Развивающая среда в младшей группе
статья (младшая группа)
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, развить в них творческую активность и самостоятельность, в своей статье я делюсь опытом создания окружающей среды в младшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_sreda_v_mladshey_gruppe.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающая среда в младшей группе
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, развить в них творческую активность, поэтому я постаралась сделать окружение для воспитанников ярким, эстетическим, интересным и мобильным.
В групповой комнате располагаются основные развивающие зоны. Одна из них- игровая зона. В зоне игровых модулей собраны игрушки для мальчиков и девочек: это многообразные машинки и куклы: легковые и грузовые автомобили, машины специального назначения (пожарная, скорая помощь, полицейская, газовая служба) , куклы большие и маленькие, коляски (в них дети легко могут катать и перевозить кукол, мелкие игрушки).
В этом центре расположена и детская мебель, которая создаёт условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые умения и навыки, воспитывает дружеские взаимоотношения между детьми в игре. Все игрушки размещены в свободном доступе для каждого ребёнка нашей группы.
В нашей группе есть книжный уголок. Так как развитие активной речи является одной из основных задач развития детей третьего года жизни, то в уголке размещено много книг с яркими иллюстрациями, наборы предметных и сюжетных картинок, иллюстрации к сказкам. Мы часто читаем книги и рассматриваем картинки по инициативе самих детей. Для того, чтобы детям было удобно и комфортно рядом стоит столик со стульчиками.
Недалеко расположен театральный уголок. В этом уголке есть пальчиковый, кукольный, настольный театр, фланелеграф, маски для игр-драматизаций. Мы стараемся знакомить детей с различными видами театра. Большой интерес у детей вызывает уголок ряженья, без которого детская театрализованная деятельность невозможна. Родители помогли нам пополнить этот уголок костюмами и другими аксессуарами. Многие пособия сделаны, своими руками.
В уголке для художественного творчества есть наборы карандашей и фломастеров, восковые мелки, тонированная и белая бумага, гуашь и кисти, дощечки, пластилин и стеки, различные трафареты для рисования и украшения, кисти и салфетки для аппликации, стаканчики для воды. Этот разнообразный материал способствует развитию у детей творческого воображения и активности, развивает самостоятельность и интерес к изобразительной деятельности , формирует эстетическое восприятие. В этом уголке собрано много побочного материала для ознакомления детей с нетрадиционной техникой рисования: тычка, палочки, пробки, губки, шаблоны, мыльные пузыри, зубные щётки.
В помощь к уголку по изобразительной деятельности создан уголок сенсорного развития и восприятия. Дети не только могут подуть на цветную ленточку, запоминая основные цвета, но и развивают дыхательные мышцы щёк, выполняя эти речевые упражнения. Комплектация зоны сенсорно-моторного развития: вкладыши разной формы и размера, игры-шнуровки разного вида, простые и объёмные лабиринты панно с пуговицами «Что растёт на дереве?», разные виды мозаик, пирамидки, настольно-печатные игры. Многие игры и пособия изготовлены своими руками.
Детям очень нравится играть в музыкальном уголке. Здесь есть различные и уже любимые для детей музыкальные инструменты. Своими руками изготовлены шумовые инструменты.
Уголок природы расположен ближе к окну, здесь созданы все условия для наблюдения и ухаживания за комнатными растениями. В уголке размещён и природный материал (шишки, жёлуди, ракушки и т.д.), муляжи овощей и фруктов, наборы картинок из серии «Времена года и природные явления», «Домашние и дикие животные», «Насекомые», «Птицы», «Морские обитатели». Также мы вместе с детьми ведём календарь природы, наблюдая за погодными условиями. Ребята хорошо понимают «настроение» погоды и могут самостоятельно выбрать правильные обозначения признаков погоды и времени года с помощью стрелочки.
В уголке двигательной активности, имеется много спортивного инвентаря для занятий по физической культуре и свободной деятельности детей: массажные коврики, « дорожки здоровья», большие и маленькие мячи, мешочки с песком, кольца, «ворота», кегли, султанчики, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия для проведения утренней гимнастики.
Проходя новую тему с детьми на групповой сбор, вывешиваются пособия по этой теме, для рассматривания и изучения.
В каждый центр вносим новые пособия по изучаемой теме.
Начиная с сентября месяца, мы прошли четыре темы: «Осенние дары природы», «Домашние и дикие животные», «Я Человек», «Транспорт».
ТЕМА: «ОСЕННИЕ ДАРЫ ПРИРОДЫ»
Цель деятельности педагога: Обобщать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об осени, о явлениях осенней природы, об овощах, фруктах, цветах, их внешнем виде, форме, величине цвете; вовлекать в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы; знакомить с разными способами обследования (погладить, надавить, понюхать, обвести пальцем контур) ; стимулировать развитие разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, обонятельного, вкусового; развивать эмоциональную отзывчивость и интерес к объектам природы.
Играют дети:
Подвижная игра «Желтый (красный) листочек, лети ко мне»
Пальчиковая игра «Дождик, дождик, кап-кап-кап…»
Игровая ситуация «Поможем собрать листья» .Цель: развивать связную речь детей, воспитывать желание помогать взрослым.
Ситуация-инсценировка «Листочки». Цель: предложить детям изобразить листочки, летящие по ветру.
Дидактические игры: «Такой листочек», «Листочек, лети ко мне». Цель: Формировать цветовое восприятие, побуждать детей участвовать в совместной деятельности, развивать интерес к объектам природы. «Собери корзину» (дети поочередно собирают в корзину овощи, фрукты, ягоды). Цель: закрепить у детей знания о овощах, фруктах, ягодах.
Тематическая игра «Цветник»Цель: познакомить с внешним видом и названием нескольких цветов, Закрепить понятие «высокий», «низкий».
Игры - драматизации: «Стоит в поле теремок», «Репка».
Сюжетно-ролевые игры: «В гостях у бабушки Арины», «Готовим обед для куклы (варим овощной суп)», «Давайте сварим компот», «Путешествие в осенний лес», «Соберем кукол на прогулку»
ТЕМА: «Домашние и дикие животные»
Цель: уточнить и расширить знания о диких и домашних животных, их образе жизни, повадках, характерных внешних признаках; закрепить правила поведения при общении с животным, стимулировать проявление добрых чувств и отношений к животным; содействовать накоплению ребенком личного опыта познания окружающего мира и чувственного контакта с ним.
Играют дети:
Подвижные игры: «Ты собачка не лай!». Цель: учить детей убегать, прятаться в «домике», бегать, не наталкиваясь друг на друга. «Скачет лошадка». Цель: учить согласованно действовать в паре. «Скачет козлик по дорожке». Цель: Учить подражать повадкам животных. «Воробушки и кот». Цель: учить детей убегать от преследования. «Коза рогатая». Цель: Учить детей выполнять действия в соответствии со словами.
Сюжетно ролевые игры: «Ждем гостей «. Цель: формировать посильные трудовые навыки; развивать разговорную речь детей; воспитывать желание помогать взрослым.«Лесная больница». Цель: познакомить детей с профессией врача, стимулировать проявление добрых чувств и отношений к животным. «В гостях у мишутки». Цель: воспитывать добрые чувства, закреплять умение здороваться при встрече, прощаться при расставании. «Веселые зайчата». Цель: с помощью игровых моментов объединять детей общим действием и настроением, помочь свободно почувствовать себя в среде сверстников.
Игровые упражнения: «Скачет лошадка», «Прогулка с собачкой», «Почему вам птицы так легко летать», «Здравствуй киска», «Дай молочка буренка», «Построим домик для ежика», «Кто разбудит мишку». Цель: расширять знания о животных; их образе жизни; закреплять правила поведения при общении с животными.
ТЕМА: «Я-человек»
Цель: развивать представления о частях тела, о человеке (себе, сверстнике и взрослом), об особенностях внешнего вида и строения человека, эмоциональных состояниях, о делах и добрых поступках людей; формировать интерес к изучению себя, своих возможностей; помогать в освоении способов взаимодействия с людьми; воспитывать доброжелательное отношение к людям.
Играют дети:
Дидактические игры: «Кто что умеет», «Что ты знаешь о себе», «Я и моя кукла», Цель: закреплять знания о частях тела и их роли для человека; формировать внимание, умение отвечать на вопросы. «Оденем куклу на прогулку», « Я иду гулять» Цель: Знакомить детей с сезонной одеждой, учить, последовательно одеваться. «Отгадай, что это». Дышит, нюхает-…(нос). Дышит, ест, говорит -….(рот). И т.д.
Ситуация беседа: «Зачем человек умывается».
Игровое упражнение «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки» Цель: развивать представление о частях тела, их функциях; формировать интерес к изучению себя.
Подвижные игры: «Воробышки и кот», «Мы веселые ребята», «Покажи как…..», Птички и дождик», «Перебежки-догонялки», «По ровненькой дорожке». Цель: развивать согласованность движений рук и ног; развивать чувство равновесия, ориентировку в пространстве.
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом в котором ты живешь», «Идем в гости на обед», «Поездка в автобусе», «Путешествие». Це6ль: учить детей способам взаимодействия с людьми, воспитывать доброжелательное отношение к людям; умение вести себя в обществе, общаться как со сверстниками, так и со взрослыми.
ТЕМА: «Транспорт»
Цель: учить детей называть и различать транспортные средства, их составные части (кабина, кузов, колеса и т. д.); дать представление о том, для чего используется транспорт, как и где он передвигается; развивать любознательность, интерес к предметному миру.
Играют дети:
Дидактические игры: «Мы едем на поезде», «Собери машину», Машины помощники», «За рулем»,»Мы едем, едем, едем…..» «На чем поедем». Цель: «Учить различать транспортные средства, дать представление для чего используется транспорт.
Сюжетно-ролевые игры: «Мойка машин», «Куклы в гостях у детей», «Грузовая машина везет мебель в новый дом», «На стройке», «Врач едет к больной кукле», «Поездка на автобусе». Цель: учить детей различать виды транспорта, умение отличать их функциональные свойства; развивать любознательность, целенаправленность восприятия.
Подвижные игры: «Машины», «Самолеты», «Паровозик», «Пешеходы и машины». «Красный, желтый и зеленый». Цель: учить двигаться с разным темпом, менять направление, показывать предметы, упражнять в повторении текста, в произношении звука.
Предметно-развивающая среда построена в соответствии с требованиями программы данной возрастной группы, помогает создать эмоционально положительную атмосферу в группе и обеспечить полноценное развитие детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предметно-развивающей среды в младшей группе детского сада
Из опыта работы....
Организация развивающей среды в младшей группе детского сада.
Статья раскрывающая основные принципы построения развивающей среды с учётом восприятия детей младшего дошкольного возраста....
Развивающая среда первой младшей группы
Развивающая среда группы отражает идеи и философию программ, технологий, реализуемых в детском саду, учитываются общие закономерности развития ребенка в младшей возрасте....
«Предметно – развивающая среда I младшей группы»
Важная задача ДОУ – организация предметно-развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность, активность, чтобы наиболее...
предметно - развивающая среда первой младшей группы.
О создании пространств предметно - развивающей среды в первой младшей группе с учётом интегративности образовательных областей....
Доклад из опыта «Учет гендерных принципов при построении предметно-развивающей среды в младшей группе»
построение предметно-развивающей среды ФГТ...
Презентация "Особенности предметно-развивающей среды в младшей группе детского сада"
Предметно-развивающая среда выступает как условие полноценного развития ребёнка. С ранних лет идёт интенсивное развитие центральной нервной системы. Формирующийся мозг учится отражать окружающий ...