РОЛЬ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
О.В. Силонова, М. В. Силонова (Барнаул)
РОЛЬ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
Современная система дошкольного образования представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, каждое из которых отличается спецификой функционирования, основными направлениями деятельности и условиями для развития личности. Одна из главных целей дошкольного образовательного учреждения – способствовать успешной социализации ребенка. Взаимосвязь всех видов деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении является важным компонентом социализации личности. Наиболее эффективна социализация в условиях интеграции.
Нами было проведено исследование с целью изучения различных типов дошкольных образовательных учреждений в процессе социализации и социальной интеграции детей. Исследование проводилось с помощью анкетного и экспертного опросов. Выборка в анкетном опросе составила 240 человек, в экспертном опросе 10 человек. Респондентами в анкетном опросе выступили родители воспитанников каждого их типов дошкольных образовательных учреждений.
Анкетный опрос показал следующие результаты. Большинство родителей (84%) полностью устраивает работа педагогов в детских садах, которые посещают их дети, (16%) устраивает частично. Кроме того респондентам был предложен такой альтернативный ответ как: «не устраивает совсем». Однако данный вариант ни один из родителей не выбрал, что, несомненно, радует и говорит о хорошей работе педагогов во всех типах детских садах.
Почти все респонденты (да – 57%; скорее да, чем нет - 43%), участвующие в опросе, ответили, что для всестороннего развития и воспитания детей условия в детских садах созданы. Это значит, что дети могут комфортно находиться в детском саду в течение дня и успешно развиваться в нем.
Более благоприятная предметная среда создана в ДОУ компенсирующего типа. Это можно объяснить тем, что данный тип детского сада направлен на коррекцию имеющихся каких-либо физических или психических отклонений в развитии у детей.
Работники постоянно поддерживают связи с учреждениями дополнительного образования и со школой лучше в ДОУ «центр развития ребенка». В данном типе детского сада организованна совместная работа учебных учреждений разной ступени, включающей три направления: работу с родителями, работу с детьми и методическую работу.
Также нам необходимо было выявить удовлетворенность родителей различными видами деятельности в разных типах дошкольных образовательных учреждений. Так в детских садах комбинированного типа и «центр развития ребенка» трудовое воспитание детей находится на довольно высоком уровне, что может говорить об успешной и систематической деятельности детей в данном аспекте. Именно трудом формируется устойчивость в поведении, вырабатываются самостоятельность и дисциплина. В процессе трудовой деятельности дошкольников детский коллектив объединяется: ребята учатся работать сообща, оказывать товарищу помощь, находить совместные решения для достижения требуемого результата.
Подавляющее число респондентов полностью удовлетворены художественно-эстетической работой в детских садах «центр развития ребенка» (85%). Поскольку данный вид деятельности является приоритетным в задачах данного типа детского сада, то и процесс социализации по большей мере проходит через нее. Такой подход «способствует специальной подготовке дошкольников к процессу восприятия, пониманию информации, формированию у дошкольников понятий и представлений о взаимодействии всего в мире» [2, с. 25]. Интеграция различных видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном образовании носит естественный характер. В связи с этим развитие культуры эффективного социального включения в различные группы общества и принятие других культур происходит у дошкольников стихийно.
Во всех типах детских садах процесс социализации проистекает через познавательно-исследовательскую, трудовую и коммуникативную деятельности. Как отмечает Л. В. Ступакова, именно «разнообразная деятельность в дошкольном образовательном учреждении одновременно является важным условием и средством приобщения ребёнка к социальной действительности, которые обеспечивают детям возможность активно познавать окружающий мир, а также самим становиться его частью» [8, с. 419]. В результате освоения интегративной деятельности, у ребенка формируются целостные социальные и психологические образования, интегрированные способы деятельности, индивидуальный стиль деятельности, происходит освоение социального опыта и развитие творческих способностей.
Крайне важен тот факт, что в детском саду процесс социализации происходит естественным образом в процессе игры, которая является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Именно через игровую деятельность, как подчеркивает Т. В. Бурцева, «происходит освоение детьми социального опыта, совершенствование коммуникативных навыков и навыков построения взаимоотношений со сверстниками» [1, с. 24]. Многообразие возможностей игровой деятельности, по мнению А. Д. Поповой, проявляется в «активизации познавательных способностей, коррекции недостатков личностного развития, формировании умения ориентироваться в социальной действительности и интеллектуально осваивать всю систему человеческих отношений» [7, с. 477].
Кроме того родителям предлагалось оценить по 5-ти бальной шкале (5 - полное соответствие, 1 - полное несоответствие) изменчивость некоторых качеств личности ребенка за время посещения дошкольного образовательного учреждения.
Так, самостоятельность у детей формируется лучше в детских садах комбинированного, общеразвивающего типа, а также в «центре развития ребенка». Такое свойство личности как организованность развивается лучше в ДОУ комбинированного и компенсирующего типа. Вместе с тем во всех типах детских садах родители высоко оценили формирование таких качеств личности ребенка как общительность, доброжелательность и любознательность. В свою очередь, увеличение словарного запаса дошкольников высоко оценено в детском саду комбинированного типа и «центре развития ребенка».
Социализация ребенка с отклонениями в развитии предполагает «включение его общую систему социальных отношений и взаимодействий в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется» [6, с. 112]. Данный процесс у детей с ограниченными возможностями здоровья проходит в детских садах компенсирующего типа, так как они направлены на коррекцию имеющихся каких-либо физических или психических отклонений в развитии у детей. В таких специализированных дошкольных образовательных учреждениях проводится трудовая, психологическая подготовка для «вхождения» в полноценное общество.
Не менее эффективно социализация детей с отклонениями в развитии проходит и в детских садах комбинированного типа, где одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети, и дети, нуждающиеся в коррекционной помощи. Такая модель способствует формированию терпимости к физическим и психическим недостаткам другого, развитию чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. В свою очередь, у детей с ограниченными возможностями здоровья совместное обучение и воспитание «формирует положительное отношение к своим сверстникам, способствует адекватному социальному поведению, более полной реализации потенциала развития и обучения» [4, с. 35].
По итогам исследования было выявлено, что роль дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации детей велика. Дошкольное образование акцентирует внимание на развитие личностных качеств ребенка, задачей которого является донесение до ребенка базовых основ культуры и правил поведения в обществе, а также интеллектуальное и эстетическое воспитание. Взаимосвязь всех видов деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении является необходимым компонентом социализации личности и важным условием социальной интеграции. Комплекс психолого-педагогических практик, задействующий потенциал свободы и порядка специально организованной среды, постоянно повышающаяся компетентность педагогов и родителей по воспитанию детей – все эти факторы позволяют обеспечить успешность социализации как полностью здоровых детей, так и имеющих какие-либо отклонения в развитии.
Библиографический список:
- Гревцева, Г. Я. Особенности социально-культурного развития личности в детстве как феномен ее социализации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. – 2015. – №1. – С. 23 – 31.
- Ступакова, Л. В. Социальная направленность работы дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Л. В. Ступакова, М. Д. Масанова // Молодой ученый. – 2014. – №10. – С. 417–420.
- Бурцева, Т. В. Социализация ребенка в условиях образовательного процесса [Текст] / Т. В. Бурцева // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2014. – С. 24–28.
- Попова, А. Д. Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / А. Д. Попова // Молодой ученый. – 2015. – №1. – С. 477–479.
- Милованова, Н. Ю. Воспитание, социальное воспитание и социальная адаптация личности в контексте социализации // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. – 2013. – №1. – С. 108–113.
- Иванова, Е. Ю. Доступность дошкольного образование в России: Практики выравнивания спроса и предложения / Е. Ю. Иванова // Социальные движения, коллективные действия в условиях социального неравенства. Сборник материалов Круглого стола. - М.: МГГЭУ, 2016. - С. 23-44.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль комбинированных образовательных учреждений в процессе интеграции детей с отклонением в развитии» (из опыта работы)
Основные направления деятельности ГОУ комбинированного вида приорганизации интегративных групп для детей с диагнозом ЗПР. (опыт работы)Общие сведения о детском учреждении. Работа ПМПк. Этапы деятельно...
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в целях социализации личности ребенка-дошкольника
Сиситема работы с родителями...
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»
Актуальность развития познавательного интереса через экспериментирование....
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в целях социализации личности ребёнка-дошкольника
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в целях социализации личности ребёнка-дошкольника...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ЦЕЛЬЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
Современные педагоги отмечают, что дошкольный возраст – период, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметны...
Дошкольное образовательное учреждение как центр социализации личности дошкольника
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает детство – как самый ценный период жизни человека, в котором закладываются основы социальной компет...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Аннотация: В статье рассматриваются основные педагогические условия, способствующие формированию профессиональной мобильности воспитателей, приводятся типичные для дошкольных образовательных учреждени...