Развитие творческого потенциала дошкольников при организации взаимодействия ДОУ и семьи.
статья
Музыкальное искусство едва ли не единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка дошкольного возраста. Основы музыкального восприятия формируются раньше, чем восприимчивость на музыку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие творческого потенциала дошкольников
при организации взаимодействия ДОУ и семьи.
Л.Г. Паринова
музыкальный руководитель МБОУ «СОШ №34», г. Бийска
Многие современные концепции гуманизации дошкольного образования признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: добра, красоты. Бессмертные музыкальные произведения В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена, Р. Шуберта, П.И. Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление. Поэтому музыкальное искусство едва ли не единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка дошкольного возраста. Основы музыкального восприятия формируются раньше, чем восприимчивость на музыку.
Именно музыка создает соответствующий эмоциональный настрой: протяжной колыбельной — можно успокоить, народной плясовой — заставить двигаться, бодрой веселой — радоваться, медленной, тихой, лирической — грустить. Опрос, который я проводила в начале учебного года показал, что 82 % родителей все же слушают музыку и поют детям колыбельные песни. Через колыбельную у ребенка возникает потребность в художественном слове, музыке, общении со взрослым, отношение к близким людям и искусству. Сделала подбор «С песенкой через порог детского сада», которые воспитатели с успехом используют утром, когда принимают детей. При адаптации детей к детскому саду наблюдения показали, что пение взрослых и слушание музыки вызывают у детей положительные эмоции.
Для меня и родителей общей задачей является помочь ребенку «открыть дверь» в мир прекрасного. Чтобы музыка и песня воспитывали, благоприятно влияли на формирующийся вкус ребенка, совсем не надо обрушивать на него поток звуков. Нельзя ждать положительного результата там, где в доме с утра и до вечера не выключается радио, телевизор. Об эстетическом наслаждении музыкой здесь не приходится, и говорить, кроме нервного перенапряжения, ребенок ничего не получит. Совсем небезразлично, какие музыкальные передачи чаще всего слушают и смотрят взрослые по телевидению. Хорошо, если в доме звучит не только легкая, но и классическая музыка, и если ребенок смотрит телепередачи, которые наиболее интересны и доступны его возрасту.
В зависимости от того, какая песня, какая музыка действует на слух ребенка, развивается его музыкальный вкус. Послушайте с детьми следующие произведения: «Подснежник» А.Г. Гречанинова, «Колыбельная» В.А. Моцарта, серия фортепианных произведений П.И. Чайковского из «Детского альбома».
Ребенок, входящий в мир музыки и затем выходящий из него, становится по-своему психологическому состоянию качественно другим, как после прогулки в лесу и соприкосновения с природой, купания в море или общения с близким другом. Поэтому я рекомендую родителям новые технологии музыкотерапии, так как они обладают оздоравливающим эффектом. Это направление арт-терапии, доступное практически любому человеку.
Детям раннего возраста рекомендую слушать «живую» песню, а детям постарше, чтобы снять депрессию: «Ноктюрн» Ф. Шопена, «Колыбельные», «Элегии» К. Дебюсси. При долгом засыпании малыша рекомендую создание фона из произведений: Глюка «Мелодия», Р. Шумана «Грезы», «Аве Мария», Сибелиуса «Грустный вальс», К. Дебюсси «Свет луны».
Во время приема пищи я предлагаю педагогам и родителям слушать классические произведения: Л.В. Бетховена «Лунная соната»; Й. Гайдна «Симфонии»; И.С. Баха «Итальянский концерт» и «Вальсы» Р. Штрауса.
Родители часто обращаются с вопросами: «Какая музыка доступна детям?», «Каким должен быть детский репертуар?». Вопрос доступности содержания музыки детям, должен рассматриваться в плане восприятия эмоционального содержания, соответствия чувствам, которые дети способны пережить в данный момент. Не стоит приучать детей при восприятии музыки непременно искать опору в предметах и образах. Полезно, чтобы дети слушали не только программную музыку, различали настроения, выраженные в ней, сопереживали чувствам. При этом важен эмоциональный опыт — способность сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении. Предлагать детям произведения с ярко выраженной тревожностью, мрачностью звучания не следует. Ведь музыка воздействует на человека физиологически — успокаивает или возбуждает. Физиолог В. Бехтерев указывает: «Малолетние дети вообще живо реагируют на музыкальные произведения, из которых одни вызывают у них плач и раздражение, другие, радостные эмоции и успокоение. Этими реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных пьес для воспитания ребенка».
Многолетний опыт моей работы показывает, что дети дошкольного возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха, А. Вивальди, музыку В.А. Моцарта, Ф. Шуберта, потому что она спокойная, бодрая, ласковая, шутливая, радостная. К сожалению, в семье дети, как правило, слышат преимущественно развлекательную музыку, а классическая музыка не имеет ценности в представлениях многих родителей, которые выросли без нее.
Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием поют песни из фильмов, мульфильмов, потому что они легко запоминаются. Это — «Бременские музыканты», песни В. Шаинского и В. Крылатова и т.д. В детском саду, во второй половине дня слушаем музыку, потом говорим о характере, делимся впечатлениями о прослушанных произведениях. Данная работа привела к следующим результатам: доверительные отношения, стремление к взаимопониманию которое способствует сближению воспитателей и родителей, родителей и детей. Мною использовался приём домашнего задания. Для этого были собраны аудиозаписи по темам: «На Алтае песня родилась», «Песни Великой Отечественной войны», «Русская мозаика», «Инструменты симфонического оркестра»…
На праздниках и развлечениях транслируются основные культурные и нравственные ценности, поэтому очень значимым для ребенка является подготовка к ним педагогов и родителей. Папы и мамы являются активными участниками развлечения «День именинника». Родители ставят сказки «Репка», «Курочка Ряба», превращаются в героев из мультфильмов, участвуют в сюрпризных моментах. Зимой проводили «Вечер русского романса» со свечами. На вечере были исполнены романсы Алябьева, Варламова, а также песни Бийских композиторов В.А. Ковердяева, М.К. Апарнева. Очень эмоционально исполнила романс «Темно-вишневая шаль» в обработке В. Подольской мама Вани. Детям понравился шуточный романс «Улица» в исполнении папы Димы.
Совместно с родителями проводили развлечение «Встреча двух поколений». Начался вечер с моего рассказа о русской народной песне, о ее значении и специфике ее исполнения. На этом вечере были исполнены русские народные песни — календарные, лирические, игровые. Песни исполняли как под аккомпанемент, так и без него. Дети исполняли произведения: «А я по лугу», «Во поле береза стояла», «Частушки».
Недавно у нас прошел праздник «Вся семья вместе, так и душа на месте». С каждой группы были приглашены по две семьи, причем они должны были прийти с бабушками и дедушками. С каким азартом и гордостью наши воспитанники играли со своими родными «Голубой вагон», «Кто вперед выложит пословицу», а в заключении пели «Вместе весело шагать» В. Шаинского.
В Международный женский день был организован праздник «Поле чудес», в котором активными участниками стали мамы. Дети очень переживали за своих мам, когда они не могли угадать слово. Но с удовольствием играли, водили хороводы. В нашем ДОУ стало традицией, каждый год в конце ноября отмечать «День матери».
Совместно с инструктором по физкультуре мы проводили развлечение «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». На этом развлечении было много эстафет, в которых участвовали дети и родители. В заключении пели все вместе «Физкульт - ура!» Ю. Чичкова.
В тесном контакте мы работаем с хореографом. Мы разучили много русских народных танцев, где участвуют мамы наших воспитанников.
Проведенная работа позволила значительно повысить активность родителей в вопросах музыкального воспитания. Они стали проявлять интерес к успехам ребенка в детском саду, организации его досуга дома с использованием технических средств. Так, совместно с семьей нам удалось сформировать устойчивый интерес к музыкальной деятельности у большинства детей, заметно повысить уровень их музыкального развития.
В результате сложившейся системы работы по повышению педагогической культуры родителей созданы предпосылки для дальнейшего совершенствования музыкального воспитания детей.
Литература
- Линченко, Н. Музыка помогает познать мир [Текст] / Линченко Н., Машкова Н., Ковалева Г. // Дошкольное воспитание. – 1997.- №12- С. 108-111.
- Концепция дошкольного воспитания [Текст] // Дошкольное воспитание . – 1989. - № 9 – С. 48 – 69.
- Павлова, Л. У истоков материнства [Текст] /Л. Павлова // Дошкольное воспитание . – 2000. - № 3 – С. 126-130.
- Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия [Текст] /В.И. Петрушин. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-176 с. ISBN 5-691-00251-1
- Радынова, О.П. Народные колыбельные [Текст] / Дошкольное воспитание. – 1995. - № 6 – С. 104-114.
- Сербина, Е. Баю-баюшки-баю…[Текст] / Е. Сербина // Дошкольное воспитание. -1994. - №11 – С. 84-87.
- Школяр, Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке [Текст] / Л. Школяр // Дошкольное воспитание. -1992. - № 9,10 – С. 39 – 42.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО- ТВОРЧЕСКОГО, ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
1. Проектный метод в организации взаимодействия ДОУи семьи в процессе художественно-творческого, познавательного развития детей:-Проектный метод – немного из теории…-Плюсы и минусы проектного метода...
«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»
Совершенствование воспитательно-образовательного процесса.Создание творческой атмосферы в коллективе....
Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».
Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».Цель: совершенствовать работу по художе...
«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»
Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого че...
Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию (КОНСТРУИРОВАНИЕ)»
Дошкольное детство – это период первоначального становления и развития личности. Эмоциональный мир современных детей изменился, они стали более свободными, самостоятельными и активны...
Презентация «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию (КОНСТРУИРОВАНИЕ)»
Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает — создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отде...