Синтез различных видов искусств – средство формирования основ музыкальной культуры ребенка».
материал на тему

Какоткина Галина Борисовна

Описание опыта работы по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт работы16.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Синтез различных видов искусств – средство формирования основ         музыкальной культуры ребенка».

(Из опыта работы)

              Одной из главных современных задач музыкального воспитания дошкольников является - формирование музыкальной культуры ребенка, а через неё – культуры художественной, эстетической, нравственной. В связи с этим возникает необходимость в том, чтобы ребенок с самого раннего возраста получал не только полноценные музыкальные впечатления, но и соприкасался с шедеврами мировой художественной культуры.

          Успех музыкального развития детей зависит от методов и приемов обучения,  применяемых в работе с детьми, форм организации музыкальной деятельности, от содержания музыкального воспитания. Поэтому, в работе с детьми стараюсь использовать полноценную в художественном отношении музыку, стихи, репродукции картин, т.е. произведения классиков литературы, музыки, живописи. Считаю необходимым уже в раннем детстве раскрыть перед ребенком красоту музыки, поэзии, живописи, так как отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии, основы общей и музыкальной культуры формируются с детства.

          Приобщение детей к миру прекрасного, формирование музыкального вкуса, общей культуры происходит, прежде всего, на занятиях. Одна из форм проведения занятий – интегрированное занятие, на котором определенная тема раскрывается через различные виды детской деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно - речевой, театрализованной.

        Ценность такого занятия заключается в том, что дети в течение занятия слушают музыку, читают стихи, поют, танцуют, играют на детских музыкальных инструментах, инсценируют сказки, рисуют, выполняют аппликации, т. е. сочетание нескольких видов деятельности даёт ребенку возможность воплотить свой творческий замысел наиболее ярко и красочно.

  Восприятие музыки является ведущим видом музыкальной деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке тоже даются в опоре на «живое» ее звучание.

    Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. Но и все виды музыкальной деятельности могут служить средствами его развития. При исполнительстве и творчестве дети должны согласовывать свои действия с характером звучащей музыки, сменой настроений.

   Многие зарубежные и отечественные композиторы-классики писали музыку специально для детей. Из произведений детской классики уже в раннем и младшем возрасте использую альбомы фортепианных пьес для детей П. Чайковского, А. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С. Майкапара, С. Прокофьева, Г. Свиридова, А. Хачатуряна, Д. Шостаковича и др.. Предлагаю детям для слушания фрагменты симфонических произведений, написанных для детей (например, «Детская симфония» И.Гайдна, сюита для оркестр «Детские игры» Ж.Бизе, симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьева и др.). 

   Помимо «детской» музыки знакомлю детей с  фрагментами классических произведений разного времени — старинной музыкой А.Вивальди, Г.Ф.Генделя, И.С.Баха, произведениями В.А.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Мендельсона, Р.Шуман, М. Глинки, П.Чайковского, С. Рахманинова, Д.Шостаковича,  других зарубежных и отечественных композиторов-классиков.  

        Полюбившиеся детям произведения предлагаю слушать в разном возрасте, возвращаюсь к ним неоднократно. При таком подходе дети глубже постигают язык музыки, открывают для себя в произведении новый смысл. Поэтому деление репертуара по возрастам носит довольно условный характер.

      Слушая с детьми музыку, стараюсь не оставлять их пассивными. Приобретая с возрастом некоторые навыки музыкальной деятельности (музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах и др.), дети получают возможность активно, творчески осмыслить содержание музыки, полюбившиеся им произведения. Для этого задействую разные виды исполнительства, включаю творческие задания, побуждаю детей к выражению переживаний в образном слове, музыкально-ритмических движениях, подпевании ярких мелодий, игре на музыкальных инструментах, рисовании, сочинении сказок. С помощью этих видов исполнительства стремлюсь заинтересовать детей музыкой, обучить их самостоятельным способам действий, умениям и навыкам, которые они смогут применять в жизни.

   Для того чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки).

       Другие формы организации музыкальной деятельности, используемые в работе: проектная деятельность, встречи в музыкальной гостиной; вечера классической музыки, музыкальные праздники посвященные творчеству композиторов; тематические концерты, беседы-концерты - развивают интерес детей к высокохудожественным музыкальным произведениям; способствуют  накоплению опыта восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей,  расширяют знания детей о музыке.  Занятия детей в музыкально-театральном кружке «Гармония» позволяют уделить внимание развитию одарённых детей, проявить им  свои способности, склонности. К участию в спектаклях на сюжеты литературных произведений - озвученных классической музыкой, спектаклях на музыку классических балетов, кукольном театре с музыкой привлекаю всех детей, что активизирует их восприятие, усиливает интерес к музыке.

        Успешность работы в детском саду по формированию основ музыкальной культуры детей  невозможна без активного участия родителей, так как само отношение родителей к музыке передаётся ребёнку. Равнодушие родителей к классической музыке препятствует разностороннему развитию ребёнка, обедняет его кругозор.   Поэтому в дошкольном учреждении ведется постоянная разъяснительная работа с родителями. Её цель: донести до сознания родителей необходимость и важность совместных действий с педагогами ДОУ по развитию музыкального восприятия ребёнка, вооружить родителей специальными знаниями, воспитывать их музыкальную культуру и  вкус.

     В работе с родителями использую различные формы: анкетирование, беседы, консультации, консультации-практикумы, совместные музыкальные праздники для детей и родителей.

     Родители, хорошо зная своего ребёнка, его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его классической музыкой, постоянно обогащать его музыкальные впечатления, привлекая при этом вспомогательные средства: чтение сказок, книг, рассматривание репродукций, просмотр диафильмов, телепередач  и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество в музыкально-ритмических движениях, как средство формирования основ музыкальной культуры

Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному развитию реб...

Творчество в музыкально -ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей.

Выпускная квалификационная работа слушателя программы повышения квалификации "Московского городского педагогического университета" на тему: "Творчество в музыкально -ритмических движениях как средство...

«Творчество в музыкально –ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей .»

«Творчество в музыкально –ритмических движенияхкак средство формирования основ музыкальной культуры детей .»...

Музыкальное воспитание в ДОУ, как средство формирования основ музыкальной культуры.

Одним из компонентов приобщения ребенка дошкольного возраста к культуре, является формирование основ музыкальной культуре. В данной статье рассматривается система музыкального воспитания как сложное и...

Индивидуальный план профессионального развития педагога Тема: «Творчество в музыкально-ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста»

Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствуетразвитию творчества, является музыкальное движение. Это наиболее продуктивный вид деятельности с точки зрения форми...

Педагогическая идея музыкального руководителя ДОУ "Игра на детских музыкальных инструментах, как средство формирования основ музыкальной культуры"

Педагогическая идея музыкального руководителя ДОУ "Игра на детских музыкальных инструментах, как средство формирования основ музыкальной культуры"...