Проект "Творчество-дети-радость" по развитию творческого потенциала дошкольников через сетевое взаимодействие дошкольного учреждения с социумом.
материал
Предварительный просмотр:
XI Открытый межрегиональный конкурс методических материалов
«СЕКРЕТ УСПЕХА»
Номинация: «В единстве действий - сила»
Педагогический проект
«Творчество – дети - радость»
по развитию творческого потенциала дошкольников через сетевое взаимодействие дошкольного учреждения с социумом
Авторы проекта
Заведующий Доценко Е.В., старший воспитатель Жукова Е.В. Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида №6 «Сказка» Барабинского района Новосибирской области
г. Барабинск
2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Паспорт проекта…………..…………………………………………………….3
2.Краткая аннотация проекта…………………………………………………….8
3.Обоснование актуальности и значимости проекта для дошкольного учреждения………………………………………………………………………..8
4.Цель и задачи проекта…………………………………………………………..9
5.Участники проекта……………………………………………………………...9
6.Стратегия достижения поставленной цели………………………………… .11
7.План реализации проекта……………………………………………………..15
8.Ресурсы проекта………………………………………………………………..17
9.Ожидаемые результаты………………………………………………………..17
10.Критерии эффективности…………………………………………………….17
11.Дальнейшее развитие проекта………………………………………………..18
ПАСПОРТ
Педагогического проекта «Творчество – дети - радость»
по развитию творческого потенциала дошкольников через сетевое взаимодействие дошкольного учреждения с социумом.
Полное наименование проекта | Проект «Творчество – дети - радость» по развитию творческого потенциала дошкольников через сетевое взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. |
Разработчики проекта | Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №6 «Сказка» Барабинского района Новосибирской области Адрес: 632335, г. Барабинск, ул. Ленина, д.190 Телефон: (838361) 23624 |
Руководитель проекта | Доценко Елена Владимировна, заведующий тел. 8 (38361) 23624 Жукова Елена Викторовна, старший воспитатель |
Актуальность проекта | Что нужно предпринять, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, творчески активным, умным, инициативным, успешным, социально адаптированным? Какие же приёмы и средства должен применять педагог, чтобы способствовать художественно-эстетическому развитию ребенка, развитию его творческого потенциала, социальной ориентации и дальнейшей самореализации? Проблема художественно-эстетического развития, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед ДОУ. Художественно-эстетическое развитие способствует развитию творческих способностей, познавательного интереса, креативного мышления воспитанников и вносит свою лепту в духовное развитие человека. Художественно-эстетическое развитие детей обусловлено не только совместной и самостоятельной деятельностью детей и педагогов, условиями их жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, мероприятиями, организуемыми в ДОУ с привлечением других образовательных организаций, учреждений культуры и родительской общественности. Возникшая ситуация может быть решена через сетевое взаимодействие ДОУ с образовательными организациями и учреждениями культуры, через создание образовательной системы в ДОУ, ориентированной на развитие творческого потенциала и поддержки самостоятельной творческой активности дошкольников. Город, в котором находится дошкольное учреждение не большой, отсутствуют театры, музеи, картинные галереи, творческие мастерские, художественные школы. Поэтому у детей и взрослых мало возможности творчески и эстетически развиваться. Город к тому же разделен железной дорогой на две части (две стороны). На одной стороне сосредоточена большая часть образовательных учреждений, учреждений культуры и досуга города. А на другой стороне располагается дошкольное учреждение. Большая удаленность детского сада от культурного центра города привело педагогов к поиску и налаживанию социальных связей с социумом, удобным для дошкольного учреждения. Организация сотрудничества с социумом поможет сформировать устойчивую систему ценностей ребенка, выступающих в качестве внутренних регуляторов его поведения в любых ситуациях, сделает его самостоятельным, творчески активным, будет способствовать успешной подготовке к школьному обучению, успешной социализации личности дошкольника, даст возможность реализации личностно - ориентированного подхода к воспитаннику. - Низкий уровень развития творческих способностей детей дошкольного возраста. -Низкий уровень у педагогов в организации самостоятельной творческой деятельности детей. |
Основная цель проекта | Создание условий для развития творческого потенциала дошкольников через сетевое взаимодействие дошкольного учреждения с образовательными организациями и учреждениями культуры. |
Основные задачи проекта | 1.Осуществить сетевое взаимодействие дошкольного учреждения с образовательными организациями и учреждениями культуры; 2.Модифицировать развивающую предметно-пространственную среду в ДОУ, способствующую художественно-эстетического развития дошкольников, развития их творческого потенциала; 3.Повысить профессиональное мастерство педагогов, способствующее реализации художественно-эстетического развития дошкольников, развития их творческого потенциала и самостоятельной творческой активности, социализации; 4.Обновить содержание образования художественно-эстетического развития дошкольников через внедрение авторских программ, современных образовательных технологий, творческих проектов, нетрадиционных техник; 5.Обеспечить повышение компетентности родителей в сфере развития творческого потенциала и самостоятельной творческой активности детей. |
Сроки реализации | Реализация проекта будет осуществляться с сентября 2017г. по май 2020г. и включать три этапа. На первом подготовительно – информационном этапе (сентябрь 2017 – ноябрь 2017) старшим воспитателем и членами творческой группы осуществиться теоретическое осмысление проблемы, подборка справочных, педагогических пособий, изучение психолого-педагогической, методической литературы, подбор критериев и проведение первичного мониторинга. На втором подготовительно – документальном этапе (декабрь 2017 – февраль 2018) творческой группой осуществиться разработка поэтапного плана реализации проекта, комплектование фонда справочными, педагогическими, научно-популярными пособиями, формирование медиотеки по теме проекта. Будет проведена разработка и корректировка локальных актов в рамках реализации проекта. Будет проведено диагностическое исследование художественно-эстетического развития дошкольников, а также предметно-пространственной развивающей среды. На основе анализа полученных в результате первичного мониторинга данных творческая группа определит содержание проекта, методическое обеспечение его реализации. Осуществит выбор образовательных учреждений и учреждений культуры для сетевого взаимодействия, будут заключены договора. На третьем функциональном этапе (март 2018 – март 2020) осуществиться реализация поэтапного плана проекта. В план проекта войдут следующие мероприятия: 1. Реализация плана работы по совершенствованию профессионального мастерства педагогов. Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами педагогической работы обеспечит непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого педагога. 2. Организация и проведение смотров-конкурсов «Центр театрализации», «Музыкальный центр», «Центр продуктивной и творческой деятельности», «Лучший центр сенсорики и конструирования в ДОУ» (в группах МКДОУ №6), создание ИЗО – студии (МКДОУ №6), информационного стенда в рамках проекта. Созданная развивающая предметно- пространственная среда в МКДОУ №6 позволит реализовать план работы с дошкольниками с учетом основных современных подходов к процессу образования: развивающего, деятельностного, личностно-ориентированного. 3.Реализация плана работы с родителями. В течение всего проекта будет осуществлена работа с родителями, цель которой обеспечение повышения компетентности родителей в сфере развития творческого потенциала и самостоятельной творческой активности детей. 4. Реализация совместной деятельности педагогов с дошкольниками. С марта 2018 по март 2020 года педагогами МКДОУ №6, специалистами МКОУДО «ЦДОД», работниками библиотеки в целях художественно-эстетического развития дошкольников, развития их творческого потенциала, самостоятельной творческой активности, социализации планируется реализация тематического годового плана совместной деятельности с дошкольниками. Педагоги организуют непосредственно образовательную деятельность, совместную деятельность с дошкольниками, спровоцируют самостоятельную деятельность детей путем внесения необходимого оборудования для продуктивной деятельности; музыкальные руководители совместно с воспитателями и социальными партнерами будут организованы итоговые мероприятия, тематические развлечения, конкурсы и выставки для дошкольников, в том числе детей со статусом ОВЗ и для родителей. В рамка проекта педагогами МКДОУ №6 и специалистами МКОУДО «ЦДОД» будут реализовываться программы по художественно-эстетическому развитию детей «Топ-топ, каблучок», «Цветные ладошки», «Город мастеров», «Юные инженерики», «Легоконструирование». Старшим воспитателем осуществится контроль за реализацией плана работы с дошкольниками. Совместно с творческой группой будет проведен промежуточный мониторинг (Приложение 4). Старший воспитатель на основе данных промежуточного мониторинга осуществит внесение необходимых корректив в план реализации проекта. В марте 2019 года творческой группой планируется разработка и отбор критериев эффективности проекта, осуществление промежуточный мониторинг (апрель2019 – май 2019). Старший воспитатель совместно со специалистами МКОУДО «ЦДОД» и работниками библиотеки на основе полученных данных осуществят внесение необходимых корректив в план мероприятий в рамках проекта. На четвертом обобщающем этапе (апрель 2020 – май 2020) творческая группа осуществит итоговый мониторинг. В процессе реализации обобщающего этапа творческая группа обработает полученные данные, опишет результаты, соотнесет их с целями и задачами проекта. Старшим воспитателем совместно с творческой группой будет составлен отчет о реализации проекта, который используется для участия в конкурсах, выступлениях на педагогических Советах, районных конференциях, семинарах, публикациях в СМИ. |
Участники проекта | Педагогический коллектив, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников МКДОУ №6, преподаватели и студенты Барабинского филиала Новосибирского областного колледжа Культуры и Искусства, специалисты МКОУДО «ЦДОД», учителя и первоклассники МКОУ СОШ №92, ученики и преподаватель МБОУ СОШ №3, руководитель ансамбля, творческого коллектива культуры МКУ «Центр Культуры и досуга», работники МКУК «ЦБС» городской детской библиотекой №3 и преподаватели Местной православной религиозной организации «Приход храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы» города Барабинска Новосибирской области Каинской Епархии. |
Ресурсы проекта | Кадровые ресурсы: заведующий, старший воспитатель, воспитатели и специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальные руководители) МКДОУ №6, педагог –психолог, специалисты МКОУДО «ЦДОД», библиотекари, преподаватели БФ колледжа «Культуры и искусства», руководитель-преподаватель ансамбля «Задоринка» МКУ «Центр Культуры и досуга», учителя начальных классов МКОУ СОШ №92, преподаватель внеурочной деятельности «CUBORO. Думай креативно» МБОУ СОШ №3, преподаватели Прихода. Материально-технические: мультимедийная техника, множественная техника –ксероксы, принтеры и др., оборудованные помещения: музыкальный зал, спортивный зал, ИЗО-студия, Цент конструирования, мини-музей «Русская изба» МКДОУ №6. Методические ресурсы: для проведения занятий, мероприятий и индивидуальных консультаций с педагогами могут быть использованы методические ресурсы методкабинета, МКОУ СОШ №92, МБОУ СОШ №3, МКОУДО «ЦДОД», колледжа Культуры и искусства, электронные методические ресурсы. Финансовые ресурсы: для поощрения педагогов-наставников, педагогов активно участвующих в конкурсах, педсоветах, семинарах, в инновационной деятельности могут быть использованы средства стимулирующего фонда за качество и результативность профессиональной деятельности. |
Ожидаемые результаты | 1. Плодотворное сетевого взаимодействие ДОУ с образовательными организациями и учреждениями культуры; 2. Создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, способствующей художественно-эстетическому развитию дошкольников; 3.Повышение профессиональное мастерство педагогов, способствующее реализации художественно-эстетического развития дошкольников, развития их творческого потенциала и самостоятельной творческой активности, социализации; 4.Обновление содержание образования художественно-эстетического развития дошкольников через внедрение авторских программ, современных образовательных технологий, творческих проектов, нетрадиционных техник; 5.Повышение компетентности родителей в сфере развития творческого потенциала и самостоятельной творческой активности детей. |
Дальнейшее развитие проекта | В настоящее время перед педагогическим сообществом стоит задача повышения качества образования, и, соответственно, качества профессионального образования педагога. Методическая служба дошкольного образовательного учреждения обеспечить поддержку профессионального развития педагогов, внедрение в практику учреждения инновационных процессов, обеспечение методического сопровождения всех участников воспитательно-образовательного процесса. Проект очень актуален в постоянно меняющихся условиях реформирования системы образования. Реализация данного проекта, поможет педагогам повысить уровень квалификации, профессиональное мастерство, компетентность, обеспечит стремление к самообразованию, повысит компетентность родителей в сфере развития творческого потенциала и самостоятельной творческой активности детей, приведет к повышению качества образования. Педагогам необходимо непрерывно повышать свою квалификацию. В связи с этим возможно и дальнейшее развитие проекта. |
Проект «Творчество – дети - радость»
по развитию творческого потенциала дошкольников через сетевое взаимодействие дошкольного учреждения с социумом.
Краткая аннотация проекта
Реализация данного проекта будет осуществляться старшим воспитателем на базе дошкольного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида №6 «Сказка» Барабинского района Новосибирской области. В результате в ДОУ созданы условия для творческого педагогического сотрудничества дошкольного учреждения с образовательными учреждениями и учреждениями культуры. Данный проект является долгосрочным и будет осуществляться с сентября 2017 года по май 2020 года.
Обоснование актуальности и значимости проекта для дошкольного учреждения
Как сделать так, чтобы в этом сложном постоянно меняющемся мире не замутить сознание детей, разглядеть в каждом ребенке талант, оценить его и развивать? Что нужно предпринять, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, творчески активным, умным, инициативным, успешным, социально адаптированным? Какие же приёмы и средства должен применять педагог, чтобы способствовать художественно-эстетическому развитию ребенка, развитию его творческого потенциала, социальной ориентации и дальнейшей самореализации?
Проблема художественно-эстетического развития, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед ДОУ. Художественно-эстетическое развитие способствует развитию творческих способностей, познавательного интереса, креативного мышления воспитанников и вносит свою лепту в духовное развитие человека; предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Развитие детского творчества является актуальной проблемой и ставит перед педагогами ДОУ такую задачу как воспитание у дошкольников творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, социальной адаптации.
Диагностика уровня развития творческих способностей детей дошкольного возраста показала, что наблюдаются 59% детей с низким уровнем, 37% - со средним уровнем, 4% - с высоким уровнем. Анкетирование педагогов ДОУ выявило низкий уровень в организации самостоятельной творческой деятельности детей.
Художественно-эстетическое развитие детей обусловлено не только совместной и самостоятельной деятельностью детей и педагогов, условиями их жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, мероприятиями, организуемыми в ДОУ с привлечением других образовательных организаций, учреждений культуры и родительской общественности.
Возникшая ситуация может быть решена через сетевое взаимодействие ДОУ с образовательными организациями и учреждениями культуры, через создание образовательной системы в ДОУ, ориентированной на развитие творческого потенциала и поддержки самостоятельной творческой активности дошкольников.
Необходимо перейти на такой уровень взаимодействия с социумом, чтобы выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения.
Город, в котором находится дошкольное учреждение не большой, отсутствуют театры, музеи, картинные галереи, творческие мастерские, художественные школы. Поэтому у детей и взрослых мало возможности творчески и эстетически развиваться.
Город к тому же разделен железной дорогой на две части (две стороны). На одной стороне сосредоточена большая часть образовательных учреждений, учреждений культуры и досуга города. А на другой стороне располагается дошкольное учреждение. Большая удаленность детского сада от культурного центра города привело педагогов к поиску и налаживанию социальных связей с социумом, удобным для дошкольного учреждения.
Развитие социальных взаимосвязей дошкольного образовательного учреждения с культурными, другими образовательными учреждениями, родительской общественностью дает дополнительный импульс для духовного, творческого развития дошкольников, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, основанные на социальном партнерстве.
Организация сотрудничества с социумом поможет сформировать устойчивую систему ценностей ребенка, выступающих в качестве внутренних регуляторов его поведения в любых ситуациях, сделает его самостоятельным, творчески активным, будет способствовать успешной подготовке к школьному обучению, успешной социализации личности дошкольника, даст возможность реализации личностно - ориентированного подхода к воспитаннику.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: создание условий для развития творческого потенциала дошкольников через сетевое взаимодействие дошкольного учреждения с образовательными организациями и учреждениями культуры.
Задачи:
1.Осуществить сетевое взаимодействие дошкольного учреждения с образовательными организациями и учреждениями культуры;
2.Модифицировать развивающую предметно-пространственную среду в ДОУ, способствующую художественно-эстетического развития дошкольников, развития их творческого потенциала;
3.Повысить профессиональное мастерство педагогов, способствующее реализации художественно-эстетического развития дошкольников, развития их творческого потенциала и самостоятельной творческой активности, социализации;
4.Обновить содержание образования художественно-эстетического развития дошкольников через внедрение авторских программ, современных образовательных технологий, творческих проектов, нетрадиционных техник;
5.Обеспечить повышение компетентности родителей в сфере развития творческого потенциала и самостоятельной творческой активности детей.
Участники проекта
Целевая аудитория проекта | ||||||||
Дети | Воспи спитатели | Педа гог-психо лог | Учитель-лого пед | Библиоте карь | Специа листы ЦДОД | Преподаватели | Музыкальные руководители | |
2017-2018 уч.г. | 292 | 24 | 2 | 1 | 2 | 1 | 6 | 2 |
2018-2019 уч.г. | 289 | 24 | 2 | 1 | 2 | 1 | 7 | 2 |
2019-2020 уч.г. | 283 | 24 | 2 | 1 | 2 | 1 | 7 | 2 |
Данный проект будет реализован образовательными учреждениями МКДОУ №6 «Сказка», Барабинским филиалом Новосибирского областного колледжа Культуры и искусства, МКОУДО «ЦДОД», МКОУ СОШ №92, МБОУ СОШ №3, учреждениями культуры МКУ «Центр Культуры и досуга», МКУК «ЦБС» городской детской библиотекой №3 и Местной православной религиозной организацией «Приход храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы» города Барабинска Новосибирской области Каинской Епархии.
Обеспечение достижения цели и задач проекта осуществят: творческая группа проекта, сформированная из опытных педагогов дошкольного учреждения МКДОУ №6 «Сказка», специалистов МКОУДО «ЦДОД» и библиотекарей МКУК «ЦБС» городская детская библиотека №3, которые используют в своей деятельности инновационные технологии и способны поделиться своим опытом.
№ | Состав творческой группы | Функционал |
1. | Координатор проекта – заведующий, старший воспитатель МКДОУ № 6 | Участие в разработке плана мероприятий проекта, контроль за реализацией проекта, внесение в план необходимых корректив, составление отчетности. |
2. | Мониторинговая группа: педагоги-психологи МКДОУ №6, МКОУДО «ЦДОД», воспитатели МКДОУ №6, методист МКОУДО «ЦДОД» | Разработка и отбор критериев, осуществление первичного и итогового мониторинга по всем направлениям проекта, анализ полученных данных. |
3. | Группа по реализации плана проекта с педагогами: старший воспитатель, педагог – психолог, учитель-логопед, музыкальные руководители МКДОУ №6, педагог –психолог, специалисты МКОУДО «ЦДОД», библиотекари, преподаватели БФ колледжа «Культуры и искусства», руководитель-преподаватель ансамбля «Задоринка», руководитель театрального коллектива «Креатив» МКУ «Центр Культуры и досуга», учителя начальных классов МКОУ СОШ №92, преподаватель внеурочной деятельности «CUBORO. Думай креативно» МБОУ СОШ №3, преподаватели Прихода. | Подготовка и проведение мероприятий, разработка методических рекомендаций.
|
4. | Группа по реализации плана работы с родителями (законными представителями): старший воспитатель, воспитатели, педагог – психолог, учитель-логопед, музыкальные руководители МКДОУ №6, специалисты МКОУДО. | Проведение итоговых мероприятий, праздников, совместных выставок, выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания в данном направлении. |
4. | Группа по реализации плана совместной деятельности педагогов с дошкольниками: воспитатели, педагог – психолог, учитель-логопед, музыкальные руководители МКДОУ №6, педагог –психолог, специалисты МКОУДО «ЦДОД», библиотекари, преподаватели и студенты БФ колледжа «Культуры и искусства», руководитель-преподаватель ансамбля «Задоринка» МКУ «Центр Культуры и досуга», учителя начальных классов МКОУ СОШ №92, преподаватель внеурочной деятельности «CUBORO. Думай креативно» МБОУ СОШ №3, преподаватели Прихода. | Реализация плана совместной деятельности педагогов с дошкольниками: реализация программ «Топ-топ, каблучок», «Цветные ладошки», «Город мастеров», «Юные инженерики»,«Легоконструирование»; организация и проведение мероприятий, развлечений, досугов для дошкольников, в том числе для детей со статусом ОВЗ. |
Стратегия достижения поставленных целей
Основная работа по проекту «Творчество – дети - радость» по художественно-эстетическому развитию дошкольников будет осуществляться на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида №6 «Сказка» Барабинского района Новосибирской области. Реализация будет проходить в четыре этапа: подготовительно – информационный, подготовительно – документальный, функциональный, обобщающий.
На первом подготовительно-информационном этапе будет создана творческая группа по разработке проекта и методическому обеспечению его реализации, осуществлен выбор образовательных учреждений и учреждений культуры для сетевого взаимодействия: Барабинский филиал Новосибирского областного колледжа Культуры и Искусства, МКОУДО «ЦДОД», МКОУ СОШ №92, МБОУ СОШ №3, МКУ «Центр Культуры и досуга», МКУК «ЦБС» городская детская библиотека №3 и Местная православная религиозная организация «Приход храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы» города Барабинска Новосибирской области Каинской Епархии.
Старший воспитатель МКДОУ № 6 совместно с творческой группой выявят теоретические аспекты проблемы в рамках проекта, определят цели и задачи проекта, изучат психолого-педагогическую литературу, выявят уровень компетентности педагогов по художественно-эстетическому развитию детей. Творческой группой будет осуществлен подбор критериев и проведен первичный мониторинг в рамках проекта. На первом подготовительно – информационном этапе (сентябрь 2017 – ноябрь 2017) старшим воспитателем и членами творческой группы осуществиться теоретическое осмысление проблемы, подборка справочных, педагогических пособий, изучение психолого-педагогической, методической литературы, подбор критериев и проведение первичного мониторинга.
На втором подготовительно – документальном этапе (декабрь 2017 – февраль 2018) творческой группой осуществиться разработка поэтапного плана реализации проекта, комплектование фонда справочными, педагогическими, научно-популярными пособиями, формирование медиотеки по проблеме проекта. На втором подготовительно-документальном этапе будет проведена разработка и корректировка локальных актов в рамках реализации проекта.
Будет проведено диагностическое исследование художественно-эстетического развития дошкольников, а также предметно-пространственной развивающей среды.
На основе анализа полученных в результате первичного мониторинга данных творческая группа определит содержание проекта, методическое обеспечение его реализации. Осуществит выбор образовательных учреждений и учреждений культуры для сетевого взаимодействия, будут заключены договора. После этого творческая группа разработает поэтапный план мероприятий с учетом сетевого взаимодействия МКДОУ №6 «Сказка»: образовательными учреждениями Барабинским филиалом Новосибирского областного колледжа Культуры и Искусства, МКОУДО «ЦДОД», МКОУ СОШ №92, МБОУ СОШ №3, МКУ «Центр Культуры и досуга», МКУК «ЦБС» городской детской библиотекой №3 и Местной православной религиозной организацией «Приход храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы» города Барабинска Новосибирской области Каинской Епархии.
На третьем функциональном этапе (март 2018 – март 2020) осуществиться реализация поэтапного плана проекта.
В план проекта войдут следующие мероприятия:
1. Реализация плана работы по совершенствованию профессионального мастерства педагогов (Приложение1). Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами педагогической работы обеспечит непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого педагога.
2. Организация и проведение смотров-конкурсов «Центр театрализации», «Музыкальный центр», «Центр продуктивной и творческой деятельности», «Лучший центр сенсорики и конструирования в ДОУ» (в группах МКДОУ №6), создание ИЗО – студии (МКДОУ №6), информационного стенда в рамках проекта. Созданная развивающая предметно- пространственная среда в МКДОУ №6 позволит реализовать план работы с дошкольниками и детьми со статусом ОВЗ с учетом основных современных подходов к процессу образования: развивающего, деятельностного, личностно-ориентированного.
3.Реализация плана работы с родителями. (Приложение 2). В течение всего проекта будет осуществлена работа с родителями, цель которой обеспечение повышения компетентности родителей в сфере развития творческого потенциала и самостоятельной творческой активности детей. На начальном этапе будет проведено анкетирование с целью выявление проблем родителей в рамках проекта. В результате анализа полученных данных будет составлен план работы, организована работа родительского клуба «Содружество» на базе МКДОУ №6, рассчитанная на период реализации проекта: совместная работа родителей (законных представителей), специалистов МКДОУ №6, МКОУДО «ЦДОД», работников библиотеки и дошкольников, в том числе детей со статусом ОВЗ. Работа клуба предусматривает два заседания в год. Продолжительность встречи 1- 1,5 часа (Приложение 5.1.)
Основные формы занятий: мини – лекция, семинар – практикум, круглый стол, тренинги, решение педагогических ситуаций, мастер – класс, викторина, квесты, видеопросмотры, обсуждение опыта семейного воспитания, тематические игры, совместный досуг взрослых и детей.
План работы с родителями будет включать информационно – аналитический, наглядно-информационный, познавательный, досуговый блоки.
В процессе информационно-аналитического блока в целях сбора, обработки и использования в работе данных о семьях воспитанников, воспитатели совместно с педагогами-психологами осуществят: анкетирование родителей; электронные опросы и анкеты.
В итоге данной деятельности воспитатели осуществят анализ полученной информации: определят уровень воспитательного потенциала семьи. Опираясь на полученный результат, педагоги совместно с творческой группой определят методы, приемы, средства и формы по организации взаимодействия с семьей.
В целях ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами художественно-эстетического развития детей в условиях дошкольного учреждения осуществится реализация наглядно – информационного блока с применением традиционных и нетрадиционных форм работы, используя информационно – коммуникационные средства взаимодействия.
Один раз в год (март) в ДОУ будет организована неделя открытой непосредственно образовательной деятельности, в процессе которой педагоги презентуют достижения и знакомят родителей с системой образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию дошкольников.
В каждой возрастной группе педагоги оформят информационные стенды как наглядную форму предоставления информации для родителей по художественно-эстетическому развитию детей.
Познавательный блок будет направлен на повышение компетентности родителей в сфере развития творческого потенциала и самостоятельной творческой активности детей, социальной адаптации развивающейся личности.
В целях установления партнерских отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми осуществиться реализация досугового блока, это семейные праздники, семейные театры, совместные выезды на природу
Творческой группой будут организовываться работа дистанционных конкурсов для дошкольников и для детей со статусом ОВЗ, родителей, работа по реализации различных проектов, районные выставки и выставки в ДОУ (Приложение 5).
4. Реализация совместной деятельности педагогов с дошкольниками (Приложение3).
С марта 2018 по март 2020 года педагогами МКДОУ №6, специалистами МКОУДО «ЦДОД», работниками библиотеки в целях художественно-эстетического развития дошкольников, развития их творческого потенциала, самостоятельной творческой активности, социализации планируется реализация тематического годового плана совместной деятельности с дошкольниками, в том числе с детьми со статусом ОВЗ. Воспитатели организуют непосредственно образовательную деятельность, совместную деятельность с дошкольниками, спровоцируют самостоятельную деятельность детей путем внесения необходимого оборудования для продуктивной деятельности; музыкальные руководители совместно с воспитателями, специалистами МКОУДО «ЦДОД» будут организовывать итоговые мероприятия, тематические развлечения, конкурсы и выставки для детей и их родителей (Приложение 5.2.).
В рамка проекта педагогами МКДОУ №6 и специалистами МКОУДО «ЦДОД» будут реализовываться программы по художественно-эстетическому развитию детей «Топ-топ, каблучок», «Цветные ладошки», «Город мастеров», «Юные инженерики», «Легоконструирование». Программа «Цветные ладошки» будет реализовываться с ранних групп до подготовительных (включительно) и направлена на развитие творческого потенциала детей, инициативности, творческой самостоятельности, самореализации посредством нетрадиционных техник рисования, лепки, аппликации. Программа «Топ – топ, каблучок» будет направлена на приобщение детей 4-7 лет к основам танцевального искусства, выявление одаренных детей с целью развития их творческих способностей, развитие и совершенствование специальных музыкальных способностей. Программа «Город мастеров» будет разработана для детей старшего дошкольного возраста с целью ознакомления дошкольников с народными промыслами, обычаями и праздниками России, развития творческих способностей детей и эстетического воспитания детей. Программы «Юные инженерики» и «Легоконструирование» будут реализоваться для детей 5-7 лет для развития конструктивно-модельной деятельности, инициативности, самостоятельной активности.
В рамках проекта педагоги МКДОУ №6, специалисты МКОУДО «ЦДОД», работники МКУК «ЦБС» городской детской библиотекой №3, руководитель –преподаватель ансамбля «Задоринка» МКУ «Центр Культуры и досуга», преподаватели колледжа Культуры и искусства с целью формирования нравственных ценностей и художественно-эстетического вкуса, развития творческих способностей, координации движений и выразительности речи детей на базе МКДОУ №6 планируются раз в месяц вечера развлечений по пятницам «Театральная пятница» для дошкольников, в том числе детей со статусом ОВЗ, и их родителей ». В ДОУ создан театральный коллектив «Креатив», в состав коллектива входят сотрудники детского сада. Один раз в полгода коллектив представляет театральные постановки для детей (Приложение 5.3).
Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры МКДОУ №6 установят тесные связи с МКУК «ЦБС» городской детской библиотекой №3. Данное учреждение в своем пространстве совместит различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности.
Преподаватели и студенты Барабинского филиала Новосибирского областного колледжа Культуры и Искусства для дошкольников организуют и проведут вечерки, посиделки, литературные гостиные, ярмарки, фестивали с целью активизировать знания о традициях, ремеслах, праздниках русского народа, развития художественно-творческих способностей в декоративно- прикладном творчестве, побуждать интерес к книге у дошкольников (Приложение 5.4.).
Воспитатели МКДОУ №6 и учителя начальных классов МКОУ СОШ №92 запланируют и проведут с первоклассниками и детьми подготовительных групп в рамках преемственности викторину «Знатоки искусств», Квест- игры : «Волшебная палитра», «Путешествие в царство лепки», «Творчество». Благодаря данным мероприятиям дети обобщат представления и знания об изобразительном искусстве, закрепят знания о жанрах живописи, усовершенствуют умения в различных нетрадиционных техниках рисования, лепки, аппликации, будет развиваться фантазия, художественное, творческое мышление, воображение, эстетический вкус (Приложение 5.5).
Воспитатели МКДОУ №6 и преподаватели Прихода храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы» организуют для воспитанников сеть мероприятий «По дороге добра» с целью создать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых, ознакомления с христианскими праздниками и их историей, всестороннего развития личности и мотивации к познанию и творчеству (Приложение 5.6).
Руководитель внеурочной деятельности «CUBORO. Думай креативно» совместно с учениками МБОУ СОШ №3 организуют занятия и турниры по конструированию с применением технологий: LEGO-технология, технология CUBORO c дошкольниками на базе МКДОУ №6 и МБОУ СОШ №3 (Приложение 5.7).
Сотрудничество с МКОУДО «ЦДОД» поможет в развитии творческих способностей и талантов наших детей. Дети будут участвовать в городских и районных выставках. Одна из задач взаимодействия с МКОУДО «ЦДОД» - выявление творческих способностей и возможностей ребенка, обогащение духовного мира, формирование эмоциональной сферы, развитие воображения, мышления (Приложение 4, таблица участия педагогов и воспитанников в конкурсах и выставках различного уровня).
Педагогами будет организована работа дистанционных конкурсов, районных выставок и выставок в ДОУ для детей (Приложение 4, таблица участия педагогов и воспитанников в конкурсах и выставках различного уровня).
Работа по реализации различных проектов: проект «Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги», проект «К родным истокам» по приобщению детей старшего дошкольного возраста к традициям русской народной культуры, проект «Рукодельницы» по декоративно-прикладному искусству, творческий проект «Волшебные нити», творческий проект «Пластилиновый мультфильм» и многие другие (Приложение 5.8).
В рамках проекта «Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги» запланировано создание коллекций бумажных платьев, костюмов, аксессуаров для детей родителями и педагогами, представление созданных нарядов в виде ДЕФЕЛЕ на родительских собраниях, семинарах, праздниках (Приложение 5.8)
Тесное сетевое взаимодействие дошкольного учреждения с социумом позволит добиться эффективного педагогического результата.
Старшим воспитателем осуществится контроль за реализацией плана работы с дошкольниками. Совместно с творческой группой будет проведен промежуточный мониторинг (Приложение 4).
Старший воспитатель на основе данных промежуточного мониторинга осуществит внесение необходимых корректив в план реализации проекта.
Старшим воспитателем будет осуществлен систематический контроль за реализацией проекта.
В марте 2019 года творческой группой планируется разработка и отбор критериев эффективности проекта, осуществление промежуточный мониторинг (апрель2019 – май 2019).
Старший воспитатель совместно со специалистами МКОУДО «ЦДОД» и работниками библиотеки на основе полученных данных осуществят внесение необходимых корректив в план мероприятий в рамках проекта.
На четвертом обобщающем этапе (апрель 2020 – май 2020) творческая группа осуществит итоговый мониторинг. В процессе реализации обобщающего этапа творческая группа обработает полученные данные, опишет результаты, соотнесет их с целями и задачами проекта. Старшим воспитателем совместно с творческой группой будет составлен отчет о реализации проекта, который используется для участия в конкурсах, выступлениях на педагогических Советах, районных конференциях, семинарах, публикациях в СМИ.
План реализации проекта
I этап подготовительно – информационный
(сентябрь 2017 – ноябрь 2017)
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | Теоретическое осмысление проблемы в рамках проекта. Целеполагание. | Сентябрь 2017г | Заведующий, Ст.воспитатель |
2. | Создание творческой группы: определение состава, распределение функциональных обязанностей и направлений деятельности членов | сентябрь 2017г | Заведующий, Ст.воспитатель |
3. | Изучение психолого-педагогической, методической литературы. | Октябрь 2017г | Творческая группа |
4. | Выявление уровня компетентности педагогов по вопросам интегрированного подхода к познавательно – исследовательской деятельности и продуктивной деятельности нетрадиционными методами Первичный мониторинг | октябрь 2017г | Ст.воспитатель, мониторинговая группа (из членов творческой группы) |
5. | Анкетирование родителей по теме проекта | ноябрь 2017г | Ст.воспитатель, монит. Группа |
II этап подготовительно – документальный
(декабрь 2017 – февраль 2018)
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | Разработка поэтапного плана мероприятий проекта | декабрь 2017г | Ст.воспитатель, творческая группа |
2. | Разработка локальных актов по управлению реализацией проекта. | Январь 2018г | Заведующий, ст.воспитатель |
3. | Комплектование фонда справочными, педагогическими, научно-популярными пособиями, формирование медиотеки попроблеме проекта | февраль 2018г | Творческая группа |
III этап функциональный
(март 2018 – март 2020)
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | Реализация плана работы по совершенствованию профессионального мастерства педагогов (Приложение 1, 5) | март 2018г – март 2020г | Ст.воспитатель, твор группа |
2. | Организация и проведение смотра – конкурса «Центр театрализации» | апрель 2018г | Старший воспитатель, твор. Группа |
3. | Организация и проведение смотра – конкурса «Музыкальный центр» | май 2018 | Старший воспитатель, твор группа |
4. | Организация и проведение смотра – конкурса «Центр продуктивной и творческой деятельности» | сентябрь 2018г | Старший воспитатель, твор. Группа |
5. | Организация и проведение смотра – конкурса «Лучший центр сенсорики и конструирования в ДОУ» | Сентябрь 2019 | Старший воспитатель, твор. Группа |
5. | Реализация плана работы с родителями (Приложение 2) | сентябрь 2018г – март 2020г | Ст.воспитатель, твор группа |
4. | Реализация плана совместной деятельности с дошкольниками (Приложение 3, 5) | сентябрь 2018г – март 2020г | Воспитатели, муз руковод, педагог – псих, специалисты |
5. | Контроль за реализацией проекта | сентябрь 2018г – март 2019г | Старший воспитатель |
6. | Разработка и отбор критериев эффективности проекта (Приложение 4) | март 2019г | Мониторинговая группа |
7. | Осуществление промежуточного мониторинга (Приложение 4) | апрель 2019г – май 2019г | Мониторинговая группа |
8. | Внесение необходимых корректив в план реализации проекта на основе результатов мониторинга | май 2019г | Старший воспитатель |
9. | Реализация плана проекта с учетом внесенных корректив | сентябрь 2019г – март 2020г | Старший воспитатель, твор группа |
IV этап обобщающий
(апрель 2020 – май 2020)
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Осуществление итогового мониторинга в рамках проекта | апрель 2020г | Мониторинговая группа |
2. | Обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами, определение перспектив | апрель 2020г | Старший воспитатель, мониторинговая группа |
3. | Составление отчета о реализации проекта | май 2020г | Ст. воспитатель, творческая группа |
4. | Подготовка материалов для публикаций, докладов, презентаций на официальном сайте ДОУ, участие в научно-практических конференциях, семинарах, конкурсах и выставках различного уровня | май 2020г | Творческая группа |
Ресурсы проекта
Кадровые ресурсы: заведующий, старший воспитатель, воспитатели и специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальные руководители) МКДОУ №6, специалисты МКОУДО «ЦДОД», библиотекари, преподаватели БФ колледжа «Культуры и искусства», руководитель-преподаватель ансамбля «Задоринка» МКУ «Центр Культуры и досуга», учителя начальных классов МКОУ СОШ №92, преподаватель внеурочной деятельности «CUBORO. Думай креативно» МБОУ СОШ №3, преподаватели Прихода.
Материально-технические: мультимедийная техника, множественная техника –ксероксы, принтеры и др., оборудованные помещения в дошкольном учреждении: музыкальный зал, спортивный зал, ИЗО-студия, Цент конструирования, мини-музей «Русская изба».
Методические ресурсы: для проведения занятий, мероприятий и индивидуальных консультаций с педагогами могут быть использованы методические ресурсы методкабинета, МКОУ СОШ №92, МБОУ СОШ №3, МКОУДО «ЦДОД», колледжа Культуры и искусства, электронные методические ресурсы.
Финансовые ресурсы: для поощрения педагогов-наставников, педагогов активно участвующих в конкурсах, педсоветах, семинарах, в инновационной деятельности могут быть использованы средства стимулирующего фонда за качество и результативность профессиональной деятельности.
Ожидаемые результаты
1. Плодотворное сетевого взаимодействие ДОУ с образовательными организациями и учреждениями культуры;
2. Создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, способствующей художественно-эстетическому развитию дошкольников;
3.Повышение профессиональное мастерство педагогов, способствующее реализации художественно-эстетического развития дошкольников, развития их творческого потенциала и самостоятельной творческой активности, социализации;
4.Обновление содержание образования художественно-эстетического развития дошкольников через внедрение авторских программ, современных образовательных технологий, творческих проектов, нетрадиционных техник;
5.Повышение компетентности родителей в сфере развития творческого потенциала и самостоятельной творческой активности детей.
Критерии эффективности проекта
№ | Критерии | Диагностический инструментарий | Ответст |
1. | Повышение профессионального мастерства педагогов, способствующего реализации художественно-эстетического развития дошкольников, развития их творческого потенциала и самостоятельной творческой активности. | Анкета для педагогов «Изучение состояния педагогической работы по художественно-эстетическому воспитанию в ДОУ» | Старший воспитатель, творческая группа |
2. | Создание соответствующей предметно – пространственной среды для художественно –эстетического развития детей | Карта анализа условий для организации детской деятельности по художественно –эстетического развития детей | Творческая группа |
3. | Повышение компетентности родителей в сфере развития творческого потенциала и самостоятельной творческой активности детей. | Анкета по выявлению условий для художественной деятельности в семье. Анкета для родителей «Художественное творчество в жизни дошкольника». Определение уровня включения родителей в деятельность дошкольного учреждения в рамках проекта. | Старший воспитатель, творческая группа |
4. | Повышение у детей дошкольного возраста уровня развития творческого потенциала и самостоятельной творческой активности. | Таблица художественно-творческого развития детей дошкольного возраста
Схема оценки уровня художественно-эстетического развития ребенка | Творческая группа |
Дальнейшее развитие проекта
В настоящее время перед педагогическим сообществом стоит задача повышения качества образования, и, соответственно, качества профессионального образования педагога. Методическая служба дошкольного образовательного учреждения обеспечить поддержку профессионального развития педагогов, внедрение в практику учреждения инновационных процессов, обеспечение методического сопровождения всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Проект очень актуален в постоянно меняющихся условиях реформирования системы образования.
Реализация данного проекта, поможет педагогам повысить уровень квалификации, профессиональное мастерство, компетентность, обеспечит стремление к самообразованию, повысит компетентность родителей в сфере развития творческого потенциала и самостоятельной творческой активности детей, приведет к повышению качества образования.
Педагогам необходимо непрерывно повышать свою квалификацию. В связи с этим возможно и дальнейшее развитие проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитии творческого потенциала дошкольников через инновационные технологии в музыкальной деятельности.
Опыт работы по развитию творческого потенциала дошкольников...
Опыт работы "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"
Методическая разработка по изодеятельности в технике пуантилизма (рисование точками)....
Развитие творческого потенциала дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок п...
"Развитие творческого потенциала дошкольников через игры-импровизации" - мастер-класс
Накопление впечатлений от восприятия - необходимое условие возникновения детского творчества. Детские находки, мысли, импровизационные ситуации, придуманные самими детьми, создают атмосферу радости на...
Развитие творческого потенциала дошкольников при организации взаимодействия ДОУ и семьи.
Музыкальное искусство едва ли не единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка дошкольного возраста. Основы музыкального восприятия формируются раньше, чем восприимчивость на музыку....
Мастер-класс «Развитие творческого потенциала дошкольников через игры-импровизации»
Каждый педагог в своей профессиональной деятельности ищет нетрадиционные пути творческого взаимодействия с детьми. На музыкальных занятиях я очень часто использую игры-импровизации, от которых воспита...