Подготовка детей к школе в подготовительной группе детского сада
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda.docx | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка детей к школе в подготовительной группе детского сада
Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста является подготовка детей к школе.Как мы знаем, подготовка детей к обучению начинается задолго до поступления детей в школу, и осуществляется на занятиях в детском саду, на основе привычных для ребёнка видов деятельности: игры, рисования, конструирования. Мы знакомим ребёнка с представлениями об окружающем мире, которые он может осваивать самыми различными способами: манипулируя с предметами, в изобразительной деятельности, в игре, в общении со взрослыми. Какой бы деятельностью ребёнок не занимался, в ней всегда присутствует элемент познания, он постоянно узнаёт что-нибудь новое о тех предметах с которыми действует. Важно помнить, что при этом не стоит специальная задача познания свойств этих предметов, а перед ребёнком стоят другие задачи: нарисовать узор, построить из кубиков домик, вылепить из пластилина фигурку животного и т. д. При этом деятельность ребёнка принимает форму обучения, учебной деятельности. И тогда приобретённые знания становятся осознаваемой целью его активности, ребёнок начинает осознавать, понимать и выполнять те или иные действия. При проведении занятий мы обращаем внимание на то, чтобы у ребёнка был навык правильно сидеть за столом, правильно держать карандаш или ручку, правильно отвечать на вопросы педагога, а также учим детей слушать и слышать педагога.
Следует обратить внимание, что содержание обучения в первом классе, старшей и подготовительной группе совпадает. Так, например, дети старшей и подготовительной групп достаточно хорошо владеют:
• звуковым анализом слова, знают буквы, большинство умеют читать, овладевают словарным запасом, фонетическим слухом, звукопроизношением;
• свободно владеют счётом в пределах 10 (прямой и обратный);
• знают основные геометрические фигуры;
• имеют пространственные представления (вверх, вниз, влево, вправо, по диагонали).
Также необходимо выделить следующие направления: физическая готовность, психологическая готовность, нравственно-волевая готовность.
Заботясь о наших детях, о полноценной их подготовке к поступлению в первый класс, мы помогаем родителям организовать правильный режим дня ребёнка в семье, знакомим с примерным объёмом знаний, который должен иметь дошкольник при поступлении в школу. Ну, и конечно же, принимаем в их подготовке непосредственное участие.
Беседа с детьми в подготовительной группе о школе
Возраст детей: 6 - 7 лет.
Образовательные задачи:
1. Формирование познавательного интереса к школе
2. Повышение мотивационной готовности детей к школе.
3. Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, речи, мышления, зрительно – моторной координации).
4. Развитие произвольной регуляции деятельности и усидчивости.
5. Развитие навыков взаимодействия и умения работать в команде.
Методы и приемы: словесные (рассказ, чтение пословиц и поговорок); наглядные (наблюдение, рассматривание наглядных пособий: предметов, картинок); практические (упражнение «Выложи узор по памяти»); игровые (дидактическая игра «Собери портфель».).
Оборудование: карточки с изображением школьных принадлежностей, картинки, игрушки, портфель (ранец), книги, ручки, пеналы, карандаши, ластики, наборы счётных палочек.
Ход беседы.
Воспитатель помещает на стенд картину «В школу». Задаёт вопросы:
-Как можно назвать эту картину? Придумайте ей название.
-Почему?
- Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад? - Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (ученики, школьники, первоклассники).
Воспитатель:
В школу
Листья желтые летят,
День стоит веселый.
Провожает детский сад
Ребятишек в школу.
Отцвели цветы у нас,
Улетают птицы.
-Вы идете в первый раз
в первый класс учиться.
Куклы грустные сидят
На пустой террасе.
Наш веселый детский сад
Вспоминайте в классе.
Вспоминайте огород,
Речку в дальнем поле…
Мы ведь тоже через год
Будем с вами в школе.
Дачный поезд отошел,
Мимо окон мчится…
-Обещали хорошо,
лучше всех учиться!
Воспитатель: Ребята, скоро вы станете школьниками. Когда вы пойдете в школу?
Дети: Осенью, 1 сентября.
Воспитатель: Правильно. Сейчас в детском саду мы много говорим о школе. А в школе вы, наверное, будете вспоминать детский сад. Чем отличается детский сад от школы?
Дети: В детском саду - воспитатель, а в школе- учитель.
- У нас - занятия, а в школе- уроки.
- В детском саду столы, а в школе – парты.
- В школе есть столовая, а в детском саду – кухня.
- В школу ходят с портфелями или с рюкзаками, а в детский сад - хочешь сумочку возьми или без нее.
- В детском саду дети спят, а в школе нет.
- В школе - классы, а в детском саду - группы.
- В школе меньше игрушек, а в детском саду больше.
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, ребята, какие школьные принадлежности вы знаете?
Дети: Пенал, ручка, карандаш, кисть, тетрадь…и т. д.
Воспитатель: Кому нужны школьные принадлежности?
Дети: Ученику, школьнику.
Воспитатель: Для чего они нужны?
Дети: Учиться писать, считать, читать….
Воспитатель: А вы хотите в школу?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда мы с вами поиграем в игру «Собери портфель».
«Портфель – это самый главный атрибут школьника. Каждый ученик должен уметь его собирать. А вы хотите попробовать? Давайте разделимся на 2 команды. Каждой команде я выдам портфель, а вам ребята, нужно его собрать. Посмотрите, на моем столе лежит множество различных предметов. Из них нужно выбрать те, которые пригодятся вам в школе, и положить их в портфель. Собираем портфель по - очереди. За один раз разрешается взять только один предмет. А затем мы проверим, что вы положили в свои портфели. Победит та команда, которая лучше справится с этим заданием. Готовы? На старт. Внимание. Начали!»
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите ходить в школу, чтобы получать знания или хорошие оценки?
Ответы детей.
Воспитатель: А чтобы получать и знания и хорошие оценки, нужно быть старательным и не ленивым.
Вот послушайте историю про одного мальчика…
Сказка про Помарку
Автор: Ирис Ревю
Жили-были помарки. У них не было своего тридевятого царства, тридесятого государства. Они жили в школьных тетрадках и постоянно прятались. Некоторые помарки таились всю жизнь, и никогда не выходили наружу. Это происходило, в основном, в тетрадках отличников. А некоторые помарки жили вольготно, гуляли, где хотели. Это наблюдалось, как правило, в тетрадях троечников.
Вася Метёлкин вёл настоящий бой с помарками. Ему хотелось узнать, откуда они появляются.
…Вот он медленно начинает писать, выводит одно слово, второе… Потом – хлоп! — начинает торопиться, делает ошибку, и вот она, помарка, готовенькая, тут как тут.
Однажды Вася даже заплакал от досады. Вдруг он слышит, как ему кто-то говорит:
— Ты из-за меня плачешь?
Вася поднял глаза. Никого радом не было. Он ущипнул себя за руку, и плакать перестал.
И тут он понял, что с ним разговаривает сама Помарка.
— Вот откуда ты берешься, почему у меня все диктанты с помарками? – закричал Вася.
— А ты сам виноват, — сказала Помарка. – Начинаешь суетиться, подскакивать, злиться непонятно на кого, грызть ногти, в общем, делать всё, что угодно, но только не спокойно писать диктант.
Вася задумался. А, может, действительно, он сам виноват?
В школьные каникулы Вася провёл опыт. Он сел за стол, достал часы. Когда они показали 9 часов, то начался диктант. Диктовала бабушка, а мальчик писал. Поначалу у него было много помарок, а ещё больше тревожных мыслей в голове:
— Ах, диктант! Как это волнительно! Это ведь контрольная работа. А на контрольных я всегда беспокоюсь.
Но постепенно Вася приучил себя к мысли, что надо писать спокойно, тревожные мысли гнать прочь. Мальчик воспитывал свою силу воли. Он научился писать почти без помарок. И это была его победа!
Однажды Помарка явилась к мальчику, а он не был рад её видеть. Но Помарка, не обращая внимания на плохое настроение мальчика, сказала ему:
— Давай в школе будем видеться как можно реже, а встречаться только дома, в черновиках. Поболтаем о том, о сём, а потом ты продолжишь учиться, а я прятаться, как обычно. Ведь чем больше я прячусь, тем лучше.
…Вася иногда разговаривает с Помаркой, только дома. Пока никто не видит.
Но Вася знает, что с Помарками надо держать ухо востро!
Воспитатель: Где живут помарки?
Почему Вася писал диктанты с помарками?
Как Вася познакомился с говорящей Помаркой?
Как Вася тренировал свою силу воли?
Нарисуй Помарку.
Воспитатель: Какие пословицы подходят к рассказу?
Главная победа – это победа над собой.
Торопись на хорошее дело, плохое за тобой не поспеет.
Завяжи проблему верёвочкой.
Воспитатель Главная мысль сказки заключается в том, что если у тебя есть какая-то проблема, то надо уделить время решению этой проблемы, поискать ходы-выходы как от неё избавиться. Вася в каникулы нашёл время, привлек бабушку, и вступил с помарками в настоящий бой. Он хотел писать диктанты без помарок, и он добился большого успеха!
А чтобы настроить себя на правильный лад, с чего нужно начинать каждое утро? Правильно с зарядки.
Физкультминутка.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам всё
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
Воспитатель: Как вы думаете, в школе дети дружат между собой?
Да. В школе тоже дети дружат между собой.
Вы тоже там найдёте себе друзей. И может быть на всю жизнь.
А зачем друзья нужны в школе?
Давайте вспомним пословицы о дружбе.
− Друга ищи, а найдешь — береги.
− Друг познается в беде.
− Друзья — не разлей вода.
− Старый друг лучше новых двух.
− Друг денег дороже.
− Друга за деньги не купишь.
Воспитатель: А сейчас посмотрим, какие вы можете быть дружные.
Пальчиковая гимнастика «Дружба». Дети встают парами.
Дружат в нашей группе (соединяют пальчики)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (делают «замок»)
Маленькие пальчики.
1-2-3-4-5 (соединяют пальчики)
Начинай играть опять! (хлопают в ладоши друг с другом)
Воспитатель: Как вы думаете, что нужно делать школьнику, чтобы хорошо учиться?
Правильно. В школе дети должны быть очень внимательные. Каждый ученик должен слушать задания учителя и правильно выполнять их. А сейчас посмотрим, какие вы внимательные.
Игра: «Выложи узор по памяти»
Задание:
Выкладывание узора из счётных палочек.
Выставляю образец на 1 минуту, затем убираю. Дети по памяти составляют узор.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы были очень внимательными и выполнили это задание без ошибок. Вас можно смело отправлять в школу.
Заключение.
Цель: обсуждение занятия, подведение итогов.
Воспитатель: Кто вспомнит, о чем мы сегодня говорили?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, сегодня мы говорили о школе. А что нового вы узнали?
Ответы детей:
- Что такое школа.
- Зачем нужно в нее ходить.
- Почему нужно много стараться, не лениться и упорно трудиться.
- Какие бывают школьные принадлежности.
- Что нужно делать школьнику, чтобы хорошо учиться.
Воспитатель: Молодцы! Какие же вы сегодня были внимательные. Какое задание вам больше всего понравилось?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы сегодня были очень внимательными и активными. Хорошо отвечали на вопросы и отлично выполнили все задания. Узнали много интересного и подготовились к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада
Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада Тема занятия: Сказки, как средство знакомства с буквами русского алфавита. Знакомство с буквой и звуком «Р» ...
Подготовка детей к школе в подготовительной группе детского сада
Цель– создание педагогических и социально - психологических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе, включающей такие аспе...
Семинар-практикум (для воспитателей). «Игры для подготовки детей к школе» в подготовительной группе.
Игры на развитие мышления....
"Подготовка детей к школе в логопедической группе детского сада"
консультация для педагогов...
Конспект группового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада для детей с ТНР
Конспект группового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада для детей с ТНР...
Консультация для родителей «Речевая подготовка детей к школе в подготовительной группе детского сада»
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышления, воображения, памяти, эмоций. Явл...
Конспект ННОД по подготовке к обучению грамоте для подготовительной группы детского сада. Разработала Михайлова Ирина Владимировна, воспитатель ГБДОУ детский сад №39 Приморского района г. Санкт-Петербурга.
Данное педагогическое мероприятие непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе проводится в форме занятия, что помогает формировать предпосылки универсальных учебных д...