Конспект ОД по экспериментированию для средней группы " Путешествие в исследовательскую лабораторию"
план-конспект занятия (средняя группа)
Конспект предназначен для детей средней группы. Интересные и занимательные эксперименты по очистке воды совместно с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_puteshestvie_v_issledovatelskuyu_laboratoriyu_-_kopiya.odt | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Дмитриевская СОШ» (дошкольные группы)
Конспект образовательной деятельности
Образовательная область: Познавательное развитие ( экспериментирование)
Тема: « Путешествие в исследовательскую
лабораторию»»
средняя группа
подготовила воспитатель:
Прокудина Е. С.
2021г.
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно – методическая информация | Содержание | Примечания | |||
Тема образовательной деятельности | «Путешествие в исследовательскую лабораторию» | |||||
2. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие. Экспериментирование. | ||||
3. | Виды детской деятельности | Познавательно-исследовательская: создать систему работы по изучению способов очистки воды, установление причинно- следственных связей, проведение экспериментирования по очищению воды. Игровая деятельность: Игра « Вода хорошо-вода плохо», хороводная игра « Солнышко и дождик». Коммуникативная деятельность :беседа « Для чего нужна вода?», « Нельзя засорять воду в водоемах» Двигательная: выполнение физминуток, пальчиковой гимнастики | ||||
4 | Методы и приёмы реализации содержания занятия | |||||
4.1 | Общепедагогические методы и приёмы | Словесный метод: беседа (« Для чего нужна вода человеку?») Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: исследовательская деятельность (каково значение воды в природе, как очистить воду с помощью фильтра); приучение (следование правилам по определению способов очистки воды), упражнение (проговаривание детьми содержания эксперимента). Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность ( демонстрация экспериментов по выявлению свойств способов очистки воды), игровые ситуации (игра «Вода хорошо-вода плохо»). | ||||
4.2 | Интеграция образовательных областей | Социально-коммуникативная: воспитывать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. Познавательная: Уточнить признаки воды , познакомить со способами фильтрации воды, закрепить знания о необходимости беречь природу и стараться не загрязнять водоемы, поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка. | ||||
5 | Возрастная группа | Средняя группа (4-5 лет) | ||||
6 | Цель | Знакомство детей с процессами очистки воды разными способами через поисково-исследовательскую деятельность | ||||
7 | Задачи | Планируемые результаты | ||||
Развивающие: - формировать экологическое мировоззрение; - развивать интерес к исследовательской деятельности; - развивать речь детей,иобогащать словарный запас новыми словами ( лаборатория, опыт, эксперимент, исследователь) Образовательные: - познакомить со способами фильтрации воды; - учить проводить эксперименты, делать выводы; - совершенствование диалогической речи детей Воспитательные: - воспитывать у детей умения слушать друг друга и взрослых; -воспитывать чуткое отношение друг к другу и окружающему миру; -воспитывать бережное отношение к воде | - пополнены знания детей о необходимости беречь и очищать воду -сформирован познавательный интерес по теме. | |||||
8 | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | |||||
Затруднения | Способы преодоления | |||||
1.Понимание детьми значения новых слов ( лаборатория, фильтр, фильтрация и т.д). 2. Познавательный интерес выражен недостаточно: дети мало знают о свойствах и качествах объектов неживой природы. | 1.Подобрать близкие по смыслу слова, подробно объяснить их значение. 2. Проведение предварительной работы по изучению свойств и значения воды в природе через чтение художественной литературы, просмотр презентаций, познавательных мультфильмов и т.д. | |||||
9 | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Материалы: Аудиозапись « Звуки природы», письмо, пластиковые стаканчики, фильтры ( ватные диски, угольные таблетки, газета), тарелки, салфетки, фильтр « Барьер»; ноутбук, проектор. | ||||
10 | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Беседы « Где можно встретить воду?», « Кто живет в воде?», « Зачем человеку нужна вода?»; наблюдение за дождем, лужами, ручейками, облаками; чтение рассказов, слушание разных вариантов музыкальных произведений, отражающих поведение воды; подборка слайдов « Кому нужна вода»; проведение опытов с водой | ||||
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ | ||||||
№ | Этап | Содержание | Примечания | |||
I | Вводная часть | |||||
1.1 | Введение в тему | Дети стоят полукругом с воспитателем, здороваются с гостями. Воспитатель читает письмо от ребят другой группы с просьбой помочь найти способы очистить грязную воду из реки. | ||||
1.2 | Мотивация деятельности детей | Необходимо помочь другим ребятам очистить воду от грязи и мусора. | 3 мин. | |||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Дети совместно с педагогом ставят цель определить способы очищения воды при помощи экспериментирования.
| ||||
II | Основная часть: | |||||
2.1 | Актуализация ранее приобретённых знаний | -беседа о необходимости и значении воды для всего живого на Земле. - Игра « Вода хорошо-вода плохо». | 7мин. | |||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Педагог: Можно очистить воду при помощи разных фильтров. А как, я вас научу. Сейчас мы отправимся в нашу маленькую лабораторию и представим себя учеными. 1. Очистка воды при помощи газеты; 2. Очистка воды при помощи ватного диска; 3. Очистка воды припомощи ватного диска и угольных таблеток. - Ребята, посмотрите на наши стаканчики. В каком стакане вода самая чистая? Самый надежный фильтр- угольный. Если такую воду вскипятить, ее можно пить. Я напишу ответ детям другого сада, чтоб в следующий раз, когда они отправятся в поход, они знали, как можно хорошо очистить воду. Воспитатель показывает покупной фильтр для очистки воды и напоминает детям, что таким фильтром можно пользоваться в домашних условиях. | 12мин. | |||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | 1. Проведение физминуток « Коль с водой имеешь дело», « Капельки прыг-прыг». 2. Пальчиковая гимнастика « Волшебница-вода». 3. Д/и « Какой бывает вода?». | 5 мин. | |||
III | Заключительная часть | |||||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Обсуждение итогов занятий: - О чем мы сегодня говорили? Как можно очистить воду? Важна ли вода для человека и почему? | 3 мин. Итог: 20 мин. |
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ | Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия | Содержание | Примечание |
I. | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | ||
1.1 | Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.) | Чтение стихотворения Н. Рыжовой « Вы слыхали о воде?» Опыт « Животворное свойство воды»( показать важное свойство воды-давать жизнь живому) | в группе |
II. | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | ||
2.1 | Ребенок сам | Д/и «Какой бывает вода?». | В группе |
Список литературы
1. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
2. С.Н.Николаева «Экологическое воспитание»
3. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
4. Т.Г.Кобзеева «Организация деятельности на прогулке»
5. Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду:средняя группа-МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2014.
Приложение 1
Письмо от ребят из другого детского сада
« Здравствуйте, ребята, мы решили пойти в поход и как настоящие туристы взяли с собой воду и пищу. Пришли мы в лес и очень хорошо провели там время, но к вечеру у нас закончился запас пищи и воды. И мы решили вернуться домой. По пути мы увидели реку. Обрадовались, что сможем утолить жажду. Мы почерпнули в ведро воду из реки и разочаровались, потому что вода была очень грязная, ии пить ее нельзя. Подскажите, пожалуйста, если знаете, как можно очистить воду, чтобы можно было ее пить.»
Приложение 2
Физкультминутка
Коль с водой имеешь дело, ( переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело ( засучиваем рукава)
Пролил воду-не беда ( руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда ( показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук- друг, он нам помог ( провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок ( руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? ( шаг на месте)
Приложение 3
Пальчиковая гимнастика « Волшебница вода»
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда.
Брызги вправо,
Брызги влево!
Мокрым стало наше тело.
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро!
Приложение 4
МБОУ « Дмитриевская СОШ» ( дошкольные группы)
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАНИЕ. ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ.
ТЕМА: « ПУТЕШЕСТВИЕ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ
ЛАБОРАТОРИЮ»
СРЕДНЯЯ ГРУППА
2021г.
Цель: Знакомство детей с процессами очистки воды разными способами через поисково-исследовательскую деятельность
Задачи:
- Образовательные задачи:
- познакомить со способами фильтрации воды;
- учить проводить эксперименты, делать выводы.
-Развивающие задачи:
- формировать экологическое мировоззрение;
- развивать интерес к исследовательской деятельности;
- развивать речь детей, обогащать словарный запас новыми словами (лаборатория, опыт, эксперимент, исследователь).
-Воспитательные задачи:
- воспитывать познавательный интерес;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы: пластиковые стаканчики, фильтры (ватные диски, угольные таблетки, газета), воронки, тарелки, салфетки, фильтр «Барьер», ноутбук, проектор.
Ход деятельности.
1.Организационный момент.
Дети и воспитатель стоят в кругу.
Воспитатель. Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Звучит аудиозапись звуки природы.
Воспитатель. Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, в нашей двери было письмо. Его прислали ребята из другого детского сада. Сейчас я вам его прочитаю: « Здравствуйте, ребята, мы решили пойти в поход и как настоящие туристы взяли с собой воду и пищу.
Пришли мы в лес и очень хорошо провели время там, но к вечеру у нас закончился запас пищи и воды. И мы решили вернуться домой. По пути мы увидели реку. Обрадовались, что сможем утолить жажду. Мы почерпнули в ведро воду из реки и разочаровались, потому что вода была очень грязная, и пить ее нельзя. Подскажите, пожалуйста, если знаете, как можно очистить воду, чтобы можно было ее пить».
-Можно очистить воду через фильтры. А, как, я вас научу.
Но сначала давайте поиграем в игру « Вода хорошо- вода плохо» ( польза и вред воды).
- Итак, ребята, кому нужна вода? Правильно, животным, растениям и людям
- А что человек делает при помощи воды? ( пьет, готовит, умывается, стирает, поливает растения, поит домашних животных и т. д.).
Без воды нет жизни на земле. Вода нужна всем на земле. Но сможем ли мы пить грязную воду? ( нет) Вот поэтому нельзя засорять реки и озера, моря и океаны. Всем нужна чистая вода.
Физминутка « Капельки прыг-прыг» ( с применением ИКТ-технологий)
2.Основная часть.
Воспитатель. Сейчас мы отправимся в нашу маленькую лабораторию и представим себя учеными. Подойдите к своему рабочему месту и наденьте фартуки (висят на спинке стула). На столах стоит все необходимое оборудование для работы.
Опыт №1.
Возьмите стаканчик, вставьте воронку, в воронку положите кусочек газетки. Осторожно вылейте грязную воду в воронку. Насколько чище стала вода?
Пальчиковая гимнастика « Волшебница вода»
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда.
Брызги вправо,
Брызги влево!
Мокрым стало наше тело.
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.
Опыт №2.
Возьмите стаканчик, вставьте воронку, в воронку положите ватный диск, и осторожно вылейте грязную воду в воронку. А теперь давайте сравним, чище стала вода, которую мы пропустили через фильтр.
Вода стала светлее?
Физкультминутка:
Коль с водой имеешь дело, ( переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело ( засучиваем рукава)
Пролил воду-не беда ( руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда ( показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук- друг, он нам помог ( провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок ( руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? ( шаг на месте)
Опыт №3.
Возьмите стаканчик, вставьте воронку, в воронку положите ватный диск, затем активированный уголь и сверху еще один диск. Осторожно вылейте грязную воду в воронку. Посмотрите, вода стала чище?
Проводится хороводная игра « Солнышко и дождик».
3.Итог деятельности.
Воспитатель. Ребята, посмотрите на все стаканчики. Какая вода самая чистая?
Чему же мы научились? (очищать воду разными фильтрами).
А какой фильтр самый надежный? (угольный). Если такую воду вскипятить, ее можно пить.
Для чего нужно кипятить? Мы очистили лишь от грязи, но в ней есть невидимые микробы. При кипячении они погибают. Вот поэтому необходимо кипятить.
Значит, и дети, которые пошли в поход, смогли бы очистить воду угольным фильтром, вскипятить и напиться.
Воспитатель: В домашних условиях используем производственные фильтры. Вот, например, фильтр «Барьер», он угольный. Очищает воду от примесей, которые находятся в воде.
- Итак, ребята, что мы сегодня научились делать?
- При каком способе очистки вода стала более чистой?
Воспитатель. Встанем все в круг, скажем слова благодарности нашим гостям за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по экспериментированию в средней группе "Путешествие в лабораторию по изучению воды"
Конспект НОД с проведением опытов по изучению свойств воды....
Конспект НОД по экспериментированию в средней группе " Путешествие по Царству Воды"
Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из...
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебная лаборатория»
Предварительная работа: опыты с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами, исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?»Материал и оборудование: магниты н...
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «В лабораторию к профессору Почемучкину»
С целью развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования:1. воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;2. воспитывать любознательность, взаимопомощь,3. во...
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебная лаборатория»
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе«Волшебная лаборатория»Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие....
Организованная образовательная деятельность по экспериментированию в средней группе на тему: «Песочная лаборатория»
Опытническая деятельность несомненный фаворит для знакомства детей со свойствами неживой природы. Конспект учитывает возрастные особенности детей. В нём подобраны доступные для понимания детей св...
Конспект НОД по экспериментированию в средней группе «Путешествие в страну чудес».
Цель: создание мотивации для поисково-исследовательской деятельности детей.Образовательные задачи.Познакомить детей со свойствами магнита и мыльного раствора. Способствовать развитию у детей позн...