Статья. Мульттерапия как метод работы с детьми с ВОЗ по развитию эмоциональной сферы.
статья
Статья.
Мульттерапия как метод работы с детьми с ВОЗ по развитию эмоциональной сферы.
Метод мульттерапии, в силу своей новизны, универсальности, доступности и привлекательности, по праву может считаться инновационным методом психологической помощи и может быть рекомендован педагогам-психологам образовательных учреждений в качестве эффективного инструмента оказания психологической помощи детям с ОВЗ.
В настоящее время внимание педагогического сообщества обращено к реализации ФГОС ДО, суть которого состоит в создании условий для максимального развития возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также в психолого-педагогическом сопровождении их индивидуальности и творческого потенциала. В качестве основных приоритетов дошкольного воспитания выступает забота об эмоциональном благополучии.
В дошкольном возрасте ребенок овладевает не только знаниями, умениями, навыками, но и происходит становление базовых свойств его личности: самооценки и образа Я, эмоционально сферы, нравственных ценностей и установок, социально – психологических особенностей в системе отношений между людьми.
Сегодня в качестве основных приоритетов дошкольного воспитания выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, забота о его эмоциональном благополучии, принятие и поддержка его индивидуальности.
Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь, это вызывает проблемы с вхождением его в социум, в среду, рассчитанную на детей с нормальным развитием. Работа с такими детьми строится с учетом всех их особенностей, в первую очередь, возрастных и психофизических. На нынешнем этапе современного образования решение данной проблемы подразумевает постоянный поиск новых форм и методов работы с детьми, которые будут оптимально положительно работать на развитие личности ребенка.
Одной из таких форм все чаще становится мультипликация — мульттерапия.
Мульттерапию рассматривают как одно из направлений арттерапии (психотерапии искусством), основывается на том, что реализует творческий потенциал личности и дает мощный ресурс, который помогает справиться с проблемами, скомпенсировать недостатки, почувствовать уверенность в своих силах.
Занятия мульттерапие позволяют раскрыть не только творческие способности ребенка, но и улучшить эмоциональное состояние, помогают преодолевать страхи и неуверенность в себе, снизить уровень тревожности и защитной агрессии, формируют положительный настрой к окружающему миру, что самым положительным образом действует на социализацию ребенка. Благодаря коллективной работе дети учатся взаимодействию друг с другом и со взрослыми.
Мульттерапия — это современный инновационный метод, ее основой является совместная деятельность ребенка и взрослого, результатом этой деятельности становится мультфильм
Мультфильм — это волшебный мир, он помогает ребенку развиваться, фантазировать, учит сопереживать героям, учит дружбе и доброте. В процессе создания мультфильма взрослый является связующим звеном между ребенком и сказочным миром мультипликации, он помогает ребенку окунуться в сказочный мир, направляя его на верные дорожки в процессе создания мультфильма.
В ходе всех этапов создания мультфильма происходит увеличение социального опыта ребенка, задействуются эмоциональная, волевая сферы психической деятельности, активизируются их скрытые возможности и творческие позывы. Дети с ОВЗ (и не только) получают новые положительные эмоциональные переживания, а заодно постепенно овладевают специфическими навыками работы с различными новыми для них материалами и инструментами.
Эксперимент по созданию собственного мультфильма — это игра, которая позволяет ребенку думать и говорить образно, понимать себя и мир вокруг, это разговор между тонким внутренним миром ребенка и внешней действительностью.
С чего же следует начинать работу по мультипликации?
Методика обучения мульттерапии представляет собой поэтапное обучение детей азам анимации. Первоначально дети узнают историю и технологии создании мультфильмов
Проводятся беседы на темы: «Что такое мультипликация», «История мультипликации», «Какие бывают мультфильмы», «Кто делает мультфильмы» и другие. Изучают различные техники, тонкости создания мультфильмов.
В современном мире снять мультфильм можно, используя предметы, казалось бы, совершенно не подходящие для этого процесса, что делает сам процесс еще более интересным и увлекательным. О техниках, наиболее часто используемых, детям рассказывается в первую очередь, это такие техники, как:
рисованная анимация;
кукольная анимация;
пластилиновая анимация;
песочная анимация;
рисунок на сыпучей поверхности (используются разнообразные сыпучие материалы: крупы, подкрашенный песок, соль, сахарный песок, кофе и т.д.);
техники прикладного творчества;
техника стоп-моушен (используется все, что угодно, начиная от игрушек, принесенных из дома, и до самих юных аниматоров).
Следующим этапом является изучение самого процесса создания мультфильма. Главным моментом здесь является выбор содержания, сюжета мультфильма: это может быть экранизация сказки или другого литературного произведения, а может быть, ребята сами сочинят историю, по которой и будет сниматься мультфильм. Произведение анализируется, дети должны проникнуться сюжетом, знать его в мелочах. Коллективно обсуждаются герои, выбранные для анимации их в ходе съемок, определяются их характеристики, какими они являются по сюжету произведения, и лишь после изучения характера персонажей можно приступать к их изготовлению.
Также в ходе обсуждения разбираются моменты, связанные с фоном, на котором будет происходит действие. Фон может быть один для всех сцен, но возможна и замена его по сюжету, все зависит от содержания произведения, со всеми этими нюансами следует определиться в подготовительной части создания мультфильма.
Третий этап — один из самых важных и интересных. Детям нужно определиться с техникой, в которой будет создаваться мультфильм, после чего приступить к подбору или изготовлению персонажей и декораций, которые станут главными действующими лицами будущего фильма. Огромное разнообразие современных материалов дает возможность создать удивительных, необычных и самобытных героев, дети с большой охотой участвуют в процессе изготовления.
Важным моментом является восхищение собственной работой, самоудовлетворенность от проделанной работы и положительные эмоции от конечного результата.
Заключительным этапом станет непосредственный процесс снятия мультфильма и его озвучивание.
За время работы у детей наблюдается положительная динамика по следующим показателям:
стабилизация эмоционально-волевой сферы;
развитие коммуникативных качеств;
освоение способов конструктивного взаимодействия;
повышение самооценки;
повышение уровня речевой активности;
укрепление функций внимания и памяти;
улучшение мелкой моторики рук;
повышение образовательного уровня.
Это ценнейший опыт для маленького человека — почувствовать себя создателем другой реальности, в которую он вложил свой труд и свои эмоции, а она ожила и живет. Для многих детей — это едва ли не первый опыт позитивного предъявления себя миру, громкое и уверенное заявление: «Я есть. Я это сделал. Я все могу»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
...... | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья.
Мульттерапия как метод работы с детьми с ВОЗ по развитию эмоциональной сферы.
Метод мульттерапии, в силу своей новизны, универсальности, доступности и привлекательности, по праву может считаться инновационным методом психологической помощи и может быть рекомендован педагогам-психологам образовательных учреждений в качестве эффективного инструмента оказания психологической помощи детям с ОВЗ.
В настоящее время внимание педагогического сообщества обращено к реализации ФГОС ДО, суть которого состоит в создании условий для максимального развития возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также в психолого-педагогическом сопровождении их индивидуальности и творческого потенциала. В качестве основных приоритетов дошкольного воспитания выступает забота об эмоциональном благополучии.
В дошкольном возрасте ребенок овладевает не только знаниями, умениями, навыками, но и происходит становление базовых свойств его личности: самооценки и образа Я, эмоционально сферы, нравственных ценностей и установок, социально – психологических особенностей в системе отношений между людьми.
Сегодня в качестве основных приоритетов дошкольного воспитания выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, забота о его эмоциональном благополучии, принятие и поддержка его индивидуальности.
Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь, это вызывает проблемы с вхождением его в социум, в среду, рассчитанную на детей с нормальным развитием. Работа с такими детьми строится с учетом всех их особенностей, в первую очередь, возрастных и психофизических. На нынешнем этапе современного образования решение данной проблемы подразумевает постоянный поиск новых форм и методов работы с детьми, которые будут оптимально положительно работать на развитие личности ребенка.
Одной из таких форм все чаще становится мультипликация — мульттерапия.
Мульттерапию рассматривают как одно из направлений арттерапии (психотерапии искусством), основывается на том, что реализует творческий потенциал личности и дает мощный ресурс, который помогает справиться с проблемами, скомпенсировать недостатки, почувствовать уверенность в своих силах.
Занятия мульттерапие позволяют раскрыть не только творческие способности ребенка, но и улучшить эмоциональное состояние, помогают преодолевать страхи и неуверенность в себе, снизить уровень тревожности и защитной агрессии, формируют положительный настрой к окружающему миру, что самым положительным образом действует на социализацию ребенка. Благодаря коллективной работе дети учатся взаимодействию друг с другом и со взрослыми.
Мульттерапия — это современный инновационный метод, ее основой является совместная деятельность ребенка и взрослого, результатом этой деятельности становится мультфильм
Мультфильм — это волшебный мир, он помогает ребенку развиваться, фантазировать, учит сопереживать героям, учит дружбе и доброте. В процессе создания мультфильма взрослый является связующим звеном между ребенком и сказочным миром мультипликации, он помогает ребенку окунуться в сказочный мир, направляя его на верные дорожки в процессе создания мультфильма.
В ходе всех этапов создания мультфильма происходит увеличение социального опыта ребенка, задействуются эмоциональная, волевая сферы психической деятельности, активизируются их скрытые возможности и творческие позывы. Дети с ОВЗ (и не только) получают новые положительные эмоциональные переживания, а заодно постепенно овладевают специфическими навыками работы с различными новыми для них материалами и инструментами.
Эксперимент по созданию собственного мультфильма — это игра, которая позволяет ребенку думать и говорить образно, понимать себя и мир вокруг, это разговор между тонким внутренним миром ребенка и внешней действительностью.
С чего же следует начинать работу по мультипликации?
Методика обучения мульттерапии представляет собой поэтапное обучение детей азам анимации. Первоначально дети узнают историю и технологии создании мультфильмов
Проводятся беседы на темы: «Что такое мультипликация», «История мультипликации», «Какие бывают мультфильмы», «Кто делает мультфильмы» и другие. Изучают различные техники, тонкости создания мультфильмов.
В современном мире снять мультфильм можно, используя предметы, казалось бы, совершенно не подходящие для этого процесса, что делает сам процесс еще более интересным и увлекательным. О техниках, наиболее часто используемых, детям рассказывается в первую очередь, это такие техники, как:
рисованная анимация;
кукольная анимация;
пластилиновая анимация;
песочная анимация;
рисунок на сыпучей поверхности (используются разнообразные сыпучие материалы: крупы, подкрашенный песок, соль, сахарный песок, кофе и т.д.);
техники прикладного творчества;
техника стоп-моушен (используется все, что угодно, начиная от игрушек, принесенных из дома, и до самих юных аниматоров).
Следующим этапом является изучение самого процесса создания мультфильма. Главным моментом здесь является выбор содержания, сюжета мультфильма: это может быть экранизация сказки или другого литературного произведения, а может быть, ребята сами сочинят историю, по которой и будет сниматься мультфильм. Произведение анализируется, дети должны проникнуться сюжетом, знать его в мелочах. Коллективно обсуждаются герои, выбранные для анимации их в ходе съемок, определяются их характеристики, какими они являются по сюжету произведения, и лишь после изучения характера персонажей можно приступать к их изготовлению.
Также в ходе обсуждения разбираются моменты, связанные с фоном, на котором будет происходит действие. Фон может быть один для всех сцен, но возможна и замена его по сюжету, все зависит от содержания произведения, со всеми этими нюансами следует определиться в подготовительной части создания мультфильма.
Третий этап — один из самых важных и интересных. Детям нужно определиться с техникой, в которой будет создаваться мультфильм, после чего приступить к подбору или изготовлению персонажей и декораций, которые станут главными действующими лицами будущего фильма. Огромное разнообразие современных материалов дает возможность создать удивительных, необычных и самобытных героев, дети с большой охотой участвуют в процессе изготовления.
Важным моментом является восхищение собственной работой, самоудовлетворенность от проделанной работы и положительные эмоции от конечного результата.
Заключительным этапом станет непосредственный процесс снятия мультфильма и его озвучивание.
За время работы у детей наблюдается положительная динамика по следующим показателям:
стабилизация эмоционально-волевой сферы;
развитие коммуникативных качеств;
освоение способов конструктивного взаимодействия;
повышение самооценки;
повышение уровня речевой активности;
укрепление функций внимания и памяти;
улучшение мелкой моторики рук;
повышение образовательного уровня.
Это ценнейший опыт для маленького человека — почувствовать себя создателем другой реальности, в которую он вложил свой труд и свои эмоции, а она ожила и живет. Для многих детей — это едва ли не первый опыт позитивного предъявления себя миру, громкое и уверенное заявление: «Я есть. Я это сделал. Я все могу»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в развитии эмоционально-личностной сферы.
Данная программа включает в себя цели, задачи коррекционно-развивающей работы, тематическое планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми имеющими неблагоприятные эмоциональные сост...
Конспект итоговой НОД педагога-психолога с детьми средней группы по развитию эмоциональной сферы воспитанников: тема "Путешествие в страну Эмоция"
НОД представляет собой итоговое занятие, направленное на закрепление полученных детьми знаний о чувствах и эмоциях. Материал подобран с учетом ФГТ и ФГОС....
Конспект непосредственной образовательной деятельности c детьми старшей группы. Тема: Развитие эмоциональной сферы дошкольника
Представленная обучающая ситуация, основана на сказочной истории показывающая борьбу добра и зла, сказка служит материалом для обсуждения, поиска путей разрешения ситуаций, вызывает у ...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ старшей ГРУППЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ВОСПИТАННИКОВ ТЕМА «Улица эмоций»
Субъект: старшая группа (дети 5-6 лет)Цель: развитие эмоциональной сферы детей старшей группы.Задачи:Образовательные задачи:Закреплять знания детей о четырех основных эмоциях: радости, грусти, з...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ старшей ГРУППЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ВОСПИТАННИКОВ ТЕМА «Улица эмоций»
Субъект: старшая группа (дети 5-6 лет)Цель: развитие эмоциональной сферы детей старшей группы.Задачи:Образовательные задачи:Закреплять знания детей о четырех основных эмоциях: радости, грусти, з...
Методы и приемы используемые в ДОУ по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного востраста. Щекина Анна Яковлевна
Аннотация: в статье анализируются ключевые понятия эмоциональной сферы,эмоций, функции эмоций, особенности формирования и функционирования эмоциональной сферы в дошкольном возрасте....
Статья "ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"
В статье рассмотрена проблема создания условий для воспитания и развития детей с задержкой психического развития. Описаны основные формы и методы работы с данной категорией детей в условиях дошкольной...