Мониторинг речевого и познавательного развития
материал

Точилкина Оксана Ивановна

Мониторинг познавательного и речевого развития воспитанников ДОУ, обучающихся по ООП и АОП

Скачать:


Предварительный просмотр:

Результаты освоения обучающимися образовательных программ (ООП и АОП)

  1. Организация специализированной (коррекционной) помощи детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью

Специальное коррекционное образование дошкольников направлено на:

  1. коррекцию имеющихся нарушений развития детей, оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы;
  2. разностороннее развитие воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Организация специализированной (коррекционной) помощи детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью включает в себя этапы:

  1. Выявление и комплексное обследование специалистами психолого-педагогического консилиума (ППк) детей, испытывающих затруднения в адаптации, освоении образовательной программы ДОУ, и для дальнейшего определения образовательного маршрута.
  2. Определение характера, продолжительности и направлений специализированной (коррекционной) помощи, исходя из имеющихся в дошкольной образовательной организации возможностей.
  3. Оказание педагогической, логопедической и психологической помощи и поддержки детям на основе диагностических данных с учетом их психофизических особенностей в условиях:
  • групп компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи);
  • групп комбинированной направленности;
  • центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (центр ППМС помощи) обучающимся, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы, своем развитии и социальной адаптации, в том числе при реализации адаптированных общеобразовательных программ.

Списочные составы воспитанников, нуждающихся в коррекционной логопедической и психологической помощи, формируются в начале учебного года, далее корректируются, на основании результатов комплексного обследования детей, проведенного специалистами психолого-педагогического консилиума (ППк), представленных родителями (законными представителями) заключений городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и ИПРА детей-инвалидов.

Психолого–педагогический консилиум (ППк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для организации, специализированной (коррекционной) помощи и психолого-педагогического сопровождения воспитанников с особыми образовательными нуждами. Деятельность ППк направлена на решение задач:

  • выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии;
  • профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок;
  • выявление резервных возможностей развития; определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в детском саду возможностей;
  • реализация рекомендаций городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) по созданию специальных условий получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации для детей с ОВЗ.

В зависимости от особенностей развития каждого ребенка определяется организация деятельности специалистов психологической и логопедической служб ДОО по направлениям коррекционно-образовательной работы:

Цель деятельности центра ППМС помощи учреждения заключается в обеспечении предоставления доступной и качественной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ дошкольного образования (ООП ДО), своем развитии и социальной адаптации, в том числе при реализации адаптированных образовательных программ (АОП).

Оказание ППМС помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ дошкольного образования Учреждения, своём развитии и социальной адаптации, осуществляется в соответствии с:

  • Порядком оказания психологической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программ, своем развитии и социальной адаптации, в том числе при реализации адаптированных общеобразовательных программ Учреждения;
  • Порядком оказания логопедической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программ, своем развитии и социальной адаптации, в том числе при реализации адаптированных общеобразовательных программ Учреждения.

Направления деятельности

Логопедическая помощь

Психологическая помощь

Диагностическая

Организация мониторинга речевого развития детей с целью комплектования логопедических групп и организации работы на логопедическом пункте с воспитанниками, нуждающимися в

логопедической коррекции.

Выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии, выявление резервных возможностей развития детей.

Профилактическая

Работа по выявлению и профилактике проблем в речевом развитии у детей младшего и среднего возраста.

Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально- личностных перегрузок.

Коррекционная

Коррекция звукопроизношения, нарушений лексико-грамматического строя речи, связной речи на логопункте и

в логопедической группе.

Коррекция нарушений эмоционально- волевой сферы, развития психических процессов воспитанников.

Консультативно - просветительская

Углубленная работа с воспитателями через индивидуальное консультирование, подгрупповые и общие блочные консультации, беседы, семинары, посещение занятий по развитию речи.

Работа с родителями посредством проведения родительских собраний, индивидуальных консультаций, оформления уголка логопеда для родителей.

Психологическое просвещение педагогов и родителей о возрастных особенностях детей, о закономерностях их развития, оптимальных путях организации общения и воспитания, принципах организации деятельности детей, а также формирование потребности в психологических знаниях, внимания к психологическим аспектам работы с

детьми.

Сведения о реализации форм деятельности при оказании ППМС-помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных развитии и социальной адаптации, ППМС-центрами по итогам 2020 года

№ п/п

Наименование деятельности

Количество обучающихся по итогам 2020 года

Обучающ ихся с

ОВЗ

Обучающихся ребёнок –

инвалид + ОВЗ

Обучающийс я инвалид

Иная категория

обучающегося

Общее количество

1

Услуги        ранней

помощи

0

0

0

0

0

2

Коррекционно-

развивающие занятия

37

5

3

3

48

3

Компенсирующие

занятия

35

3

0

0

32

4

Логопедическая

помощь

37

5

3

40

77

5

Реабилитационные

мероприятия

0

1

2

3

6

6

Разработка        и реализация индивидуальной программы психолого- педагогического, медицинского        и социального

сопровождения

2

2

0

0

4

7

Контроль        за

динамическим развитием

обучающегося

37

5

3

42

78

8

Помощь обучающимся в        социальной адаптации (социально- адаптационные

занятия)

0

0

0

0

0

9

Комплексное психолого-медико- педагогическое

обследование детей

37

5

3

1

46

В ДОО организована система работы по созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на основании заключений городской ПМПК и ИПРА. Количество воспитанников с ОВЗ и(или) инвалидностью, включённых в работу психолого- педагогического сопровождения – 34 ребёнка (по заключениям ПМПК и(или) ИПРА ребёнка-инвалида).

Выполнение рекомендаций ПМПК от числа детей, в отношении которых реализованы данные рекомендации:

  • посещение группы компенсирующей направленности для детей с ТНР рекомендовано 20 детям, исполнено 100%;
  • обучение по АООП ДО для детей с ТНР рекомендовано 32 детям, исполнено 100%;
  • обучение по АОП ДО для детей с ЗПР рекомендовано 1 ребёнку, исполнено 100%;
  • обучение по АОП ДО для детей с РАС рекомендовано 1 ребёнку, исполнено 100%;
  • индивидуально-коррекционные занятия и психолого-педагогическое сопровождение специалистами психологической и логопедической служб (педагог-психолог, учитель – логопед, дефектолог) рекомендовано 34 детям, исполнено 100%.

По итогам коррекционно-развивающей работы по направлению психологической подготовки воспитанников к школе была выявлена положительная динамика уровня показателей психического развития: памяти, внимания, воображения, словесно-логического мышления, воображения, развитие мелкой моторики. Всего обследовано на конец 2019-2020 учебного года 90 выпускника подготовительных групп:

Уровень развития познавательной сферы воспитанников подготовительных групп

80%

60%

40%

20%

0%

низкий уровень        средний уровень        высокий уровень

Коррекция познавательных процессов воспитанников 3-7 лет по итогам реализации коррекционно-развивающей психологической работы показала динамические изменения за 2019-2020 учебный год:

Уровень развития познавательных процессов воспитанников 3-7 лет

80%

60%

40%

20%

0%

низкий уровень        средний уровень        высокий уровень

Уровень развития эмоционально-волевой сферы детей старшего

октябрь        апрель

  1. Результаты участия обучающихся с ОВЗ и Инвалидностью в конкурсах.

В 2020 году было организовано участие воспитанников с ОВЗ и(или) инвалидностью в конкурсных мероприятиях различной направленности, организованных для целевой категории, что составляет 100% от общего количества обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. (34 чел.):

Наименование конкурсного мероприятия

Число (доля от общего числа) воспитанников с ОВЗ и(или)

инвалидностью, принявших участие в конкурсе

Результат участия

Творческий        конкурс        «Летние

панамы»

9 чел. (26%)

Участники

Городской интернет конкурс

«Новогодняя мечта» для

детей с ОВЗ и инвалидностью

3 чел (9%)

Призёры – 2

Участник - 1

Первый        городской инклюзивный                онлайн- фестиваль художественного

чтения «Живое слово»

4 чел (12%)

Призёр 3 место – 1

Участники – 3

Фестиваля «Одарённые дети – будущее        России»        по направлениям «Декоративно- прикладное                искусство»

номинации        «Роспись»,

«Изодеятельность, фотоискусство,        компьютерная графика»        в                номинации

«Живопись».

2 чел (3%)

Участник - 2

Всероссийский конкурс решения шахматных задач, посвящённый всемирному дню распространения

информации об аутизме

10 чел. (29%)

Сертификаты участника - 10

VII        Всероссийский творческий конкурс «Гордость

России»

2 чел. (6%)

Победитель 1 место - 1

Победитель 2 место - 1

Всероссийский конкурс рисунковдля детей-

инвалидов «Я могу! Я рисую!»

2 чел. (6% из числа детей с инвалидностью)

Сертификаты участника - 2

Международный творческий фестиваль детей с ограниченными возможностями «Шаг

навстречу»

2 чел. (6%)

Лауреат 1 степени - 1



Предварительный просмотр:

  1. Результаты качества освоения ООП ДО

С целью выявление образовательных достижений воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО проведён мониторинг достижения детьми планируемых результатов образовательного процесса и мониторинг детского развития.

В ОУ разработаны карты освоения основной образовательной программы дошкольного образования для каждой возрастной группы. Карты включают анализ уровня развития целевых ориентиров детского развития и качества освоения образовательных областей.

По итогам 2019 – 2020 учебного года всего обследовано:

Начало года

Конец года

348 обучающихся средних, старших, подготовительных к школе групп

426 обучающихся первых младших, вторых младших, средних, старших, подготовительных к

школе групп

Результаты качества освоения ООП ДО

63 %

85 %, что соответствует высокому уровню.

Наблюдается положительная динамика 22 %.

Уровень освоения обучающимися основной образовательной программы дошкольного образования за 2019 – 2020 учебный год

Уровень

Начало года

Конец года

Низкий

3 %

1 %

Средний

37 %

8 %

Высокий

55 %

40%

Оптимальный

5 %

51%

Динамика освоения воспитанниками ООП ДО по образовательным областям

Образовательные области

Результат

Начало года

Конец года

1.

Здоровье

74

91

2.

Физическое развитие

57

77

3.

Социально – коммуникативное развитие

68

87

4.

Художественно – эстетическое развитие

58

81

5.

Речевое развитие

65

85

6.

Познавательное развитие

68

85

Динамика детского развития составила 22 %.

63%

85%

Проведенный анализ свидетельствует об успешном освоении основной образовательной программы.

Во всех возрастных группах детского сада на конец учебного года наблюдается положительная динамика уровня овладения детьми необходимыми навыками и умениями по сравнению с результатами на начало учебного года.

Результаты сформированности интегративных качеств у обучающихся подготовительных к школе групп

Интегративные качества

Начало года

Конец года

Динамика

физическое развитие

75%

97%

22%

Любознательность, активность

80%

94%

14%

Эмоциональность, отзывчивость

73%

92%

19%

Овладение средствами общения, и способами

77%

98%

21%

взаимодействия со взрослыми

Способность управлять своим поведением и

планировать свои действия

77%

96%

19%

Способность решать интеллектуальные и

личностные задачи

67%

90%

27%

Представления о себе, семье, обществе,

государстве, мире и природе

75%

95%

20%

Овладение предпосылками учебной

деятельности

75%

91%

16%

Итоговый балл /%

75%

94%

19%

Диаграмма результатов мониторинга по изучению уровня подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе за 2019-2020 учебный год.

Уровень

Результат

Начало года

Конец года

Низкий

-

-

-

-

Средний

19

21%

2

2%

Высокий

61

68%

24

27%

Оптимальный

10

11%

64

71%

Всего

90

100%

90

100%

Исходя из процентного соотношения, высокий уровень подготовки к обучению в школе получили 98% детей. Это значит, что по результатам обследования дети получили высокие показатели развития когнитивной сферы и мотивационной готовности к школе.

Анализируя полученные данные мониторинга можно сделать вывод:

  • реализация основной образовательной программы составляет 100%,
  • уровень освоения основной образовательной программы воспитанниками составляет 85%,
  • 100% воспитанников подготовительных к школе групп имеют стабильно - положительный показатель (оптимальный и высокий уровень развития),
  • знания детей достаточные, они способны применять их в повседневной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольников"

Целью мастер-класса является знакомство педагогов с приёмами мнемотехники. Педагоги научаться составлять мнемотаблицы и применять их в работе с детьми. Также здесь представлены упражнения на развитие ...

Перспективное планирование в первой группе раннего возраста Речевое и познавательное развитие (Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи)

Перспективное планирование в первой группе раннего возраста Речевое и позновательное развитие (Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи)...

Мониторинг Образовательная область «Познавательное развитие» (палочки Кюизинера) младшая группа 2018-2019гг

Мониторинг Образовательная область «Познавательное развитие» (палочки Кюизинера) младшая группа 2018-2019гг...

Конспект НОД на развитие мелкой моторики по речевому и познавательному развитию в подготовительной группе ДОУ Тема: В поисках сокровищ

Конспект НОД на развитие мелкой моторики по речевому и позновательному развитию в подготовительной группе...

Игры для развития речевого и познавательного развития детей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Игры для развития речевого и познавательного развития детей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

Конспект интегрированного занятия по речевому и познавательному развитию в группе раннего развития детей " Путешествие в зимний лес"

Цель: Вовлекать детей в познавательную деятельность и речевую активность. Формировать представления о зиме, диких животных....