Конспект НОД по окружающему миру на тему «Есенинская русская березка» для старшей группы.
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы ко дню рождению поэта - земляка Сергея Есенина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eseninskie_uroki.docx | 41.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №43»
Конспект НОД по окружающему миру
на тему «Есенинская русская березка» для старшей группы.
Воспитатель:
Фомина Лилия Амировна.
2020 г.
Конспект НОД по окружающему миру
на тему «Есенинская русская березка» для старшей группы
Цель: Формирование у детей представления о красоте русской березы через знакомство с творчеством С. А. Есенина.
Задачи:
1.Образовательные:
- закрепить представления детей о жизни и творчестве русского поэта С. Есенина;
- обобщить и систематизировать представления детей о берёзе, с помощью яркого эмоционально - образного языка стихотворений С. Есенина;
- закрепить знания о сезонных изменениях в природе через поэзию С. Есенина;
- закрепить умение образовывать слова с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов;
- закрепить с детьми названия и особенности внешнего вида деревьев;
-способствовать закреплению навыков определения деревьев по признакам.
2.Развивающие:
- развивать у детей интерес к стихам великого поэта;
- развивать связную речь, художественное восприятие и эстетический вкус;
- развивать любознательность и внимание.
3.Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе родного края через поэзию С. Есенина.
- воспитывать чувство гордости за поэта-земляка.
- вызвать эмоционально-положительное отношение к берёзе, желание любоваться ею, заботиться о ней.
Предварительная работа: Рассматривание березы и наблюдения за ней в разное время года, прогулки в березовую рощу, рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин с изображением березы, чтение стихов, беседы о родном крае, заучивание пословиц, загадок, стихов С. Есенина о берёзе.
Материал и оборудование: портрет Сергея Есенина, компьютерная презентация «Есенинская русская березка», цветной платочек (на каждого ребёнка).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, а вы знаете на какой улице находится наш детский сад? Как эта улица называется?
Дети: Березовая
Воспитатель: Верно! А как вы думаете, почему ей дали такое название?
Дети: На ней растут березы, есть целая березовая роща, рядом парк с березками.
Воспитатель: Практически в каждом парке и дворе можно встретить березу. Это дерево распространено не только на нашей улице. Березок много во всем Рязанском крае.
Показ презентации
Воспитатель: (2 слайд) Береза - любимое дерево русского народа.
Воспитатель: Ребята, а сможете вы распознать березку по ее коре ? Получится у вас отличить березу от других деревьев?
Дети: Получится
(3 слайд) Дидактическая игра «Узнай дерево по коре»
Воспитатель: Молодцы! Деревья правильно назвали и березку среди них нашли. А попробуйте описать ее, какая она березка?
Дети: Стройная, изящная, гибкая, белоствольная, красивая, с длинными веточками, кудрявая, высокая.
Воспитатель: Действительно, красивое дерево- береза! Много сложено о ней песен, былин, преданий, созданы живописные картины, написано много прекрасных стихов. Ребята, а какой поэт – наш земляк, воспевал в своих стихах белую березу? Знаете?
Дети: Знаем Сергей Есенин
Воспитатель: Верно! Любил Сергей Есенин русскую березку! Сравнивал ее с девушкой – красавицей! (4слайд)
Послушайте, как красиво пишет поэт о березе. (5,6 слайд) .
Сергей Есенин родился в Рязанской области, в с. Константиново. В своих произведениях поэт воспевал красоту родного края: голубое небо, летний дождь, кудрявый клен, цветущую черемуху, и конечно же белую березу! (7слайд)
Красота русских берез вдохновляла и композиторов. Стихи поэта были положены на музыку.
Звучит песня на стихотворение С.А. Есенина «Отговорила роща золотая»
Воспитатель: Ребята, давайте с вами немного отдохнем. Представим, что мы березки из Есенинской золотой рощи.
Физкультминутка
Выросли березки на опушке леса, (дети встают руки на поясе, повороты)
Потянули ветви выше к поднебесью. (поднимают руки вверх)
Ветерок- проказник листьями играет, (поворачивают кисти рук)
И березки стройные в стороны качает. (повороты корпусом в стороны)
Наклонились вправо, влево наклонились, (наклоны туловища в стороны)
Травушке – муравушке низко поклонились (наклон вперед)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто еще кроме поэтов и композиторов мог восхищаться красотой березы и отражать ее в своих творениях?
Дети: Художники.
Воспитатель: Правильно! Давайте с вами рассмотрим и назовем картины известных художников, где изображена береза?
Игра назови картину (на слайде 8 картины известных художников)
Воспитатель: Вспомните название известных картин и расскажите какую березу изобразил автор?
Дети: На картине «Золотая осень» изображены березки в осеннем наряде, сверкают на солнце золотом листьев.
Дети: На картине «Ручей в березовом лесу» березки летние, игривые, звенят зелеными листочками на ветру.
Дети: На картине « Грачи прилетели» художник нарисовал раннюю весну. Березки тонкие, голые, только просыпаются после долгой зимы.
Дети: Картина «Февральская лазурь» рассказывает о березах зимой. Ветви деревьев покрыты снегом и инеем. Березки задумчивы и молчаливы.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Верно назвали картины. А сможете ли вы вспомнить стихи Сергея Есенина, в которых береза тоже изображена в разные времена года?
Дети: Сможем! (читают четверостишия)
Ребенок : Я хочу рассказать о зимней березе
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Ребенок: А я прочитаю стих о березе летней
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
Воспитатель: Хороша летняя пора! Вот и Сергей Есенин любил летом бродить по просторам родного края, восхищаясь красотой природы. Нравилось поэту наблюдать как, на поле меж стройных берез, водят юные девушки хороводы.
(10 слайд ). Давайте и мы с вами встанем в хоровод!
Хороводная игра ( воспитатель раздает детям зеленые платочки)
Березоньки – красавицы встали в хоровод (дети встают в хоровод)
И по кругу медленно танец их плывет, (начинают ходить по кругу)
Ветром вдруг гонимые быстро закружились, (ускоряют темп хоровода)
А потом кудрявые враз остановились, (останавливаются)
В середину круга вместе собрались, (вытягивают вперед руки с платочками )
А потом обратно тихо разошлись. ( делают большой круг)
К верху быстро вскинули листики- платочки, (поднимают руку с платочками, вторая рука на поясе у мальчиков, держит юбочку у девочек)
Поднялись березоньки к солнцу на носочках. (встают на носочки)
Повернулись милые по своей оси, (поворачиваются на носочках )
Поклонились стройные до самой земли. (делают поклон)
Воспитатель: Ребята, про березу в какое время года вы еще не прочитали стихотворения?
Дети: Весна и осень.
Воспитатель: Кто прочтет стихотворение о весенней березе?
Ребенок: Я буду читать стихотворение о березе весной
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
Ребенок: Я хочу посвятить четверостишие осенней березе
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Воспитатель: Осенней порой играет ветерок с веточками березы, срывает листочки, кружит их в воздухе и уносит далеко от деревьев. Ребята, узнаете с какого дерева улетевший листок?
Дети: Узнаем.
Воспитатель: Давайте тогда поиграем в такую игру
Дидактическая игра « С какого дерева листья» (11 слайд ).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Листья деревьям вернули, хоровод поводили, стихи о березе прочитали. Понравилось вам, как в своих стихах Сергей Есенин отзывался о березке?
Дети: Понравилось
Воспитатель: Может и вы придумаете красивые и ласковые слова для березок или вспомните, как березу называл поэт?
Дидактическая Игра «Назови ласково»
Дети: Березка, березонька, кудрявая, красавица, стройная, милая, белоствольная
Воспитатель: Молодцы! Вы как и Сергей Есенин смогли подобрать много ласковых слов для березки.
Итог.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами увидели и услышали, как березку изображают художники, как вдохновляет она композиторов, как пишет о ней поэт Сергей Есенин.
А что вам больше всего понравилось в нашей беседе?
Дети: Понравилось читать красивые стихи о березе, рассматривать картины художников, водить хоровод и играть в игры, подбирать ласковые слова для березки.
Воспитатель: Предлагаю каждому из вас после нашей беседы подумать, какая береза вам пришлась к душе и на следующем занятии нарисовать ту, что запомнилась больше всего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ознакомление с окружающим миром по теме «Моя семья» в средней – старшей группе
Методы:- словесный;-игровой;-объяснительно-иллюстративный;-проблемный;-репродуктивный.Цели: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; учить строить элементарные родственные...
Конспект по НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Знакомство с календарём" в старшей группе
Знакомтсво детей с календарём и праздничными датами....
План-конспект занятия по окружающему миру на тему: "День птиц" Развлечение в подготовительной группе.
План-конспект занятия по окружающему миру на тему "День птиц".Развлечение в подготовительной группе....
занятие по окружающему миру на тему "9 Мая-День Победы" (старшая группа)
Занятие по окружающему миру на тему "9 Мая- День Победы" (старшая группа)...
Конспект ООД по окружающему миру на тему " Что приносит нам зима" (старшая группа)
Конспект ООД по окружающему миру на тему " Что приносит нам зима" (старшая группа) Цель: Дать детям понятия, что приносит радость и опасности, как избежать последних, р...
План конспект по окружающему миру на тему" День Народного единства" в старшей группе
Конспект по окруж.миру в старшей группе на тему "День Народного единства"...
Конспект открытой НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Зимующие птицы» для детей старшей группы
Обучающие:Закреплять знания о зимующих птицах;Продолжать учить детей различать зимующих и перелетных птиц;Продолжать учить детей узнавать птиц по внешнему виду;Вызывать желание узнавать новые факты из...