Актуальность организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста по формированию безопасности дорожного движения
статья
С развитием автомобилизации количество дорожно-транспортных происшествий в городах значительно возрастает.
Согласно статистике, в первом полугодии 2021 года в Санкт-Петербурге произошло 241 ДТП с участием детей до 16 лет, где пострадали 259 детей и погибло двое.
Распределение показателей аварийности в структуре детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что наиболее часто в первом полугодии 2021 года дети принимали участие в ДТП в качестве пассажиров транспортных средств и пешеходов (44 и 43% от всех ДТП, с участием детей, соответственно). При этом по сравнению с АППГ увеличился удельный вес ДТП с участием детей-пешеходов (в 2020 году – 36%).
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как неустойчивость и быстрое истощение нервной системы, неспособность адекватно оценивать обстановку, быстрое образование и исчезновение условных рефлексов, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, преобладание потребности в движении над осторожностью, стремление подражать взрослым, недостаток знаний об источниках опасности, отсутствие способности отделять главное от второстепенного, переоценка своих возможностей в реальной ситуации, неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.
Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
актуальность совместной деятельности с детьми дошкольного возраста по ПДД | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста
по формированию безопасности дорожного движения.
С развитием автомобилизации количество дорожно-транспортных происшествий в городах значительно возрастает.
На дорогах России ежегодно гибнут десятки тысяч человек, сотни тысяч получают травмы. Так по данным Госавтоинспекции МВД РФ в первом полугодии 2021 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 57613 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли и (или) были ранены люди. В данных ДТП погибло 5830 человек и получили ранения 72958. Несмотря на определенные позитивные изменения, уровень дорожно-транспортной аварийности в стране остается достаточно высоким – каждое одиннадцатое ДТП приводит к смертельному исходу (4907).
Вторым по массовости видом ДТП продолжает оставаться наезд на пешехода, занимая долю 26,4% среди всех видов ДТП (6 месяцев 2020 года – 26,2%). Доля числа погибших в данном виде ДТП составляет 22,3% от всех погибших (6 месяцев 2020 года – 25,3%) и 20% от общего числа раненых (6 месяцев 2020 года – 19,4%). Всего зарегистрировано 15203 наездов на пешеходов, в которых погибли 1298 человек и получили ранения 14601. Больше половины наездов (67,6%) на пешеходов произошли из-за нарушений, допущенных водителями (10272 ДТП). По неосторожности самих пешеходов зарегистрированы 36% рассматриваемых происшествий (5669 ДТП).
В первом полугодии 2021 года с участием несовершеннолетних лиц (до 18 лет) произошло 8937 ДТП, в которых погибло 320 человек и 9837 получили ранения. В указанном периоде произошло увеличение удельного веса перечисленных показателей аварийности в структуре дорожно-транспортной аварийности. Доля ДТП увеличилась с 13,2% до 15,5%, погибших – с 4,4% до 5,5%. Увеличилась и тяжесть последствий таких ДТП. По итогам 6 месяцев 2021 года отмечается увеличение показателей детского дорожно-транспортного травматизма. Зарегистрировано 7166 ДТП с пострадавшими детьми в возрасте до 16 лет, в которых погибло 244 и ранены 7807 детей. При этом увеличился удельный вес каждого из основных показателей аварийности: доля количества ДТП с участием детей от всех, произошедших на территории Российской Федерации в течение первого полугодия, возросла с 10,3% в 2020 году до 12,4% в 2021 году. Удельный вес погибших увеличился с 2,9% до 4,2%.
С января по июнь 2021 года в Санкт-Петербурге зафиксировано 2 315 дорожно-транспортных происшествия. В результате жертвами стали 93 человека, а 2 262 гражданина получили травмы разной степени тяжести. Пешеходы оказались участниками 794 дорожных инцидентов, 44 человека погибли, а 774 попали в больницы с различными травмами. Согласно статистике, в первом полугодии 2021 года в Санкт-Петербурге произошло 241 ДТП с участием детей до 16 лет, где пострадали 259 детей и погибло двое.
Распределение показателей аварийности в структуре детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что наиболее часто в первом полугодии 2021 года дети принимали участие в ДТП в качестве пассажиров транспортных средств и пешеходов (44 и 43% от всех ДТП, с участием детей, соответственно). При этом по сравнению с АППГ увеличился удельный вес ДТП с участием детейпешеходов (в 2020 году – 36%). В тоже время отмечено снижение доли ДТП с участием детей-пассажиров в общей структуре детского дорожно-транспортного травматизма (с 49% в 2020 году до 44% в 2021 году), однако доля погибших в таких ДТП детей наоборот увеличилась (с 49% до 69%).
Наибольшая часть происшествий с пострадавшими детьми (44%) – это ДТП, в которых дети участвовали в качестве пассажиров, т.е. пассивных участников движения. Пострадавшие дети данной категории составили почти половину от общего числа раненых (47,9%) и две трети (68,9%) от числа погибших. В то же время произошло снижение удельного веса таких ДТП (с 49,4% до 44%), а также раненых в них детей (с 52,9% до 47,9%). Вместе с тем доля погибших увеличилась с 59,3% до 68,9%, что привело к увеличению показателя тяжести последствий ДТП почти в полтора раза (с 2,9 в первом полугодии 2020 года до 4,3 в первом полугодии 2021 года). Всего с участием детей-пассажиров произошло 3190 ДТП, в которых погибло 168 и получили ранения 3737 ребенка.
Дети, участвовавшие в дорожном движении в качестве пешеходов, в первом полугодии 2021 года составили 19,3% погибших и 39,8% раненых из всех пострадавших в ДТП детей. В 3057 таких происшествиях погибло 47 детей и были ранены 3107. Отмечено снижение тяжести последствий наездов на детейпешеходов до 16 лет (с 2,4 в 2020 году до 1,5 в 2021 году).
Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: нарушение правил перехода проезжей части (61,9%); неподчинение сигналам светофора (11,8%); неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев (15,3%); игра на проезжей части (4,2%); неумелое управление велосипедом (3,0%). Так же проблему представляет отсутствие световозвращающих элементов у детейпешеходов, на которых совершены наезды в темное время суток. Следует отметить, что почти 9 из 10 (87,5%) погибших в темное время суток детей-пешеходов не имели световозвращающих элементов. При этом отмечено снижение удельного веса данного показателя по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, когда его долевое значение составило 94,4%.
В течении года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель-май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего в четверг.
Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как неустойчивость и быстрое истощение нервной системы, неспособность адекватно оценивать обстановку, быстрое образование и исчезновение условных рефлексов, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, преобладание потребности в движении над осторожностью, стремление подражать взрослым, недостаток знаний об источниках опасности, отсутствие способности отделять главное от второстепенного, переоценка своих возможностей в реальной ситуации, неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.
Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.
Эффективность и соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей. В дошкольном возрасте отношения и ценности формируются прежде всего через пример, оценочные суждения взрослых, через поощрение желательного поведения детей. Воспитателям детских дошкольных учреждений необходимо особенно подчеркивать ценность человека, соблюдающего правила. Эти же идеи необходимо доводить через пропагандистские материалы до сведения родителей.
Воспитание грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения возможно только с самого раннего возраста. Это, в первую очередь, организация обучения детей правилам и навыкам безопасного поведения на дороге, проведение профилактической работы в образовательных учреждениях, привлечение к воспитанию детей их родителей, постоянная работа с населением через средства массовой информации, организация проведения конкурсов по безопасности дорожного движения. Обучение детей дошкольного возраста и школьников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95, № 198-ФЗ.
При реализации поставленных задач мы столкнулись с проблемой отсутствия актуальной учебно-методической литературы для совместной деятельности с детьми. Оказалось, что большинство методических книг, наглядных пособий и стихов устарели, и их использование может привести к серьезным ошибкам. Например, часто используемый в стихах термин «мостовая» и понятие «островок безопасности» уже давно не употребляются. Так же это касается ошибочных утверждений, как надо обходить общественный транспорт: трамвай - спереди, автобус - сзади. Пассажир, вышедший из любого общественного транспорта должен дойти до тротуара, дождаться, когда транспорт уедет с остановки, открыв обзор и только тогда переходить дорогу. Неправильными являются утверждения, что желтый сигнал светофора – «приготовься», «жди», а зеленый включился «смело иди». Желтый сигнал светофора запрещает движение и предупреждает о смене сигнала, а перед тем как идти на зеленый сигнал необходимо убедиться, что нет машин или тебя пропускают. Так же является ошибочным утверждение, что тротуары и дворы безопасны, так как транспорт тоже по ним ездит. Не принимая все это во внимание можно сформировать неправильное представление о безопасности дорожного движения детей, что может повлечь за собой серьезные последствия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика сформированности знаний у детей дошкольного возраста по теме «Безопасность дорожного движени
Цель: Выявление динамики уровня сформированности знаний, практических умений по данной теме...
Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста по правилам безопасности дорожного движения
Сценарий рассчитан на детей старшей и подготовительной групп детского сада. В нем Вы найдете загадки,стихотворения, веселые конкурсы и игры, театрализованные сценки, песни по теме "Безопасность дорожн...
Оформление и использование в работе с детьми младшего дошкольного возраста информационного уголка безопасности дорожного движения
Материал носит как теоретический материал - ориентиры воспитателям при оформлении уголка, так и фотографии с использованием уголка...
Проект «Мой друг светофор» по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с правилами безопасности дорожного движения
В современном городе в век автомобилей и высоких скоростей нелегко всем, а особенно ребенку, начинающему осваивать азы дорожной азбуки. Как отмечают сотрудники ГИБДД, чаще всего в критических ситуация...
Актуальность организации совместной деятельности с детьми по формированию безопасности дорожного движения.
С развитием автомобилизации количество дорожно-транспортных происшествий в городах значительно возрастает.На дорогах России ежегодно гибнут десятки тысяч человек, сотни тысяч получают травмы. Так по д...
Консультация для начинающих воспитателей «Оформление и использование в работе с детьми младшего и старшего дошкольного возраста информационного уголка безопасности дорожного движения»
Консультация для начинающих воспитателей «Оформление и использование в работе с детьми младшего и старшего дошкольного возраста информационного уголка безопасности дорожного движения»...
Методические рекомендации к организации работы с детьми дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения.
Данные методические рекомендации адресованы педагогам дошкольных учреждений с целью обучения основам безопасного поведения на дорогах....