Нейромоторика как инструмент развития высших психических функций
статья по психологии

 Руденкова Инна Геннадьевна

Описание педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyromotorika_opyt2.docx257 КБ

Предварительный просмотр:

НЕЙРОМОТОРИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ

ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДОШКОЛЬНИКА

(описание педагогического опыта)

Руденкова Инна Геннадьевна,

педагог-психолог МАДОУ № 6 «Золушка»

г.Шарыпово Красноярского края

Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированность мозговых механизмов психики. Однако, в настоящее время растет число детей с минимальными мозговыми  дисфункциями  (30%  от  общего  числа).  Определенную роль в их возникновении играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. Эти нарушения накладывают отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы и проявляются в следующих симптомах:

  • незрелость психических процессов (восприятия, внимания и произвольности, памяти, мышления),
  • пространственные нарушения,
  • снижение работоспособности,
  • отставание в развитии двигательной сферы.

Что бывает при нарушениях формирования мозговых процессов?

Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:

  • сложности в восприятии учебной информации
  • трудности в запоминании информации
  • проблемы в устной речи
  • сложности в счёте - как в письменном, так и в устном.
  • проблемы в письме.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

  • неловкость движений
  • отсутствие познавательной мотивации
  •  агрессия
  • инфантильность
  • псевдолеворукость
  • плохая память
  • речевые нарушения
  • зеркальное написание букв и цифр.

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом-психологом  задачу поиска, изучения и определения эффективных форм и приемов коррекции и развития дошкольников.  С этой целью я начала более подробно изучать теорию и практику нейропсихологического подхода в практической деятельности психолога, который предполагает развитие мозга через движение, причём сензитивным периодом для этого является именно дошкольный возраст.  Я поняла, что именно в первую очередь на двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы.

Интеллектуальное развитие ребенка начинается с движений!  Сначала ребенок учится управлять своим телом: переворачивается, ползает, ходит. Все эти базовые двигательные действия дают развитие его мозговым структурам. Более мелкие движения, в свою очередь, определяют формирование более сложных процессов: познавательных и психических. Таким образом, моторика и мозг взаимодействуют в процессе выполнения движений и задач. Когда мы хотим сделать какое-то движение, мозг генерирует команды, которые передаются через нервные пути к соответствующим мышцам. Это позволяет нам контролировать наше тело и выполнить желаемое движение. Например, когда мы бросаем мяч, мозг использует информацию о положении руки, направлении мяча и силе броска для точного выполнения движения.        

Затем, углубившись, я прошла обучающие курсы Елизаветы Логвиной (дефектолог, нейропсихолог)  «Нейропедагогика» и «Нейромоторика». Меня очень заинтересовали предлагаемые ею техники, а потом и на практике увидела, насколько они актуальны для наших детей. И вот эти методы нейромоторики я решила  активно и системно использовать,  включив их в свою коррекционно-развивающую программу.

НЕЙРОМОТОРИКА -  это особый комплекс двигательных упражнений (крупной и мелкой моторики), направленный на развитие функциональных систем мозга (межполушарного взаимодействия, синхронизацию полушарий, мозжечковую стимуляцию), за счёт чего развиваются высшие психические функции ребенка. То есть связь между полушариями и их синхронное включение в работу нужно тренировать.

Нейроигры  имеют  полифункциональное значение и их использование позволяет:

  • развивать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу полушарий;
  • развивать взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетических систем;
  • повышать уровень сформированности двигательной координации, точности и согласованности движений пальцев и рук;
  • снижать усталость, утомляемость;
  • повышать тонус;
  • повышать умственную работоспособность;
  • улучшать память, внимание, мышление;
  • развивать восприятие, пространственные представления;
  • стимулировать развитие речи;
  • понижать чрезмерную активность;
  • улучшать в целом психоэмоциональное состояние.

Ещё их преимущество в том, что они проходят не как занятие, а как подвижные игры,  на что у детей всегда положительная  эмоциональная реакция, вследствие чего затем появляется и устойчивый интерес.

ВАЖНО! В коррекционной работе на основе нейроподхода нужно учитывать то, что двигательное развитие ребёнка должно проходить

в правильной последовательности (в соответствии с закономерностями онтогенеза). Поэтому сначала корректируем и развиваем крупную моторику, а затем мелкую.  Именно крупная моторика обеспечивает базу для развития ВПФ!

Использование нейропсихологической диагностики на основе методического и дидактических пособий Ж.М. Глозман, А.Е. Соболевой, Ю.А. Титовой, позволяет мне своевременно выявлять несформированность у ребенка отдельных психических функций, препятствующих овладению знаниями и умениями,  и соответственным образом выстраивать коррекционную программу индивидуальных занятий с ним.  

Структура моего коррекционного занятия с использованием нейромоторного комплекса последовательно включает в себя:

  • самомассаж,
  • растяжки;
  • дыхательные упражнения,
  • глазодвигательные упражнения,
  • двигательные упражнения (развитие  крупной моторики  - моторной ловкости, зрительно-моторной координации, пространственной ориентации, межполушарного взаимодействия),
  • мозжечковую стимуляцию (развитие равновесия);
  • упражнения, в т.ч. письменные,  на развитие мелкой моторики, межполушарного взаимодействия, внимания, мышления.

Таким образом, использование крупномоторных и мелкомоторных упражнений составляет   комплексную систему для развития интеллекта ребенка.

Вводная часть занятия подготавливает ребёнка к интеллектуальной деятельности:

1) Самомассаж (оказывает тонизирующее воздействие на нервную систему, мозговую деятельность):

а) массаж ушных раковин («Улитка» – помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину; «Трубочка» – растереть уши руками, свернуть и развернуть ушные раковины);

б) массаж головы («Мытьё головы шампунем» – кончиками пальцев массировать голову в направлении от лба к затылку, от темени к вискам, от ушей к шее);

в) массаж рук («Тёплые ручки» - сильно растираем ладони; «Здороваемся» – имитация силового пожатия рук; массажная гимнастика с использованием суджоков).

2) Растяжки (преодоление мышечных зажимов, повышение мышечного тонуса и уровня психической активности): 

а) горизонтальные, вертикальные и диагональные растягивания рук, ног;

б) перекрёстное обнимание себя руками

и др.

3) Дыхательные упражнения (способствуют снабжению мозга кислородом, снижают возбудимость, развивают чувство ритма и самоконтроль).

Можно сочетать с упражнениями на растяжку.

4)Глазодвигательные упражнения (расширяют объём зрительного восприятия, стимулируют взаимодействие полушарий, повышают работоспособность):

Использую для этого, например, такую схему движений глаз:

Picture background

а также нейротренажёр «Восьмёрка»

C:\Users\USER\Saved Games\Desktop\НЕЙРОМОТОРИКА\фото\IMG_20240516_173306.jpg

Развитие крупной моторики:

Почему именно крупная моторика оказывает большее влияние на развитие всех  высших психических функций, чем мелкая?

Крупная моторика – это вся крупная координация, все двигательные упражнения. Если ребенок не умеет управлять своим собственным телом,  если он не может руководить своими руками, ногами, пальцами, если он не  понимает, что значит скрестить руки, то  у него будут проблемы и с артикуляцией (что тоже по сути движение), а следовательно, и с речью. Когда мы что-то делаем, мы меняем позы, переключаемся с одного движения на другое: что у нас происходит в это время в мозге? В нём идёт считывание информации, получаемой извне (далеко, близко, высоко, низко, справа-слева и т.п.), потом идёт  объединение и обработка информации в стволовом отделе мозга для того, чтобы далее  целостно управлять каким-либо нашим  действием. И если  мозг не натренирован, он  тратит  много энергии на то, чтобы собирать все эти ощущения воедино, и на мыслительную работу требуется много  усилий.

Для работы мозга нужна энергия. Для энергии нужны движения. Нет движения – нет энергии.

Какие навыки полезно и даже  необходимо развивать?

1. Основные естественные движения (ассиметричные, перекрестные  движения, ходьба, приседания и т.д.)

2. Меткость. Игры на меткость тренируют глазомер и зрительно-моторную координацию.

3. Умение ловить мяч. Это развивает умения переключать и распределять внимание. Хорошо использовать мячи разных размеров (стандартный, средний и маленький). Очень полезно брать сразу три мяча и кидать их по очереди. Ребенку приходится переключать внимание на разные размеры и в соответствии с этими разными размерами подстраивать свои руки.

4. Умение ходить по ступенькам. Очень полезно(после 2-х лет)  подниматься, не держась за поручень. И не приставным шагом, а обеими ногами поочередно.

5. Равновесие. (Балансиры, канаты).  Все игры на равновесие уравновешивают  процессы возбуждения (особенно хорошо для детей с СДВГ), развивают концентрацию внимания, стимулируют мозжечок.

7. Гибкость тела = гибкость ума! Детям, у которых были гипоксии, очень полезны упражнения на растяжки (насыщение тела и мозга кислородом).

8. Игры на скорость. Развивают скорость мышления.

9. Моторное программирование. Моторное программирование связывает идею и её моторное исполнение. Моторное планирование или праксис  – это способность спланировать и реализовать серию осознанных произвольных движений. Праксис, как и любые процессы, формируется последовательно:

  • сначала общий праксис,  отвечающий за крупные движения рук и ног,
  • потом формируется кистевой и пальцевый праксисы  (мелкая моторика),
  • и только потом самый сложный праксис, используемый только человеком – артикуляционный.

Что возможно в рамках коррекционного занятия психолога?

  1. Упражнения с мячами, кинезиологическими мешочками, ракетками  (развивают зрительно-моторную координацию, умения концентрировать, переключать и распределять внимание): перекладывания, подбрасывания, жонглирование и др.

 

  1. Упражнения  на меткость: тренируют зрительно-моторную координацию (оценка расстояния, веса предмета, соответствующего движения руки), а также умение сосредотачиваться. Играем на меткость в даль и в цель. Необходимые атрибуты для этих игр:  кегли, мячи, кольцебросы, различные мишени.  Причём с каждым разом эти игры мы усложняем, увеличивая расстояние для метания.

    3) Двигательные упражнения  на развитие межполушарного взаимодействия.

ВАЖНО !  Основные принципы нейромоторики:

     

  • двусторонняя координация, т.е. это способность выполнять согласованные действия обеими сторонами тела. В первую очередь -это одновременная работа обеих рук, при этом каждая из них выполняет свое задание. Это нужно тренировать!
  • организация перекрёстных действий. При регулярном выполнении перекрестных движений образуются новые волокна, связывающие полушария головного мозга, что способствует развитию мешполушарного взаимодействия, а затем и высших психических функций, в особенности процессов мышления и речи.
  • особенно полезно, если у правой и левой рук стоят разные для выполнения задачи. Асинхронные движения требуют согласованной работы между левой и  правой половинами тела, что способствует развитию нейронных связей между двумя полушариями мозга. Это помогает улучшить координацию движений и пространственное восприятие.

    Кроме того, асинхронные движения активизируют различные области мозга (например, мозжечок и гиппокамп), которые отвечают за память и обучение. Это способствует развитию когнитивных навыков и улучшению способности к обучению.        

Например:

-  различные асинхронные жесты и их чередование («Коза – заяц», «Класс-О.К.», «Ухо-нос» и многие другие),

- межполушарные дорожки и доски,

 - очень хорошо использовать также для этих целей всем известную игрушку-антистресс Pop It,

- различные дидактические игры  (см. альбом на моем мини-сайте «Нейромоторика»  https://nsportal.ru/node/6587796 )

- рисование двумя руками  (зеркальное и разнонаправленное), в т.ч. на песке,

- перекрёстные движения      

                                                           

4) Упражнения  на равновесие:  мозжечковая стимуляция.   Мозжечок – самый быстродействующий механизм в мозге. Он определяет скорость работы всего головного мозга в целом. Это наш мощнейший компьютер и ключ ко многим процессам развития ребенка. Мозжечок также отвечает и  за наш вестибулярный аппарат.

Используемые мной средства мозжечковой стимуляции: балансировочная доска Бильгоу, балансировочная подушка, полусферы, канаты.

Результат этих упражнений: развитие самоконтроля, улучшение синхронизации и взаимодействия полушарий мозга и, как следствие, повышение эффективности взаимодействия вестибулярной, зрительной, кинестетической систем, развитие ВПФ.

(см. альбом на моем мини-сайте «Нейромоторика» https://nsportal.ru/node/6587796 )

При систематических занятиях для усложнения при выполнении упражнений использую разные приемы:

  • ускорение темпа;
  • исключение зрительно-речевого контроля (выполнение упражнений с закрытыми глазами, слегка прикушенным языком);
  • наоборот – подключение к движениям рук/ног  движений языка или глаз;
  • подключение к двигательным упражнениям дыхательных;
  • подключение визуализации (мысленного представления какой-то картинки).

5) Упражнения  на моторное планирование:

 ВАЖНО! Моторное планирование или праксис  – это способность спланировать и реализовать серию осознанных произвольных движений. Праксис, как и любые процессы, формируется последовательно:

  • сначала общий праксис, отвечающий за крупные движения рук и ног,
  • потом формируется кистевой и пальцевый праксисы (мелкая моторика),
  • и только потом самый сложный праксис – артикуляционный.

Диспраксия – моторная неловкость - является помехой для интеллектуального и речевого развития.

Основной принцип моторного планирования – постоянное усложнение моторной программы.

Какие задания развивают моторное планирование у ребёнка?

  • Сортировка, пересыпание мелких предметов (круп) (например, правой рукой берем красный камушек и кладём его  лисёнку, левой рукой – синий камушек и кладём его медвежонку).
  • Пальчиковые игры (динамические пальцевые упражнения).
  • Игры на серийную организацию движения,  выполнение движений с ритмическим и речевым сопровождением:
  • ходьба различными способами (например, встань на синий квадрат - РАЗ,  наклонись - ДВА, встань - ТРИ, хлопни 2 раза - ЧЕТЫРЕ),
  • визуально-ритмический круг,
  • перекладывание мячей друг другу,
  • повторы движений рук
  • прохождение полос препятствий,
  • выполнение действий 2 руками одновременно (нейрогимнастика),
  • выполнение заданий неведущей рукой.

Для освоения навыков моторного планирования необходимы:

  • регулярность занятий;
  • выполнение заданий по инструкции (многоступенчатой),
  • новизна и проработка тех движений, которые ещё не автоматизированы (частая смена моторных программ, их порядка, постоянное усложнение моторной программы)

Для этого использую, например:

- настенный тренажёр «Нейроладошки»,          

- передачу мячей с усложнением моторной программы ,                  

- различные моторные программы со стаканчиками (сдвижение- раздвижение, хлопки и др.), ладошками и мячами ,                  

- полосы препятствий с соответствующими моторными программами,

- планирование движений при помощи схем.

   (см. альбом на моем мини-сайте «Нейромоторика»  https://nsportal.ru/node/6587796 )

5) Упражнения  на развитие пространственной ориентации.

Ориентировка в пространстве развивается у детей медленнее и труднее, чем  ориентировка других сенсорных представлений (цвет, форма предметов). 

Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления. Ориентировка в пространстве является одним из важнейших показателей готовности ребенка к школьному обучению.

 

ВАЖНО!

  Соблюдение последовательности:

1) сначала - формирование представлений о пространственных ориентирах собственного тела,

2) потом ориентация себя относительно других объектов,

3) и только ориентация в других объектах относительно друг друга (квазипространственные представления).

(см. альбом на моем мини-сайте «Нейромоторика»  https://nsportal.ru/node/6587796 )

   

Упражнения на развитие мелкой моторики

Треть двигательной коры головного мозга принадлежит проекции кисти рук, и та зона, которая отвечает за движение пальцев и кистей рук, находится в  непосредственной близости от зоны Бракка (речевой центр, отвечающий за артикуляцию).

Что важно в развитии мелкой моторики?

  • Проприоцепция рук (ощущения рук): текстуры для ощупывания, резинки, эспандеры, массажи рук, в т.ч. с су-джоками и т.п.

  • Захваты. Щипковый, пинцетный (выкладывания различные, прищепки, пинцеты, отщипывание, сминание).

  • Пальцевый праксис. Умение координировать, выстраивать моторное планирование  (графические узоры, шнуровки, лабиринты.)

РЕЗУЛЬТАТЫ:

Развивающий эффект данных занятий в моей практике проявился прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, которые со временем перерастают в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и мышления. Эти занятия помогают в предшкольной подготовке с детьми подготовительной группы.

Движения детей уже носят произвольный и направляющий характер. Они самостоятельно различают виды движений, пытаются обсуждать результаты своих действий. У многих проявляется интерес к результатам выполнения задания, они прилагают волевые усилия для преодоления трудностей. И активизируется познавательная активность, стремление действовать. Дети проявляют инициативу в выборе упражнений, игр, пособий, а также повышенную эмоциональность в процессе выполнения нейрогимнастики.

При систематическом выполнении нейромоторных упражнений дети:

  • становятся более активными, сообразительными, энергичными и быстрее выполняют мыслительные операции,
  • лучше усваивают и перерабатывают информацию,
  • учатся контролировать свои психические процессы (низкую произвольность, возбудимость, негативное поведение),
  • улучшают двигательные и речевые навыки,
  • лучше концентрируют внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию высших психических функций в старшей группе (ЗПР) тема «Транспорт»

В конспекте занятия представлены игры и упражнения по развитию высших психических функций  (память, внимание, мышление), мелкой моторики у детей с задержкой психического развития. Оригиналь...

Тема: Развитие высших психических функций.

Коспект занятия для детей старшей группы...

Презентация по развитию высших психических функций младших школьников "Приключение в волшебной стране"

Презентация "Приключение в волшебной стране" расчитана на работу по развитию высших психических функций у детей  младшего школьного возраста.  ...

Сценарий занятия по развитию высших психических функций младших школьников с использованием сказкотерапевтической технологии

Сценарий занятия по развитию высших психических функций младших школьников с использованием сказкотерапевтической технологии:  «Путешествие в Волшебный мир царевны Ярославы»...

Сравнительный анализ развития высших психических функций у детей с ЗПР, ЗРР и нормой развития в возрасте 3-4 лет

Сравнительный анализ развития ВПФ у детей с ЗПР, ЗРР и нормой развития в возрасте 3-4 лет...

Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»

Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации  среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...