перспективное планирование сюжетно-ролевая игра
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Рукавишникова Наталья Александровна

сюжетно-ролевая игра

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по сюжетно-ролевой игре в средней группе

Название игры

Цель

Блок совместной деятельности

Отметка о выполнении

СЕНТЯБРЬ

«Детский сад»

Обогащать содержание и сюжет игры разнообразными игровыми действиями. Развивать умение отображать в игре разнообразные трудовые действия сотрудников детского сада, вступать в ролевое взаимодействие.

Беседы: «Профессия воспитатель».                                              

Дидактическая игра «Угадай чего не стало», «Волшебные картинки».

Чтение художественной литературы: Б.Заходер «Первое сентября».

«Автобус»

Уточнять и закреплять знания детей о правилах безопасного поведения на дорогах, улицах города, в транспорте. Учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы. Воспитывать устойчивые привычки соблюдать правила дорожного движения.

Беседа по картине «Правила поведения в транспорте».                                            

Дидактическая игра «Дорожные знаки», «Светофор», «Виды транспорта»;

Чтение художественной литературы: С.Михалков «Моя улица»;

Рассматривание иллюстраций с различными видами транспорта

Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы «Безопасность в транспорте».                                                       Подвижная игра «Автоинспектор»  

Конструирование из строительного материала «Автобус»;

«Магазин Посуда»

Закрепление названий предметов чайной и столовой посуды, ее назначение. Воспитание культуры поведения в общественных местах. Развивать умение играть роль продавца, покупателя, шофера, грузчика, а также умение меняться ролями.

Беседа: «Из чего сделана посуда»

Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе»

Дидактические игры: «Мамины помощники», «Собери осколки».  «Найди похожую посуду».                                     Пальчиковые игры: «Вот тарелка для Федоры».                                         

Загадки о посуде.

«Строители»

Знакомство с профессией строитель. Трудовыми действиями, орудиями труда, с возможностями их использования

Беседа: «Какие профессии ты знаешь?», «Профессии родителей», «Когда я вырасту я стану...».

Д/И: «Угадай, кто что делает», «Кому что нужно».

Чтение художественной литературы : С.Михалков «Три поросёнка»

ОКТЯБРЬ

«Магазин Овощи-Фрукты»

Знакомить детей с трудом продавца овощного магазина. Воспитывать уважение к труду взрослых. Продолжать развивать интерес к игре. Учить детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы заместители и атрибуты. Формировать положительное взаимодействие в игре.

Беседы: «Польза  овощей и фруктов»;

«Профессия продавца».  

Чтение художественной литературы: С. Михалков «Овощи».                                                      

Дидактические игры:

«Овощи-фрукты», «Найди свою покупку».

«Семья»

Формировать представления о трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки. Побуждать к проявлению желания оказывать помощь маме в работе по дому. Развивать интерес к трудовым действиям взрослых. Учить воссоздавать в игре логическую цепочку действий (дочка пришла с прогулки и испачкала одежду, надо постирать)

Беседа «Как я маме помогаю»

Чтение А.Барто «У Танюши дел немало».

Д/и «Почему у меня такая одежда?», «Оденем куклу».

«Детский сад»

 «Шофёр привез хлеб в детский сад»

Учить детей разнообразным игровым действиям, отражающим труд. Развивать умения вступать в диалог, изменять содержимое диалога. Воспитывать умения выполнять правила культурного поведения.

Беседа: «Хлеб – всему голова.», «Откуда хлеб пришёл.», «Что знаешь о профессии пекарь», «Как я помогал маме печь пироги», «Что можно приготовить из теста».

Дидактическая игра: «В какой сказке живёт хлеб», «Назови профессию», «Замесим тесто».

Чтение художественной литературы: пословицы и поговорки на тему «Урожай», «Как волк вздумал хлеб печь», Н.Красильникова «Колосок».

«Больница»

«Ветеринарная лечебница»

Вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача, научить правильно, называть оборудование ветеринарного врача, которыми пользуется при работе с больными животными, формировать умение пользоваться медицинскими инструментами во время игры; формировать игровые умения, вступать в ролевое взаимодействие друг с другом;

Учить устанавливать ролевые отношения. Развивать умения меняться ролями, вступать в диалог. Воспитывать дружеские взаимоотношения между собой.

Беседа: «Работа ветеринарного врача», «Почему нельзя гладить уличных животных», «Какое животное ты бы хотел завести»  

Дидактическая игра: «Инструменты для ветеринара» 

Отгадывание загадок о животных. Чтение художественной литературы: К. Чуковского «Доктор Айболит», Н. Мелащенко «Ветеринар».

Дидактическая игра: «Дорисуй», «Чей малыш», «Какой, какая, какое», «Мама и детёныши».

НОЯБРЬ

«Детский сад» «Домик для друзей»

Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Расширить представления детей о дружбе.

Беседа на тему: «Как приготовиться к приходу гостей?», «Как вести себя в гостях?»,
 Чтение художественной литературы:  В.Орлова «Я и мы». 

Дидактическая игра «Расскажем кукле как вести себя в гостях», «Оденем куклу в гости», «Поможем кукле прибрать дом».

«Больница»

 «Покупаем лекарства в аптеке»

Формировать умения развивать сюжет игры на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений. Продолжать знакомить с профессией и специальностями врачей. Вызвать интерес к профессии врача. Развивать разговорную речь. Содействовать обогащению знакомой игры новыми решениями (изменение атрибутики, введение новой роли).

Дидактические игры:

Чтение художественной литературы: «Бабушка — забота» Е. Благининой

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Проблемная ситуация: «Бабушка заболела»

«Пожарные»

Учить устанавливать ролевые отношения. Развивать умение меняться ролями, вступать в диалог. Воспитывать .

Беседы на тему: «Профессия пожарный», «О пользе и вреде огня», «Если б я был пожарным», «Профессия пожарный», «О пользе и вреде огня»

Чтение художественной литературы: С. Балузин «Страна, где мы живём», Б. Житков  «Что я видел» 

Дидактические игры: «Опасные предметы», «Если случился пожар», «Одежда для пожарных». 

«Семья»

Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре. Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет. Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.

Беседы на тему: «Моя семья», «Как я маме помогаю».

Дидактическая игра: «Будем маме помогать», «Нежные слова для мамы».

Слушание «Песенка о маме»

Чтение художественной литературы: З. Воскресенская «Мама»

Проблемная ситуация: «Мама заболела»

ДЕКАБРЬ

«Семья»

«Прогулка в зимний лес»

Закрепить знания, о зимнем времени года, играх и забавах. Развивать у детей двигательные качества и умения. Учить координировать свои движения. Развивать у детей способности к фантазии и импровизации. Развивать умение выражать свои эмоции. Вызывать положительные эмоции, создавать радостное настроение.

Развивать интерес к игре.

Беседа на тему «Здравствуй зимушка зима», «Спорт зимой».                                                      Чтение художественной литературы: М.Пляцковский «Какая бывает зима», С.Есенин «Поёт зима аукает».

Дидактическая игра «Что бывает зимой», «Найди отличия», «Что можно делать зимой», «Разрезные картинки».

 Просмотр иллюстраций: «В гости к дедушке морозу», «Зимние забавы».

«Магазин Мебель»

Формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательные отношения в группе. Учить детей разнообразным игровым действиям, отражающим труд. Развивать умения вступать в диалог. Воспитывать умения выполнять правила культурного поведения.

Беседа на тему: «Какая бывает мебель», «Для чего нужна мебель».

Дидактическая игра «Сложи картинку», «Найди узор», «Что лишнее», «Узнай предмет», «Назови одним словом», «Скажи наоборот», «Разрезные картинки».

Проблемная ситуация: «Расставь мебель в своей комнате».

Чтение художественной литературы: Н.Нищева «Наша квартира», стихотворение «Много мебели в квартире», сказка «Три медведя»

Рассматривание иллюстраций, предметов мебели.

«Поликлиника »

«Врач - пациент»

Учить развивать сюжет, воплощая его в ролевые действия. Развивать игровые умения, формировать и закреплять навыки совместной деятельности в игровом объединении (особенно в крупном -состоящим из 4-5человек).

Обогащать ролевое поведение новыми игровыми целями. Продолжать знакомить с деятельностью врача(педиатра), закрепить названия медицинских инструментов. Продолжить обучать реализации игрового замысла.

Беседа на тему: «Почему важно быть

здоровым?», «Что бывает, когда человек

заболевает?».

Дидактическая игра «Вызываем скорую

помощь»

Чтение художественной литературы: Н. Калинина «У доктора»

Рассматривание иллюстраций «Доктор лечит детей».              

«Семья готовится к Новому году»

Продолжать учить распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий.

Учить усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличивая количество объединяемых сюжетных линий.

Беседа на тему: «Новогодние традиции».

Игровая ситуация:  

«Праздник к нам приходит».

Дидактическая игра «Расскажи о зиме».

Чтение художественной литературы: Е.Тарасовская «Новый год», Г.Х.Андерсен «Ёлка»

Пальчиковая гимнастика: «Подарки», «На елке», «Перед нами елка»

ЯНВАРЬ

«Детский сад»

 «Стираем кукольное белье»

Совершенствовать игровые навыки

сюжетно-ролевой игры. Продолжать развивать умения участвовать в игре и

взаимодействовать друг с другом,

проявлять инициативу, испытывать

радость от трудовой деятельности актуализировать представления детей о хозяйственно-бытовом труде в семье.

Беседа на тему «Кто заботится о нас в детском саду».

Экскурсия на прачечную.

Чтение художественной литературы:

 Н. Найденова «Наши полотенца», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», Е. Серова «Стирка», Усанов «Стирка».

Дидактическая игра: «Когда это бывает», «Узнай по описанию»

«Семья»

«В гостях у

матрешки»

Учить выполнять несколько игровых действий, сопровождать действия ролевым диалогом. Формировать интерес к ролевой игре. Учить выполнять простейшие правила ролевого поведения. Учить пользоваться предметами-заместителями.

Беседа на тему: «Как вести себя в гостях».

Загадывание загадок об игрушках.

Рассматривание иллюстраций «Мы в гостях»

Дидактическая игра «Собери и разбери матрешку», «Будь всегда вежливым», «Что подарить имениннику».

Разучивание песенки «Мы-матрешки».

Чтение художественной литературы:                          

Чтение: П. Орлов «У меня полно

хлопот».

Аппликация «Веселые матрешки»,

«Шофёр»

«По дороге

в детский сад»

Учить действовать согласно роли

(водители едут по дороге, мамы и папы переводят детей (кукол) через дорогу, водители останавливаются и пропускают пешеходов), проявляет интерес и уважение к труду водителя. 

Беседа на тему: «Виды пассажирского

транспорта», «Как вести себя на

проезжей части»

Рассматривание иллюстраций.

Дидактическая игра «На чем люди ездят», «Кому что нужно для работы».

Чтение художественной литературы:

Э.Моршанская «Я-автомобиль», Т.

Березенковой «Любимая машина»

 Строительно-конструктивная игра

«Построим автобус».

ФЕВРАЛЬ

«Ювелирный магазин»

Способствовать моделированию сюжетов на основе событий из жизни, используя игрушки-самоделки. Закреплять умение правильно и последовательно выполнять игровые действия и манипулировать ими.

Беседа на тему: «О материалах, из которых делаются ювелирные украшения».  

Рассматривание ювелирных изделий и бижутерии, акцентирование внимания на особенностях каждого изделия.

Дидактическая игра «Собери бусы», «Разложи товар» (группировка ювелирных изделий). Назови действия (трудовые операции ювелира, продавца, менеджера, охранника).

Словесная игра «В ювелирном магазине» (проговаривание диалогов между покупателем и продавцом-консультантом).

Изготовление с детьми атрибутов для игры из бросового материала –бусы, колье, браслеты.

«Семья» 

«Мы идем в театр»

Развивать игровое взаимоотношение, согласовывать свои действия с действиями партнёров по игре. Развивать выразительность речи. Воспитывать интерес и желание играть, доводить игру до логического завершения.

Коллективный разговор «Что такое

театр», «Какие виды театров вы знаете?», «Театральные профессии» (актер, артист-

кукловод, художник, портной, директор, кассир, контролер). Рассматривание сюжетных картинок.

Дидактические игры «Театр настроения».

Чтение художественной литературы:

Чтение: Л.Я. Поляк «Театр сказок».

«Водитель»

«Пассажиры»

Учить объединяться по двое-трое для самостоятельных игр. Способствовать становлению сюжетной игры с куклами, обогащать содержание таких игр, воспитывать аккуратность, самостоятельность. 

Беседа: «Городской транспорт»

Рассматривание иллюстраций на тему «Транспорт».

Наблюдение за автобусами на улице.

Чтение рассказа М.Ильина и Е.Сегала «Машины на нашей улице».

«Детский сад»

«Поход в музей»

Учить принимать роли и игровые

ситуации, строить сюжет согласно

теме. Учить варьировать ход игры при изменении сюжета. Формировать доброжелательное отношение к людям, работающим в музее. Воспитывать уважение к труду работников музея, закреплять правила поведения в общественных местах.

Беседа на тему: «Писатель и художник Е.

Чарушин», «Добрый сказочник

Ю.А. Васнецов» Рассматривание репродукций

картин художников. И. Никитин «Ясное утро»

Дидактическая игра «Правила поведения в музее».

МАРТ

«Салон красоты»

Учить детей принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры инструменты парикмахера и называть их. Расширять представления о труде работников парикмахерской. Развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас. Формировать дружеские отношения детей в игре.

Закреплять знания о правилах

поведения в общественных местах.

Беседы с детьми: «О профессии

парикмахер», «Правила

поведения в парикмахерской», «Ходят ли

в парикмахерскую мамы и папы?».

Рассматривание журналов с мужскими, женскими прическами и детскими.

Дидактическая игра «Подбери прическу для куклы», «Маленький парикмахер».

Игровая сюжетная тема: Поздравляем маму с 8 марта.

Чтение художественной литературы: потешек «Расти коса, до пояса», загадывание загадок (предметы гигиены, уход за волосами.)

 Образовательная деятельность: «Подарок маме».

«Больница»

«У зубного врача»

Продолжать формировать навык

выполнять различные роли в

соответствии с сюжетом игры.

Совершенствовать умение

объединяться в игре, распределять

роли, поступать в соответствии с

общим игровым замыслом.

Знакомить с работой стоматолога и с основными стоматологическими инструментами. Воспитывать уважительное отношение

к людям данной профессии.

Беседа на тему: «Кто такой стоматолог»,

«Зачем надо чистить зубы?»                                                 

Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Доктор Айболит» 

 Дидактические игры:

«На профессию смотрю-инструмент я подберу»

                                                         

«Семья» 

«Мы пришли в

зоопарк»

Расширять область самостоятельных

действий детей в выборе роли,

разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов.

Поддерживать творческое отношение к игре, умение использовать предметы-заместители. Учить сообща выполнять задуманное. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения.

Коллективный разговор «Как я гулял с родителями в Липецком

зоопарке». Рассматривание сюжетных картинок. Загадывание загадок о животных.

Дидактические игры «Кто где живет», «Назови животное»

 Чтение художественной литературы:

С. Маршак «Детки в клетке», произведения К. Ушинского, В. Бианки, С. Сутеева,

К. Чуковского, Е. Чарушина.

Рисование «Забавные звери»

 «Моряки»

«Мы плывем на

пароходе»

Продолжать формировать

объединяться в игре, распределить

роли, учить выполнять взятую на себя роль. Побуждать отражать в игре деятельность людей, работающих на пароходе. Способствовать развитию

активной деятельности детей.

Развивать разговорную речь, умение вежливо обращаться, благодарить.

Беседа на тему: «Капитан-пассажиры-матросы»

Рассматривание иллюстраций «Водный вид транспорта».

Просмотр мультфильмов «Кораблик», «Степа моряк».

Чтение художественной литературы:

Л.Яхина «Почему море соленое»

Дидактическая игра: «Что в дорогу мы возьмём».

АПРЕЛЬ

«Магазин овощей»

Закреплять знания о труде взрослых в продуктовом, овощном, универмаге и т. д. Развитие интереса в игре. Воспитание уважения к труду продавца.

Беседа на тему «Как вести себя в магазине», «Какие бывают магазины».

Рассматривание картины

«Продавец»

Чтение художественной     С. Михалков «Овощи».

Дидактическая игра: «Что в корзину мы берём?», «Съедобное – несъедобное», «Где что можно купить».                                       

Совместная игровая деятельность:

игра – инсценировка «Идем в магазин».

«Космический полет»

Познакомить детей с новой сюжетно-ролевой игрой. Дать детям знания о роботе космонавта, о полетах в космос. Формировать умение выполнять с помощью взрослого несколько игровых действии, воспитывать любознательность, желание быть похожим на космонавтов.

Беседа: «Кто такой космонавт».                        

Просмотр видеоролика о космосе.

Чтение художественной литературы:  С.Баруздин  «Первый человек в космосе», С. Коган «Что бывает выше неба».

Рассматривание фотоиллюстраций о космических ракетах, о работе космонавтов на Земле и в космос.

Дидактическая игра:

«Едет, летит, плавает», «что сначала, что потом», «Подбери пару», «Сложи картинку».

«Детский сад»

«Стираем кукле

белье»

Учить переходить от индивидуальных к коллективным играм. Формировать умение согласовывать свои действия с

действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и

взаимоотношения. Закреплять правила культуры общения. Поддерживать самостоятельность игровых замыслов, проявление творчества в использовании игровых способов.

Коллективный разговор «Кто заботится о нас в детском саду», «Для чего нужна прачечная»

Экскурсия на прачечную детского сада.

Рассматривание иллюстраций по

теме «Труд машиниста по стирке

белья».

Дидактическая игра: «Когда это бывает?», «Назови одним словом», «Я знаю пять названий…».

Чтение: Н. Найденова «Наши полотенца», К. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр», А.

Барто «Девочка чумазая», Е. Благина «Не мешайте мне трудиться».

Д/и «Расскажи, что делает»

«Семья» 

«На пикнике»

Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес.

Беседа на тему: «Земля -это наш общий дом».

Рассматривание иллюстраций.

Чтение художественной литературы:   А.Ким «Земля», Е. Благиной «Посидим в тишине».                           

МАЙ

«Семья»

Развивать умение детей организовывать игру, объединяя несколько сюжетов; вариативно использовать игрушки, атрибуты, предметы, распределяя их между детьми в соответствии с ролями. формировать умение развивать сюжет игры на основе имеющихся знаний. развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы, в разговоре соблюдать очередность. передавать эмоциональное состояние героев, используя некоторые средства выразительности (интонацию, мимику, жесты, движения).

Беседа о Великой победе солдат                               Чтение художественной литературы: С.Михалков "День Победы". С. Алексеев "Они защищали Москву"; Л.Кассиль "Твои защитники"

Игровая сюжетная тема «Концерт «День Победы»  

Прослушивание музыкальных произведений: Д.Кабалевский "Марш" (детский); П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков"; Г.Свиридов "Военный марш"; В.Агапкин "Прощание славянки".

«Цветочный магазин»

Конкретизировать знания детей о весне, как времени года, времени, когда очень много цветов; учить создавать красивые букеты, развивать чувство прекрасного; вызывать интерес к этому виду труда.

Беседа: «Для чего нужны цветы»

Рассматривание цветов на иллюстрациях или искусственных (близких к оригиналу)

Чтение художественной литературы 

А.Майков «В мае», И.Токмакова «Яблонька», А.Плещеев «Травка зеленеет», Н. Григорьева «Королева цветов».                                   

Дидактическая игра: «От какого цветка лепесток», «Назови цветок», «Сложи картинку».

«Семья на отдыхе».

Формирование умение комбинировать различные тематические сюжеты в едино игровой сюжет. Закрепление умение детей брать на себя роль и выполнять действия в соответствии с этой ролью.

Формирование умение трансформировать полученные знания в игровые действия.

Беседа: «Где мы отдыхаем летом»,

«Летние развлечения» 

Просмотр мультфильмов 

«Кораблик», «Степа моряк».

Дидактическая игра: Что в дорогу мы возьмём.                                    

Игровая сюжетная тема: «Кругосветное путешествие на корабле».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Перспективное планирование сюжетно-ролевой игры во 2-й младшей группе.

Перспективное планирование сюжетно-ролевой игры во 2-й младшей группе.Сюжетно - ролевая игра "Семья"Активное познание окружающей действительности1. Рассматривание иллюстраций.Чтение С. Капутикян «Маша...

Перспективное планирование сюжетно-ролевой игры СЕМЬЯ в младшей группе

Перспективное планирование сюжетно-ролевой игры СЕМЬЯ в младшей группе...

перспективное планирование сюжетно-ролевой игры в ДОО

Задачи сюжетно-ролевой игры для разных возрастных групп....

Сюжетно-ролевая игра дома и перспективное планирование сюжетно-ролевой игры в ДОУ

Сюжетно-ролевая игра домаЗадумайтесь, с помощью чего можно определить мировосприятие ребенка, его отношение к родителям и близким, а также воспитывать и обучать его?Ответ: сюжетно-ролевая и...