Программа по экономическому воспитанию дошкольников "Клуб юных финансистов"
материал
Программа Клуб юных финансистов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_klub_yunyh_finansistov.docx | 832.1 КБ |
Предварительный просмотр:
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Программа по экономическому воспитанию дошкольников «Клуб юных финансистов» разработана на основании: образовательной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников» Семенкова Е.В., Стахович Л.В.; программы «Основы финансовой грамоты дошкольников» Прутченков А.С., Стахович Л.В., Семенкова Е.В.; методических рекомендации по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников, разработанные федеральным государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий».
Программа рассчитана на два года и предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Программа отражает образовательные потребности воспитанников и их родителей (законных представителей) и направлена на формирование финансовой культуры детей дошкольного возраста.
Актуальность
Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОУ основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.
Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения. С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников 5-7 лет речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком. Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение). Применительно к дошкольнику, находящемуся на начальном этапе жизненного цикла, закладываемые способности управления финансами являются иными, как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности.
Данная программа направлена на воспитание у дошкольников бережливости, деловитости, рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также на формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приблизит дошкольника к реальной жизни, пробудит экономическое мышление, позволит приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.
Цель и задачи Программы
Цель: создание условий для формирования первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов.
Задачи:
- Познакомить детей с теоретической основой экономических наук (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями, знакомство с современными рыночными отношениями);
- Формировать финансово-экономическое мышление, умение рационально организовывать свою трудовую деятельность и принимать самостоятельные решения;
- Обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
- Развивать умение соизмерять собственные потребности с материальными возможностями своей семьи;
- Воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам собственности, уважения интересов отдельной личности и других членов общества, привитие уважения к труду и людям труда.
Принципы реализации Программы
В основе методологического построения программы лежат принципы, определенные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
-полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
-амплификации детского развития;
-учет индивидуальных особенностей детей;
-поддержка инициативы детей в различных в различных видах деятельности;
-принцип развивающего обучения (принимаются во внимание «зоны актуального и ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие);
-принцип комфортности (предусмотрена необходимость обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка), все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуально-дифференцированный подход, создание для каждого ситуации успеха;
-сотрудничество организации с семьей.
Все принципы методологического построения программы отражают современные научные взгляды, они не только обеспечивают решение задач обучения детей основам финансовой грамотности, но и осуществляют тесную взаимосвязь этического, трудового и экономического воспитания, способствуют формированию ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.
Программа является открытой, возможно внесение изменений в содержательную часть на последующие годы реализации, в зависимости от возможностей и потребностей детей и пожеланий родителей (законных представителей).
1.2.Ожидаемый результат освоения Программы
В результате освоения данной Программы дошкольник:
-овладеет основными культурными способами деятельности;
-проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, мотивирован в желании познавать мир, в том числе мир экономики и финансов;
-осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
-обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, имеет начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека;
-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
-достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
-осознает, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно, бережно относится к вещам, игрушкам, денежным средствам;
-способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;
-обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живет, ориентируется в значении базовых финансово-экономических понятий;
-способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
II. Содержательный раздел
2.1. Вариативные формы, методы и технологии реализации Программы
Воспитательно - образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
Организация воспитательно - образовательного процесса обеспечивается единством воспитательных, развивающих и обучающих задач.
Работа по Программе строится на интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.
Интеграция с другими образовательными областями:
1. Социально — коммуникативное развитие предполагает усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, связанные с отношением к личным и семейным финансам. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками может и должно строиться с использованием различных ролевых моделей, тесно связанных с ведением домохозяйства.
Практические занятия по программе экономического воспитания способствуют активному становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, а также развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками. Социально-коммуникативное развитие дошкольника при изучении основ финансовой грамотности обеспечивает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; создает возможности для обучения приемам безопасного рационального поведения в социуме на примерах из сказок и иных источников, где демонстрируется ошибочное поведение героев.
2. Познавательное развитие осуществляется через исследование ребенком себя и мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу. Оно предполагает развитие интересов детей, их воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах, основных понятий (деньги, экономия, сбережения и пр.).
3. Речевое развитие как компонент активного коммуникативного поведения является важнейшим элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых. При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Речевое развитие предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с детской литературой и понимание текстов различных жанров.
4. Художественно-эстетическое развитие очень важно в процессе изучения основ финансовой грамотности и предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта. Этическое воспитание занимает особое место в системе образования детей дошкольного возраста и играет важную роль в общем развитии ребенка, способствует развитию воображения и фантазии, формированию эстетических чувств и ценностей, ценностных ориентаций, в процессе обсуждения художественных произведений развивается устная речь.
5.В процессе физического развития совершенствуются двигательная деятельность детей, равновесие, координация, крупная и мелкая моторика обеих рук, закладываются основы здорового образа жизни, его основные нормы и правила (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы по основам финансовой грамотности и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности как сквозных механизмах развития ребенка). В процессе интеграции всех указанных выше направлений рекомендуется использовать дидактические формы, обеспечивающие синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника. Игра, общение и исследовательская познавательная деятельность – это те виды деятельности, которые являются на данном этапе образования для дошкольника ведущими и значимыми. Для детей дошкольного возраста используются такие виды деятельности, как: игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры); коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями).
Интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приемы, методы в единую систему, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательной деятельности, основной формой которого становятся не занятия, а деятельность детей (как совместная, так и самостоятельная) по освоению первичных социальных компетенций в сфере личных и семейных финансов.
Формы реализации Программы
Формы образовательной деятельности | ||
Совместная деятельность педагогов с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
- наблюдение -проектная деятельность -познавательно-исследовательская деятельность -выставка детского творчества - развлечения -индивидуальная работа -продуктивная деятельность, творческие мастерские -совместные прогулки и экскурсии -тематические досуги - беседы -викторины, конкурсы | -игра, игровые ситуации - проблемные ситуации -деятельность по интересам - рассматривание -продуктивная деятельность -конструирование -моделирование | -анкетирование -консультации -беседы -клубный час -выставки детского (совместно с родителями) творчества -проектная деятельность -праздники, досуги -родительские собрания -фотовыставки |
Формы организации детей | ||
Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Для реализации Программы используются следующие методы:
- Информационно-рецептивный (восприятие знаний, осознание, запоминание);
- Репродуктивный (актуализация знаний, воспроизведение знаний и способов действий по образцам, запоминание);
- Исследовательский (экспериментирование, элементарные опыты, творческие упражнения);
- Эвристический (воспроизведение и осмысление задания, актуализация знаний, самостоятельное решение части задачи, запоминание);
- Метод проблемного изложения (воспроизведение знаний, осознание знаний и проблемы, мысленное прогнозирование способов решения, запоминание).
- Одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении с окружающим миром.
Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, сохранение и воспроизведение информации, эффективное запоминание структуры рассказа, развитие речи.
Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей.
Технологии организации в рамках реализации программы:
1)Игровая технология (игровая технология отвечает психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности. Игра или элементы игры, включенные в воспитательно-образовательный процесс, придают конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника, это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса);
2)Технология проектной деятельности (проектная деятельность связывает процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовывает его, увлекает в эту деятельность. Технология позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах);
3)Технология исследовательской деятельности (исследовательская технология как специально - организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольника. Изучение особенностей предметов в специально созданных уголках и составляют задачу экспериментально - исследовательской деятельности, эта технология является ведущим творчеством дошкольника);
4)Здоровьесберегающие технологии (технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые дошкольном учреждении отражают две линии оздоровительноразвивающей работы: приобщение детей к физической культуре и использование развивающих форм оздоровительной работы);
5)Технологии проблемного обучения (воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам);
6)Технология ТРИЗ (основным механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования);
7)Информационно – коммуникационные технологии (интерактивные технологии – это форма деятельности всех участников образовательного процесса, включающая создание, применение, усвоение знаний и навыков путем активного диалога и взаимодействия. Интерактивные технологии предполагают использование современных информационных технологий, компьютерной техники, средств приема, передачи и обработки данных, но не ограничиваются ими. Применение интерактивных технологий в дошкольном образовательном учреждении соответствует таким приоритетам, как индивидуальный подход к организации обучения, использование разнообразных форм и способов вовлечения ребенка в образовательный процесс, поддержание интереса, активности и самостоятельности.
8)Технология интегрированного обучения (интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы, поскольку, с одной стороны, дает более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязана к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности.
9)Личностно – ориентированные технологии (личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему: воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
10) Технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку), соблюдая определенные правила поведения и выполняя задания. Проведению «Клубного часа» предшествует подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов.
2.2. Перспективное планирование
Программа состоит из 7 блоков, связанных между собой задачами и содержанием:
I блок: «Окружающий мир как результат труда людей»;
II блок: «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»;
III блок: «Покупаем, продаем и обмениваем»;
IV блок: «Тратим разумно, сберегаем и экономим»;
V блок: «Учимся занимать и отдавать долги»;
VI блок: «Планируем»;
VII блок: «Богатство и бедность»;
Старшая группа
№ | Занятие /мероприятие | Содержание | Педагогическая технология |
Сентябрь | |||
Блок 1. «Окружающий мир как результат труда людей» | |||
1 | Труд – основа жизни | Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. Виды домашнего труда. | Беседа, игра-соревнование «Мои домашние обязанности», тематический стенд о труде, ИКТ |
2 | Работать и зарабатывать | Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.п.). | Технология «Клубный час» Беседа, ситуационные задачки, игра «Вот так заработали!» |
3 | Все работы хороши, выбирай на вкус | Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников. Продукты труда: товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар). | Игровая технология (работа в малых группах). Игра: «Что создается трудом», вопрос-ответ «Все профессии важны», загадки и пр. |
4 | Викторина «Путешествие в страну профессий» | Организация целенаправленного досуга; расширение кругозора воспитанников в области существующих профессий. | Викторина |
Октябрь | |||
1 | Послушайте поговорки и сделайте вывод, как следует правильно браться за дело. | Все существа на земле должны трудиться: и люди, и животные, и насекомые, и птицы. | Чтение (художественная литература, пословицы), беседы-обсуждения |
2. | Не могу сидеть без дела | Разговор о труде и трудолюбие. Труд работников детского сада. | Технология «Клубный час». Беседа, ситуационные задачки |
3. | Потребность, виды потребности. | Что такое потребность? Товары первой необходимости: в пище, жилище, одежде, разнообразных услугах – медицинская помощь, образование, путешествия и экскурсии, стрижка в парикмахерской и пр. | Технологии исследовательской деятельности |
4. | Магазины и покупки: как продают товары и услуги. | Работа магазинов, работа салонов по обслуживанию. Основные правила продажи. Продавец и покупатель | Игровая технология |
Ноябрь | |||
1. | Сюжетно-ролевая игра «Магазин» | Уточнить и расширить словарь и речевой материал по теме: «Магазин»; формировать у детей умение обращаться к продавцу, воспитывать культуру общения, совершенствовать диалогическую форму речи; совершенствовать навыки счета. | Игровая технология |
2. | Аппликация с элементами рисования «Какая профессия мне нравится» | Продуктивная деятельность по тематике | Творческая мастерская |
3. | Мини-спектакль «В волшебном лесу» | Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать. | Интерактивный мини-спектакль |
4. | Игра – квест «Труд во благо» | Закрепление и обобщение материала | Игровая технология |
Декабрь | |||
Блок 2. «Что такое деньги, откуда они берутся» | |||
1. | Как придумали деньги | Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). | Технология «Клубный час». Беседа, чтение, разгадываем загадки, рассказ |
2. | Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда они берутся Путешествие «Деньги разных стран мира» | Виды денег (монеты, банкноты). Система финансирования (карманные деньги). Изготовление денег: печать, чеканка. Рассмотреть на иллюстрациях деньги разных стран, сходство, разница. | Игровая технология (работа в малых группах). Беседа, исследование, чтение, игра – придумываем деньги для группы. Тематический стенд «Какие деньги были и какими стали» |
3. | Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка | Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считайте деньги в своем кармане, а не в чужом. | Технология «Клубный час». Беседа, обсуждение, игра «Как потопаешь, так полопаешь», рассказ «Отец и сын». |
4. | Викторина «Как потратить деньги с пользой» | Закрепление темы «Что такое деньги, откуда они берутся». | Викторина |
Январь | |||
1. | Рисование «Деньги будущего» | Продуктивная деятельность по теме. | Творческая мастерская |
2. | Образовательный веб-квест «Путешествие с Гномом Экономом» | Закрепляем понятия «деньги», «труд», «доходы», «расходы». | Веб-квест «Путешествие с Гномом Экономом» |
3. | Как стать миллионером? | Построение траектории пути «Миллионер». | Технология исследовательской деятельности |
Февраль | |||
1. | Викторина «Путешествие в денежную страну» | Выполнение проблемных заданий в условиях соревнования, применение знаний экономического содержания. | Викторина |
2. | В гостях у сказок. По страницам сказки «Цветик-семицветик» | Показать какое большое значение имеет в нашей жизни бережное отношение к вещам, деньгам, объяснить термин «бартер» на основе сказочных героев. | Чтение художественной литературы, беседы-обсуждения. |
3. | Реализация проекта «Трудится полезно и почетно» | Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки по теме. | Проектная деятельность |
4. | Реализация проекта «Трудится полезно и почетно» | Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки по теме. | Проектная деятельность |
Блок 3. «Покупаем, продаем и обмениваем» | |||
Март | |||
1. | Потребности и желания | Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Соотносим потребности, желания и возможности. | Технология ТРИЗ Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое важное», ситуационные задачки, рассказ «Про капризного Артема», обсуждение |
2. | Мини-спектакль «История про заек Мазаек» | Различаем разницу между желаниями и потребностями. Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить. | Интерактивный мини-спектакль |
3. | Где покупают и продают разные товары? | Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки. | Игровая технология (работа в малых группах). Игра «Где что купить?», обсуждение |
4. | Сюжетно-ролевая игра «Деньги получили- ерунды накупили» | Оценка ситуации: действительно ли мне нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить. | Игровая технология |
Апрель | |||
1. | Наша мастерская | Изготовление товаров для магазинов, ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. | Технология моделирования. Творческо-трудовая деятельность |
2. | Стоимость и цена товара | Разбираем цепочку товар-стоимость-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену. | Технология «Клубный час». Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение |
3. | Реклама вокруг нас: хорошо или плохо? Дизайн «Реклама товара» | Раскрыть смысл предназначения рекламы, механизм её создания; формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность | Рекламируем собственные поделки, книжки для чтения в группе, игрушки для мини-спектаклей |
4. | Выгодно – невыгодно | Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама. | Технология ТРИЗ. Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно-невыгодно», сказка «Что за птица?» – обмен, сказка «Как старик корову продавал», «Что может реклама» – обсуждение |
Май | |||
1. | Чтение художественной литературы | Знакомство с термином «Ярмарка», подготовка: совместный подбор темы, распределение работы, изготовление поделок, атрибутов, распределение ролей, подготовка костюмов для ярмарки. | Технология «Клубный час». Продуктивная деятельность. |
2. | Русская ярмарка | Инсценирование ярмарки, игра-праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся. | Игровая технология |
3. | Открываем супермаркет | Разница между ярмаркой и торговыми предприятиями. Современный мир. | Игровая технология |
4. | Досуг с родителями «Вместе за покупками» | Обобщение и систематизация полученных знаний | Досуг |
Подготовительная к школе группа
№ | Занятие /мероприятие | Содержание | Педагогическая технология |
Сентябрь | |||
Блок 4. «Тратим разумно, сберегаем и экономим» | |||
1 | Тратим разумно, экономим | Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам. | Технология «Клубный час». Беседа, чтение, обсуждение, игра |
2. | Лепка из соленого теста (товар для открытия бутербродной) | Продуктивная деятельность | Творческая мастерская |
3. | Сюжетно-ролевая игра «Открываем бутербродную» | Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу. | Игровая технология |
4. | Интеллектуальная игра «Тратим разумно, сберегаем, экономим» | Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам. | Игровая технология. |
Октябрь | |||
1. | Магазин или супермаркет. Где выгодно? | Знакомство, виды магазинов. Различие между магазином и супермаркетом. Почему цены в магазине отличаются?. | Технология «Клубный час». Беседа, чтение, обсуждение, игра |
2. | Мини-спектакль «Лисенок Рыжик» | В процессе постановки дети уясняют, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно тратить понапрасну, без толку, бессмысленно. Навык бережливости, грамотного расходования вырабатывается с детства. | Интерактивный мини-спектакль |
3. | Сюжетно-ролевая игра «Магазин» | Уточнить и расширить словарь и речевой материал по теме: «Магазин»; формировать у детей умение обращаться к продавцу, воспитывать культуру общения, совершенствовать диалогическую форму речи; совершенствовать навыки счета. | Игровая технология |
4. | Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» | Обобщение представлений о назначении салона красоты, деятельности специалистов, работающих в нем. Продолжать формировать умение детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, предметы-заместители. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, речевой и поведенческий этикет. | Игровая технология |
Ноябрь | |||
1. | Копим и сберегаем | Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно. | Игровая технология (работа в малых группах). Ситуационные задачки, папка-передвижка «Мы копим», обсуждения, игра «Копим и сберегаем» |
2. | Мини-спектакль «Копилка» | Закрепляем понятия «откладывать», «копить», «сберегать». Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами. | Интерактивный мини-спектакль |
3. | Как сберечь ресурсы Планеты? | Как люди тратят ресурсы планеты? Как сберечь их. Что может сделать один человек для экономии ресурсов. | Технология исследовательской деятельности |
4. | Квест по финансовой грамотности «В поисках клада» | Повседневное взаимодействия с деньгами: семейного и личного бюджета. Формирование основ знаний о личных финансах и семейном бюджете. | Игровая технология |
Декабрь | |||
1. | Мини-спектакль «День рождения» | Узнаем, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или мастерить. | Интерактивный мини-спектакль |
2. | Наука «Экономика». | Профессия «Экономист», наука «Экономика». Беседа о науке – экономике, что изучает экономика, чем занимается экономист профессионал, нужна ли эта наука миру? | Беседа, обсуждение Технология исследовательской деятельности. |
3. | Фестиваль «Какие бывают производители товаров» | Какие бывают разновидности товаров. Кто производит разные виды товаров. Что нужно для производства. | Фестиваль |
4. | Экскурсия в магазин | Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи. Этому предшествует беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах. | Игра «Покупаем подарки на день рождения» |
Блок 5. «Учимся занимать и отдавать долги» | |||
Январь | |||
1. | Занимаем и одалживаем | Знакомимся с понятиями «одалживать», «занимать». Занять – взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время. | Беседа, ситуационные задачки, игра «Занять и одолжить» |
2. | Долги | Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «Долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг. | Чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку |
3. | Заплатить долг скорее, так будет веселее | Осознаем, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). | Технология «Клубный час». Обсуждаем русские пословицы: - Умей взять, умей и отдать! - В долг брать легко, а отдавать тяжело. |
Февраль | |||
1. | Мини-спектакль «Долг» | Закрепляем понятия: «занимать», «одалживать», «долг», «должник». | Интерактивный мини-спектакль |
2. | Семейный бюджет: доходы и расходы семьи. | Вводим понятие семейный бюджет, расходы и доходы семьи (обучение, медицина, питание, одежда, ЖКХ, бензин, проезд, отдых и т.д.). Находим ответы на вопросы: в каких случаях есть необходимые расходы, а в каких случаях стоит подождать с покупками? Кто такой друг? Для чего нужны друзья? Когда друзья помогают в беде? Что такое личные деньги, принцип накопления. Что такое копилка? Изготовление копилки. | Технология «Клубный час». Творческая мастерская |
3. | Дидактическая игра «Банк» | Накопление представлений о смысле хранения денег в банке, о возможности получения кредита; ввести новые профессии «кассир», «консультант», «инкассатор»; развивать коммуникативные умения, речь; воспитывать уважительное отношение к труду работников банка | Игровые технологии |
4. | Игра экономическая «Умка»
| Закрепить у детей знания ранее изученного материала; ввести в словарь новые понятия: «рыночные отношения», «бизнес», «договор». | Игровые технологии |
Блок 6. «Планируем» | |||
Март | |||
1. | Реализация проекта «Ребенок в мире экономики» | Формировать экономическое мышление через закрепление экономических понятий (деньги, товар, заработная плата); профессии связанные с экономикой; учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей; раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия), познакомить детей с ведением хозяйства. | Технология проектной деятельности |
2. | Реализация проекта «Ребенок в мире экономики» | Обобщить представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран; формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд - продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества. | Технология проектной деятельности |
3. | Все по плану | Знакомим с понятием «план». Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования. Начинаем с планирования своего дня.
| Технология «Клубный час». Игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем», беседа. |
4. | Все по плану | Учимся организовывать свое время. Учимся решать несложные экономические задачи. Например: игровое задание – рассчитай сумму покупки в первом и во втором магазине, определи, в каком из магазинов выгоднее совершать покупки. | Игра «Мы планируем», обсуждение. Экономические задачки. |
Апрель | |||
1. | «Творим добро» | Понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить, от чего зависят потребности человека, продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь. | Технология исследовательской деятельности |
2. | Сделал дело – гуляй смело | Формируем умение подводить итоги всего, что планировали и делали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща. | Игра «Сделал дело – гуляй смело», исследование, ситуационные задачки |
3. | Мини-спектакль «План лисенка Рыжика» | Закрепляем понятия: цель, план, планировать. | Интерактивный мини-спектакль |
4. | Развлечение с родителями | Закрепление материала. Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели. | Игровая технология Развлечение |
Тема 7. «Богатство и дебность» | |||
Май | |||
1. | Наше богатство | Выясняем, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. Формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека. | Технология ТРИЗ. Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала». Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», «Ум и богатство». |
2. | Щедрость и жадность | Разбираемся, что такое корысть, жадность и почему это плохо. Обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приемов. | Технология «Клубный час». Читаем и обсуждаем рассказ В. Сухомлинского «Жадный мальчик», обсуждаем поговорки, пословицы |
3. | Бережливость Интерактивный мини-спектакль «Секрет белочки» | Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал что-то самостоятельно. Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правиьным отношением к деньгам | Интерактивный мини-спектакль |
4. | Форд-боярд от Старца Фура | Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков по финансовой грамотности. | Игровые технологии |
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников
В рамках реализации Программы большое значение придается взаимодействию с родителями (законными представителями), которое строится по следующим принципам: доверительность отношений, помощь родителям в самообразовании, личная заинтересованность родителей и организация продуктивного общения всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители).
Во взаимодействии с родителями выделены информационный и практический блоки.
Информационный блок включает в себя ознакомление родителей с задачами экономического воспитания, его значением в развитии ребенка, созданием необходимых условий в семье для решения задач по формированию финансовой грамотности.
Формы организации совместной деятельности с родителями (законными представителями):
- анкетирование и опросы;
-размещение информации в уголке для родителей;
-консультации;
-беседы-обсуждения;
-видеопрезентации;
-родительские собрания;
-клубный час;
-экскурсии выходного дня.
Практический блок по взаимодействия с семьями воспитанников включает продуктивное общение всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители). В него входят:
- демонстрация достижений детей в различных видах деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, речевая, изобразительное творчество, ручной труд, );
-совместные мероприятия родителей, педагогов и детей;
- тематические и персональные выставки детского творчества, фотовыставки;
-участие родителей в реализации проектов.
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Материально-техническое обеспечение реализации Программы
Для реализации Программы в дошкольном учреждении создана соответствующая предметно- пространственная развивающая среда.
Предметно-пространственная среда позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие дошкольников, дает возможность развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Путем создания ППРС по экономическому воспитанию в групповых помещениях успешно реализуются цель и задачи Программы. ППРС пополнена:
-наглядно-дидактическими альбомами: «Финансовая азбука» – наглядный иллюстрированный альбом, в котором понятно и доступно объясняются основные экономические понятия; «Деньги разных стран мира» – наглядный иллюстрированный альбом, который знакомит детей с разными странами и их валютой; «Академия финансов» – иллюстрированное пособие для проведения образовательной деятельности в рамках программы;
- подборка сказок по основам финансовой грамотности, адаптированные для детей старшего дошкольного возраста «Финансовые сказки»;
- дидактическими играми: настольная дидактическая игра «Разные профессии»; настольная бизнес- игра «Миллионер», настольно- печатная игра «Семейный бюджет»;
- сюжетно-ролевыми играми: «Банк», «Магазин»;
-куклами – персонажами: Рублик и копейка, Транжира и Экономка.
Дидактические пособия предназначены как для индивидуальной, так и для подгрупповой работы с детьми, имеют модульный характер и используются в соответствии с возрастными требованиями и особенностями психофизического развития каждого ребенка.
Праздники, досуги, развлечения проводятся педагогами и музыкальными руководителями в музыкальном зале, в котором имеются мультимедиа, музыкальный центр, декорации, ростовые куклы.
Для реализации программы используется учебно- методический комплект, включающий в себя:
-образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Витта-пресс, 2018 год;
-программа «Основы финансовой грамоты дошкольников» Прутченков А.С., Стахович Л.В., Семенкова Е.В., 2017 год;
-методических рекомендации по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников, разработанные федеральным государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий», Москва, 2019 год;
-сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО», О.А.Блохина, О.В.Терешкова, Калининград КОИРО, 2017 год;
-учебно-методическое пособие «Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей», М.О.Еремина, И.А.Козлова, С.В.Мягкова, Калининград, 2017 года;
-сборник методических разработок «Сценарий образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста О.А.Блохина, О.В.Терешкова, Калининград КОИРО, 2018 год,
-сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» Н.П. Моторо, Н.В.Новожилова, Москва, 2019 год.
3.2.Проектирование образовательного процесса в рамках Программы
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в форме образовательной деятельности во вторую половину дня. Общее количество занятий в год – 35. Продолжительность занятия: в старшей группе – 25 мин., в подготовительной группе – 30 мин.
Расписание
Возрастная группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
День недели | ||
Понедельник | 15.40-16.05 | |
Вторник | ||
Среда | ||
Четверг | ||
Пятница | 15.40-16.05 |
- Традиционные мероприятия в рамках Программы
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | Торжественное мероприятие, посвященное празднику «День знаний» |
Октябрь | Праздник «Осень золотая» |
Ноябрь | День народного единства |
Ноябрь | Праздник «День матери» |
Декабрь | Праздник «Новый год», рождество, крещение |
Февраль | Военно-спортивный праздник «Зарница» |
Март | Международный женский день «8 марта» |
Март | Масленица |
Апрель | Фестиваль детского театрально- художественного творчества «Театральные встречи |
Май | Торжественная линейка, посвященная Дню Победы |
3.4.Сетевое взаимодействие
Одним из путей повышения качества дошкольного образования является установление связей с социумом. В данном направлении социальными партнерами стали библиотека №3. В результате согласованной деятельности партнеров в ходе совместных мероприятий идет ориентация на развитие потенциала и поддержки самостоятельной активности дошкольников.
3.5.Кадровое обеспечение Программы
Работу по реализации программы по экономическому воспитанию осуществляют воспитатели.
Педагогическая диагностика в рамках Программы
Методы и средства оценки результативности реализации программы.
В качестве результатов реализации программы выступают следующие показатели: значительная положительная динамика знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Для оценки результативности усвоения знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности используются следующие методы:
-наблюдение;
-беседы;
-анализ продуктов детского творчества.
Данные диагностического обследования заносятся в диагностическую таблицу уровня знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности по следующим критериям:
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА УРОВНЯ ЗНАНИЙ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (старший дошкольный возраст 5 – 6 лет)
Критерии:
-понимает и ценит окружающий предметный мир (вещественный мир как− результат труда людей);
-уважает людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать− деньги; осознает на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт –− деньги»;
-знает качества человека – хозяина;− контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА УРОВНЯ ЗНАНИЙ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (старший дошкольный возраст 6-7 лет)
Критерии:
-знает о новых профессиях, умеет о них рассказать;
− владеет словарным запасом в области финансирования;
− проявляет здоровый интерес к деньгам;
− интересуется социальными явлениями, происходящими в общественной− жизни;
-сформировано начало экономического мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ "ВИКТОРИНА "ЮНЫЕ ЭКОНОМИСТЫ"
В МАТЕРИАЛЕ ПРЕДСТАВЛЕН РАЗВЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...
муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука
муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юног...
Толковый словарь экономических терминов для юных финансистов и их родителей.
Формирование представлений о финансовых категориях у дошкольников невозможно без понимания детьми основных экономических терминов.Книга «Толковый словарь экономических терминов...
Познавательный проект по экономическому воспитанию «Юные финансисты» подготовительная группа (возраст детей 6-7 лет)
содействие финансовому просвещению и экономическому воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности...
Конспект НОД по экономическому воспитанию "Викторина "Юные экономисты" в подготовительной группе
В МАТЕРИАЛЕ ПРЕДСТАВЛЕН РАЗВЕРНУТЫЙ КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...
Познавательный проект по экономическому воспитанию «Юные финансисты»
вовлечение детей в активное освоение мира экономики через проектную деятельность....
Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск
1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...