Индивидуальная программа развития одаренного ребенка
учебно-методический материал по психологии (подготовительная группа)
В данной работе представлен пример разработки индивидуальной программы развития для одаренного ребенка..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка
Выполнила: педагога-психолог Епихина И.А.
Пояснительная записка.
Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности.
Индивидуальность-это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида.
Считается, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход в воспитании опирается на глубокие знания черт личности и его жизни.
Актуальность проблемы.
Данная программа помогает решить одну из актуальных задач - индивидуальный подход и помощь каждому ребёнку, развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ребёнка. Современная реальность открывает перед ребенком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живет ребенок, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям,психическим резервам: психологическому здоровью, толерантности (терпимости, снисхождению) и психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью.
Нормативно-правовые основания программы:
Конвенция о правах ребенка,
Закон об образовании.
Основания для составления индивидуальной программы развития ребёнка.
В каждой группе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе занятий, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным. Первостепенной задачей воспитателя становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере. В моей группе есть воспитанница, которая уже в начале года привлекла моё внимание. Девочка старательна, её отличает интерес к книгам, буквам, к ребусам. Работая с ребёнком, я старалась пробудить в ребёнке потребность в саморазвитии и открыть девочке пути реализации этой потребности.
Программа индивидуального развития
Цель программы:
Создание условий, способствующих полноценному развитию личности ребенка.
Задачи программы:
поддерживать высокую учебную мотивацию;
поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
содействовать творческому развитию;
создать условия для активного сотрудничества родителей, ребёнка, педагога
Рабочая гипотеза:
Если с учетом имеющихся способностей и осуществлением индивидуальной программы развития ребёнка, активно включать ребёнка в творческую деятельность, развивать мотивацию обучения и познавательные интересы, вовлекать в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, то, возможно,повысить: качество знаний, уровень самостоятельности ребёнка, развивать мыслительную деятельность, речь ребёнка, развивать творческие возможности воспитанницы.
Принципы программы:
Индивидуальность.
Учет возрастных особенностей детей.
Последовательность.
Преемственность.
Сотрудничество.
Успешность.
Направления программы:
Познавательная деятельность учащихся.
Эмоционально-личностная сфера.
Межличностные отношения.
Психологическое и физическое здоровье.
Сроки реализации программы: 2021-2022 учебные годы.
Этапы работы над программой:
1 этап - информационно-аналитический.
На данном этапе собирается и анализируется фактическая информация. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося и родителей, собеседование). По результатам работы составляется «Характеристика учащегося». Проводится встреча с родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год,в котором предполагается: - постановка цели на предстоящий учебный год; - выявление проблем и имеющихся ресурсов; -составление банка данных о ребенке
Виды работ- Целенаправленная работа по диагностике ребенка.
Формы работы - Беседы с родителями, тестирование и анкетирование родителей. Сбор материалов, заполнение индивидуальной карты, составление характеристики ребёнка и выявление первоочередных задач воспитания и обучения.
2 этап - организационно-деятельностный.
Цель:
составление и реализация индивидуального плана развития одарённого ребёнка
Задачи:
формирование познавательных интересов;
развитие творческих и умственных способностей личности;
воспитание патриотизма;
воспитание здорового ребенка;
воспитание трудолюбия;
воспитание любви к природе;
адаптация ученика к современным условиям жизни.
Промежуточные результаты :
Сильные стороны:
Учёба- Учится в полную силу, проявляет интерес к знаниям, читает дополнительную литературу.
Труд -Понимает общественную ценность труда, добросовестно относится к труду.
Долг- С желанием и ответственностью выполняет общественные поручения.
Дисциплинированность- Старается примерно вести себя, соблюдать правила поведения в саду, на улице, дома.
Коллективизм- Общительна и отзывчива. Считается с 5 интересами коллектива.
Доброта -Заботлива, добра, отзывчива.
Честность -Честна.
Творчество -Проявляет интерес к творчеству
Слабые стороны:
Сомневается в своих силах, не уверена при ответах.
Не всегда проявляет инициативу, не всегда является зачинателем новых дел.
Не всегда решительна, иногда колеблется перед ответственным решением.
Быстро утомляется.
Возможности
Имеется возможность участвовать и проявить себя в городских, конкурсах и олимпиадах.
3 этап - коррекционно-развивающий.
Цель:
реализация индивидуальных программ развития.
Задачи:
создание мотивационного поля;
дифференцированный подход к формированию мотивации;
сотрудничество родителей, воспитанников, педагогов;
ведение документации (индивидуальный план, карта успешности, матрица коллективных дел, портфолио).
предупреждение нервно-психического утомления, нежелательного поведения.
Пути реализации.
Составлен план работы на год.
Включение в коллективно-творческие дела группы.
Включение в систему дополнительного образования.
Индивидуальные занятия c ребенком.
4 этап – саморазвитие.
Цель:
научить ребёнка самостоятельно добывать знания.
Задачи:
развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
развивать рефлексивную и оценочную деятельность;
воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;
формировать культуру межличностных отношений.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Яблонька»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Общие сведения о ребенке:
Число, месяц, год рождения:
Куратор (ФИО, должность): педагог-психолог Епихина Ирина Александровна
Вид одаренности: творческая
Срок реализации: сентябрь-май 2022
Ответственные:
Педагог-психолог: Епихина Ирина Александровна
Месяц | Образовательная область | Направление развития | Задачи | Содержание работы | Тема |
Сентябрь | Изобразительная деятельность | Развитие творческих способностей ребенка в изобразительной деятельности | 1. Помочь детям выбрать предмет рисования; 2. Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир; 3. Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. | 1. Рисунок «Любимая игрушка» 2. Упражнение «Путешествие по радуге » 3. Рисунок «Осенние листья». 4. Участие в конкурсе рисунков «Разноцветные капли» | 1,2 неделя «Здравствуй детский сад» 3,4 неделя «Осень» |
Октябрь | Изобразительная деятельность | Формирование креативсности. | 1. Продолжать учить использовать выразительные средства графики. 2. Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках. 3. Рисование жёсткой кисточкой. Развивать воображение и творчеств. 4. Знакомство с жанрами живописи. | 1 Игра. «Что за чудо эти сказки» 2. Рисунок «Как прекрасен этот мир». 3. Игра «Невиданный зверь». 4. Рисунок «Натюрморт» | 1,2 неделя «Осень» 3,4 неделя «Я и моя семья» |
Ноябрь | Изобразительная деятельность | Повышение способности в художественно-эстетической сфере | 1. Развивать художественное восприятие образа человека; 2. Самостоятельно придумывать сюжет рисунка по заданной теме. 3. Знакомство с жанрами живописи. | Участие в выставке-конкурсе рисунков «Дом о котором я мечтаю» | 1,2 неделя «Мой дом, мой город» 3,4 неделя «Человек и мир вещей» |
Декабрь | Изобразительная деятельность | Развитие творческих способностей ребенка в изобразительной деятельности | Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество. | 1 .Упражнение «Мир глазами детей» 2. Рисунок «Зимняя улица», «Первый снег» | 1 неделя «Человек и окружающий мир» 2-4 неделя «Новый год» |
Январь | Изобразительная деятельность | Развитие интереса к нетрадиционным методом рисования | 1. Учить изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя «манную» краску. Закреплять навык работы кистью. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество. | 1.Зимняя сказка. « Дерево в инее» 2.«Зимние развлечения» 3. «Дед и баба вылепили Снегурочку» Рисование восковыми мелками елочных игрушек, гирлянд для украшения групповой комнаты. | 1-4 неделя «Зима» |
Февраль | Изобразительная деятельность | Повышение способности в художественно-эстетической сфере | Развивать моторику рук, образное мышление, аккуратность, внимание. | Игра «Здоровым быть здорово» Рисунок «Наши защитники» | 1-3 неделя «Я вырасту здоровым» 4 неделя «День защитника Отечества» |
Март | Изобразительная деятельность | Развивать творческие способности ребёнка в изобразительной деятельности. | 1. Вызвать интерес к рисованию. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. 2. Совершенствовать умения ребенка в различных изобразительных техниках. 3. Учить графически изображать цветы, одинаковые по форме, но разные по тону. | Создание стенгазеты «День матери». 1.«Разноцветные рыбки». 2.«Подарок маме» 3. «Аленький цветочек» 4.«Жар – птица» | 1 неделя «Международный женский день» 2-4 неделя «Народная культура и традиции» |
Апрель | Изобразительная деятельность | Повышение познавательного интереса к рисованию | 1. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. 2. Учить рисовать постройки графическими материалами. | 1 Игра .«Какого цвета весна » 2.Рисунок «Волшебный замок» 3.Привление к оформлению спальни для куклы Маши. Предоставить разные варианты с правом выбора технике воплощений. | 1,2 неделя «Человек и предметы быта» 3,4 неделя «Весна» |
Май | Изобразительная деятельность | Повышение способности в художественно-эстетической сфере | 1. Учить изображать цветущие деревья, строение дерева. 2. Познакомить с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. 3. Развивать чувство композиции и ритма. | 1. Рисунок.«Вишня в цвету» 2.Игра «Разноцветные бабочки ». 3.«Я – художник» Участие в выставке детских рисунков с использованием нетрадиционных методик. | 1 неделя «Весна» 2 неделя «День победы» 3,4 неделя «Неделя детской книги» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/04/picture-980964-1538627869.jpg)
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/04/picture-1214898-1580798802.jpg)
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка
Для проявления способностей ребёнка необходимы особые условия, и среди них главное – человек, который смог бы увидеть эту одарённость, оценить её должным образом и помочь её раскрытию, а это осо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/21/picture-1040925-1632244687.jpg)
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. ...
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка
Работа с одаренными детьми...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/07/picture-1494454-1699379016.jpg)
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка на 2021
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка на 2020/2021...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-249155-1383753275.jpg)
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка 2-3 лет
Для индивидуализации образования по требованиям ФГОС необходимо оказывать содействие в развитии способностей каждого ребенка. Индивидуальный маршрут развития необходим не только для детей с ОВЗ, но и ...