О роли базового (опорного) дошкольного образовательного учреждения в осуществлении духовно – нравственного воспитания дошкольников в рамках Городецкого муниципального района.ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
В Городецком муниципальном районе Учебно-методический центр УОиМП организует методическую работу в образовательных учреждениях через создание базовых (опорных) детских садов. Базовое (опорное) ДОУ является одной из моделей современного детского сада, обладающего современной материально-технической и учебно-методической базой, а также возможностью осуществлять деятельность по предоставлению поливариантных образовательных услуг, адекватных социальному заказу, потребностям населения, запросам социально-экономической сферы района и являющегося опорным для районных ДОУ. На основе базового (опорного) ДОУ функционирует районное методическое объединение, направленное на повышение квалификации педагогических кадров для районных ДОУ и оказание методической и консультативной помощи.
В Городецком муниципальном районе методическую работу в рамках базового (опорного) детского сада по духовно – нравственному воспитанию дошкольников осуществляли с 2004г. по 2016г. три разных дошкольных учреждения, а педагог- консультант оставался прежним (Махиня В.Д.). Ниже можно проследить как постепенно в течении 12 лет менялась тематика работы методобъединения от патриотического к духовно- нравственному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_gorodetskie_chteniya_pro_rmo.docx | 29.34 КБ |
Предварительный просмотр:
О роли базового (опорного) дошкольного образовательного учреждения в осуществлении духовно – нравственного воспитания дошкольников в рамках Городецкого муниципального района.
Старший воспитатель МБДОУ «Тимирязевский детский сад»,
педагог-консультант опорного детского сада Махиня В.Д.
Для того, чтобы засолить десять килограммов мяса
не нужно десять килограммов соли, а нужно
всего сто граммов, но то, что эти
сто граммов существуют в те непростые времена,
что нам достались, это очень важно.
Вы действительно – соль, элита духовности
российской государственности.
А.В. Коновалов министр юстиции России
Из приветственного слова
победителям Всероссийского педагогического конкурса
«За нравственный подвиг учителя».
Важно, чтобы обучение и воспитание (детей) не ограничивались одной мудростью светской, чтобы наряду с этим они познавали высшую правду, чтобы они, изучая науки, всегда помнили о Боге… Тогда и только тогда они не заблудятся на пути мудрости человеческой.
Святитель Лука (Войно – Ясенецкий)
ФГОС ДО определяет цель для дошкольных учреждений – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества. Духовно-нравственное воспитание в дошкольных учреждениях является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. Результаты воспитания духовности, нравственности, целомудрия укореняются в ребенке при одном, среди прочих, условий - реализации комплексного подхода к воспитанию.
В Городецком муниципальном районе Учебно-методический центр УОиМП организует методическую работу в образовательных учреждениях через создание базовых (опорных) детских садов. Базовое (опорное) ДОУ является одной из моделей современного детского сада, обладающего современной материально-технической и учебно-методической базой, а также возможностью осуществлять деятельность по предоставлению поливариантных образовательных услуг, адекватных социальному заказу, потребностям населения, запросам социально-экономической сферы района и являющегося опорным для районных ДОУ. На основе базового (опорного) ДОУ функционирует районное методическое объединение, направленное на повышение квалификации педагогических кадров для районных ДОУ и оказание методической и консультативной помощи.
В Городецком муниципальном районе методическую работу в рамках базового (опорного) детского сада по духовно – нравственному воспитанию дошкольников осуществляли с 2004г. по 2016г. три разных дошкольных учреждения, а педагог- консультант оставался прежним (Махиня В.Д.). Ниже можно проследить как постепенно в течении 12 лет менялась тематика работы методобъединения от патриотического к духовно- нравственному. (См. приложение). Такому изменению послужили исторические и общественные события российского масштаба (возрождение духовности, участие российской общественности в проекте «Имя России», принятие важных церковных и государственных документов (Закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, «Православный компонент дошкольного образования»), а также события, произошедшие непосредственно на Городецкой земле (возрождение Фёдоровского мужского монастыря и создание на его территории Научного миссионерского культурно – просветительского центра, создание Городецкой епархии). Участие городецких педагогов – дошкольников в работе региональных и международных рождественских образовательных чтений (секция «Дошкольное образование») с 2007года, участие во всероссийских педагогических конкурсах «За нравственный подвиг учителя» и «Се рафимовский учитель», активное участие в работе Всероссийского практического семинара «Программно – методическое и дидактическое сопровождение духовно – нравственного воспитания дошкольников» (г. Белгород, 2014г.) подняло уровень работы методобъединения на качественно новую ступень, рассматриваемые вопросы приведены в соответствие тем ориентирам, которые задают именно образовательные чтения и всероссийский опыт педагогов – дошкольников. За 12 летний опыт работы на заседаниях методобъединений рассмотрены наиважнейшие вопросы (основная тема рождественских образовательных чтений всегда красной нитью проходила через тематику заседаний РМО конкретного учебного года!) и затронуты глубочайшие темы духовно- нравственного воспитания дошкольников, разработаны конспекты занятий, авторские дидактические игры, методические рекомендации по обогащению развивающей предметно – пространственной микро и макросреды ДОУ, накоплен опыт по взаимодействию с родительской общественностью и взаимодействию с социумом. Многократно опыт работы городецких педагогов печатался в научных сборниках ГОУ ДПО НИРО, изданных по итогам региональных образовательных чтений. В рамках работы опорного детского сада педагогами просмотрены и проанализированы десятки разнообразных форм НОД с детьми, накоплен уникальный краеведческий материал, выявлен инновационный потенциал отдельных педагогов (МБДОУ «Детский сад №49»: педагог дополнительного образования Григорьева И.Н., старший воспитатель Полякова О.В.)
РМО по ДНВ дошкольников преследует решение следующих задач:
1.Осуществление методической работы по проблеме «Духовно - нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» единым составом заинтересованных педагогов.
2.Интеграция содержания духовно-нравственного воспитания в жизнь ДОУ.
3.Формирование духовно – нравственных чувств детей на основе изучения культуры страны и родного края.
4. Ориентирование родителей на духовно – нравственное воспитание детей в условиях семьи. Разработка рекомендаций методического характера для родителей по вопросам духовно – нравственного воспитания в семье.
5.Разработка методических рекомендаций для воспитателей района по планированию и определению содержания духовно – нравственного воспитания дошкольников в ДОУ.
В 2013 году РМО переросло в Сетевое взаимодействие педагогов по проблеме «Духовно - нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО», которое объединило ряд дошкольных образовательных учреждений Городецкого муниципального района
(МБДОУ «Тимирязевский детский сад», МБДОУ «Детский сад» №49, МБДОУ «Детский сад» №14, МБДОУ «Детский сад» №18) а также сюда вошли отдел образования Городецкой и Ветлужской епархии, Воскресная школа православного прихода храма в честь Нерукотворного образа Спасителя, Научный миссионерский культурно – просветительский центр Городецкого Фёдоровского мужского монастыря.) Сетевая модель взаимодействия педагогов позволяет выработать систему работы в творческих группах по проблемам, возникающим при осуществлении ДНВ дошкольников и оказать методическую помощь не только педагогам, работающим в рамках работы сети, но и всем педагогам муниципального района, проявившим заинтересованность данной проблемой.
ВЫВОДЫ:
1.РМО по проблеме «Духовно - нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО», действующее в рамках Городецкого муниципального района способствует внедрению новых актуальных идей и технологий в работу каждого дошкольного образовательного учреждения, что в свою очередь влияет на реформирование всей системы дошкольного образования.
2.Современная практика образования характеризуется активным включением большинства педагогов в инновационную деятельность. Под инновационной педагогической деятельностью понимается освоение педагогами новых, инновационных способов организации образовательного процесса, использование в воспитании детей современных образовательных программ. РМО позволяет быстро и эффективно познакомить педагогов с современными образовательными программами по духовно – нравственному воспитанию, как местными , так региональными и федеральными, и способствует активизации обмена опытом среди дошкольных образовательных учреждений муниципального района.
3.РМО способствует расширению сознания педагогов, их духовному росту. (Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций, в условиях светского образовательного учреждения - делом необычайно трудное и деликатное, требующее единения желаний всех: педагогов, детей и родителей, а также установления внешних связей).
4.Участие в заседаниях РМО представителей отдела образования Городецкой епархии, активное участие ДОУ Городецкого района в конкурсах, организуемых Научным миссионерским культурно – просветительским центром Городецкого Фёдоровского монастыря, способствует созданию благоприятной среды для творческого общения, духовному просвещению педагогов Городецкого муниципального района, повышению их компетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания дошкольников.
Приложение.
Изменение тематики работы опорного детского сада по годам :
- с 2004года по 2008г. МБДОУ «ЦРР Детский сад №49» (заведующий Батракова И.В., старший воспитатель, педагог - консультант Махиня В.Д.).
Направления работы методического объединения на базе опорного детского сада следующие:
2004-2005гг. Тема: «Патриотическое воспитание в ДОУ».
2005-2006гг. Тема: «Патриотическое воспитание в ДОУ».
2006-2007гг. Тема: «Патриотическое воспитание в ДОУ».
2007-2008гг. Тема: «Патриотическое воспитание в ДОУ. Развитие представлений о человеке в истории и культуре».
МБДОУ «ЦРР Детский сад №49» в указанные выше годы наряду с организацией работы в рамках опорного детского сада являлся экспериментальной площадкой ГОУ ДПО НИРО по теме «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ». Коллективом педагогов под руководством к.п.н. Белоусовой Р.Ю. были разработаны и изданы краеведческая программа для старших дошкольников «Расти счастливым в Городецком крае» и приложение к ней книга «О Городце от А до Я».
(На программу выдано экспертное заключение №72 от 22 апреля 2009года НМЭС Нижегородским институтом развития образования и она рекомендована к использованию в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений Городецкого района.
Содержание программы направлено на формирование у ребёнка старшего дошкольного возраста духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию Городецкого края. Краеведческая направленность проявляется в приобщении детей к культуре, традициям, родной природе, местным достопримечательностям).
Педагоги – авторы Батракова И.В.и Махиня В.Д. приняли участие во Всероссийских педагогических конкурсах «За нравственный подвиг учителя» и «Серафимовский учитель» - 2009г. (Махиня В.Д. – лауреат педагогической премии данного конкурса).
2008г – Книга «О Городце от А до Я» явилась победителем в номинации «Лучший издательский проект» на всех этапах конкурса: региональном, окружном и федеральном .
Материал об издании книги «О Городце от А до Я» и её авторах печатался в газете Нижегородские епархиальные новости» - 2008г.: «Книга о любимом городе» Л. Крапивиной
2011г. – Программа «Расти счастливым в Городецком крае»
Диплом 3 степени в региональном этапе конкурса в номинации «Лучшая программа по духовно-нравственному воспитанию»
Диплом 2 степени в окружном этапе конкурса в номинации «Лучшая программа по духовно-нравственному воспитанию»
- с 2008года по 2012г. МБДОУ «Детский сад №14» (заведующий Сиротина Л.Ю., заместитель заведующей, педагог - консультант Махиня В.Д.).
Направления работы методического объединения на базе опорного детского сада следующие:
2008-2009гг. Тема «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ».
2009-2010гг. Тема. «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ».
2010-2011гг. Тема. «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ».
2011-2012гг. Тема. «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ».
2012-2013гг. «Семья и детский сад – совместное воспитание дошкольника»
В МБДОУ «ЦРР Детский сад №49» в указанные выше годы продолжалась работа по разработке методического обеспечения к краеведческой программе «Расти счастливым в Городецком крае». Сборник конспектов НОД практически готов к изданию. В рамках работы опорного детского сада на практике апробированы многие конспекты.
Педагоги – авторы Сиротина Л.Ю., Махиня В.Д. и Добронравова Е.Л. приняли участие во Всероссийском педагогическом конкурсе «За нравственный подвиг учителя» с проектом «Святой защитник Руси Александр Невский и Городец» (Номинация «Лучший издательский проект» - Сертификат об участии).
- с 2013года по 2016г. МБДОУ «Тимирязевский детский сад» (заведующий Девицына Е.В., старший воспитатель, педагог - консультант Махиня В.Д.).
Направления работы методического объединения на базе опорного детского сада следующие:
2013-2014гг. Сетевая модель взаимодействия педагогов по проблемам духовно нравственного воспитания дошкольников.
2014-2015гг. Тема: Сетевая модель взаимодействия педагогов по проблеме «Духовно - нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
2015-2016гг. Тема: Сетевая модель взаимодействия педагогов по проблеме «Духовно - нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Информация о проведённых РМО неоднократно размещалась на сайте Городецкой епархии.
Представление опыта работы педагогического коллектива МБДОУ «Тимирязевский детский сад» и педагога – консультанта Махини В.Д. в рамках электронной Всероссийской Выставки РФ – 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути осуществления духовно- нравственного воспитания дошкольников в условиях ФГОС
Путь осуществления духовно - наравственного воспитания через авторскую сказку....
Дополнительная общеразвивающая программа «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами народных традиций» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области
Цель: разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравст...
Консультация для воспитателей по духовно – нравственному воспитанию дошкольников в рамках ФГОС
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на в...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО
О духовно-нравственном воспитании и развитии личности ребенка....
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в д/с № 1 "Умка" (из опыта работы)
В данной статье представлена информация, раскрывающая понятия "духовность", "нравственность" , а также способы и методы развития данных качеств у дошкольников....
Доклад "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников".
Данный доклад был представлен в работе секции "Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования"...
Описание педагогического опыта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках тематических недель ДОУ средствами физической культуры»
Описание педагогического опыта Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках тематических недель ДОУ средствами физической культуры»...