Конспект ОД по экспериментированию для средней группы " Путешествие в исследовательскую лабораторию"
план-конспект занятия (средняя группа)

Прокудина Елена Сергеевна

Конспект предназначен для детей средней группы. Интересные и занимательные эксперименты по очистке воды совместно с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Дмитриевская СОШ» (дошкольные группы)

Конспект образовательной деятельности

Образовательная область: Познавательное развитие ( экспериментирование)

Тема: « Путешествие в исследовательскую

лабораторию»»

средняя группа

        подготовила воспитатель:

        Прокудина Е. С.

2021г.

ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

       №

Организационно – методическая информация

Содержание

Примечания

  1.  

Тема образовательной деятельности

«Путешествие в исследовательскую лабораторию»

2.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие. Экспериментирование.

3.

Виды детской деятельности

Познавательно-исследовательская: создать систему работы по изучению способов очистки воды, установление причинно- следственных связей, проведение экспериментирования по очищению воды.

Игровая деятельность: Игра « Вода хорошо-вода плохо», хороводная игра « Солнышко и дождик».

Коммуникативная деятельность :беседа « Для чего нужна вода?», « Нельзя засорять воду в водоемах»

Двигательная: выполнение физминуток, пальчиковой гимнастики

4

Методы и приёмы реализации содержания занятия

4.1

Общепедагогические методы и приёмы

Словесный метод: беседа (« Для чего нужна вода человеку?»)

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: исследовательская деятельность (каково значение воды в природе, как очистить воду с помощью фильтра); приучение (следование правилам по определению способов очистки воды), упражнение (проговаривание детьми содержания эксперимента).

Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность ( демонстрация экспериментов по выявлению свойств способов очистки воды), игровые ситуации (игра «Вода хорошо-вода плохо»).

4.2

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативная:  воспитывать  навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Познавательная:  Уточнить признаки воды , познакомить со способами фильтрации воды, закрепить знания о необходимости беречь природу и стараться не загрязнять водоемы, поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.

5

Возрастная группа

Средняя группа (4-5 лет)

6

Цель

Знакомство детей с процессами очистки воды разными способами через поисково-исследовательскую деятельность

7

Задачи

Планируемые  результаты

Развивающие:  

- формировать экологическое мировоззрение;

- развивать интерес к исследовательской деятельности;

- развивать речь детей,иобогащать словарный запас новыми словами ( лаборатория, опыт, эксперимент, исследователь)

Образовательные:

- познакомить со способами фильтрации воды;

- учить проводить эксперименты, делать выводы;

- совершенствование диалогической речи детей

Воспитательные:

- воспитывать у детей умения слушать друг друга и взрослых;

-воспитывать чуткое отношение друг к другу и окружающему миру;

-воспитывать бережное отношение к воде

- пополнены знания детей  о необходимости беречь и очищать воду

-сформирован познавательный интерес по теме.

8

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

1.Понимание детьми значения новых слов ( лаборатория, фильтр, фильтрация и т.д).

2. Познавательный интерес выражен недостаточно: дети мало знают о свойствах и качествах объектов неживой природы.

1.Подобрать близкие по смыслу слова, подробно объяснить их значение.

2. Проведение предварительной работы по изучению свойств и значения воды в природе через чтение художественной литературы, просмотр презентаций, познавательных мультфильмов и т.д.

9

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Материалы: Аудиозапись « Звуки природы», письмо,  пластиковые стаканчики, фильтры ( ватные диски, угольные таблетки, газета), тарелки, салфетки, фильтр « Барьер»; ноутбук, проектор.

10

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Беседы « Где можно встретить воду?», « Кто живет в воде?», « Зачем человеку нужна вода?»; наблюдение за дождем, лужами, ручейками, облаками; чтение рассказов, слушание разных вариантов музыкальных произведений, отражающих поведение воды; подборка слайдов « Кому нужна вода»; проведение опытов с водой

ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечания

I

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Дети стоят полукругом с воспитателем, здороваются с гостями. Воспитатель читает письмо от ребят другой группы с просьбой помочь найти способы очистить грязную воду из реки.

1.2

Мотивация деятельности детей

Необходимо помочь другим ребятам очистить воду от грязи и мусора.

3 мин.

1.3

Целеполагание  (с помощью педагога дети формируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Дети совместно с педагогом ставят цель определить способы  очищения воды при помощи экспериментирования.

        

II

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретённых знаний

-беседа о необходимости и значении воды для всего живого на Земле.

- Игра « Вода хорошо-вода плохо».

7мин.

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Педагог: Можно очистить воду при помощи разных фильтров. А как, я вас научу.

Сейчас мы отправимся в нашу маленькую лабораторию и представим себя учеными.

1. Очистка воды при помощи газеты;

2. Очистка воды при помощи ватного диска;

3. Очистка воды припомощи ватного диска и угольных таблеток.

- Ребята, посмотрите на наши стаканчики. В каком стакане вода самая чистая?

Самый надежный фильтр- угольный. Если такую воду вскипятить, ее можно пить.

Я напишу ответ детям другого сада, чтоб в следующий раз, когда они отправятся в поход, они знали, как можно хорошо очистить воду.

 Воспитатель показывает покупной фильтр для очистки воды и напоминает детям, что таким фильтром можно пользоваться в домашних условиях.

12мин.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

1. Проведение физминуток « Коль с водой имеешь дело», « Капельки прыг-прыг».

2. Пальчиковая гимнастика « Волшебница-вода».

3. Д/и « Какой бывает вода?».

5 мин.

III

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Обсуждение итогов занятий:  - О чем мы сегодня говорили?  Как можно очистить воду? Важна ли вода для человека и почему?

3 мин.

 Итог: 20 мин.

ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.)

Чтение стихотворения Н. Рыжовой « Вы слыхали о воде?»

Опыт « Животворное свойство воды»( показать важное свойство воды-давать жизнь живому)

в группе

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

Д/и  «Какой бывает вода?».

В группе

Список литературы

1. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»

2. С.Н.Николаева «Экологическое воспитание»

3. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»

 4. Т.Г.Кобзеева «Организация деятельности на прогулке»

 5. Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду:средняя группа-МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2014.

                                                                                                       

                                                                                                                       Приложение 1

Письмо от ребят из другого детского сада

« Здравствуйте, ребята, мы решили пойти в поход и как настоящие туристы взяли с собой воду и пищу. Пришли мы в лес и очень хорошо провели там время, но к вечеру у нас закончился запас пищи и воды. И мы решили вернуться домой. По пути мы увидели реку. Обрадовались, что сможем утолить жажду. Мы почерпнули в ведро воду из реки и разочаровались, потому что вода была очень грязная, ии пить ее нельзя. Подскажите, пожалуйста, если знаете, как можно очистить воду, чтобы можно было ее пить.»

                                                                            Приложение 2

Физкультминутка

Коль с водой имеешь дело, ( переливаем воду из одного кулачка в другой)

Рукава засучим смело ( засучиваем рукава)

Пролил воду-не беда ( руки на пояс, покачать головой)

Тряпка под рукой всегда ( показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

Фартук- друг, он нам помог ( провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок ( руки на пояс, повороты головы в стороны)

Ты работу завершил? Все на место положил? ( шаг на месте)

                                                                            Приложение 3

 Пальчиковая гимнастика « Волшебница вода»

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда.

Брызги вправо,

Брызги влево!

Мокрым стало наше тело.

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро!

                                                                       Приложение 4

               

                                                         МБОУ « Дмитриевская СОШ» ( дошкольные группы)                    

                       

                                КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
   ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАНИЕ. ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ.

                               ТЕМА: « ПУТЕШЕСТВИЕ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ

                                                              ЛАБОРАТОРИЮ»

                                                             СРЕДНЯЯ ГРУППА

                                                                                                   

                                                                                             2021г.

Цель: Знакомство детей с процессами очистки воды разными способами через поисково-исследовательскую деятельность

Задачи:

- Образовательные задачи

- познакомить со способами фильтрации воды;

- учить проводить эксперименты, делать выводы.

-Развивающие задачи:

-  формировать экологическое мировоззрение;

- развивать интерес к исследовательской деятельности;

- развивать речь детей, обогащать словарный запас новыми словами (лаборатория, опыт, эксперимент, исследователь).

-Воспитательные задачи:

- воспитывать познавательный интерес;

- воспитывать бережное отношение к природе. 

Материалы: пластиковые стаканчики, фильтры (ватные диски, угольные таблетки, газета), воронки, тарелки, салфетки, фильтр «Барьер», ноутбук, проектор.

                                          Ход деятельности.

1.Организационный момент.

Дети и воспитатель стоят в кругу.

Воспитатель.  Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Звучит аудиозапись звуки природы.

Воспитатель.  Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, в нашей двери было письмо. Его прислали ребята из другого детского сада. Сейчас я вам его прочитаю: « Здравствуйте, ребята, мы решили пойти в поход и как настоящие туристы взяли с собой воду и пищу.

Пришли мы в лес и очень хорошо провели время там, но к вечеру у нас закончился запас пищи и воды. И мы решили вернуться домой. По пути мы увидели реку. Обрадовались, что сможем утолить жажду. Мы почерпнули в ведро воду из реки и разочаровались, потому что вода была очень грязная, и пить ее нельзя. Подскажите, пожалуйста, если знаете, как можно очистить воду, чтобы можно было ее пить».

-Можно очистить воду через фильтры. А, как, я вас научу.

Но сначала давайте поиграем в игру « Вода хорошо- вода плохо» ( польза и вред воды).

- Итак, ребята, кому нужна вода? Правильно, животным, растениям и людям

- А что человек делает при помощи воды? ( пьет, готовит, умывается, стирает, поливает растения, поит домашних животных и т. д.).

Без воды нет жизни на земле. Вода нужна всем на земле. Но сможем ли мы пить грязную воду? ( нет) Вот поэтому нельзя засорять реки и озера, моря и океаны. Всем нужна чистая вода.

Физминутка « Капельки прыг-прыг» ( с применением ИКТ-технологий)

2.Основная часть.

Воспитатель.  Сейчас мы отправимся в нашу маленькую лабораторию и представим себя учеными. Подойдите к своему рабочему месту и наденьте фартуки (висят на спинке стула). На столах стоит все необходимое оборудование для работы.

Опыт №1.

Возьмите стаканчик, вставьте воронку, в воронку положите кусочек газетки. Осторожно вылейте грязную воду в воронку. Насколько чище стала вода?

  Пальчиковая гимнастика « Волшебница вода»

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда.

Брызги вправо,

Брызги влево!

Мокрым стало наше тело.

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро.

Опыт №2.

Возьмите стаканчик, вставьте воронку, в воронку положите ватный диск, и осторожно вылейте грязную воду в воронку. А теперь давайте сравним, чище стала вода, которую мы пропустили через фильтр.

Вода стала светлее?

Физкультминутка:

Коль с водой имеешь дело, ( переливаем воду из одного кулачка в другой)

Рукава засучим смело ( засучиваем рукава)

Пролил воду-не беда ( руки на пояс, покачать головой)

Тряпка под рукой всегда ( показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

Фартук- друг, он нам помог ( провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок ( руки на пояс, повороты головы в стороны)

Ты работу завершил? Все на место положил? ( шаг на месте)

Опыт №3.

Возьмите стаканчик, вставьте воронку, в воронку положите ватный диск, затем активированный уголь и сверху еще один диск. Осторожно вылейте грязную воду в воронку. Посмотрите, вода стала чище?

Проводится хороводная игра « Солнышко и дождик».

3.Итог деятельности.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на все стаканчики. Какая вода самая чистая?

Чему же мы научились? (очищать воду разными фильтрами).

А какой фильтр самый надежный? (угольный). Если такую воду вскипятить, ее можно пить.

Для чего нужно кипятить? Мы очистили лишь от грязи, но в ней есть невидимые микробы. При кипячении они погибают. Вот поэтому необходимо кипятить.

Значит, и дети, которые пошли в поход, смогли бы очистить воду угольным фильтром, вскипятить и напиться.

Воспитатель: В домашних условиях используем производственные фильтры. Вот, например, фильтр «Барьер», он угольный. Очищает воду от примесей, которые находятся в воде.

- Итак, ребята, что мы сегодня научились делать?

- При каком способе очистки вода стала более чистой?

Воспитатель. Встанем все в круг, скажем слова благодарности нашим гостям за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе " Путешествие по Царству Воды"

Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из...

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебная лаборатория»

Предварительная работа: опыты с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами, исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?»Материал и оборудование: магниты н...

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «В лабораторию к профессору Почемучкину»

С целью развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования:1. воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;2. воспитывать любознательность, взаимопомощь,3. во...

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебная лаборатория»

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе«Волшебная лаборатория»Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие....

Организованная образовательная деятельность по экспериментированию в средней группе на тему: «Песочная лаборатория»

Опытническая деятельность несомненный фаворит для знакомства детей со свойствами неживой природы. Конспект учитывает возрастные особенности детей. В нём подобраны доступные для понимания детей св...

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе «Путешествие в страну чудес».

Цель: создание мотивации для поисково-исследовательской деятельности детей.Образовательные задачи.Познакомить детей со свойствами магнита и мыльного раствора. Способствовать развитию у детей позн...