Программа по дополнительному образованию детей 3-4 лет "Волшебные ладошки"
рабочая программа (младшая группа)
Программа по дополнительному образованию детей 3-4 лет "Волшебные ладошки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voolshebnye_ladoshki.docx | 80.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №37» г. Ярославля
Рабочая программа
дополнительного образования
по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности
«Волшебные ладошки»
Возраст учащихся 3-4 года
Срок реализации – 1 год
2021г.
- Пояснительная записка
Направленность программы: подготовка руки дошкольника к письму.
Актуальность программы:
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Данная программа позволяет не только развивать познавательные процессы, но и реализовывать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослым и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов – служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволяет детям почувствовать свою успешность. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу.
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься, не утомляясь за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.
Адресат программы:
Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей младшего возраста 3-4 лет.
Объем и срок освоения программы:
Программа «Волшебные ладошки» рассчитана на 1 год обучения (35 недель, 70 часов).
Режим занятий:
Занятия по программе «Волшебные ладошки» проводятся 1 раз в неделю по 15 минут. Всего 32 занятия. Диагностика проводиться 2 раза в год (в сентябре и мае).
Формы обучения – очная. Совместное взаимодействие педагога, ребенка и семьи, направленно на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка
Особенности организации образовательного процесса:
Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, содержит теоретическую и практическую части.. Данная рабочая программа составлена в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В основу программы положены принципы:
- научной обоснованности и практической применимости;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
- интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- комплексно – тематическое построение образовательного процесса;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника;
Цель программы: Создание условий для развития речи и формирования графических навыков у детей дошкольного возраста через укрепление мелкой моторики и развитие координации движений пальцев рук.
Задачи программы:
Обучающие:
- Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук.
- Формировать практические умения и навыки.
- Обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
3. Развивать произвольное внимание, пространственное мышление, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность, фантазию.
4. Развивать речь детей.
Воспитательные:
- Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, уважение к чужому труду, чувство товарищества)
- воспитывать внимательность к выполнению заданий, усидчивость, целенаправленность;
- воспитывать и развивать художественный вкус.
При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 3-4 лет
Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений:
Работа кружка включает в себя следующие разделы:
Пальчиковый игротренинг
Массаж кистей рук
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Ручная умелость
Рисование пластилином
Конструирование
Аппликация
Развитие графических навыков
Рисование по трафаретам
Штриховка
Дорисовка
Игры и действия с мелкими предметами
Работа с сыпучими материалами (рисование на подносах, выкладывание мозаики).
Работа со шнурками.
Моделирование (счетные палочки, трубочки).
Лепка, изготовление поделок из различных материалов.
В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровождение художественным словом, гимнастику с учебными предметами. Также проводятся комплексы пальчиковой гимнастики с учебными предметами, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш, кисточку, задания на удержание позы кистей рук. Упражнение по удержанию позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В разделе «Ручная умелость» задания помогут улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, знакомятся с техникой рисования пластилином, со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии, с различными видами аппликации. Выполнение детьми заданий тренирует произвольное внимание, развивает память, логическое мышление, воображение.
В разделе «Графические навыки» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учиться правильно держать карандаш
В разделе «Игры и действия с мелкими предметами» у детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре
В подразделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
Подраздел «Работа со шнурками» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, умения доводить начатое дело до конца.
В подразделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.
В подразделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп), а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала.
3. Результатом работы по данной программе должно стать:
- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня, соответствующего данному возрасту.
- Овладение разными видами ручной умелости.
- Овладение приемами работы с разными инструментами.
- Овладение нормами этики поведения.
Ожидаемые результаты
К концу занятий в кружке дети должны знать:
- некоторые виды бумаги (цветная, картон, гофрированная, салфетка, газета и др.);
- свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
- несколько разных способов нанесения краски (кистью, ватной палочкой, губкой и др.);
- основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);
- основные правила склеивания;
- понятие «конструктор», «мозаика»;
- некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и др.);
- несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.
Должны уметь:
- правильно держать кисть, карандаш;
- пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;
- работать с трафаретами;
- заштриховывать предметы двумя способами;
- застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.
4. Календарно-тематическое планирование
В календарно-тематическом планировании по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности» использованы следующие формы работы:
- массаж пальцев кистей рук;
- пальчиковая гимнастика;
- игры с предметами;
- упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук;
- лепка из пластилина;
- нетрадиционные способы рисования;
- развивающие игры: мозаика, пазлы, игры с прищепками, пуговицами, вкладышами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
№ | Тема занятий | Задачи | Содержание |
1 | Диагностика Сентябрь | Выявление ведущей руки |
|
2
| «Игрушки» октябрь
|
речью. 3. Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых, наклонных длинных и коротких линий. 4. Стимулировать тактильные ощущения. 5. Закреплять у детей умение работать с бумагой - разглаживание смятой в комочек бумаги. 6. Учить детей катать из пластилина шарик и сплющивать его пальцами. |
3. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки. 4. Упр. «Собери матрешку» -2 матрешки перепутаны. Нужно правильно собрать. 5. «Рисуем мячи» - на манке большие и маленькие предметы (Мяч, шар, кирпич, кубик). 6. «Пирамидка» -лепка из пластилина 7.Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж). |
3
| «Посуда» октябрь
| 1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Учить соотносить предметы со словесным обозначением. 3. Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук. 4. Стимулировать тактильные ощущения. 5. Учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в комочек. 6. Воспитывать бережное отношение к посуде. | 1. Игра с резиновыми ребристыми мячиками (ежиками). 2. Игра «Собери сервиз» - чудесный мешочек. 3. Пальчиковая гимнастика «Посуда». 4 «Склеим чашку» - собрать картинку из 4-х частей. 5. Упражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку. 6. Самомассаж гранеными карандашами.
|
4 | «Осень» октябрь | 1.Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. 2. Учить детей катать из пластилина шарик и сплющивать его пальцами, придавливать шарики, добиваясь изображения листьев. 3. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. | 1.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». 2. «Листопад» - лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки. 3.Пластилинография. «Осеннее дерево». 4.Самомассаж косточками фруктов. |
5
| «Огород. Овощи». октябрь | 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением. 3. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов. 4. Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур. 5. Стимулировать тактильные ощущения. 6. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. |
3. Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно). 4. Игра «Что растет в огороде» - чудесный мешочек. 5. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки. |
6
| «Сад. Фрукты». Ягоды» ноябрь. | 1.Развивать мелкую моторику пальцев. 2.учить выкладывать фигуру по контуру. 3.Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур. 4.Стимулировать тактильные ощущения. 5. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. | 1.Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин». 2. «Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой посередине. 3.Работа с трафаретами «Обведи и раскрась фрукты». 4.Выложить горохом по нарисованному контуру (ягоды). |
7 | «Деревья» ноябрь | 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев. 3. Научить детей завязывать узелки, бантики. 4. Формировать умение координировать речь и движения. 5. Стимулировать тактильные ощущения. 6. Воспитывать любознательность, интерес к природе. |
3. Игра с прищепками «Наряжаем елочку». 4. Упражнение «Найди пару» - найти парную подушечку с таким же наполнением (рис, фасоль). 5. «Осенние деревья» - рисование ладошками. 6. Упражнение «Похлопаем» - хлопаем в ладоши тихо и громко, в разном темпе. 7. Самомассаж косточками фруктов. |
8
| «Дом» ноябрь
| 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Обучение рисованию кругов. 3. Стимулировать тактильные ощущения. 4. Упражнять в умении рисовать на манке, создавать изображение с помощью счетных палочек. 5. Развивать чувство формы. 6.Воспитывать любовь, бережное отношение к своему дому. 7.Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. | 1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая». 2. «Мой дом» выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты. 3. «Домик для мишутки» - рисуем на манке. 4. Д/и «Маленькие столяры» - сложение контуров предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу. 5 Упр. «Похлопаем» - хлопаем в ладоши тихо, громко и в разном темпе.
|
9
| «Транспорт» ноябрь |
координировать движения с речью. 3. Стимулировать тактильные ощущения. 4. Учить детей строить из кубиков машину, развивать интерес к деятельности. 5. Учить выкладывать изображение с помощью счетных палочек. 6. Развивать чувство формы, пропорции, глазомер согласованность в работе обоих рук. |
«Машина», «Парусник», «Самолет». 3. Игра «Грузовик построим сами». 4. Упражнение «Машина на погрузке» - рассортировать красную и белую фасоль по разным грузовикам. 5. Самомассаж гранеными карандашами. 6. Упражнение «Ловкие ручки» - подбери подходящую крышечку. |
10 | «Зима» декабрь | 1.Развивать мелкую моторику пальцев; 2.Развивать внимание, логическое мышление. 3. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания. 4. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии. 5 Стимулировать тактильные ощущения. 6. Развивать умение сматывать клубочки. | 1. «Построим горку для зверушек из снежных комков» - изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями. 2.Игра «Что лишнее и почему?» 3. «Лыжник» - рисуем на манке пальчиками. 4 Упражнение «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в клубочки. 5. Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Зимняя прогулка» 5. Самомассаж мячиками (ежиками). |
11 | «Зимние забавы» декабрь |
движениями, умение договаривать слова и словосочетания. 3. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе. 4.Продолжать учить выкладывать изображения с помощью счетных палочек. 5.Воспитывать самостоятельность, инициативность | 1.Игра с пробками «Лыжи» 2. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком». 3 «Снегопад» - рисуем пластилином. 4. Упражнение «Собери снежинку» - выкладывание узора счетными палочка. 5. Самомассаж гранеными карандашами. |
12
| «Одежда» декабрь
|
3. Учить создавать узор из кругов, штрихов. 4. Стимулирование тактильных ощущений. 5. Воспитывать желание помогать маме. 6. Развивать творческую фантазию |
рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить трафарет нужной деталью.
|
13
| «Новый год» декабрь
|
движениями, умение договаривать слова и словосочетания. 3. Закреплять умение обводить изображение по трафарету, проводить прямые горизонтальные линии. 4. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе. 5. Развивать умение сматывать клубочки. 6. Стимулировать тактильные ощущения. 7. Закреплять умение выкладывать изображение с помощью геометрических фигур по образцу. | 1. Пальчиковая гимнастика «Елочка». 2. Упражнение «Помоги бабушке» - смотать из шерстяных ниток клубочки. 3. Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки. 4. «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета елки, штриховка. 5. «Наряжаем ёлку» - рисуем пластилином елочные игрушки. 6. Упражнение «Выложи по образцу» - выкладывание фигур по образцу. 7. Самомассаж косточками фруктов. |
| |||
| |||
14
| «Зимующие птицы». январь.
| 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику. 2. Закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии. 3. Продолжать учить координировать движения с речью. 4. Закреплять у детей умение работать с бумагой - отрывать кусочки бумаги и сминать в комочки. 5. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них. | 1.Пальчиковая игра «Снегири». 2. «Птичьи следы на снегу» - рисуем на манке пальчиками. 3. Упражнение «Накорми птичек» - отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки. 4. Упражнение «Что внутри» - подушечки с различным наполнением (фасоль, рис, греча). 5. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро. 7. Самомассаж бусинками.
|
15
| «Домашние животные» январь
|
3. Учить детей из предложенных геометрических фигур выкладывать животных по образцу в горизонтальной плоскости. 4. Формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц. 5. Стимулировать тактильные ощущения. 6. Воспитывать любовь к животным, фантазию. | 1. Упражнение «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем. 2. Упражнение «Коготки и лапки». 3. Упражнение «Домашние животные» - найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь. 4. «Зеленый лужок» - рисуем травку для коровки. 5. Д/и «Животные и их детеныши». 6. Самомассаж гранеными карандашами |
| |||
| |||
|
| ||
|
| ||
16
| «Домашние птицы» январь
| 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Тренировать навык создавать изображение с помощью геометрических фигур по образцу. 3. Учить детей рисовать волнистые линии. 4. Отрабатывать навык аккуратно переливать воду из одной емкости в другую. 5. Познакомить детей с пипеткой, показать, как ею пользоваться. 6.Стимулировать тактильные ощущения. 7.Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них. | 1. «Накормим птичек» -скомкать бумагу в маленькие комочки. 2. «Птицы хотят пить» - работа с водой и пипеткой. 3. «Цыпленок» (штриховка). 4. Упражнение «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур домашних птиц. 5 Упражнение «Прятки» - найди всех птиц в сухом бассейне. 6. Пальчиковая гимнастика «Хозяюшка».
|
17
| «Транспорт» февраль
| 1. Совершенствовать мелкую моторику рук. 2. Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания. 3. Обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии. 4. Учить работать с бумагой - разглаживать скомканную бумагу. 5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе.
| 1. Упражнение «Что у кого?» - разглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в комочки. 2. Упражнение «Грузим камушки на грузовик» - камушки рассыпаны по ковру. 3. «Проехала машина» - рисуем на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе, следы от машины. 4. Упражнение «Топай-хлопай». 5. Пальчиковая игра «Вертолет». 6. Самомассаж бусинками– катать по очереди каждым пальчиком бусинки. |
| |||
18
| «Наша Армия» февраль
| 1. Совершенствовать мелкую моторику рук. 2. Упражнять детей в умении ритмичному нанесению штрихов. 3.Отрабатывать навык выкладывания изображения счетными палочками. 4. Учить детей завязывать узелки и бантики. 5. Стимулировать тактильные ощущения. | 1.Из риса выложить салют по нарисованному контуру. 2.Пальчиковая игра «Солдаты». 3.Штриховка «Танк». 4. Фигурки из счетных палочек «Танк», «Звезды», «Флажок». 5. Самомассаж бусинками - катать по очереди каждым пальцем. 6. Завязывание узлов на толстой веревке, шнуре. |
19
| «Конец зимы» февраль
|
размера цветными мелками. 3. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 4. Стимулирование тактильных ощущений. 5. Воспитывать дружеские отношения между детьми, желание играть вместе
| 1. «Потекли ручейки» -рисование пальцами на крупе. 2.Нанизывание пуговиц - называние (чередование: маленькая, большая и т.д.) 3. Пальчиковая гимнастика «Снеговик». 4. Самомассаж гранеными карандашами. 5. Упражнение «Солнечный денек» - с помощью прищепок делаем солнышко. 6. Игра «чудесный мешочек» - разделить предметы на мягкие и твердые. |
20
| «Мамин праздник» март | 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Тренировать умение создавать узор по образцу. 3. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту. 4. Стимулирование тактильных ощущений. 5. Развивать чувство формы, цвета и композиции. 6. Воспитывать бережное отношение ко взрослым, желание их порадовать. |
спичек солнечные лучи вокруг желтого круга. 3. «Украсим платочек» - украшаем платочек, рисуем пальчиковыми красками. 4. Упражнение «Бусы» - нанизывание макарон на ленту. 5. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами ходить по столу в разном темпе. 6. Самомассаж косточками фруктов. |
21
| «Весна» март
| 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок. 3. Стимулирование тактильных ощущений. 4. Тренировать навык завязывания узелков и бантиков. 5. Учить детей работать с бумагой в технике оригами. 6. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета. 7. Вызвать интерес к созданию красивой композиции из цветов.
| 1. Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц». 2. Упражнение «Весенняя полянка» - с помощью прищепок выкладываем композицию: солнышко, травку, первые цветы, деревья. 3. «Весенний букет» - аппликация с использованием оригами. 4. Упражнение «Веселые ладошки» - завязывание узелков, бантиков. 5. Игры с пуговицами – рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки (желтый, красный, синий, зеленый).
|
22
| «Дикие животные» март
| 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. 2. Стимулировать тактильные ощущения. 3. Формировать умение координировать речь с движениями, работать над согласованием движений рук и ног. 4. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев. 5. Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу. 6. Учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложной. | 1. Упражнение «Животные хотят пить» - наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой. 2. Пальчиковая гимнастика «На лужок». 3. Упражнение «Нарви молодой травки» - мелко нарвать зеленую бумагу. 4. Подвижная игра «Зайка». 5. Упражнение «Веселые зверята». 6. Угостим медвежонка медом – рисование сот пальчиковыми красками. 7. Самомассаж мячиками (ежиками).
|
23
| «Деревья» март
|
помощью ладони и пальцев. 3. Научить детей завязывать узелки, бантики. 4. Формировать умение координировать речь и движения. 5. Стимулировать тактильные ощущения. 6. Воспитывать любознательность, интерес к природе.
|
3. Игра с прищепками «Наряжаем деревце». 4. Упражнение «Найди пару» - найти парную подушечку с таким же наполнением (рис, фасоль). 5. «Осенние деревья» - рисование ладошками. 6. Упражнение «Похлопаем» -хлопаем в ладоши тихо и громко, в разном темпе. 7. Самомассаж косточками фруктов. |
24
| «Звонкая капель» апрель. |
2.Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Стимулирование тактильных ощущений. 4. Закрепить умение детей пользоваться пипеткой. 5. Учить детей работать с бумагой в технике оригами. 6. Воспитывать любознательность, самостоятельность. |
1. Упражнение «Что тонет, что не тонет?» -выбрать из группы предметов то, что тонет. 2. Упражнение «Веселая пипетка» -работа с водой и пипеткой. 3. Конструирование из бумаги (оригами) «Лодочки». 4. Упражнение «Соберем кораблик» - разрезная картинка. 5. Пальчиковая игра «Одуванчик». 6. Игра «Кулачок» - сжимать и разжимать кулачок (кулачок – бутон цветка, проснулся, заснул). 7. Самомассаж косточками фруктов. |
25
| «Весеннее солнышко» апрель
| 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Стимулировать тактильные ощущения. 4. Продолжать учить детей завязывать узелки и бантики на ленточках. 5. Развивать чувство формы, цвета, композиции. 6. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе.
| 1. Игра «Узнай фигуру» - «Чудесный мешочек» (геометр. фигуры). 2. Упражнение «Веселые ладошки» - учимся завязывать узелки, бантики. 3. Лабиринт «К какому растению летит бабочка» (Книга развивающих игр). 4. «Весенние цветы - одуванчики» -рисуем пальчиковыми красками. 5.Пальчиковая гимнастика «Улитка». 6.Пальчиковая игра «Орешек». 7.Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальцем.
|
26
| «Цветы» апрель |
2.Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Закреплять умение делать из пластилина шарики. 4. Стимулирование тактильных ощущений. 5. Развивать чувство формы и цвета. 6. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного. | 1. Упражнение «Весенний цветок» - тактильное обследование цветов из бархатной бумаги. 2. «Чудесный мешочек» - найди цветок на ощупь. 3. Упражнение «Каждому листочку свое место» - закрыть контуры различных листочков нужными листочками взятыми из коробки. 4. «Красивые одуванчики» - лепка (пластилин +спички). 5. Д/игра «Собери букет».
|
27
| «Дождь» апрель
| 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Тренировать навык ритмично наносить штрихи. 5. Стимулирование тактильных ощущений. 6.Развивать усидчивость, целенаправленность. 7.Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. |
пинцетом из одной емкости в другую. 3. Упражнение «Кто больше соберет фасоли?» - из сухого бассейна выбрать фасоль. 4 Заштрихуй тучку по образцу. 6. Самомассаж гранеными карандашами.
|
28
| «Насекомые» май | 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Стимулирование тактильных ощущений. 4. Упражнять в умении шнуровать, продевать шнурок в отверстие. 5. Развивать умение завязывать узелки. 6. Воспитывать чувство коллективизма, желание играть друг с другом. 7. Вовлекать детей в сотрудничество, учить рисовать вертикальные линии. | 1.Пальчиковая игра «Сороконожка». 2. Упражнение «Цветочный лужок» - с помощью мозаики сделать цветы. 3 Упражнение «Насекомые на листочке» - упражнение в шнуровке. 4. «Нес однажды муравей» - перекладывание гороха из одной емкости в другую на ударный слог. 5 Упражнение «Узелки» -завязывание узлов на толстой веревке, шнуре. 6. Самомассаж косточками фруктов. 7. «Вот такие ножки у сороконожки» - коллективное рисование. |
29
| «Солнышко» май
|
2.Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Стимулировать тактильные ощущения. 4. Продолжать учить детей завязывать узелки и бантики на ленточках. 5. Развивать чувство формы, цвета, композиции. 6. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе | 1. Игра «Узнай фигуру» - «Чудесный мешочек» (геометр. фигуры). 2. Упражнение «Веселые ладошки» - учимся завязывать узелки, бантики. 3. Лабиринт «К какому растению летит бабочка» (Книга развивающих игр). 4. «Весенние цветы - одуванчики» -рисуем пальчиковыми красками. 5.Пальчиковая гимнастика «Улитка». 6.Пальчиковая игра «Орешек». 7.Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальцем.
|
30
| «Лето» май | 1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики. 2. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. 3. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Учит аккуратно наклеивать детали, создавать красивую композицию. 4. Воспитывать фантазию, чувство прекрасного, любовь к природе.
| 1. «Быстрые ножки» - «ходьба» указательным и средним пальцами в крышках от пластиковой бутылки. |
| 2.Пальчиковая игра «Пчелы». 3.Коллективная аппликация «Лето». 1. Пальчиковая гимнастика «Лето». 2. Игра «Шишки для мишки» - игра с сосновыми шишками. 3. Упражнение «Цветная водичка» - работа с пипеткой. Смешивание красок. 4. Самомассаж мячиками (ежиками). 5. «Украсим бабочке крылышки» - аппликация. 6. Упражнение «Арбуз» -нарисовать побольше черных зернышек – семян. | ||
31 | Диагностика
| Обследование мелкой моторики.
|
|
5. Диагностический инструментарий.
Обследование мелкой моторики рук.
СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Цель обследования — проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц.
Во время выполнения упражнений педагоги смотрят, как долго каждый ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев). Проверку можно провести как экспресс-исследование в форме игры «Замри». Педагог предлагает детям (ребенку) поиграть в игру; дает соответствующие каждому упражнению инструкции; затем произносятся слова «Раз, два, три! Замри!». Дети (ребенок) выполняют упражнение. Педагог следит за выполнением каждого упражнения, считая про себя или смотря на часы. По истечении 2 мин педагог дает
команду «Отомри!».
Проверку можно проводить подгруппами. Количество детей в подгруппах может быть разным (2—6 человек).
Упражнения проводятся без наглядности (картинок). Воспитатель дает словесную инструкцию и следит за выполнением упражнения. Упражнение выполняется три раза. При этом сначала идет инструкция педагога, сопровождающаяся показом. Затем ребенок выполняет упражнение под счет в следующем порядке:
1-й раз выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых (около 5 с);
2-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых;
3-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15).
«Кольцо». Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 15.
ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Обрывание листа бумаги. Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе. Педагог раздает листы бумаги, показывает квадрат-образец и спрашивает, что он показал. Далее воспитатель просит детей сделать такой же квадрат (по форме) способом обрывания.
ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
Узнавание предмета и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные предметы определенного качества.
Оборудование: ложки (деревянная, металлическая, пластмассовая); геометрические фигуры (шар, куб, кирпич).
Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и вытащи деревянную ложку (ложку, сделанную из дерева)».
Узнавание формы. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу геометрическую фигуру (шар).
КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ
Вдевание шнурка в дырочки. Педагог предлагает ребенку шнурок и фигуру с дырочками.
8. Упражнение «Ладонь — ребро — кулак». Ребенок сидит за столом, его рука(и) расположена(ы) на краю стола. При выполнении упражнения необходимо выдерживать четкую последовательность. Темп выполнения упражнения задает воспитатель посредством счета (один, два, три). Темп, приблизительно следующий: на каждое упражнение дается 2 с, на три упражнения — 6 с все полученные данные заносятся в таблицу.
ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
«Езда по дорожке». Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом. Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке – образце педагог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как
самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.
«Обведи рисунок по линиям». Ребенку предлагается обвести карандашом рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Все полученные данные заносятся в таблицу.
Условные обозначения:
если ребенок справился с заданием — 1 балл; если ребенок справился с заданием частично — 0,5 балла;
если ребенок не справился с заданием — 0 баллов.
В последней графе выставляется группа (А, Б, В), которая показывает степень развития мелкой моторики руки ребенка на момент обследования.
Характеристика групп
Группа «А». К группе относятся дети, набравшие в процессе обследования 5—8 баллов. У этих детей мелкая моторики развита хорошо. Группа «Б». К группе относятся дети, набравшие 3 - 5 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно. Группа «В». К группе относятся дети, набравшие 2 баллов и менее. У этих детей мелкая моторика развита плохо.
Условные обозначения:
«+» - правильное выполнение задания «-» - задание выполнено неверно;
«V» - неустойчивое выполнение задания.
Диагностическая карта развития мелкой моторики.
№ | Фамилия Имя | Статическое | Работа с | Тактильные | Координация | Графические навыки | баллы | группа | ||||
| ребенка | упражнение |
| бумагой | ощущения | движений |
|
| ||||
|
| кольцо | Обрывание листа бумаги | Качество предмета | Форма предмета | Ладонь Ребро Кулак | Вдевание шнура в дырочки | Тест «Едем по дорожке» | Тест «Обведи по линии» |
|
| |
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.Список литературы
- Горюнова Т. М. «Развитие детей раннего возраста: Анализ программы дошкольного образования.» – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет.» – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт. сост. В. Сотникова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – с. 79.
- Смирнова Е. А. «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.» – М.: Изд-во: Детство-пресс, 2013.
- Трясорукова Т.П. «Игры для дома и детского сада на снижение психо -эмоционального и скелетно-мышечного напряжения.»– Изд.3-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
- Тышкевич И.В. «Развивающие игры для детей от 1 до 3 лет.» – Минск: «Попурри», 2010.
- Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста: методическое пособие для воспитателей и родителей.» – М.: Мозаикасинтез, 2009.
8.Борисенко М. Г. «Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики).» /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб: «Паритет», 2002
9.Гаврилова С.Е. «Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.» - Ярославль: Академия развития, 2009
10.Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики». - Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)
Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...
Программа по дополнительному образованию детей седьмого года жизни "Музыкальная ритмика"
Программа по дополнительному образованию детей седьмого года жизни "Музыкальная ритмика" (развитие музыкальности детей седьмого года жизни посредством музыкально-ритмической деятельности)...
Программа для дополнительного образования детей
Программа построена по тематическому признаку. Темы интегрированных НОД согласуются с программой логопедической коррекции. Основу программы составляет развитие содержательности, связности речи и совер...
Рабочая программа По дополнительному образованию детей Для детей 5- 7 лет на 2020- 2021уч/ год. Кружок «Звонкий голосок»
Данная программа направлена на формирование музыкальности ребёнка....
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)...
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (старший дошкольный возраст)
Образовательная программадополнительного образования детей дошкольного возраста«Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»(старший дошкольный возраст)...
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Цветные ладошки"
Рисование для детей дошкольного возраста – стихийный творческий процесс и одновременно возможность самореализации и погружения в собственный внутренний мир. Посредством карандаша, кисти, красок ...