План самообразования воспитателя
материал (младшая группа)
План самообразования воспитателя
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план по самообразованию воспитателя | 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования воспитателя
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры».
Актуальность темы: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. И, поэтому, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Цель: Повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство, создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей 2-3 лет. Задачи: 1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей раннего возраста; способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр; 2. Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи; 3. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы; 4. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе. Формы работы: − совместная работа с детьми; − индивидуальная работа; − свободная самостоятельная деятельность самих детей. Предполагаемый результат: У детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать ложку, карандаш, кисть, получают удовольствие от творческой и игровой деятельности. Этапы работы. I. Теоретический этап. Изучение учебно-методической литературы: ( В течение года) 1. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб:, Корона-Век, 2007 2. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2007. 3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. 4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. 5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. II. Практический этап.
Месяц | Тема | Содержание работы | Практический выход |
В течение года | Рисование, лепка | Формировать умение детей держать карандаш тремя пальцами, оставлять след на бумаге, работать с пластилином. | Выставка работ для родителей. |
октябрь | Создание картотеки пальчиковых игр | Пополнение методического материала. | Оформление картотеки. |
октябрь | Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Капуста» | Побуждать детей выполнять действия руками и пальчиками, в соответствии со словами текста; развитие мелкой моторики. | Включение игр в НОД, свободную игровую деятельность. |
ноябрь | Д/и.: «Прищепки» | Способствовать формированию детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры. | Дети владеют умением прикреплять прищепки по периметру фигуры. |
ноябрь | Игры: «Рыбалка», «Поймай лягушку» | Развивать координацию движений, мелкую моторику и закрепление цвета рыбки (лягушки). | Дети соблюдают правила игры, доводят начатое до конца. |
декабрь | Д/и. «Шнуровка», «Бусы» | Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. | Дети соблюдают правила игры, доводят начатое до конца. |
декабрь | Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на песке) | Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина; воспитание терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. | Дети овладели навыком рисования на песке, познакомились с понятием форма, величина. |
январь | Создание разнообразного «Пальчикового театра». Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей. | Развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра. | Создание пальчикового театра по сказкам. |
январь | Д\И : «Массажный мячик» | Развивать сгибание и разгибание кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию движений | Дети умеют работать с массажным мячиком. |
февраль | Д/и «Веселые упражнения с карандашами» | Способствовать умению раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук. | Консультация для родителей на тему: «Развиваем мелкую моторику дома». |
февраль | Папка передвижка для родителей «Для чего нужны пальчиковые игры» Консультация для родителей: «Игры на развитие мелкой моторики рук» | Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей раннего возраста | Оформление папки-передвижки по теме. |
март | Настольная игра «Мозаика». | Способствовать умению детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу. | Дети умеют выкладывать мозаику по образцу, знают основные цвета. |
апрель | Д/и «С крышками» Создание пособия для игры с крышками от бутылок | Развивать координацию движения рук, способствовать умение детей закручивать и откручивать крышки. | Приготовить пособие. |
апрель | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста» | Продолжать повышать компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей раннего возраста | Индивидуальные беседы с родителями. |
май | Диагностика уровня развития мелкой моторики. | Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки | Подведение итогов. |
Литература:
1. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб:, Корона-Век, 2007 2. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2007. 3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. 4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. 5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план самообразования воспитателя .
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида «Батыр» г. Буинска Буинского района РТ «План по самообразованию педагога»...
Индивидуальный план самообразования воспитателя коррекционной группы «Применение упражнений-этюдов на развитие выразительности эмоций у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры».
Индивидуальный план самообразования воспитателя коррекционной группы...
План самообразования воспитателя
Формирование основ педагогического мастерства."Мастер"(в переводе с лат. - начальник,учитель)-это человек ,достигший высркого уровня совершенства и творчества в своем деле....
План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»
План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»...
План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет
План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества ...
План самообразования воспитателя ДОУ По теме: « Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» воспитателя Мякоткиной Елены Владимировны
Самообразование...
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....