"Культурные практики в проектной деятельности дошкольников"
методическая разработка (подготовительная группа)

Ледяева Татьяна Анатольевна

"Культурные практики в проектной деятельности дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnye_praktiki.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

 «Культурные практики в проектной деятельности дошкольников»

Ледяева Т.А., воспитатель СП детский сад «Красная Шапочка» ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с Большая Глушица

Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании,  требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых и детей.

Требованием Стандарта является иное, чем ранее, представление о содержании образования… Оно сводится к освоению ребенком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений и навыков.

Наталья Михайловна Крылова, автор образовательной программы дошкольного образования «Детский сад –дом радости» определяет культурные практики как «разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта», складывающиеся с первых дней его жизни.

Среди культурных практик можно выделить следующие:

•        манипуляция с предметами,

•        фантазирование,

•        творческая деятельность,

•        продуктивные виды деятельности,

•        коллекционирование,

•        экспериментирование,

•        игра,

•        поисково-исследовательская деятельность.

При этом наиболее эффективно формирование культурных практик происходит в совместной деятельности со взрослыми, как родителями так и педагогом.

Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности для детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность.

Во время проекта дети и взрослые вместе исследуют мир, анализируют содержание, ставят вопросы и находят пути решения

Я использую в своей работе метод проектов, который  дает нам возможность развития и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, коммуникативных навыков и многого другого, что является составляющими успешной личности.

Проекты могут быть разными по продолжительности (краткосрочными и долгосрочными); по составу участников (индивидуальные и групповые); по тематике (творческие, информационные, игровые и исследовательские). Однако все их объединяет одно: неизменное применение  и развитие различных культурных практик участвующих воспитанников.

        Мной разработаны проекты: «Хлеб всему голова», «Сказочники», «Снег –снежок», «Волшебница вода», «Быт от старины до сегодняшнего дня», «Зимние виды спорта».

Предлагаю рассмотреть  какие именно культурные практики и каким образом используются в проектах.

В проектах используются практики:

  • Свободные практики детской деятельности (встречаются во всех образовательных областях: игра, продуктивная деятельность, поисково исследовательская деятельность)
  • Практики игрового взаимодействия (с\р игры, д\и, п\и)
  • Культурные практики познания мира  и самопознания (поисково исслед деятельность, продуктивная деятельность, нравственно патриотическое воспитание)
  • Культурные практики здорового образа жизни (физическое развитие, воспитание КГН)
  • Коммуникативные практики (чтение худ\литературы, р\речи, игры –драматизации)
  • Практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом (ознакомление ребенка с окружающим миром, игры)

Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики (виды самостоятельной деятельности), которая направлена на развитие у ребенка  универсальных культурных действий (умений), универсальной компетентности, помогающих ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности. Проектная деятельность позволяет педагогу осуществлять интеграцию практически всех образовательных областей. Огромное значение имеет то, что в результате эффективной проектной деятельности достигается непрерывность обучения.

Таким образом, культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие культурных практик в образовательной деятельности дошкольника

В статье рассматриваются различные культурные практики ребенка дошкольного возраста и их краткое содержание. Делается вывод о целесообразности их использования....

Культурная практика математического содержания "Знакомство дошкольников со скоростью и временем"

Культурная практика в дошкольном образовании играет важную роль в развитии и воспитании детей. Культурная практика - это совместное со взрослым,  либо самостоятельное ситуативное общение детей, к...

Культурные практики в правовом воспитании дошкольников.

Одной из главных задач правового воспитания в свете Федерального Государственного Образовательного Стандарта является формирование чувства собственного достоинства у ребенка, осознания своих пра...

Культурные практики в правовом воспитании дошкольников.

laquo;Каждый ребенок имеет право на свободное развитие всех заложенных в нем сил, способностей , дарований, каждый ребенок может свободно выражать свои мнения и мысли, каждый ребенок имеет право на с...

Культурные практики в проектной деятельности дошкольников

Применение культурных практик при реализации проектной деятельности дошкольников...

Презентация на тему "Культурные практики в проектной деятельности дошкольников"

Презентация на тему "Культурные практики в проектной деятельности дошкольников"...

Организация музыкальной деятельности старших дошкольников на основе детских культурных практик и проектной деятельности

Презентация, в которой раскрывается алгоритм создания сказок на примере "Сказки про Волка, Ёжика, Петушка, Козу и козлят" в ходе совместной деятельности детей, родителей и педагогов....