Формирование музыкальной культуры ребенка в образовательном процессе ДОУ
статья

Формирование музыкальной культуры ребенка в образовательном процессе ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_.docx33.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование музыкальной культуры ребенка в образовательном процессе ДОУ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................................................3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫМУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ...............................6 1.1.Влияние музыки на формирование музыкальной культуры дошкольников....................................6 1.2.Основы формирования музыкальной культуры дошкольников.....................................................15 1.3.Направления работы музыкального руководителя по формированию музыкальной культуры дошкольников...........................................................................................................................................20

Список литературы………………………………………………………………………………………………………………………………….22

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.В наше время произошло обнищание духовности современной молодёжи, музыкальное искусство потеряло свою прежнюю силу, трудно стало привлечь дошкольников к восприятию серьёзных классических произведений, так как в семье уже нет традиции слушать произведения композиторов-классиков, да и средства массовой информации не решает подобную задачу. Большинство детей не являются культурными слушателями высокохудожественной классической музыки, они малоактивны и не способны на собственное суждение о воспринимаемой ими музыке, не всегда могут определить своё отношение к услышанному. Уровень музыкальной культуры у дошкольников очень низкий – это проблема сегодняшнего дня. Тема актуальна в наши дни, так как перед современным дошкольным образованием поставлена задача возрождения музыкальной культуры. По утверждению специалистов все дети от природы музыкальны, а дошкольный возраст является периодом для формирования способностей, в том числе и музыкальных. В настоящее время формированию музыкальной культуры детей дошкольного возраста уделяется мало внимания[42]. В данной выпускной квалификационной работе рассматривается формирование музыкальной культуры ребенка в образовательном процессе ДОУ. Тема актуальна, так как формирование музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте [8]. Объект исследования: образовательный процесс в ДОУ. Предмет исследования: музыкальная культура старшего дошкольника. Цель исследования: Повышение уровня формирования музыкальной культуры старших дошкольников на основе системной деятельности музыкального руководителя. Гипотеза:Еслисистематически приучать детей слушать музыку и анализировать, приобщать к тому, чтобы они проникались эмоциональным 3 содержанием музыки, переживали ее, то уровень формирования музыкальной культуры старших дошкольников повысится. Задачи исследования: а) проанализировать понятие музыкальная культура дошкольника и ее компоненты, б) рассмотреть основы формирования музыкальной культуры дошкольника, в) определить направления работы музыкального руководителя ДОУ по формированию музыкальной культуры старшего дошкольника, г) рассмотреть формирование музыкальной культуры ребенка на примере МДОУ детский сад № 40, а именно определить уровень формирования музыкальной культуры у старших дошкольников в ДОУ, выбрать основные направления формирования музыкальной культуры в ДОУ, сделать выводы о результатах формирования музыкальной культуры в ДОУ. Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов исследования: - теоретический анализ научной (психолого-педагогической) и учебнометодической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования; - эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование; - статистические методы: методы математической статистики, количественной обработки данных: сравнительный, графический и математический анализ. Практическая значимость исследования:исследованыуровниформирования музыкальной культуры старших дошкольников; отобраны и систематизированы формы и методы работы, использование которых в работе со старшими дошкольниками способствуют формированию музыкальной культуры. 4 ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 57 наименований, 6приложений. Общий объем ВКР составляет 78 страниц, из них 58 страницы основного текста, 21страница приложения. Работа содержит 4 таблицы, 2 рисунка. 5 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫМУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1. Влияние музыки на формирование музыкальной культуры дошкольников Дошкольный возраст это важнейший этап развития и воспитания личности, период, когда развивается познавательный интерес детей и любознательность. Поэтому в условиях дошкольных образовательных учреждениях необходимо организовать деятельность по воспитанию у дошкольников художественного вкуса, формировать у них творческие умения и воспитывать музыкальную культуру. Рассмотрим понятие музыкальной культуры детей. Д.Б. Кабалевский [32, С. 22]музыкальную культуру личности ребенка связывал с духовным постижением музыкального искусства. Он считал, что музыкальная грамотность является музыкальной культурой, которая проявляется в качествах восприятия музыки: - способности воспринимать музыку как живое образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное; - особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличать в ней хорошее от плохого; - умение на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения. Ю.Б. Алиев определяет музыкальную культуру личности ребенка как индивидуальный социально-художественный опыт, обуславливающий возникновение высоких музыкальных потребностей. При этом музыкальная культура понимается как интегративное свойство личности, главнейшими показателями которого являются [2, С. 8]: - музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах 6 художественной музыки, музыкальная наблюдательность); - музыкальная образованность (вооруженность способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностным отношением к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, развитость музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям). О.П. Радыновамузыкальную культуру ребенка дошкольного возраста рассматривает как интегративное личностное качество, которое формируется в процессе - систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства; - музыкально-образного мышления и воображения; - накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности; - развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания, т.е. эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоциональнооценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности[41, С. 6]. В работах этих авторов велся активный поиск новых форм и методов обучения детей на музыкальных занятиях. Поэтому нельзя не согласиться с тем, что музыкальное развитие оказывает глубокое воздействие на общее развитие маленького ребенка. Благодаря этому формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и к жизни. Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения. 7 Влияние семьи на формирование музыкальной культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству. Роль детского сада проявляется через личностные и профессиональные качества педагога-музыканта, его талант и мастерство, общекультурный уровень воспитателей и всего педагогического коллектива, через созданные ими условия. Таким образом, основой музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. К компонентам структуры музыкальной культуры ребенка можно отнести: музыкальный опыт, музыкальную грамотность и музыкальнотворческое развитие. Музыкальный опыт, по мнению Л.В. Школяр [55], позволяет судить о музыкальных интересах ребёнка, его пристрастиях, широте музыкального и жизненного кругозора. Опыт восприятия музыки и ее исполнения свидетельствует об ориентировке (или об отсутствии её) в ценностях музыкального наследия прошлого (классики, музыкального фольклора) и в современной окружающей музыкальной жизни. Критериями наличия опыта могут выступать: уровень общей осведомленности о музыке, наличие интереса, определенных пристрастий и предпочтений, мотивы обращения ребёнка к той или иной музыке, а именно, что ребёнок ищет в ней и что ждет от неё. Музыкальная грамотность - это индивидуальная способность личности воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное; особое «чувство музыки» [55, С. 48], позволяющее воспринимать её эмоционально, отличить в ней хорошее от плохого; умение на слух определить характер музыки и ощущать внутреннюю связь между содержанием музыки и характером её исполнения; а также способность определить на слух автора незнакомой музыки, если она 8 характерна для данного автора. Музыкально-творческое развитие ребёнка рассматривается в целостной системе музыкальной культуры как способность к творчеству и саморазвитию. Творчество выступает показателем развитости человека, а в музыке - это высший показатель овладения личностью музыкальным искусством. Музыкальное творчество проявляется как самопознание, самовыражение и самоутверждение в их единстве. Потребность в самовыражении проявляется тогда, когда ребёнок выражает свое отношение к нравственно-эстетическим идеалам, заключенным в искусстве; самопознание проявляется тогда, когда ребёнок исследует свой духовный мир через музыку, а самоутверждение - когда через музыкальное искусство он заявляет о себе, о богатстве своей чувственности, о своей творческой энергии. Музыка способна воздействовать на развитие творческой личности ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к активному восприятию и преобразованию окружающего, к активному мышлению. Так же как художественная литература, театр, изобразительное искусство – музыкальное искусство выполняет важнейшую социальную функцию.Например, воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, необходимо побуждать их к сопереживанию. Так песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к обычаям и традициям народов мира, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринимать героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, которые возникают при восприятии музыки, обогащают переживания детей, обогащают их духовный мир. Воспитательные задачи во многом решаются в коллективном пении, танцах, играх, когда дети охвачены общими переживаниями, так как от участников требуются единые усилия. Они же создают благотворную почву 9 для индивидуального развития. Пример товарищей,общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Для детей избалованных вниманием, изменение самоуверенности успешнымвыступлением других детей, служит тормозом отрицательных проявлений. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование видов деятельности: пения, слушание музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку, требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий. Например, исполняя песню, необходимо вовремя начать и закончить её. В танцах, играх уметь действовать, подчиняясь ритму музыки. Всё это совершенствует волевые качества ребенка. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков и шумов. Он сосредоточивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельными движениями. Дети постарше осмысливают некоторые связи между явлениями, способны сделать простейшие обобщения - определить, например, характер музыки, назвать, пьеса веселая, радостная, спокойная или грустная. Им понятны и требования: как надо спеть различную по характеру песню, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Складываются также и музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки.У шести – семилетних детей наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса: способность дать оценку произведениям и их исполнению. Певческие голоса в этом возрасте приобретают звонкость, напевность, подвижность. Выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой, большинство шестилетних детей поет без инструментального сопровождения. Знаменитый психолог-педагог Лев Семенович Выготский в качестве важнейшего условия гармоничного развития личности называл единство 10 формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, единство аффекта и интеллекта. Музыкальное воспитание является уникальным средством формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и познавательное развитие ребенка, так как музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов [10, С. 25]. Музыка какодно из ярких средств эстетического воспитания ребенканаправлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое. Приобщение к истинной красоте формирует эстетические эмоции, которые станут основой эстетического вкуса, эстетических чувств, восприятий и суждений. Это откроет для ребенка мир творческого развития, способствует его социализации и подготовит к полноценной взрослой жизни. Музыка как средство формирования морального облика ребенканепосредственно воздействует на чувства ребенка, формирует его моральный облик.По мнению Выготского Л.С.генетическими формами регуляции поведения в детстве долго остаются эмоции и, вероятно, именно им в процессе развития принадлежит роль регуляторов становления личности как целостного образования[10, С. 48]. Исследования феномена музыки показали, что человеческий мозг использует большое количество участков для слушания музыки. Левая часть мозга обычно обрабатывает ритм и высоту звука, а правая - тембр и мелодию. Восприятие музыки путем слушанияявляется одним из самых абстрактных способов мышления, требующих особой психической сосредоточенности, умение держать внимание и эмоциональное напряжение. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы педагога, после того как отзвучало произведение, 11 ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Познавательные способности развиваются благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Слушая музыкальное произведение, дети интересуются его содержанием. У них рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. Вырисовываются отдельные проявления музыкальной памяти. Слушание музыки развивает у ребенка умение четко дифференцировать окружающий его мир, делает малыша более наблюдательным и чувствительным. Творческие музыкальные задания способствуют возникновению поисковой деятельности ребенка, требующей умственной активности. Например, в пении ребенок импровизирует, создает свой вариант мелодии, старается найти соответствие литературного текста выразительным интонациям. В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить. В процессе слушания музыки у ребенка развивается эмоциональный слух - способность человека к адекватному восприятию эмоционального состояния другого человека по его голосу. Музыка также способствует быстрому развитию речи у дошколят. А речь, как известно, является материальной основой мышления. Современные психологи утверждают, что музыка воздействует на 12 общефункциональную деятельность ребенка, вызывает в нем двигательные реакции. Жест, движение, пластика обладают особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Дети с удовольствием сопровождают слышимую музыку различными телодвижениями, “проживая” в пластических образах, прежде всего её ритмическую, а позже и её интонационную сущность. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно в свою очередь способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы. Кроме того, дети, используя характерные для той или иной музыки движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение. В процессе музыкально-ритмических игр, упражнений, танцев дети учатся передавать музыкальные образы в движении. Благоприятное воздействие этот вид деятельности оказывает не только на развитие навыков ритмики, музыкальности в целом, но и на создание бодрого, радостного жизненного тонуса ребенка, улучшает его осанку, координацию, внимание, одновременно снимает стресс и усталость. Пение является наиболее доступным видом музыкальной и исполнительской деятельности. Пение – сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения. Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации. Пение считается эффективным средством лечения заикания у детей.То, что дети не могут сказать, легко могут спеть. Правильная поза поющих 13 регулирует и углубляет дыхание. «Живая» музыка сопровождала человека от рождения до конца жизни. Поразителен терапевтический эффект от музицирования. Музыкальный инструмент в руках человека – это личный психотерапевт. Психологи утверждают, что игра на музыкальных инструментах учит столь необходимому в наше время умению расслабляться и концентрироваться; лечит нарушения дыхания, координационные нарушения слуха (с которыми связано снижение грамотности в устной речи и в письме). Музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического и социального воздействия, способствует формированию таких личностных качеств, как гибкость, экспрессивность, спонтанность (способность к импровизации), толерантность, прививает навыки невербального общения, взаимодействия и сотрудничества. Все чаще педагоги используют музыкотерапию не только на музыкальных занятиях, но и на физкультурных, в часы досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, самостоятельных играх. Используя правильно подобранную музыку, можно за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. Особая роль отведена классической музыке. Важно включать классическую музыку с самого раннего возраста, а ещё лучше, когда малыш находится в утробе матери. В ходе экспериментов [29, С. 15] выявлено, что плод успокаивается при звуках музыки Вивальди и Моцарта, а при проигрывании произведений Бетховена или Брамса начинает энергично толкаться. Очень полезно беременным пение. Орган слуха малыша получает необходимую ему тренировку и стимулирует мозг. В результате на свет появляются более жизнеспособные, спокойные и крепкие малыши. Малыши, прошедшие внутриутробное музыкальное «обучение», обычно характеризуются повышенными адаптационными способностями и опережением стандартных темпов физического и речевого развития. 14 Особое влияние на развитие личности могут оказать серьёзные и углублённые занятия музыкой при обучении игре на музыкальных инструментах в музыкальной школе. Обучение игре на музыкальных инструментах улучшает лингвистические навыки. Ведь даже если взрослый человек задумает обучаться игре на музыкальном инструменте, то его занятия могут помочь ему справиться с потерей памяти после перенесённой травмы головного мозга. Музыка способна улучшать язык и память детей. В случае серьёзного обучения музыке стимулируется левая височная (слуховая) доля головного мозга, тем самым улучшая устную память. В ходе исследований выяснилось, что дети, занимающиеся музыкой, т.е. обучающиеся игре на музыкальном инструменте обладают большим словарным запасом по сравнению с теми, кто совсем не умеет играть ни на одном музыкальном инструменте. При увеличении периода музыкального обучения словарный запас становится более объёмным. Занятия музыкой также задействуют и правое полушарие головного мозга (эмоции). Таким образом, ребёнок, занимающийся музыкой, имеет гармонично развитые оба полушария – и эмоциональное, и логическое. Человек, у которого эти полушария одинаково развиты, сильнее и успешнее других, он способен принимать творческие, обоснованные решения. 1.2.Основы формирования музыкальной культуры дошкольников Формирование музыкальной культуры детей детских садов на музыкальных занятиях способствует развитию, способности чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими. Целью формирования музыкальной культуры детей является передача духовного опыта поколений, выраженного в музыкальнойкультуре в её наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе 15 положительных черт и свойств личности каждого ребенка.Для достижения этого необходимы постоянные и систематические музыкальные занятия детей. Задача музыкального руководителя в ДОУ - приобщать детей к тому, чтобы они проникались эмоциональным содержанием музыки, переживали ее. На музыкальных занятиях дети приучаются к определению ее характера, передаваемых чувств и настроения. Также необходимо, чтобы восприятие и исполнение детьми музыки было осознанным. Поэтому с первых занятий необходимо приучать детей слышать музыку и мыслить в ней [3, С.15]:  анализировать музыкальное произведение, используя форму дискуссии и диалога;  сравнивать одно произведение с другим или две разных по музыке части в одном произведении;  связывать выразительность отдельных музыкальных средств и выразительность музыкального образа в целом. Чтобы открыть перед ребенком дверь в мир музыки, необходимо формировать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной культуре. Поэтомунадо воспитать у ребенкадва важнейших компонента музыкальности - музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Безних невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности. Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности. Применительно к детям дошкольного возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений. Детям прививаются простейшие навыки, закладывающие первые основы культуры слушания:  умение выслушать произведение до конца;  следить за его развитием;  запоминать и узнавать его;  различать его основную идею и характер, наиболее яркие 16 средства музыкальной выразительности. В процессе слушания музыки осуществляются задачи всестороннего развития ребенка, т.к. совершенствуется его нравственный облик, формируются умственные способности, укрепляется физическое состояние. Музыка помогает ребенку не только ощутить прекрасное, но и создавать его. При систематическом слушании музыки дети начинают различать и осознавать ее выразительные средства, жанры, композицию произведений, что, естественно, углубляет эстетические чувства. В ходе музыкальной работы взрослые формируют у детей приемы умственной деятельности, в данном случае -умение анализировать музыку в установленном порядке (по мере ознакомления со средствами выразительности) [3, С.16]:  определение общего характера музыки, выражающееся в нахождении двух-трех определений;  анализ средств выразительности в определенной последовательности: темп, динамика, регистр, мелодия, ритм, гармония (диссонанс-консонанс), инструменты, голоса. В ходе прослушивания музыки важно прочувствовать смену настроения, которые выражены в музыке. После заострить внимание детей на наиболее выразительных средствах, с помощью которых эти переживания переданы.Хорошо воспринимают дети классическую танцевальную музыку, от танцевальных сюит И.-С.Баха до вальсов Ф. Шопена, Ф.Шуберта, балетной музыки П.Чайковского. Кроме музыкальных занятий для слушания музыки можно использовать и часы тихих игр, свободного рисования. При этом важно, чтобы дети имели возможность прислушиваться к звучащей музыке, не отвлекая друг друга. Отличным средством для формирования эмоциональной отзывчивости к музыке является активная музыкальная деятельность самих детей и, прежде всего, пение. В состав музыкальных занятий в детсаду включаются 17 следующие виды музыкальной деятельности, такие как хоровое пение, движение под музыку, игра на детских музыкальных инструментах, слушание музыки, творческие музыкальные игры и т.д. Приучая детей к хоровому пению, музыкальный руководительдолжен постоянно следить за тем, чтобы дети пели с мягкой атакой звука, тянули звук, а сила звучности была бы оптимальной для данного возраста - дети должны петь звучно, но мягко.Необходимо по возможности добиваться от всех чистого унисона.Вокально-хоровые упражнения повторяются из урока в урок с постепенным углублением требований к качеству певческого звука. В процессе певческой деятельности у детей дошкольного возраста происходит освоение элементарных вокально-интонационных навыков. Пение способствует развитию, укреплению легких и голосового аппарата, выработке правильной осанки у детей. Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает содержание в целом. Вокальные произведения, воздействуя на чувства, вызывают определенные отношения к тому, что в них предано, развивают нравственные качества растущей личности. Ритмическое воспитание является неотъемлемой частью музыкальной культуры в детском саду. Простую ритмичность можно передавать при выполнении таких движений, как хлопки в ладоши, одновременное топанье ногами, приседания, покачивания с ноги на ногу. В ходе процесса этим танцевальным движениям используются ритмическиеподговорочки и различные подпевания.Полезно проигрывать детям разную по характеру музыку, чтобы они, разучивая танцевальные движения, самостоятельно улавливали характер, ритм и темп, предлагаемого музыкального образца. В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о характере музыки и движений, о средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, акценты, регистр, паузы). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, 18 хороводов. Значительное место в музыкальном воспитании занимает творческая игровая деятельность детей. Музыкальные игры носят обучающий и воспитывающий характер и могут иметь место в разных формах музыкальной работы с детьми, но чаще они связываются с импровизацией. Одной из привлекающих детей форм музыкальной работы является игра на детских музыкальных инструментах. Ударные инструменты (палочки, деревянные ложки, звоночки, треугольник) рекомендуются для ритмического сопровождения музыки.В игре на металлофонах, ксилофонах дети осваивают те же интонации, что и при пении попевок и песен. Одна из основных задач слушания музыки –это накопление музыкальных впечатлений. Дети получают художественное удовольствие от музыкальных занятий в детском саду. В то же время они приучаются разбираться в музыке, выделяя доступные средства музыкальной выразительности. На музыкальных занятиях широко используется певческая импровизация. Импровизационное песенное творчество детей опирается на восприятие музыки, музыкальный слух, воображение, способность комбинировать, изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта. Формирование музыкальной культуры детей предусматривает музыкальное развитие в различных формах музыкальной работы на основе их взаимосвязи. При этом осуществляется взаимосвязь пения, слушания, игры на ударных инструментах, движения под музыку, слушания и музыкальной импровизации; пения и импровизации. Каждое средство формирования музыкальной культуры оказывает влияние на другие, и все вместе они служат развитию музыкальных способностей. Слушание музыки воспитывает музыкальное восприятие ребенка, помогает ему различать музыкальные произведения. Поскольку слушание 19 предполагает узнавание музыкального произведения, оно способствует развитию у детей музыкального слуха и особенно его эмоционального компонента. Пение, т.е. воспроизведение мелодии голосом, содействует активному развитию музыкально-слуховых представлений, развивает ладовое чувство (ощущение тоники, правильной настройки), и чувство ритма. Движение требует от ребенка главным образом согласованности действий с характером музыки, с ее темпом и ритмом, т. е. он одновременно с движением должен слушать музыку. То же самое происходит и в процессе игры детей на музыкальных инструментах. Таким образом, пение влияет на успешность движения. Все три основные средства музыкального воспитания действуют в одном направлении –на формирование музыкальнойкультуры ребенка. На музыкальных занятиях обязательно используются пение, движении и слушание, так как разнообразные формы деятельности способствуют лучшему усвоению программных умений и навыков. 1.3.Направления работы музыкального руководителя по формированию музыкальной культуры дошкольников Специфика подхода к отбору направлений деятельности музыкального руководителя по формированию музыкальной культуры определяется особенностями его музыкального формирования. Например, то, в каких условиях проводится музыкальное занятие, налагает отпечаток на характер музыкальной деятельности воспитанников, восприятия произведений искусства, на формирование эмоциональной и интеллектуальной сферы детей. Это обусловливает необходимость обратить особое внимание на обеспечение занятий качественными музыкальными инструментами, 20 современной аудио/видеоаппаратурой, мультимедийным оборудованием, наглядными пособиями и дидактическими материалами. Для качественного ведения деятельности музыкальному руководителю необходимо глубоко изучить методическую литературу и нормативные документы: - Федеральный закон об образовании в РФ; - Приказ Министерства образования и наук РФ об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования; - «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду; - Радынова О.П. «Музыкальные шедевры»; - Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. В работе музыкального руководителя ДОУ можно выделить три основных направленияпо формированию музыкальной культуры дошкольников: а) Музыкальный руководитель отвечает за правильную постановку и выполнение задач музыкального образования детей; б) В перечень музыкального руководителя входит оказание методической помощи педагогическому коллективу по организации музыкального образования дошкольников; в) Важным направлением деятельности музыкального руководителя является его взаимодействие с родителями детей. Рассмотрим эти направления подробнее. Схема взаимосвязи музыкального руководителя с воспитателями и родителями с использованием информационно-коммуникативной технологий представлена в Приложении 1. В перечень непосредственных обязанностей музыкального руководителя в работе с детьми входит: - формирование основ музыкальной культуры ребёнка, развитие его 21 музыкальных способностей; - осуществление диагностики уровня музыкального формирования детей; - подбор высокохудожественного музыкального репертуара, доступного детям по эмоционально-образному содержанию; - проведение групповых и индивидуальных музыкальных занятий с детьми; - подготовка и проведение праздников, развлечений (в том числе тематических музыкальных вечеров, театральных постановок, музыкальнодидактических игр, сказок-драматизаций, постановок детских опер и т. д.); - участие в подготовке учебно-наглядного материала, пособий по музыке, дидактических игр и т. д.; - сопровождение музыкой утренней гимнастики и занятий физической культурой. Одна из главных задач музыкального руководителя – сформировать у детей потребность в музыке и отношение к ней как к важнейшей духовной ценности. Для развития основ музыкальной культуры дошкольников очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных педагогических технологий. Если говорить об использовании информационных технологий на музыкальных занятиях, то здесь они помогают решить ряд задач: - делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей; - становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом. 22 Музыкальный руководитель может применять различные технические средства, как при подготовке к музыкальному занятию, на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках. Особое внимание в формировании музыкальной культуры дошкольников уделено комплексным занятиям, во время которых в значительной степени повышается активность детей, т.к. поставленные педагогом задачи предполагают свободу выбора средств и действий в ее реализации. Творческие занятия раскрепощают самых застенчивых детей, дают возможность детям почувствовать себя сопричастными ко всему, что происходит во время проводимых музыкальных действий, свободно выражают свои эмоции, радуются результатам. На таких музыкальных занятиях царит особая творческая атмосфера. Улучшаются взаимоотношения между детьми и педагогом (устанавливаются взаимоотношения партнерства). Такие нетрадиционные занятия способствуют воспитанию духовнонравственных и эстетических качеств ребенка, способствуют формированию способности выражать себя и ориентироваться в окружающем мире. Логичный и естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для дошкольников. Взаимодействие музыкального руководителя с коллективом дошкольного образовательного учреждения включает: - ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей; - разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе; - обсуждение сценариев праздников и развлечений; участие в изготовлении праздничных костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам; - участие в организации предметно-пространственной музыкальной 23 развивающей среды; - оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей; - участие в педагогических советах дошкольного образовательного учреждения. Формы взаимодействия музыкального руководителя и педагогического коллектива включают: - индивидуальные и групповые (по 2–4 человека) консультации, в ходе которых обсуждаются вопросы индивидуальной работы с детьми, музыкально-воспитательной работы в группах, используемого на занятиях музыкального репертуара, вопросы организации музыкальной среды дошкольного образовательного учреждения; осуществляется работа по освоению и развитию музыкально-исполнительских умений воспитателей; - практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание музыкального репертуара для детей; - семинары, в ходе которых осуществляется знакомство с новой музыкально-методической литературой; - практикумы, включающие наряду с теоретическим освоением материала практическое выполнение различных заданий в группах; - выступления на педагогических советах с докладами, тематическими сообщениями по проблемам музыкального образования детей; - проведение открытых музыкальных занятий, вечеров досуга с последующим их анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей. Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Музыкальный руководитель должен обращать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального 24 формирования детей. С этой целью музыкальный руководитель должен знакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении (по желанию родителей). Формы взаимодействия музыкального руководителя с семьёй ребёнка: - индивидуальные беседы с родителями; - консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье; - выступления на родительских собраниях дошкольного образовательного учреждения с докладами о музыкальном образовании детей; - открытые музыкальные занятия с детьми для родителей (с последующем обсуждением); - конференции по вопросам взаимосвязи семьи и детского сада для решения задачи музыкального образования детей; - анкетирование, опросы родителей с целью выявления условий музыкального развития ребёнка в семье; - занятия-практикумы для родителей с целью их знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному музицированию с детьми. Помощь музыкального руководителя в организации совместной музыкальной деятельности детей и родителей в рамках «музыкальных гостиных», «семейных музыкальных клубов» способствует развитию традиций домашнего музицирования, оказывает положительное влияние на мотивационную сферу музыкально-образовательной деятельности. В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся участниками образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Очень важно, с первых дней посещения ребёнком детского сада, установить контакт с родителями, чтобы и в семье, так же, как и в дошкольном образовательном учреждении, были созданы благоприятные 25 условия для музыкального развития и воспитания дошкольника. Педагогически грамотные родители понимают важность музыкального воспитания в формировании ребенка, и стремятся обогатить эмоциональными впечатлениями, расширить его музыкальный опыт, посещая с ним концерты и музыкальные спектакли. Стараются заинтересовать ребенка занятиями музыкой в кружках, студиях, музыкальной школе. Поиск форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей, является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта его семьи. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать музыку, которая была написана авторитетными композиторами. Семья может помочь детям полюбить и понять хорошую музыку, с ранних лет приобщая их к музыкальной культуре. Прежде всего, необходимо создать такие условия, которые наилучшим образом формировали бы художественный вкус ребенка. Домашняя фонотека, личный пример, совместное слушание музыкальных сказок или детских пьес, посещение концертов не только дадут возможность привлечь внимание ребенка к музыке, но и сблизят его с родителями духовно. Выводы по главе В первой главе были рассмотрены теоретические основы музыкальной культуры в дошкольных образовательных учреждениях. Музыкальная культура воздействует на общее развитие детей, формирует эмоциональную среду, совершенствует мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и к жизни. Понятие музыкальная культура ребенка это его музыкальноэстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. К компонентам музыкальной культуры ребенка относятся 26 музыкальный опыт, музыкальную грамотность и музыкально-творческое развитие. Чтобы открыть перед ребенком дверь в мир музыки, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Музыка способна воздействовать на формирование творческой личности ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к активному восприятию и преобразованию окружающего, к активному мышлению. Музыка помогает ребенку не только ощутить прекрасное, но и создавать его. При систематическом слушании музыки дети начинают различать и осознавать ее выразительные средства, жанры, композицию произведений, что, естественно, углубляет эстетические чувства. Необходимо, чтобы восприятие и исполнение детьми музыки было не только эмоциональным, но и осознанным. Формирование музыкальной культуры детей предусматривает музыкальное развитие в различных формах музыкальной работы - слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, музыкальнодидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах.Все вместе они воспитывают у ребенка любовь к музыке, углубляют его восприятие и понимание окружающего, вызывают определенное к нему отношение, формируют музыкальный вкус. Таким образом, развитие музыкальных способностей является существенной предпосылкой успешного формирования и развития музыкальной культуры. В деятельности музыкального руководителя ДОУ можно выделить три основных направления по формированию музыкальной культуры дошкольников: а) Музыкальный руководитель отвечает за правильную постановку и выполнение задач музыкального образования детей; б) В перечень обязанностей музыкального руководителя входит 27 оказание методической помощи педагогическому коллективу по организации музыкального образования дошкольников; в) Важным направлением деятельности музыкального руководителя является его взаимодействие с родителями детей. Для детей с самого раннего возраста необходимо создавать условия для усвоения и развития у них музыкальной культуры. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке как к важному явлению духовной культуры. Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей, можно приобщить их к музыкальной культуре.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях. Детский сад от А до Я, 2004. 176 с. 2. Белова, Е.С., Ищенко, И.П. Одаренности и дошкольное детство в ракурсе психологических исследований. Дошкольное воспитание 1994. 54 -57 с 3. Блинова, М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974. 142 с. 4. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 2005. 170 с. 5. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М. Просвещение, 2008..150 с 6. Ветлугина, Н.А. О теории и практике художественного творчества. Дошкольное воспитание, 2005. 6- 10 с. 7. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок. М. Просвещение, 2005. 22-36 с. 8. Викат, М.Д. Музыка и развитие личности ребенка. Дошкольное воспитание. 1985. 46-51 с. 9. Галинов, М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. М.: Новая музыка, 1974. 215 с. 10. Гатанов, Ю.Б. Развитие творческого мышления. Психологическая газета. 1960. 4-5 с. 11. Давыдова, О.И., Богославец, Л.Г., Майер, А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. М.: ТЦ Сфера, 2005. 144 с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). 12. Деркунская, В.А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребѐнка". Справочник музыкального руководителя". СПБ. 60 Институт детства Рос. Гос. пед. университета им. А.И. Герцена. 2014. 1- 5 с. 13. Дружинин, В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1996.-С. 138-162. 14. Дункер, К. Психология продуктивного (творческого) мышления. Психология мышления. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981. 258-268 с. 15. Ермолаева-Томина, Л.Б. Проблема развития творческих способностей у детей. Вопросы психологии. 1975, 166-177 с. 16. Жерносеков, Н. К. Процесс формирования личности в условиях обучения и воспитания. Учебное пособие. Воронеж, 1973. 85-98 с. 17. Зарецкая, Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. «Айрис пресс», М., 2004. 120 с. 18. Зацепина, М.Б. Развитие ребѐнка в музыкальной деятельности. М.: Творческий центр, 2010. 124 с. 19. Зимина, А.Н. Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности: Автореф. дис. …д-ра пед. наук д-ра, М.: 1997, 47 с. 20. Игнатьев, Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. -М.: Знание, 1968, 32 с. 21. Картушина, М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников. Управление ДОУ. 2008, 42-46 с. 22. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества: Кн. для педагогов дошк. Учреждений. М.: Мнемозина, 1995. 157 с. 23. Леви, В. Л. Как воспитывать родителей, или нестандартный ребенок. М.: «Эксмо», 2002. 416 с. 24. Малахова, Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 112 с. 61 25. Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. Ступеньки к творчеству. Художественное развитие ребенка в семье. М: Журн. "Искусство в шк.", 1995. 142 с. 26. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили; Под ред. О. П. Радыновой. М.: Просвещение : ВЛАДОС, 1994. 222 с. 27. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Просвещение, 2011. 110 с. 28. Ребенок и прекрасное. Мир детства: Дошкольник. Под ред. А.Г. Хрипковой. Отв. Ред. А.В. Запорожец. М.: Педагогика, 1987. 416с. 29. Система детского музыкального воспитания К. Орфа /Под ред. Л. Баренбойма.-Л., 1980. 168 с. 30. Способности ваших детей. Сост. Н.П. Линькова, Е.А. Шимилин. М.: Просвещение, 1969. 216 с. 31. Тарасова, К.В. Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста. 1-10 с. 32. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. М., Наука, 2003. 379с. 33. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). Просвещение, 2019. 53 с. 34. Школяр, Л.В. Проблемы развития музыкального образования в условиях социальных перемен. Учитель музыки. 2008, 3-7 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в процессе формирования музыкальной культуры детей

Интеллектуальное развитие дошкольников на музыкальных занятиях осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. •Слушание•Пение•Песенное творчество•Музыкально – ритмические движения•Музыка...

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 3. Модуль 1 Теоретические основы процесса формирования музыкальной культуры личности

Тема 1 - Структура и компоненты музыкальной культуры личностиТема 2 - Музыкально-эстетического сознание личностиТема 3 - Эмоциональная отзывчивость личности Практическая работа: ГЛОССАРИЙ...

Сообщение "Взаимодействие инструктора по физической культуре с участниками образовательного процесса по формированию здорового образа жизни."

Взаимодействие инструктора по физической культуре с участниками образовательного процесса по формированию здорового образа жизни.    Основы здорового образа жизни у детей дошкольного в...

Синтез различных видов искусств – средство формирования основ музыкальной культуры ребенка».

Описание опыта работы по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста...

Некоторые аспекты формирования психологической культуры взрослых субъектов образовательного процесса

Одной  из основных задач современного дошкольного образования является реализация федерального государственного образовательного стандарта. Построение образовательной работы н...

Формирование музыкальной культуры дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности

Важнейшей задачей музыкального образования дошкольников является формирование у них  основ музыкальной культуры.Неоценимая роль и большие перспективы в деле приобщения детей к миру  духовнй ...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических качеств личности, как инициативность, трудолюбие, бережливость, самостоятельность, которые н...