Доклад из опыта «Учет гендерных принципов при построении предметно-развивающей среды в младшей группе»
методическая разработка (младшая группа) по теме
построение предметно-развивающей среды ФГТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podbor_materialov_s_uchetom_gend.printsipov.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка
Детский сад №24
Доклад из опыта
«Учет гендерных принципов при построении предметно-развивающей среды в младшей группе»
Выполнила:
воспитатель
Мамуркова Таисья Федоровна
2014
Решение задач, связанных с гендерным воспитанием детей 3-4 лет, требует вдумчивого отношения педагога к подбору материалов и оборудования группового помещения. Учет гендерных особенностей детей является одним из требований ФГОС и СанПина, которые предъявляются к качеству разрабатываемых проектов.
Считается, что помещение, в котором проводят время дети,- это целый мир для девочек и мальчиков. Здесь все, начиная от стен, мебели и заканчивая игрушками, становится для них своеобразным окном в мир. И то, что смогут увидеть девочки и мальчики из этого окна, повлияет на формирование вкусов, взглядов, уверенности в себе и в своих возможностях и много другого, что связано с развитием маленького ребенка.
Вдумчиво и с большой осторожностью надо подходить к выбору цвета стен. Общим для девочек и мальчиков является то, что пространство комнаты должно быть светлым и солнечным. Для девочек предпочтительна окраска стен в розовые, палево-золотистые, слегка размытые оттенки цветов, которые создают атмосферу легкости, нежности, изящества. Для мальчиков предлагается более сдержанная гамма: серебристо-сине-голубая в сочетании со слегка размытыми оттенками желтого и оранжевого цветов.
В условиях группового помещения детского сада нет возможности учитывать индивидуальные интересы каждого ребенка. Очевидно, что в группе стены, вдоль которых размещаются игровые зоны для девочек и мальчиков, должны быть светлыми, но могут быть разными, органично сочетаясь по цвету. Вместе с тем, при воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, решающая роль принадлежит оснащению группы.
Поэтому первоочередной задачей, стоящей перед воспитателями, работающими с детьми 3—4 лет, является создание оптимально насыщенной (без чрезмерного обилия и без недостатка), целостной, многофункциональной, трансформирующейся среды.
Второй, не менее важной задачей, которую надо решать при воспитании детей 3—4 лет, является внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков.
Чтобы решить данные задачи я в своей работе использую, по мере возможности, простейшие маркеры гендерных различий с учетом индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка.
Так, на шкафах для одежды девочек использую картинки девочек в разных цветовых гаммах, а для мальчиков использую маркеры – машинки, разные по цвету.
Стараюсь подбирать полотенца для вытирания рук двух разных цветов, а также использую маркеры.
При подборе материалов и оборудования для игровой деятельности обращаю особое внимание:
- на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов женского и мужского поведения;
- на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которых девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери;
- на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для мальчиков, где предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Так, с девочками обсуждали расстановку мебели в игровом уголке и договаривались с ними о том, где в игровом уголке они будут хранить постельные принадлежности, одежду, посуду. Использовала маркировку уголка девочек. Были приобретены для сюжетно-ролевой игры малые разнополые куклы, а также были обшиты средние куклы – мальчик и девочка.
С мальчиками обсуждали расположение крупного деревянного и пластмассового конструктора, мелкого и крупного лего-конструктора, где гараж для автомобилей, автомастерская. Был изготовлен разборный корабль, который они могут собрать и организовать свою сюжетно-ролевую игру, маркер уголка мальчиков.
Был организован:
- уголок уединения, где начала оформлять альбомы, как для девочек, так и для мальчиков. Для девочек, это женщины в разных костюмах, с разными прическами, женщины разных профессий, семейные фотографии. Для мальчиков, это мужчины герои: космонавты, военные…, семейные фотографии, журналы для мальчиков.
- книжный уголок, который стараюсь наполнить литературой, как для девочек, так и для мальчиков.
В перспективе продолжать развиваться в данном направлении…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-развивающая.игровая среда в средней группе в соответствиис ФГОС
По 5 областям.Содержание центров....
Консультация для педагогов ДОУ "Построение предметно-развивающей эстетической среды"
Театрализованный центр - центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность по...
Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".
Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....
Построение предметно-развивающей пространственной среды в ДОО
Построение предметно-развивающей пространственной среды в дошкольной образовательной организации...
Предметно-развивающая образовательная среда в старшей группе "Урумэччи"
Развивающая среда-система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержания развития его духовного и физического облика...
Презентация на тему: "Организация предметно-развивающей образовательной среды в старшей группе"
Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассПрезентация предназначена для воспитателей и методистов дошкол...