Статья "ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"
статья (старшая группа)
В статье рассмотрена проблема создания условий для воспитания и развития детей с задержкой психического развития. Описаны основные формы и методы работы с данной категорией детей в условиях дошкольной образовательной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация: в статье рассмотрена проблема создания условий для воспитания и развития детей с задержкой психического развития. Описаны основные формы и методы работы с данной категорией детей в условиях дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: задержка психического развития, реализация ФГОС, становление личности ребенка, формы и методы работы.
В настоящее время происходит переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который учитывает образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе задержкой психического развития.
Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, очень значительно. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% детей, поступающих в школу. Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития (ЗПР) [1].
У детей с задержкой психического развития в большинстве случаев нарушено восприятие, внимание, мышление, память, речь.
Эта категория детей нуждается в специальной помощи учителя-дефектолога. Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на общее развитие ребенка.
В теории и практике обучения и воспитания детей с ЗПР как наиболее значимое направление коррекционной работы рассматривается умственное развитие. Специальное формирование приемов мыслительной деятельности у детей с ЗПР существенно повышает возможности их последующего обучения в условиях общеобразовательной школы [3].
Работа учителя-дефектолога с ребенком с ЗПР имеет свою специфику. Ребенка нужно учить составлять рассказы по картинке и серии картинок, отгадывать и придумывать самому загадки, используя прием сравнения, «готовить» руку к письму.
При формировании начальных математических представлений большое значение воспитателям и учителям-дефектологам следует уделять предметно-практической деятельности ребенка, которая обеспечивает основу для формирования математических понятий. Кроме того, детей с ЗПР важно научить ориентироваться в звуковой речи, т.е. развивать у них звуковой анализ. Формирование ориентировки в звуковой речи имеет важное значение для подготовки детей с ЗПР к обучению и предупреждению у них школьной неуспеваемости.
Из общепринятых практических методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т. д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями.
Особое место занимает дидактическая игра. Именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает знания через игру. Дидактическая игра содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.
Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:
1. Необходимо специально организовывать и направлять внимание детей, так как детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму, как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения.
5. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут, чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом.
6. Проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.
7. Работу с семьей ребенка можно выделить как основной метод положительного воздействия на ЗПР. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью [1].
В дополнении к традиционным методам воздействия, целесообразно использовать нетрадиционные формы и методы работы. Например, музыкотерапия, логоритмика, игры с песком и сыпучими материалами, игры со шнуровкой.
Для различных направлений коррекционной работы нами успешно используются: упражнения в завязывании, развязывании, застегивании; упражнения по обводке контуров изображений предметов и геометрических фигур, рисование бордюров; раскрашивание и штриховка предметных изображений; работа с сюжетными картинками. Так же применяются дидактические игры «Какой детали не хватает» (у стола, у стула, у расчески и т.д.), «Что изменилось» (3-4предмета), «Узнай предмет по описанию», «Что изменилось», «Повтори узор», «Сделай также», «Сосчитай» (согласование числительных с существительными), «Чей предмет?».
В ходе комплексной работы с детьми с задержкой психического развития важно не только корректировать развитие познавательных процессов и навыков самоконтроля, но и поддерживать в ребенке проявления познавательной и творческой активности.
Литература
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. – М.: Школьная пресса, 2003. – 80 с
- Леонидова И.В. Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития / И.В. Леонидова, И.А. Колесникова, В.В. Чередниченко // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 154-158.
- Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Теоретические основы работы с детьми с задержкой психического развития"
В презентации рассмотрены вопросы задержки психического развития: причины возникновения, особенности детей с ЗПР; подходы и организационно-педагогические требования в работе с данной катег...
Психокоррекционная работа с детьми с задержкой психического развития
Подготовил: педагог – психолог МКДОУ № 43 г. Астрахани Смердина Ирина Владимировна Подготовил: педагог – психолог МКДОУ № 43 г. Астрахани Смердина Ирина Владимировна...
СОЗДАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ СРЕДЫ – КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Ребенок родился, растёт, развивается…. Это — источник радости для родителей, педагогов, если малыш развивается своевременно и правильно. Это — источник тяжелых переживаний, если развитие...
Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития.
Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развитияЧто такое задержка психического развития?ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточ...
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В данной статье рассматривается проблема создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития. .В работе анализируются прогр...
Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития
Что такое задержка психического развития?ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психическо...
Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития
ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклон...