Разнообразие культурных практик в образовательной деятельности дошкольника
статья на тему
В статье рассматриваются различные культурные практики ребенка дошкольного возраста и их краткое содержание. Делается вывод о целесообразности их использования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nsportal.docx | 16.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Разнообразие культурных практик
в образовательной деятельности дошкольника
Культурные практики - это особый вид деятельности по освоению и преобразованию ребенком объектов предметно-пространственной среды в целях удовлетворения разнообразных познавательных и прагматических потребностей; поиск и апробация новых способов поведения и приобретение нравственного и эмоционального опыта общения с окружающими.
Результатом освоения ребенком культурных практик является становление универсальных культурных умений, обеспечивающих его активную социальную и продуктивную деятельность, безопасное вхождение в мир культуры, а также приобретение личностных качеств, характеризующих каждого ребенка как уникальную индивидуальность. Универсальные культурные умения – это готовность и способность ребёнка действовать на основе принятия и освоения общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности, поведения и отношений. Универсальные культурные умения представляют собой самостоятельные действия в виде собственных проб, поиска, выбора действий и поступков, манипулирования предметами, конструирования, продуктивной деятельности, творчества, исследования.
Совокупность культурных практик как сферы деятельности и действий, обеспечивает возможность присваивать культурный опыт взрослых, необходимый маленькому ребенку для адаптации в социуме, овладения способами познания окружающего мира, умения выражать к нему свое отношение, участвовать в его преобразовании, познавать свой внутренний мир и чувствовать мир другого, испытывать радость общения и удовлетворения от собственных открытий и достижений.
Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. Культурные практики позволяют дошкольнику самостоятельно применять уже имеющиеся знания.
Практика ребёнка становится культурной, когда она создает возможности для его познавательной активности, личной инициативы, осмысления повседневного опыта и создания собственных творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм, где культура – сущностное качество любой формы деятельности.
Виды культурных практик:
1) Свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность и др.) – это практики выбора ребенком действий, деятельности в условиях созданной педагогом предметно-развивающей и образовательной среды, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально
2) Практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры и др.) – это способы познания ребенком мира культуры, владение специфическими, культурно фиксированными предметными действиями и способами социализации с целью вхождения мир культуры и реализации себя в мире культуры
3) Практики игрового взаимодействия (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры и др.) – это способность к ролевому поведению и взаимодействию с игровыми партнерами. Овладение способами использования игрового материала в различных видах игр (сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных и др.)
4) Коммуникативные практики (чтение художественной литературы, развитие речи, игры-драматизации и т.д.) – это развитие и обогащение опыта коммуникации в условиях вербального и невербального общения. Способности договориться и грамотно формулировать свои просьбы, высказывать мысли
5) Культурные практики здорового образа жизни (физическое развитие, воспитание культурно-гигиенических навыков) – умение заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, владение навыками личной гигиены, формирование потребности в здоровом образе жизни
6) Культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры, трудовое воспитание, экологическое воспитание) – это приобретение нравственного и эмоционального опыта сопереживания, помощи, защиты, альтруизма, эмпатии и т.д.
7) Культурные практики познания мира и самопознания (познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность, нравственно-патриотическое воспитание, самопознание) – это способность познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность, планировать действия на основе первичных ценностных представлений, потребность познания себя как члена семьи, общества.
Ключевые позиции, определяющие содержание культурных практик:
- получение опыта игровой деятельности - как результат и способ познания мира;
- освоение детьми социокультурных норм поведения, деятельности, отношений - как способ интеграции в ближайшем социуме;
- приобретение опыта познавательно-исследовательской деятельности, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности – как способ преобразования окружающего мира.
В качестве ведущей культурной практики выступает игровая деятельность. Она позволяет создать событийно организованное пространство образовательной деятельности взрослых и детей. Для развития инициативы и самостоятельности важно создавать ситуацию личного выбора вида игры, партнеров по игре, игрового пространства, атрибутов и даже правил. Игра как культурная практика развивает ребенка и приобщает его к духу игровой культуры с ее специфическими чертами: свободным выбором и необязательностью, внутренней целью, заключающейся в самом процессе деятельности.
Универсальные культурные умения интенсивно формируются в период дошкольного детства, а затем совершенствуются и обогащаются в течение всей последующей жизни. Они включают готовность и способность ребёнка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и собственного опыта.
Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в развитии детской индивидуальности и самостоятельности. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности дошкольников реализующей задачи образовательной области «Познание».
Конспект образовательной деятельности дошкольников реализующей задачи образовательной области «Познание». Занятие по ФЭМП с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Поиграем со струч...
« Непосредственная образовательная деятельность дошкольников Конспект ННОД по образовательной области »Познание» Тема « Клоун в гостях у ребят»
Данное занятие предназначено для детей средней группы. В гости к детям приходит клоун, которому необходимо помочь. Дети называют части из которых он составлен , тем самым идёт закрепление знаний...
Информационно-коммуникационные технологии в непосредственной образовательной деятельности дошкольников и в собственной педагогической деятельности.
Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.Современный детский сад не должен отставать от...
Педсовет - деловая игра: «Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС»
Цель: Рассмотреть пути и способы совершенствования работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников....
«Оптимизация образовательной деятельности дошкольников посредством электронных образовательных ресурсов при формировании основ БДД у детей дошкольного возраста»
презентция об оптимизации образовательной деятельности посредством ЭОР при формировании основ БДД у детей дошкольного возраста...
Муниципальный семинар-практикум «Разнообразие форм организации образовательной деятельности в процессе позитивной социализации дошкольников». Метод кейсов как инструмент формирования социальных компетентностей детей дошкольного возраста
С раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающим миром. В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить...
РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ...