План самообразования воспитателя
материал (младшая группа)

План самообразования воспитателя

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры».

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования воспитателя

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры».

Актуальность темы: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. И, поэтому, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.                                                  Цель: Повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство, создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.                                                                                                                                           Задачи:                                                                                                                                        1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей раннего возраста;  способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;                                                                                                                                                                                                                2. Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;                                        3. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;                                                                                                                                                4. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.                                                                                                                                Формы работы:                                                                                                                                − совместная работа с детьми;                                                                                                            − индивидуальная работа;                                                                                                         − свободная самостоятельная деятельность самих детей.                                   Предполагаемый результат:                                                                                                               У детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать ложку, карандаш, кисть, получают удовольствие от творческой и игровой деятельности.                                                                                                               Этапы работы.                                                                                                                           I. Теоретический этап.                                                                                             Изучение учебно-методической литературы: ( В течение года)                                                                                  1. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб:, Корона-Век, 2007                                                      2. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2007.                                              3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.                                                                                                                      4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.                           5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.                    II. Практический этап.  

Месяц

Тема

Содержание работы

Практический  выход

В течение года

  Рисование, лепка                                                                                                                                                            

Формировать умение детей держать карандаш  тремя пальцами, оставлять след на бумаге, работать с пластилином.

Выставка работ для родителей.

октябрь

Создание картотеки пальчиковых игр

Пополнение методического материала.

Оформление картотеки.

октябрь

Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Капуста»

Побуждать детей выполнять действия руками и пальчиками, в соответствии со словами текста; развитие мелкой моторики.

Включение игр в НОД, свободную игровую деятельность.

ноябрь

Д/и.: «Прищепки»

Способствовать формированию детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.

Дети владеют умением прикреплять прищепки по периметру фигуры.

ноябрь

Игры: «Рыбалка», «Поймай лягушку»

Развивать координацию движений, мелкую моторику и закрепление цвета рыбки (лягушки).

Дети соблюдают правила игры, доводят начатое до конца.

декабрь

Д/и. «Шнуровка», «Бусы»

Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Дети соблюдают правила игры, доводят начатое до конца.

декабрь

Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на песке)

Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина; воспитание терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Дети овладели навыком рисования  на  песке, познакомились с понятием  форма, величина.

январь

Создание разнообразного «Пальчикового театра». Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей.

Развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра.

Создание пальчикового театра по сказкам.

январь

Д\И : «Массажный мячик»

Развивать сгибание и разгибание кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию движений

Дети умеют работать с массажным мячиком.

февраль

Д/и «Веселые упражнения с карандашами»

Способствовать умению раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.

Консультация для родителей на тему: «Развиваем мелкую моторику дома».

февраль

Папка передвижка для родителей «Для чего нужны пальчиковые игры» Консультация для родителей: «Игры на развитие мелкой моторики рук»

Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей раннего возраста

Оформление папки-передвижки по теме.

март

Настольная игра «Мозаика».

Способствовать умению детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

Дети умеют выкладывать мозаику по образцу, знают основные цвета.

апрель

Д/и «С крышками» Создание пособия для игры с крышками от бутылок

Развивать координацию движения рук, способствовать умение детей закручивать и откручивать крышки.

Приготовить пособие.

апрель

Консультация  для  родителей  «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»

Продолжать повышать компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей раннего возраста

Индивидуальные беседы с родителями.

май

Диагностика уровня развития мелкой моторики.

Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки

Подведение итогов.

Литература:

1. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб:, Корона-Век, 2007                                                      2. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2007.                                              3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.                                                                                                                      4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.                           5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования воспитателя .

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида «Батыр» г. Буинска Буинского района РТ  «План по самообразованию педагога»...

План самообразования воспитателя

Формирование основ педагогического мастерства."Мастер"(в переводе с лат. - начальник,учитель)-это человек ,достигший высркого уровня совершенства и творчества в своем деле....

План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»

План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»...

План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества ...

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....