Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника.
консультация (младшая группа)
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. В дошкольном возрасте в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Только вот родители часто забывают, что мыслительные и языковые навыки дети приобретают только в общении, и сегодня в три годика к нам приходят неговорящие дети, печально, но таких детей с каждым годом становится больше. Я думаю, наши специалисты уже изучают эту проблему, понятно ведь, что такие детки, будут отставать от основной массы ребят. Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс. В младшей группе при обучении связной речи совместно с воспитателем дети учатся описывать игрушку или предмет в игровой форме, воспитатель использует вопросы, указания и образец, почти во всех играх обучающих детей говорить связно педагоги используют речевой образец. Также в этом возрасте необходимо осуществлять подготовительный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech.docx | 16.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника.
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. В дошкольном возрасте в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Только вот родители часто забывают, что мыслительные и языковые навыки дети приобретают только в общении, и сегодня в три годика к нам приходят неговорящие дети, печально, но таких детей с каждым годом становится больше. Я думаю, наши специалисты уже изучают эту проблему, понятно ведь, что такие детки, будут отставать от основной массы ребят. Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс. В младшей группе при обучении связной речи совместно с воспитателем дети учатся описывать игрушку или предмет в игровой форме, воспитатель использует вопросы, указания и образец, почти во всех играх обучающих детей говорить связно педагоги используют речевой образец. Также в этом возрасте необходимо осуществлять подготовительный этап обучения рассказыванию по картине, с помощью вопросов педагог учит их называть то, что нарисовано на картине и полнота, последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами. Педагог учит детей следить за развитием действий в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям, подводит их к воспроизведению текста в форме ответов на вопросы.
В средней группе детей учат описывать игрушки, предметы, используя распространенные предложения или высказывания, состоящие из двух-трех предложений. На пятом году жизни ребенок уже начинает употреблять в своей речи сложные синтаксические конструкции, состоящие из двух-трех предложений, связанных между собой сочинительной или подчинительной связью. И высказывания его приобретают характер рассказа. В средней группе можно предлагать детям пересказывать знакомые сказки. Развивая речь детей важно помнить, что содержательность речи ребенка, полнота и последовательность высказываний обусловливается богатством его словаря и степенью овладения грамматическими средствами языка. Поэтому развитие связной речи должно осуществляться в комплексе с формированием словаря и грамматически правильной речью.
В старшей группе продолжается обучение детей рассказам о предметах, восприятие детей приобретает более целенаправленный характер. Очень любят дети этого возраста играть в магазин (условие – ребенок покупает предмет, если очень точно его описал). Интерес к составлению рассказов становится более устойчивым, если проводить описательные рассказы в игровой форме. В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картине и из личного опыта. В процессе обучения рассказыванию на материале картин педагог использует разные методические приемы: беседу, касающуюся сюжета, прием совместных речевых действий, коллективный рассказ, речевой образец и другие. В старшей группе детей целенаправленно учат пересказывать сказки и рассказы, составляя план пересказа.
В подготовительной группе продолжается обучение рассказыванию на основе восприятия – дети учатся наблюдать и отражать наблюдаемое в рассказах описаниях. У детей этого возраста мыслительно-речевая деятельность приобретает более сложные формы. Он интересуется не только содержанием слышимой речи, но его внимание все больше начинает привлекать языковая форма выражения мыслей, суждений, впечатлений. Например, подбирая игры упражнения, педагог дает детям новое задание выразить одну и ту же мысль по-разному. Продолжается работа по обучению рассказывания по картине. При постановке заданий учитывается уровень речевого развития и ранее приобретенный детьми опыт. Повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания и выразительности речи.
Продолжается работа по пересказу, дети продолжают учиться излагать тексты связно, последовательно, полно, без искажений, пропусков и повторов. Продолжается работа по обучению рассказывания из личного опыта, по предложенным сюжетам.
Вот такая кропотливая работа предстоит педагогам в развитии связной речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словесные игры как инструмент развития социально-коммуникативных компетенций дошкольников
Словесные игры для развития социально-коммуникативных компетенций воспитанников...
Мастер класс: " Развивающий тренажёр «Разноцветные окошки» как эффективное средство развития высших психических функций дошкольников."
Презентация знакомит с возможностями тренажера "Разноцветные окошки" по развитию высших психических функций у дошкольников....
Игра, как инструмент развития коммуникативных навыков старших дошкольников.
В статье рассматривается проблема общения старших дошкольников. Намечены пути решения, а именно разработана программа развития коммуникативных навыков в процессе игры. Раскрываются основные положения,...
Танцы как инструмент развития координационных способностей у дошкольников
В повседневной жизни человека присутствуют различные опасные ситуации, которые требуют от него быстрой и точной оценки пространственно-временных параметров движений, адекватной реакции, мгновенного вы...
Влияние экспериментальной деятельности на развитие высших психических функций дошкольников
Представление теоретического материала по важности экспериментов в психологической жизни дошкольников и опыты с красками и цветом....
«Игровые инструменты развития Soft Skills у дошкольников»
Soft skills — это универсальные навыки, которые помогут ребенку быть успешным, независимо от того, какую профессию он выберет в будущем. Это та база, на которой стр...
Нейромоторика как инструмент развития высших психических функций
Описание педагогического опыта...