Мастер - класс «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»
методическая разработка (средняя группа)

Карелина Любовь Николаевна

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умение играть, трудиться, заниматься сообща; формирование стремления совершать хорошие  поступки. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям. Развитие волевых качеств, таких как, умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей.

 Патриотическое воспитание  - это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка  к Родине начинается с любви к самым близким людям – отцу и матери, к своему дому, улице, детскому саду, городу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 101»

 Мастер - класс

 «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

Подготовил: воспитатель 1КК .

Карелина Л.Н.

г. Воронеж, 2020г

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умение играть, трудиться, заниматься сообща; формирование стремления совершать хорошие  поступки. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям. Развитие волевых качеств, таких как, умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей.

 Патриотическое воспитание  - это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка  к Родине начинается с любви к самым близким людям – отцу и матери, к своему дому, улице, детскому саду, городу. Знакомя детей с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной город интересен всем, побуждает гордость за родной край.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.  В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт. В игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

Нaродные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников, они формируют начало любви к своему народу, своей стране. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.  По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.

Мы используем игры:  «Колечко, колечко», «Заря-заряница»,  Хоровод-игра «Васька -кот»,  «У медведя во бору»,  «Горелки» ,  «Гуси-лебеди» и т.д.

Словесные  игры  также используются  при воспитании нравственных чувств. Например, игры «Вежливые  слова»,  «Цветик – семицветик»

Цель: загадывать желание, рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. Каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей– ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную. Собрав в конце игры фишки, можно определить уровень нравственного развития группы.

Игра «Хорошо – плохо» Цель: оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо? Красными фишками оцениваются хорошие поступки, черными – плохие.

 Дидактические игры  занимают особое место в формировании нравственно-пaтриотических качеств дошкольника.  В дидактических играх развивается  умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.

Д/Игра «Герб города»

Материал: фрагменты герба города Дети по памяти собирают герб родного края, объясняя, что означает тот или иной элемент. В конце самостоятельно проверяют правильность выполнения при помощи карточки-образца.

 Д/ игра «Путешествие по городу»

Материал: фотографии (открытки) с изображением достопримечательностей города.

Ход игры: педагог показывает фото детям, дети называют, что изображено.

Д/ игра «Моя семья»

Данная игра включает в себя нравственно – патриотическое воспитание в детском саду и формирование гендерной идентичности.

 Игра «Иностранец» или «Кто и в какой стране живет?»

Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.

Игра«Деревья и кустарники»(ближайшего нас окружения.)

Цель: находить на иллюстрациях, узнавать и называть их. –от какой ветки детка -гербарий)

Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: «Укрaсь одежду национальным узором», «Сложи одежду», «Сортируй узоры», «Исправь ошибку”»(национальные куклы одеты неправильно).

Д/Игра: «Башни кремля»

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о столице нашей Родины.

Цикл дидактических игр по рoдному  городу «Не ошибись», «Знаешь ли ты?» (знаменитости города) «Путешествие по городу Воронежу», «Где находится памятник?», «Птицы нашего города», «Собери целое», «Профессии нашего города»

Разнообразные игры в интеграции с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Деловая игра с педагогами

Цель: закреплять  и систематизировать знания педагогов о событиях войны; побуждать педагогов расширять представления детей о войне и жизни народа во время войны

Оборудование: 

  • изображение орденов и медалей;
  • аудиозаписи песен военных лет:
  • М.Исаковский «Катюша»,
  • Д. Тухманов «День Победы»,
  • Муз. А Новикова сл.Л. Ошавина  «Эх, дороги»,
  • А.В Александров,  В. Лебедев-Кумач «Священная война»;
  • Карточки с заданиями о детях-героях войны


Ведущий: Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, не видели разрушенных бомбами домов. Нам не приходилось голодать.  О войне мы можем судить по книгам и фильмам. Для нас война – история.  И мы обязаны помнить о тех, кто, не щадя себя сражался за Родину, за мир во всем мире.  

Во время викторины Вы сможете оценить степень своих знаний и то, что сможете передать своим воспитанникам. Ведь  все вопросы  викторины – то с чем мы знакомим детей.


Задание 1 «Страницы боевой славы» 

Каждой команде поочередно задаются вопроса:

•  Назовите оружейный город (Тула)

• Летчик, герой Советского Союза, совершивший воздушный таран (Н.Гастелло)

• Рядовой, Герой Советского Союза, закрывший своим телом амбразуру вражеского дзота. (А.Матросов)

• Назовите город первого салюта (Орел)

• Город-герой, крепость, принявшая первой на себя удар немецко-фашистских захватчиков. (Брест)

• Легендарный город-герой моряков (Севастополь)

•Какое оружие называется женским именем (Катюша)

•  Высшее воинское звание в армии (Маршал)

Задание  2 Дети — герои Великой Отечественной войны 

Каждая команда берет по две  карточки и после обсуждения дает ответ.

1. Кто из детей-героев сражался с врагом в составе разведки морской пехоты? (Валерий Волков)

2.Кто из детей-героев сражался до последнего патрона, а когда у него осталась одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их и себя? (Марат Казей)

3. Назовите имя юной партизанки, которую жестоко пытали, дважды расстреливали, но несмотря ни на что она осталась жива. (Надя Богданова)

4. Кто из детей-героев убил гитлеровца, захватив портфель, в котором находились важные документы? (Леня Голиков)

Задание 3 Ордена и медали 

Зори плещут в орденских лучах, солнышками светятся медали,

Нет, нельзя, чтоб в письменных столах свет Победы на год запирали.

Не для личной славы нам страна выдала награды, не жалея:

доставайте чаще ордена, мир от них становится светлее

                                                                                     (Л.Сорокина)

За боевые подвиги, проявленное мужество, героизм, преданность Родине вручались ордена и медали.  Отвечает команда первая подавшая знак.

1. Назовите медаль, которую вручали одновременно с присвоением звания «Герой Советского Союза»

- Медаль «Золотая звезда» 

Это пятиконечная золотая звезда с гладкими двугранными лучами на лицевой при помощи ушка и кольца соединена с серебряной прямоугольной колодкой. Вдоль колодки через прорези протянута шелковая муаровая лента красного цвета. Эта награда присваивается за совершение героического подвига. Золотую звезду носят на левой стороне груди над всеми орденами и медалям.


2. Как называется медаль, которой награждали и награждают в настоящее время за личное мужество и отвагу которую фронтовики ценили не меньше, чем ордена

- Медаль «За отвагу» 


3. В чем отличие ордена Слава 3 степени от орденов славы 1 степени.

- орден Славы третьей степени — серебряный,

знак первой степени золотой.

ордена Славы трех степеней: этими орденами награждали рядовых сержантов за личное мужество, храбрость. Внешне орден славы имеет вид пятиконечной звезды с широкими лучами. В центре — круг, в котором изображена Спасская башня и Кремлевская стена в обрамлении лавровых ветвей. Звезды на изображении Спасской башни и лента, обвивающая лавровые ветви, покрыты красной эмалью. В верхней части ордена — ушко для крепления с помощью кольца к пятиконечной колодке, обтянутой орденской лентой оранжевого цвета с тремя черными полосками. Ордена Славы всех трех степеней внешне похожи, отличаются они материалами, из которых сделаны: орден Славы третьей степени — из серебра, на знаке второй степени центральный круг с рисунками выполнен из золота, знак первой степени золотой.


4.
 Известно, что орден Победы - самый красивый и большой по размеру военный орден нашей страны. Таких орденов было изготовлено всего — 20. Кто стал обладателем знака № 1?

- Маршал Советского Союза Г.К.Жуков 

Орден Победы был учрежден одновременно с орденами Славы. Им награждались лица высшего состава красной Армии за успешное проведение боевых операций. Его звезда выполнена из платины, в лучи вставлены крупные рубины, обрамленные бриллиантами. В центре звезды — голубой эмалевый круг с изображением Спасской башни, здания Сената и мавзолея В.И.Ленина в обрамлении лавровой и дубовой ветвей. В нижней части круга красная эмалевая лента с надписью «Победа», в верхней — надпись «СССР» они выполнены белыми эмалевыми буквами. Орден крепится к одежде с помощью штифта.

Задание  4  « Кто сказал, что нету места песне на войне?

                       После боя сердце просит музыки в двойне…»

Звучат мелодии  песен военных лет. Первые узнавшие мелодию начинают петь.

М.Исаковский «Катюша»,

Д. Тухманов «День Победы»,

Муз. А Новикова сл.Л. Ошавина  «Эх, дороги»

А.В Александров,  В. Лебедев-Кумач «Священная война»

Задание  5 Выбери правильный ответ.

Каждой команде по очереди зачитываются вопросы и предлагаются четыре варианта ответа. За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 балл.

1. Как назывался план завоевания Советского Союза, разработанный Гитлером?
«Атака»
 
«Тайфун»
«Барбаросса». 
«Цунами».
 

2. Цепь немецких укреплений на западном берегу Днепра.

Восточный вал. 

Западный перевал.

Перешеек Днепра.

Неприступная крепость.


З. Генерал-фельдмаршал фашистской армии, командовавший немецкими войсками в битве под Сталинградом.

Гимлер.
Паулюс.
Миллер.
Борман.


4. Современное название бывшего Сталинграда.

Волгодонск.

Вологда.

Днепропетровск.

Волгоград. 


5. Как звали девочку, которая вела дневник в страшные дни блокады Ленинграда?
Рита.

Алена.

Таня. 

Оля.


6. Где находится Могила Неизвестного Солдата в Москве?

На Поклонной горе.

В Александровском саду. 

На Кутузовском проспекте.

На Красной площади.


7. Кого в годы Великой Отечественной войны немцы называли «черной смертью»?

Советских танкистов.

Партизан.

Советских летчиков-истребителей.

Советских морских пехотинцев.


8. В августе 1941г. в должности Верховного Главнокомандующего был утвержден...

И.В. Сталин. 

А. М. Василевский.

Г.К. Жуков.

Л.П. Берия.


9. Как расшифровывалось название советского танка КВ?

«Красное вооружение».

«Конец войне».

«Клим Ворошилов».

«Красный воин».


Литература:

  1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников под ред. А. М. Виноградовой, 2011 г.

2. Нравственное воспитание в детском саду под ред. В. Г. Нечаевой, 2014 г

3.Азбука нравственного воспитания / Под ред. И. А Каирова., О. С. Богданова. 3-е изд. -М. ,Просвещение, 2009г.

4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. М.: Просвещение 2010

5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд. // Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др. ; Под. ред. Виноградовой А. М, 2008г.

6. Е. А. Алябьева Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М., 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию «Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников посредством игры»

Здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни, и беречь его необходимо с детства. Ведь период дошкольного детства является наиболее важным в развитии физических качеств. Именно в э...

Мастер-класс "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в системе всестороннего развития личности"

Данный мастер-класс знакомит педагогов с приёмами и методами нравственно - патриотического  воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным краем в образовательном процессе детского сад...

Мастер-класс «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»

закрепить у педагогов знания о малой Родине – Югре, к народным традициям, прививать чувство любви и патриотизма Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на исполь...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

Мастер-класс «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

Познакомить педагогов с играми по патриотическому воспитанию...

Мастер-класс «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»

Мастер-класс «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем» Цель: Закрепить у педагогов знания о малой Родине – ЯНАО, к н...