Семинар-практикум (для воспитателей). «Игры для подготовки детей к школе» в подготовительной группе.
материал

Паршина Елена Ивановна

Игры на развитие мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум (для воспитателей).

«Игры для подготовки детей к школе»

в подготовительной группе.

  Сегодня мы поговорим о том, как же лучше подготовить наших детей к школе. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит  успеваемость ученика в последующие годы, его отношение  к школе, учению, и в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Игра «Да-нет»

  Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, в которой вам нужно отвечать «Да», если вы согласны с моим высказыванием и «Нет», если вы не согласны.

        Скажите громко и хором, друзья

       Деток своих вы любите?  (да)

       С работы пришли, сил совсем нет,

       Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

       Я вас понимаю… Как быть, господа?

       Проблемы деток решать нужно нам? (да)

       Дайте мне тогда ответ

       Помочь, откажетесь нам? (нет)

       Последнее спрошу вас я

       Активными все будем? (да).

Игра-ассоциация «Школа».

  Подумайте, с каким словом у вас ассоциируется слово «Школа»? Например, учеба. Следующий ученик должен дать свою ассоциацию на слово «школа» и т. д. (Упражнение выполняется по кругу, участники передают мяч друг другу).

  После выполнения упражнения анализируются предъявленные ассоциации и делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных с представлением о школе. Они определяются опытом школьного обучения родителей.

Упражнение «Снежинка»

  Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, формы. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1.Сложите лист пополам.                                                                                 2.Оторвите правый верхний угол.                                                               3.Опять сложите пополам.                                                                           4.Снова оторвите правый верхний угол.

  Продолжайте эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совсем одинаковые.

  Нашли? Как вы думаете, почему?

  Вывод: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая. Каждый из вас индивидуален. Такие и ваши дети: все они разные, различны их способности, возможности и личные качества. Но каждый из них уникален по своему.  Один из них уже вполне самостоятелен. Другом – достаточно напомнить и он сам все выполнит. Третьему ребенку следует показать, и он будет действовать, подражая взрослому. А вот с четвертым может быть намного сложнее: взрослому придется вместе с ним выполнять действия, чтобы он понял.

  Как же реализовать наши желания? Как подготовить ребенка к школьному обучению?                                                                                                        

  Психологи в этом вопросе единодушны: готовить к школе нужно в игре.

  Игра - что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради  чего ребенок идет в детский сад.

  Игра – это ведущий вид деятельности для ребенка дошкольного возраста. Игра – это не только удовольствие и радость, это жизнь ребенка, его существование, это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми.

  Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре.

  С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение – психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе.

  Многие учителя начальных классов указывают, что отставание в учебе нередко связано с низким уровнем развития памяти, неумением поддерживать внимание, осуществлять самоконтроль. Поэтому необходимо научить ребенка играм, вырабатывающим у него способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью, мышлением.

  И сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры, которые так необходимы вашим детям, чтобы подготовиться к школе.

Игра «Действуй по инструкции».

  Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте. Встаньте, потянитесь, поверните сначала направо, потом налево, посмотрите в окно, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите «хорош»!

  Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре?

  Память, умение внимательно выслушивать задание до конца, закреплять умение ориентироваться в пространстве.

  Игра «Солдатики» ( на развитие произвольности, самоконтроля).                  В эту игру можно играть дома и на улице. По приказу командира – взрослого солдатик-ребенок поворачивается налево, направо, поднимает левую руку и пр. По аналогии можно играть в робота – ребенок должен дотронуться до правого уха, до левой щеки, и пр. можно с предметами. Если ребенок затрудняется, необходимо ему помочь.

  Упражнение «Закончи предложение». Игроки поочередно бросают друг другу мяч, произнося начало предложения, поймавший мяч формулирует варианты ответа. Можно несколько раз повторить одно и то же начало, с различным окончанием.

  Игра «Передай движение». Дети становится в круг и закрывают глаза. Ведущий придумывает какое-нибудь движение, затем будит своего соседа и показывает ему движение. Так все по кругу просыпаются.

  Игра «Черепахи». Цель: Научить детей контролировать свои действия, слушать и понимать инструкцию взрослого.                                                  Дети встают по одну сторону ковра. Воспитатель встает напротив них по другую сторону ковра. По его команде дети должны двигаться к нему. Их задача – идти как можно медленнее. Побеждает тот, кто придет последним. Стоять на одном месте нельзя.

  Игра «Головомяч». Развивать навыки сотрудничества в парах, тройках, научить детей доверять друг другу.                                                                        –Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Можно касаться мяча только головами. Пройдитесь по комнате.

  Игра «Прогулка с компасом». Формировать у детей чувства доверия к окружающим. Группа разбивается на пары, где есть ведомый (турист) и ведущий (компас). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи). Завязывают глаза. Нужно пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне ( не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

  Упражнение «Ток». Дети встают в круг, держась за руки, и передают по кругу «ток» (по цепочке, друг за другом пожимают руку стоящего справа).

  Игра «Да и нет не говорите». Развитие произвольности, умения контролировать свои действия.                                                                  Водящий задает участникам различные вопросы, участникам необходимо правильно и быстро отвечать на вопросы, но не употреблять слова «да» и «нет». Примерные вопросы: Вы ходите в детский сад? Вы живете в Африке? Вы любите мороженое? Вы умеете ходить на руках? Ночью светит солнце? Люди ходят по потолку? Корова умеет летать? Снег горячий? Вы пришли в куртке? Арбузы вкусные?

  Игра «Каскад слов». Развивает память, оббьем памяти, речь, мышление. Проводится по типу «Снежного кома». Выбирается тема, например: фрукты. Первый игрок говорит слово на эту тему: апельсин. Второй повторяет слово предыдущего игрока и добавляет свое: апельсин, яблоко. Третий повторяет все слова, сказанные ранее, и добавляет свое: апельсин, яблоко, груша. Игра продолжается, пока ребенок повторяет слова, сохраняя их порядок. Далее выбирается новая тема.

  Игра «Сходство и различия». Развивает воображение, логическое и ассоциативное мышление, речь. Необходимо найти не меньше пяти сходств и различий разных понятий, например : молоко – вода, самолет – поезд, стул – стол.

  Игра « Бег ассоциаций». Игра развивает ассоциативное мышление, слуховую память, связную речь, воображение. Необходимо связать высказыванием любые названные предметы. Например: 1 игрок называет слова «крыса», «табуретка». 2 игрок составляет предложение «Папа бросил табуреткой в крысу», и называет слово «молоко». Следующий игрок связывает 2-е и 3-е слова, например: «На табуретке пролито молоко» и называет следующее слово.

  Игра «Бусы из слов». Развивает произвольность поведения, память, умение слушать других, работать сообща. Выбирается стихотворение, которое все хорошо знают, играющие читают его, произнося по одному слову по очереди. Вариант: стихотворение разбивается на стихотворные строчки.

  Игра «Где применить?». Игра расширяет личный  опыт ребенка, развивает его связную речь, мышление, воображение. Газета нужна для чтения. Для чего еще может быть нужна газета? ( Необходимо придумать не менее пяти способов использования предмета).

  Рефлексия « Все у меня в руках».

А теперь подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы.

Больше всего мне понравилось…                                                                           В дальнейшем я буду использовать…                                                            Здесь я сегодня узнала нового…                                                                              Я и раньше знала то, что услышала о…                                          Неожиданным для меня сегодня было…

  Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр. Ведь именно сейчас ваши внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего.

Берегите друг друга,

Добротой согревайте!

Берегите друг друга,

Обижать не давайте!

Берегите друг друга,

Суету позабудьте.

И в минутку досуга

Рядом вместе побудьте!                                      

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в логопедической подготовительной к школе группе «Речецветик» «Роль игры при подготовке детей к школе»

Родительское собрание в логопедической подготовительной к школе группе «Речецветик»«Роль игры при подготовке детей  к школе»...

Подготовка детей к школе в подготовительной группе детского сада

Цель– создание педагогических и социально - психологических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе, включающей такие аспе...

Родительское собрание в подготовительной группе «Роль игры при подготовке детей к школе».

Помочь родителям познать роль игры при подготовке детей к школе, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах хорошей адаптации детей к обуч...

Родительское собрание в подготовительной группе «Роль игры при подготовке детей к школе».

Помочь родителям познать роль игры при подготовке детей к школе, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах хорошей адаптации детей к обуч...

Подготовка детей к школе в подготовительной группе детского сада

Цель– создание педагогических и социально - психологических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе, включающей такие аспекты, как ин...

Родительское собрание: «Нравственно-волевая подготовка детей к школе», в подготовительной группе №4, в начале учебного года.

Подготовила:  Батина   Ирина Александровна, воспитатель группы №4, МБДОУ – «Детский сад №388», г. Нижний Новгород.Цели: расширение контакта между педагогом и роди...

Консультация для родителей «Речевая подготовка детей к школе в подготовительной группе детского сада»

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышления, воображения, памяти, эмоций. Явл...