Программа для дополнительного образования детей
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа) по теме
Программа построена по тематическому признаку. Темы интегрированных НОД согласуются с программой логопедической коррекции. Основу программы составляет развитие содержательности, связности речи и совершенствование технических умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdeni1.docx | 103.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение №101
О.М.Фокина
Интегрированная изобразительно-речевая НОД
Программа для дополнительного образования детей
( 5 - 7 лет)
Пояснительная записка
Программа «Интегрированные изобразительно – речевые НОД» разработана в соответствии с «Концепцией общего и художественного образования в Российской Федерации», в содержании которых, придается большое значение привлечению ресурсов литературно- художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и развитие их художественно-творческих способностей.
Тесная связь существует между изобразительной деятельностью и речевой. Взаимосвязь изобразительной деятельности и речевой в обучении дошкольников имеет большой воспитательный и развивающий потенциал. Система НОД развития речи, как и система художественно-эстетического воспитания дошкольника — два взаимосвязанных компонента обучения, один из которых является в одно и тоже самое время началом и продолжением другого. Речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». В то же самое время наблюдаются и обратные тенденции. Задача педагога — соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность, что самым непосредственным образом будет способствовать гармоничному развитию личности дошкольника.
Основой содержания программы является речевое развитие и практическая деятельность ребенка, направленная на создание творческих работ и обогащение личности его художественными ценностями.
Актуальность создания программы обусловлена, прежде всего созданием благоприятных условий для развития личности, а также с укреплением содержания знаний, приводящим к качественному изменению этого содержания и более эффективным способам его освоения. А также повысить уровень развития речевых умений и творческих способностей у детей используя интегрированные НОД развития речи и ИЗО..
Актуальность разработки программы также связана с проблемой активизации познавательных процессов, в усилении взаимосвязи логического и образного в познании, формирования у детей «творчески - человеческого» отношения к миру. Для того чтобы развить художественно – речевые способности, уместно перевести образ из одного вида обучения в другой. В связи с этим, проблема формирования основ художественно-речевых способностей у детей является актуальной и требует разрешения.
Программа «Интегрированные изобразительно – речевые НОД» закладывает основы формирования художественно - творческой личности дошкольника в раннем обучении, имеет большой развивающий, эстетический и воспитательный потенциал, который зачастую не находит отражение в современных образовательных программах.
Новизна тематики занятий предполагает импровизационную основу и синкретическую форму освоения материала, органично сочетающую живопись, поэзию, и пластику движений (нетрадиционную технику).
Проблема художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами искусства получила свое отражение в современных исследованиях М.Б. Зацепиной, Е.Н. Зуйковой, Т.С. Комаровой, Г. В. Лабунской, P.M. Чумичевой, Б.П. Юсова. Авторы исследований отмечают, что использование комплекса искусств в воспитательно-образовательном процессе ОУ ведет к формированию у детей творческих начал в деятельности.
При разработке программы необходимо опираться на концепцию эстетического воспитания, разработанную Т.С. Комаровой, в основе которой лежит принцип интеграции искусств - взаимодействия и проникновения различных видов искусства и художественной деятельности в воспитательно-образовательный процесс образовательного учреждения.
Следует выделять следующие формы организации образовательного процесса на основе интеграции
искусства: пластообразная, спиралевидная, контрастная, взаимопроникающая, индивидуально-дифференцированная.
Содержание программы реализуется на основе вышеназванных форм, которые помогают систематизировать коррекционно-педагогическую работу с детьми в рамках специализированных образовательных групп.
Данная программа отличается от имеющихся программ тем, что в ней обоснован подход приобщения детей к искусству на основе метода арттерапия. В современной художественной педагогике этот метод называют прогрессивный, малозатратный, немедикаментозный метод оздоровления и способ творческого развития детей, укрепление их речевого потенциала, развитие художественных способностей. Кроме того, программа предусматривает использование интегрированных занятий развития речи и ИЗО позволяющих повысить уровень развития речевых умений и творческих способностей у детей.
Цель программы: создание условий для успешного художественно-речевого развития ребенка в логопедических группах и воспитание его личности на художественных ценностях искусства.
Задачи:
1. Показать педагогическое воздействие природы и сферы литературного творчества и изобразительного искусства на восприятие и физическое здоровье ребенка.
2. Формировать творческую личность дошкольника, развивать природные задатки, развивать речь посредством изобразительной деятельности.
3. Воспитывать духовно богатую и эстетически развитую личность, любящую свой народ, культуру и искусство.
При составлении программы использовались труды Е.М. Торшиловой, Т.Г. Комаровой, Т.Я. Шпикаловой, Т.Н. Дороновой, О.А. Куревиной и других в которых обосновывалась роль изобразительного творчества в речевом воспитании детей.
Особенности создания программы
Первая особенность: положительная мотивация к обучению средствами нетрадиционных приемов рисования, игровых и интегрированного курса.
Вторая особенность: Акцент сделан с учетом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики – что обеспечит интеграцию речевого, познавательного и художественно – эстетического развития ребенка.
Третья особенность: создание оптимальных условий полноценного проявления индивидуальных и творческих способностей личности ребенка.
Содержание программы построено в согласовании с программой логопедической коррекции.
Работа на занятиях протекает в тёплой, доверительной обстановке. Главное при этом не объем учебного материала, а «погружение» в образ, постижение эстетического вкуса с помощью новых достижений в изодеятельности.
В процессе решения поставленных задач педагогу необходимо помнить, что суть раннего образования состоит в развитии у ребёнка двух важных способностей: способности любознательности, наблюдательности, способности творчества, фантазии, воображения.
Для реализации содержания программы были разработаны и внедрены в педагогическую практику следующие рациональные формы и методы работы: метод арт-терапии - для реализации содержания программы используются следующие формы терапии творчества: (сказкотерапия, танцедвигательная терапия, музыкальная терапия, изо - терапия). Эти виды арт-терапии обладают очевидными преимуществами перед другими, основанными исключительно на вербальной коммуникации формами психотерапевтической работы.
Изо-терапия является мощным средством сближения педагога и детей, так как в своем изобразительном творчестве, по мнению Н.А. Ветлугиной, «ребенок активно открывает что - то новое для себя, а для окружающих - новое в себе». Изо-терапия помогает при затруднении в налаживании контактов между взрослым и ребенком. Фольклорная арт-терапия постоянно используется в практике нашей работы, как средство психической гармонизации и художественно-эстетического развития детей . Фольклорная арт-терапия (колыбельные песни, заклички, потешки, народные игры,) имеет большой оздоровительный эффект: позволяет производить сбросы накопившихся внутренних зажимов; содействует общему укреплению и развитию организма; повышает речевую, изобразительную культуру детей.
Программа рассчитана на два года: 1-й год – дети от 5 до 6 лет; 2-й год – дети от 6 до 7 лет. НОД проводятся два раза в неделю по 25-30 минут, в зависимости от возраста детей.
В основе Программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает поступательное развитие. Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач осуществляется благодаря комплексному подходу.
Программа построена по тематическому принципу. Темы интегрированных НОД согласуются с программой логопедической коррекции.
Показатели и критерии творческой активности детей едины для всех занятий. Общий критерий – повторяемость или не повторяемость среди других в данной группе или у детей данного возраста художественного решения рисунков или изделий. По ним устанавливаются три градации рисунков(уровней): оригинальные – необычные (интересные)-обыкновенные.
Основные требования к уровню подготовки.
Уровни | Критерии |
Оригинальные | Рисунки, скульптуры, орнаменты, изделия не похожи ни друг на друга, ни на все другие по яркой выраженности одного или двух каких - то качеств: по взаиморасположению изображений или частей, по сочетанию форм, цветов, очертаний, динамизму и характерности изображений. |
Необычные (интересные) | Рисунки по композиции могут быть чем-то похожи на некоторые другие, но всегда отличаются нестандартным выбором изображаемого, согласованностью цвета и выразительностью. В свою работу ребенок вносит что-то необычное. В работе прослеживается индивидуальность ребенка. |
Обыкновенные | Рисунки или изделия заурядны, по всем перечисленным качествам они повторяются во многих работах детей данного возраста. Они представляют собой своего рода штампы, которые одинаково выглядят при любом замысле, теме, сюжете или повторяют образцы, указанные на занятиях. Все, что нарисовано схематично и заученными приемами. Обыкновенные рисунки прямо свидетельствуют о творческой пассивности ребенка. |
При анализе выполненных работ показатель творческой активности детей всегда надо определять с поправкой на возможности конкретного задания.
При оценке эффективности каждого занятия соблюдали следующие условия:
Первое - применять критерии анализа отстраненно и, оттого, что вам известно о конкретной детской работе, и оттого, как вы оцениваете его способности.
Второе - применять каждый критерий анализа по отдельности, не соединяя их даже в тех случаях, когда это кажется очень удобным.
Третье - оценивать ни успехи или неудачи отдельных детей, а всей группы в целом.
Постоянно результаты занятий анализируются по двум показателям:
- творческой активности детей на этом занятии;
- уровню освоенности детьми того или иного общего способа художественной деятельности.
Программа «Интегрированные изобразительно – речевые НОД» реализуется на интегрированных НОД, их основу составляет развитие содержательности, связности речи и совершенствование технических умений и навыков. Разработанная программа имеет большие потенциальные возможности и может способствовать эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей. Особенно большой эффект достигается при интегрированном подходе. В программе раскрывается возможность построения коррекционно-развивающей деятельности на интегрированной основе, обосновывается структура модели, доказывается необходимость изменения содержания с учетом потребностей современного общества.
Программа адресована воспитателям, педагогам дополнительного образования и родителям.
Старшая группа
ОКТЯБРЬ
НОД№1
«Поможем бабушке Загадушке»
Программное содержание. Уточнять обобщающие понятия «овощи» и «фрукты»; расширять и активизировать словарный запас детей по данной теме, обращая особое внимание на умение описывать предмет по форме, цвету, величине; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать внимание, мышление, память. Совершенствовать умения детей передавать форму и характерные особенности фруктов и овощей при лепке с натуры, использовать знакомые приемы: оттягивание, сглаживание и др. Закрепить знание и понятие «Натюрморт», формы: шар, цилиндр. Воспитывать стремление добиваться сходства с натурой. Литература. Т. С. Комарова «Занятия по изодеятельности. в д/с», стр. 153. Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина» Лепка в д/с», стр.126.И.А.Морозова «Ознакомление с окружающим миром» с.22-26. Т,Р.Кислова «По дороге к азбуке» с.24-28. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с.166.
НОД №2
«Пора в путь дорогу»
Программное содержание. Закреплять у детей понятие «перелетные птицы», уточнять представления о перелетных птицах; закреплять в памяти детей названия птенцов различных птиц; развивать слуховое внимание детей, речевое дыхание; упражнять детей передавать в рисунках разные позы птиц (клюющих, летящих, сидящих), их характерные особенности: пропорции тела, цвет оперения, форму клюва, хвоста. Размещать на листе бумаги несколько птиц. Самостоятельно определять их величину; Закреплять навыки рисования и раскрашивания слабым нажимом карандаша; умение обогащать содержание рисунка, внося в него дополнения. Воспитывать интерес к рисованию. Литература. Г.С. Швайко «Занятия по изобр. деятельности в детском саду», с.48. И.А.Морозова «Ознакомление с окружающим миром» с.89. Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке» с.80-82. О.А.Скоролупова «Перелетные птицы».
НОЯБРЬ
НОД № З
«Кто живет в деревне»
Программное содержание. Закреплять знания детей о домашних животных (названия взрослых особей и их детенышей, причина разведения); совершенствовать навыки словообразования; упражнять в образовании притяжательных прилагательных; обогащать словарный запас детей; упражнять в четком произношении звука (Б) в предложении. Упражнять детей лепить фигурки животных, сочетая конструктивный и пластический способ лепки; передавать характерные особенности каждого животного. Закрепить умение пользоваться стекой, умение применять самостоятельно известные приемы лепки. Воспитывать способности правильно оценивать свою работу и работу товарищей. Литература. Т.Г.Комарова «Развивайте у дошкольников творчество», с. 169. И.А. Морозова «Ознакомление с окружающим миром» с.62. Т.А.Шорыгина «Домашние животные».
НОД №4
«Прогулка в лес»
Программное содержание. Закреплять знания о диких животных, обогащать словарный запас; формировать умение делать набросок животных графическим карандашом, закрашивать щетинистой кистью, способом «тычка»; передавать строение, величину, цвет, пропорции животных в движении и в покое. Воспитывать интерес к работе с красками. Литература. Т.Г.Казакова « Развивайте у дошкольников творчество», с.148. Т.И.Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи. Лес» с.168. И.А.Морозова «Ознакомление с окружающим миром» с.62.
ДЕКАБРЬ
НОД № 5
«Любимые игрушки»
Программное содержание. Закреплять понятие «игрушки»; активизировать словарь детей; упражнять лепить игрушки(уточку, козлика) пластическим способом, передавая их характерные особенности, используя при этом разнообразные приемы лепки (оттягивания, прищипывания, сглаживания и др.). Закрепить умение прочно устанавливать фигуры на подставки. Воспитывать стремление добиваться хороших результатов. Литература. Н.Б.Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в д/с» стр.62. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы» с.36. Т.Р.Кислова «По дороге к азбуке» с.14.
НОД № 6
«Новый год»
Программное содержание. Закреплять знания детей о новогоднем празднике: символы праздника, народные традиции, ожидание чудес и исполнения желаний; расширять словарный запас за счет пословиц, помогать детям понять их смысл; упражнять детей в рисовании человека (Петрушки). Формировать умение намечать содержание и передавать его в рисунке, используя яркие тона красок. Закрепить знания о композиции, умение располагать изображение на листе, последовательно выполнять задуманное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие. Литература. Т.Г.Казакова «Развивайте у детей творчество», с.169 . .И.А.Морозова «Ознакомление с окружающим миром» с.75.
ЯНВАРЬ
НОД № 7
«Зимние забавы»
Программные задачи. Развивать у детей воображение, умение отгадывать загадки; закреплять знания детей о зимних забавах зимой; упражнять в рисовании человека в движении; передавать в рисунке различие одежды девочки и мальчика, движения фигур. Закреплять умение делать набросок простым карандашом (эскиз), затем закрашивать красками, не заходя за контур. Воспитывать желание доводить работу до конца. Литература. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.162. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» с.84. О.С,Ушакова «Занятия по развитию речи» с.228.
НОД №8
«Путешествие за светофором»
Программные задачи. Закреплять у детей понятие «транспорт» (воздушный, наземный, водный, подземный); активизировать в речи глаголы, учить детей подбирать по смыслу глаголы к существительным; развивать внимание; совершенствовать умение изображать транспорт, передавать характерные особенности формы основных частей, деталей, их величину и расположение. Закреплять умение рисовать карандашами. Учить закрашивать рисунки, используя разный нажим на карандаш для получения оттенков цвета. Продолжать умение оценивать работы. Литература. Т.С.Комарова «Занятия по изо.» стр.98. И.А.Морозова «Ознакомление с окружающим миром» с.781. Т.Р.Кислова «По дороге к азбуке» с.97-100.
ФЕВРАЛЬ
НОД №9
«Зимующие птицы»
Программное содержание. Закреплять знания детей о зимующих птицах; учить детей узнавать птиц по описанию; учить составлять рассказ по коллажу, по моделям; развивать речь, внимание, память, логическое мышление детей. Упражнять детей передавать в аппликации образ птиц, особенности формы головы и туловища, хвоста (вырезывая по частям из цветной бумаги), соблюдая относительную величину. Передавать окраску птиц разной породы. Закреплять умение принимать участие в коллективной работе, находить место своему изображению в общей композиции. Развивать эстетическое восприятие. Литература. Т.С.Комарова «Занятия по изобр. деят. в д/с» стр.103. Т.А.Шорыгина «Птицы». И.А.Морозова с.89.
НОД №10
«Хотим под мирным небом жить»
Программное содержание. Знакомить детей с традицией празднования Дня защитника Отечества; закреплять знание военных профессий, названий военной техники; развивать выразительность речи при чтении стихов; развивать чувство ритма речи. Упражнять детей рисовать человека, передавая характерные особенности костюма, позы. Закреплять умение располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно, используя смешение красок, печать по трафарету. Воспитывать интерес и любознательность к общественным явлениям. Литература. Т.Г.Казакова «Рисование с детьми дош. возраста: Нетрадиционные техники» стр.68. В.В.Коноваленко «Развитие связной речи» с.37.
МАРТ
НОД№11
«Все работы хороши»
Программное содержание. Уточнять представления детей о профессиях людей; учить отгадывать загадки, обращая внимание на описание, детали; учить согласовывать существительные в словосочетаниях в винительном падеже; закреплять знание пословиц о труде. Закреплять умение передавать картину строительства: строящийся дом, люди в разных позах, машины. Развивать композиционные умения, технику рисования и закрашивания карандашом.
Литература. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» . И.А.Морозова «Ознакомление с окружающим миром» с.110-114. Т.Р.Кислова «По дороге к азбуке» с.117-119.
НОД №12
«Весеннее пробуждение природы»
Программное содержание. Расширять представления детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно; закреплять умение составлять рассказ о весне при помощи моделей; расширять представления детей об образе жизни лесных зверей и птиц весной; закреплять знание детенышей лесных животных. Закреплять умение детей рисовать веточки с натуры, передавая их характерные особенности6 строение, расположение почек, листочков, их цвет. Формировать умение готовить на палитре оттенки цвета. Закреплять технические навыки рисования кистью и красками. Развивать эстетическое восприятие. Литература. Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в д/с» с.129. О.А.Скоролупова «Перелетные птицы. Цветущая весна» с.11.
АПРЕЛЬ
НОД№13
«Подводное царство»
Программное содержание: расширить представления детей об окружающем мире; обобщать и закреплять знания о подводном мире. Упражнять детей в подборе разных оттенков одного цвета. Развивать чувство композиции (учить красиво располагать рыбок по цвету друг за другом по принципу высветления или усиления цвета). Закреплять приемы вырезывания и аккуратного наклеивания. Литература. Т.С.Комарова «Занятия по изо. деят. в д/с» стр.114. И.А.Морозова «Ознакомление с окружающим миром» с.163.
МАЙ
НОД №14
«Хоровод цветов»
Программное содержание: закреплять и обобщать знания детей о весенних цветах, об условиях роста растений, учить детей находить различия у растений в особенностях строения стебля, цветков, листьев; учить сравнивать, развивать смекалку, сообразительность. Развивать умение задумывать красивый, необычный цветок. Закреплять умение передавать цвета и их оттенки (смешивая краски разного цвета с белилами, используя разный нажим карандаша). Развивать творчество, воображение. Закреплять технические навыки и умения. Литература. Т.С.Комарова»Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» с.135. Т.Р.Кислова «По дороге к азбуке» с.129,131. И.А.Морозова «Ознакомление с окружающим миром» с.153.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
ОКТЯБРЬ
НОД №1
«Листопадничек»
Программное содержание. Закреплять у детей знания о грибах (названия грибов, правила грибника, умение различать съедобные и несъедобные грибы); закреплять названия деревьев; развивать внимание, моторику рук. Упражнять детей создавать по замыслу композицию из грибов в лукошке; передавать разные формы грибов, используя прием лепки пальцами. Закрепить представление об особенностях внешнего вида грибов, умение передавать в лепке их характерные особенности. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата. Литература. И.Л. Лыкова «Изобразительная деятельность в д/саду. Подготовительная группа», Стр.40. Т.А.Шорыгина «Грибы». Т.И.Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи. Грибы» с.216.
НОД №2
«Леса – всей земли краса»
Программное содержание. Обогащать и уточнять знания детей о деревьях; закреплять названия мест произрастания отдельных видов деревьев; продолжать учить различать деревья по внешнему виду листа; упражнять в образовании относительных прилагательных от названий деревьев; знакомить детей со строением листа. Упражнять детей в рисовании деревьев, передавать красоту осеннего пейзажа, используя различные изобразительные материалы, изображать перспективу в рисунке: линию горизонта, предметы близкого, среднего и дальнего планов. Воспитывать у детей интерес и любовь к природе и умение создавать красоту своими руками. Литература. Т.Г. Комарова «Развивайте у детей творчество», с.177-178. Т.И.Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи. Лес» с.168. И.А.Морозова «Ознакомление с окружающем миром» с.21,23.
НОЯБРЬ
НОД №З
«Путешествие лягушки»
Программное содержание. Обобщать и уточнять знания детей о перелетных водоплавающих птицах; учить согласовывать речь с изобразительной деятельностью; развивать логическое мышление, память, внимание; закреплять навыки употребления глаголов, образованных от одного корня с помощью приставок. Закреплять умение лепить из целого птиц, передавая их характер, используя при этом разнообразные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, сглаживание и др.). Развивать эстетическое восприятие. Литература. Т.С. Комарова «Занятия по изо в д/с.» с. 160. Т.Р.Кислова «По дороге к азбуке» с.82. И.А.Морозова «Ознакомление с окружающем миром» с.83.
НОД №4
«Выставка собак»
Программное содержание. Закреплять и уточнять знания детей о домашнем животном – собаке; учить классифицировать, выделять и узнавать некоторые породы; совершенствовать грамматический строй речи; упражнять в образовании родственных слов к существительному «собака» и притяжательных прилагательных; развивать общую и мелкую моторику. Закреплять лепить из целого куска, правильно передавать пропорции тела, придавать линиям плавность, изящность в соответствии с характером керамической фигуры. Воспитывать умение правильно оценивать свои работы и работы товарищей. Литература. Т.С. Комарова»Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. с. 166. И.А.Морозова «Ознакомление с окружающим миром» с.121. Т.И.Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи. Зима» с. 60-115.
ДЕКАБРЬ
НОД №5
«Идет волшебница Зима»
Программное содержание. Обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; знакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; приобщать детей к русской национальной культуре; развивать способности наблюдать, строить предложения, делать выводы; воспитывать чувство любви к родной природе; способствовать развитию общей и мелкой моторики. Упражнять детей в рисовании деревьев в снегу и инее, передавать в рисунке красоту зимнего пейзажа, используя различные изобразительные материалы, изображать перспективу в рисунке: линию горизонта, предметы близкого, среднего и дальнего планов. Воспитывать у детей интерес и любовь к природе. Литература. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», с. 164. И.А.Морозова «Ознакомление с окружающим миром» с.18. Т.Р.Кислова «По дороге к азбуке» с.14, 15
НОД №6
«Ярмарка»
Программное содержание. Обобщать и систематизировать представления детей о народных промыслах на примере изготовления игрушек; закреплять знания об особенностях и этапах изготовления дымковской игрушки, используя прием мнемотехники; развивать у детей способность анализировать, сравнивать, точно подмечать и описывать детали. Упражнять детей в создании декоративной композиции: располагать на листе бумаги фигуры барышень; передавать их форму и пропорции. Закреплять умение рисовать фигуры простым карандашом и закрашивать красками. Развивать движение руки: разнонаправленные повороты, плавность, слитность. Учить передавать характерные особенности определенного вида декоративного искусства. Литература. Комарова Т.С.»Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» стр.164 .И.А.Морозова «Ознакомление с окружающим миром» с.18. Т.Р.Кислова «По дороге к азбуке» с.14, 15.
ЯНВАРЬ
НОД №7
«Спорт, здоровье, Я»
Программное содержание. Обобщать и систематизировать знания детей о человеке как живом организме; учить видеть и отражать в речи признаки сходства и различия между людьми и животными. Продолжать учить детей лепить фигурку человека в движении, передавать строение тела, форму частей, их пропорции. Закреплять умение прочно примазывать части друг к другу движениями пальцев. Воспитывать у детей любовь к спорту и умение доводить начатое дело до конца. Литература. Ю.А.Кириллова, М.Е.Лебедева «Интегрированные физкультурно – речевые занятия для дошкольников с ОНР 4 – 7 лет» с.149. Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», с. 158.
НОД №8
«Морские гиганты»
Программное содержание. Уточнять, обобщать, расширять знания детей о морских обитателях; развивать речь детей; развивать логическое мышление, конструктивные навыки, внимание. Упражнять в умении создавать композицию на основе прочитанного, увиденного на иллюстрациях; использовать цвет и его сочетания, для передачи отношения к явлениям природы. Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые приемы вырезывания. Воспитывать интерес к окружающему миру. Литература. Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в д/с», с.189; А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева «Аппликация в д/с», с.112; Т.Р.Кислова «По дороге к азбуке», с.88; И.А.Морозова «Ознакомление с окружающим миром», с.163.
ФЕВРАЛЬ
НОД №9
«Африканское сафари»
Программное содержание. Обобщать и уточнять знания детей о животных жарких стран; учить узнавать животных по внешним признакам; учить использовать притяжательные прилагательные к существительным. Упражнять детей определять содержание своей работы. В контексте коллективного творчества использовать комбинированный, разнообразные способы лепки. Закреплять лепить животных из целого куска. Передавая характерную форму и пропорции тела и его частей. Воспитывать любовь и интерес к животным. Литература. И.А.Морозова «Ознакомление с окружающим миром», с.77; Т.Р.Кислова «По дороге к азбуке», с.85; В.Б.Косминская, Н.Б.Халезова «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей», с.64.
НОД№10
«Наша армия сильна»
Программное содержание. Обобщать и систематизировать знания детей об Армии, военной техники, профессиях военных, учить образовывать от существительных однокоренные слова, обозначающие военные специальности. Закреплять умение передавать в рисунках образы солдат, летчиков, моряков, их жизнь и службу. Упражнять в умении передавать фигуры людей в движении, особенности одежды в соответствии с принадлежностью к определенным родам войск; соблюдении пропорций между частями фигуры. Развивать воображение, творчество. Воспитывать любовь и уважение к Российским войскам. Литература. Т.Р.Казакова «Развивайте у детей творчество», с.175; В.В.Коноваленко «Развитие связной речи в д/с», с.39.
МАРТ
НОД №11
«У мамы руки золотые»
Программное содержание. Обобщать и систематизировать знания детей о профессиях мам; активизировать словарь по этой теме; закреплять знания об орудиях труда и атрибутах, необходимых разным профессиям, учить соотносить действия людей с их профессией. Продолжать знакомить детей с портретом, как жанром живописи. Закреплять умение передавать в рисунке образ мамы доступными средствами выразительности (деталями костюма, цветом глаз, атрибутами профессии). Упражнять детей приемам смешивания краски белой и немного красной для получения розовой (основы цвета лица). Воспитывать у детей эмоциональное отношение к образу мамы. Литература. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи», с.128; В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада»(ИЗО), с.65-66.
НОД№12
«Дорогами России»
Программное содержание. Дать детям представление о России как стране городов, познакомить с принципом создания гербов различных городов; расширять представления детей о географическом положении России и особенностях ее рельефа. Способствовать развитию внимания, творческого внимания. Закрепить знания о пейзаже, умение передавать картину весенней природы, характерные признаки весны; располагать сюжет на всем листе бумаги. Обратить внимание на цветовые сочетания в картинах о ранней весне, отображать их в рисунке. Упражнять в приеме размывки, рисовать по сырому слою бумаги. Развивать чувство композиции, эстетическое восприятие, чувство цвета. Литература. Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в д/с», с. 188; Н.А.Курочкина «Дети и пейзажная живопись. Времена года», с.150; И.А.Морозова «Ознакомление с окружающим», с.150.
АПРЕЛЬ
НОД №13
«С новосельем!»
Программное содержание. Закреплять знания названий строительных специальностей и строительных машин; учить образованию новых слов (однокоренных). Воспитывать уважение и интерес к труду взрослых. Упражнять в умении передавать в рисунке впечатления, полученные на прогулках, экскурсиях, в беседах. Закреплять умение передавать картину строительства: строящийся дом, люди в разных позах, машины. Развивать композиционные умения, технику рисования и закрашивания карандашом. Литература. Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», с.126; И.А. Морозова «Ознакомление с окружающим», с.108.
НОД №14
«Лети, ракета, к звездам»
Программное содержание. Закреплять знания о космосе, космическом пространстве, планетах; развивать связную речь, мышление, память. Упражнять детей рисовать ракету, дополняя содержание рисунка деталями: иллюминатор, нос ракеты. Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Закрепить умение передавать свой замысел, располагая изображение на всем листе(композиция). Воспитывать у детей интерес и любознательность к общественным явлениям. Литература. Т.Г. Казакова «Развивайте у детей творчество», с.185-186; Т.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: «Нетрадиционные техники», с.68. В.Н.Волчкова «Познавательное развитие» с.163.
МАЙ
НОД №15
«Весны улыбки теплые»
Программное содержание. Обобщать знания о весне, ее приметах; развивать логическое мышление. Совершенствовать речевое дыхание, интонационную выразительность речи и мимику; развивать внимание, координацию речи с рисованием, пальчиковую и общую моторику. Закреплять умение передавать в рисунке картины природы; упражнять в красивом расположении изображения на листе; закреплять умение использовать для выразительного решения темы разные материалы. Развивать эстетическое восприятие. Литература. Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», с.132; О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», с.266; Т.И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи. Весна», с.116.
Занятие №16
«Выпускники»
Программное содержание. Расширять и обобщать представления детей о школе; активизировать словарь на школьную тематику; закреплять знание букв, развивать звуковой анализ слова, слуховую и зрительную память; развивать внимание, словесно-логическое мышление, координацию движений, мелкую моторику. Закреплять умение выбирать варианты отражения содержания темы, создавать яркую праздничную композицию; упражнять в использовании знакомых способов работы ножницами, красиво подбирать цвета, правильно передавать отношения по величине. Развивать эстетические чувства, воображение. Литература. З.А.Богатеева «Занятия аппликацией в д/с»; В.Н.Волчкова «Познавательное развитие. Конспекты занятий», с.6.
Литература
1. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок./Под.ред. Н.А.Ветлугиной, М., Просвящение, 1972г.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика, М.: «Академа», 2000.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: 1967г.
- Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.
- Григорьева Г.Г., Буякова Е.И., Боброва З.А. Практикум по изобразительной деятельности дошкольников. М.: «Академа», 2001.
- Дополнительное образование детей //Под ред. О.Е. Лебедева М.: Владос, 2003.
- Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность. М.: Просвещение, 2003.
- Казакова И.С. Учимся рисовать и лепить животных. М.: Чистые пруды, 2006.
- Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
- Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Красота. Радость. Творчество. М.: Просвещение, 2006.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М.: Просвещение, 1985.
- Константинова С.С. Техника изобразительного искусства. Ростов на Дону: «Феникс», 2004.
- Кошелев В.М. Художественный и ручной труд в детском саду. М.:
Просвещение, 2002. - Лагунов К.Я. Сказки. - Екатеринбург, 1994.
- Творчество. М.: Просвещение, 2006.
- Торшилова Е.М. Шалун или Мир дому твоему. М.:ТЦ «Сферы», 2001.
- Тренинг по сказкотерапии. -СПб.: Речь, 2002. – 254 с.
- Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. М.: Просвещение, 1992.
- Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду. Творческий
центр «Сфера». М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)
Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...
Программа по дополнительному образованию детей седьмого года жизни "Музыкальная ритмика"
Программа по дополнительному образованию детей седьмого года жизни "Музыкальная ритмика" (развитие музыкальности детей седьмого года жизни посредством музыкально-ритмической деятельности)...
Рабочая программа по дополнительному образованию детей "Игровая ритмическая гимнастика"
Дополнительная оздоровительно – развивающая программа «Игровая ритмическая гимнастика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей младшего дошкольного возраста. В основу "Игровой ритмическ...
Рабочая программа по дополнительному образованию детей кружка «Шалунишки» (ритмической пластики)
Настоящая программа разработана для развития танцевального творчества детей дошкольного возраста 5-7 лет на основе обязательного минимума содержания по музыкально-ритмическому развитию для...
Программа кружка дополнительного образования детей дошкольного возраста «Солёные завитушки»
Цель программы: создание условий для развития сенсомоторной функции у детей дошкольного возраста через использование технологии тестопластики.Задачи:1) Обучать приемам лепки из соленого теста пр...
Рабочая программа по дополнительному образованию детей Арт-студия
Данная программа предназначена для детей 4-6 лет.Цель программы - развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста,средствами ритмопластики и танцевального творчества....
Рабочая программа По дополнительному образованию детей Для детей 5- 7 лет на 2020- 2021уч/ год. Кружок «Звонкий голосок»
Данная программа направлена на формирование музыкальности ребёнка....