра. «Что за чудо эти сказки» 2. Рисунок «Как прекрасен этот мир». 3. Игра «Невиданный зверь». 4. Рисунок «Натюрморт» | 1,2 неделя «Осень» 3,4 неделя «Я и моя семья» |
Ноябрь | Изобразительная деятельность | Повышение способности в художественно-эстетической сфере | 1. Развивать художественное восприятие образа человека; 2. Самостоятельно придумывать сюжет рисунка по заданной теме. 3. Знакомство с жанрами живописи. | Участие в выставке-конкурсе рисунков «Дом о котором я мечтаю» | 1,2 неделя «Мой дом, мой город» 3,4 неделя «Человек и мир вещей» |
Декабрь | Изобразительная деятельность | Развитие творческих способностей ребенка в изобразительной деятельности | Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество. | 1 .Упражнение «Мир глазами детей» 2. Рисунок «Зимняя улица», «Первый снег» | 1 неделя «Человек и окружающий мир» 2-4 неделя «Новый год» |
Январь | Изобразительная деятельность | Развитие интереса к нетрадиционным методом рисования | 1. Учить изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя «манную» краску. Закреплять навык работы кистью. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество. | 1.Зимняя сказка. « Дерево в инее» 2.«Зимние развлечения» 3. «Дед и баба вылепили Снегурочку» Рисование восковыми мелками елочных игрушек, гирлянд для украшения групповой комнаты. | 1-4 неделя «Зима» |
Февраль | Изобразительная деятельность | Повышение способности в художественно-эстетической сфере | Развивать моторику рук, образное мышление, аккуратность, внимание. | Игра «Здоровым быть здорово» Рисунок «Наши защитники» | 1-3 неделя «Я вырасту здоровым» 4 неделя «День защитника Отечества» |
Март | Изобразительная деятельность | Развивать творческие способности ребёнка в изобразительной деятельности. | 1. Вызвать интерес к рисованию. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. 2. Совершенствовать умения ребенка в различных изобразительных техниках. 3. Учить графически изображать цветы, одинаковые по форме, но разные по тону. | Создание стенгазеты «День матери». 1.«Разноцветные рыбки». 2.«Подарок маме» 3. «Аленький цветочек» 4.«Жар – птица» | 1 неделя «Международный женский день» 2-4 неделя «Народная культура и традиции» |
Апрель | Изобразительная деятельность | Повышение познавательного интереса к рисованию | 1. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. 2. Учить рисовать постройки графическими материалами. | 1 Игра .«Какого цвета весна » 2.Рисунок «Волшебный замок» 3.Привление к оформлению спальни для куклы Маши. Предоставить разные варианты с правом выбора технике воплощений. | 1,2 неделя «Человек и предметы быта» 3,4 неделя «Весна» |
Май | Изобразительная деятельность | Повышение способности в художественно-эстетической сфере | 1. Учить изображать цветущие деревья, строение дерева. 2. Познакомить с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. 3. Развивать чувство композиции и ритма. | 1. Рисунок.«Вишня в цвету» 2.Игра «Разноцветные бабочки ». 3.«Я – художник» Участие в выставке детских рисунков с использованием нетрадиционных методик. | 1 неделя «Весна» 2 неделя «День победы» 3,4 неделя «Неделя детской книги» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка.
Старший дошкольный возраст....
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка...
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка
Для проявления способностей ребёнка необходимы особые условия, и среди них главное – человек, который смог бы увидеть эту одарённость, оценить её должным образом и помочь её раскрытию, а это осо...
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. ...
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка
Работа с одаренными детьми...
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка на 2021
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка на 2020/2021...
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка 2-3 лет
Для индивидуализации образования по требованиям ФГОС необходимо оказывать содействие в развитии способностей каждого ребенка. Индивидуальный маршрут развития необходим не только для детей с ОВЗ, но и ...