Учебно-методическая разработка. «Юный эколог»
методическая разработка (средняя группа)

Учебно-методическая разработка.  «Юный эколог»

 Автор методической разработки: Чернова Елена Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Росиночка»,  г. Тамбова.

Описание материала:

Серия «Экологическое воспитание в детском саду»

Система работы в средней группе детского сада.

 Для работы с детьми 4-5 лет

 

 

 

 

Дата

Организованно-образовательная деятельность

 

Совместная деятельность взрослых и детей, организация развивающей среды для самостоятельной детской деятельности

Месяц

 

 

Тема

 

Программное содержание

 

Методическое

обеспечение

сентябрь

1

 

Диагностика

 

 

 

2

Диагностика

 

 

 

3

Наблюдение

«Все цветы разные»

 

 

 

Уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок; показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветов, их форме, махровости; что красоту цветов дополняет листва; обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут.

 «Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

 

Наблюдение

«Растут ли цветы на нашем участке?»

Беседа

«Как ухаживать за букетом»

Д/игра  «Что бывает на растениях после цветов»

4

Образовательная ситуация

«К ребятам приходит Айболит»

Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание его поддерживать полезной, содержащей витамины пищей – овощами и фруктами. Уточнять и расширять представления об отличительных особенностях овощей, о том, что их можно есть в сыром и вареном виде, из них можно готовить суп, салат; в сыром виде они полезнее – в них много витаминов, которые нужны для здоровья.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

 

Д/игра «Фрукты-овощи»

Беседа «Витамины на грядке»

С.р/игра «Магазин»

 

октябрь

1

Образовательная ситуация

«Фрукты и овощи»

 

Уточнить представления детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу; развивать речь, сенсорные способности; формировать умение объединять плоды по сходному признаку.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Д/игра  «Угадай, что где растет»

Д/игра  «С какой ветки детки».

Беседа «Что нам дарит осень?»

2

Образовательная ситуация

«Изготовление пособия для игры «Вершки и корешки»»

 

Расширять представления детей об овощах и фруктах: местах их произрастания (огород, сад), что овощи растут на грядке в земле, а фрукты созревают на деревьях и кустах, у всех овощных и плодовых растений есть в земле корни; упражнять в наклеивании готовых  форм; развивать умение ориентироваться на листе  бумаги, составлять целое из частей.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Д/игра  «Вершки – корешки»

Беседа  «Что в корзинку мы берем?»

Чтение р.н.сказки «Вершки-корешки»

Драматизация сказки «Репка»

3

Беседа «Осенние изменения в природе»

Конкретизировать и углубить представление об осени: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности жизни домашних и диких животных. Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения животных осенью.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Работа с календарем в уголке природы.

Наблюдение «Осеннее небо»

Д/игра «Когда это бывает?»

Слушание « Осень», муз. Н. Бордюг.

4

Образовательная ситуация

«Что растет в лесу?»

 

Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами. Познакомить с произведениями искусства – картинами и репродукциями на тему осеннего леса; учить замечать красоту картин, рассказать, что картины пишут художники.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

 

Д/игра  «Назови растение»

Беседа «Удиви- тельное вокруг»

П/игра «У медведя во бору».

ноябрь

1

Образовательная ситуация

«Кто живет в лесу?»

 

Расширять представления детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Д/игра «Сложи животное»

Беседа «Есть ли домики у зверят?»

Чтение р.н.сказки «Зимовье»

2

Образовательная ситуация

«В гостях у курочки Рябы» (знакомство с коровой, козой и свиньей)

Познакомить детей с коровой, свиньей и козой как домашними животными, формировать представления о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнять представления о взрослых животных и детенышах; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

П/игра «Волк и зайцы»

Рассматривание схемы-модели «Домашние животные».

3

Беседа «Домашние животные»

Уточнить и расширить представления детей о домашних животных. Продолжать формировать понятие «домашние животные» (живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек заботится о них: кормит, лечит). Воспитывать интерес к домашним животным.

 

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

 

Д/игра «Кто в домике живет»

Просмотр  видеофильма «Домашние животные»

4

Образовательная ситуация

«В гостях у курочки Рябы» (знакомство с лошадью

и овцой)

Закрепить у детей представления об известных им домашних животных – корове, козе, свинье, познакомить с новыми – овцой, лошадью; развивать воображение, умение сравнивать, входить в игровую ситуацию.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

П/игра «Лохматый пёс»

Д/игра «Найди детеныша для мамы»

Аппликация «Собачка»

декабрь

1

Наблюдение

«Как узнать ель?»

 

Упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по одному- двум характерным признакам; показать особенности ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев (ветви покрыты зелеными иголками, похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие,  а книзу становятся все длиннее и длиннее).

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Беседа «Хвойные деревья. Беседа о сосне»

Рассмотреть шишки сосны и ели.

Беседа «Для чего растениям снег»

2

Образовательная ситуация

«В гостях у курочки Рябы» (знакомство с кошкой

и собакой)

Уточнять и расширять представления детей о кошке и собаке как о домашних животных (живут вместе с человеком, собака  охраняет дом и хозяина, кошка ловит мышей, человек любит своих помощников, заботится о них – кормит, ухаживает, ласкает).

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Рассматривание картины «Кошка с котятами»

П/игра «Кот Васька»

Д/игра  «Помоги собрать малышей»

3

Наблюдение  «Чем прекрасна ель?»

Уточнить представления детей о строении ели: один ствол, покрытый коричневой корой; верхушка; много веток, которые постепенно увеличиваются книзу, все ветки покрыты зелеными, жесткими, колючими иголками; коричневые шишки (на высокой взрослой ели). Обратить внимание на красоту дерева, на то, что быть рядом с елью, гулять возле нее очень полезно для здоровья.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

 

Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение).

Сравнение живой и игрушечной ели

Аппликация «Новогодняя красавица»

4

Коллективное изготовление альбома

«Елочка»

Уточнять представления детей о бумаге и изделиях из нее (бумагу делают из деревьев, бумага очень нужна людям, из нее изготавливают разные предметы: книги, альбомы, салфетки и др., она бывает разного цвета, тонкая и толстая, мягкая и жесткая, на ней можно рисовать, из нее можно делать игрушки, бумагу надо беречь); упражнять детей в аппликации – умении составлять и склеивать предмет из частей.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.44

 

Д/игра «Угадай: какое время года»

Беседа «Зима»

Наблюдение  «Чем прекрасна ель?»

Слушание «Маленькой елочке холодно зимой…»

5

Наблюдение  «Поможем нашей елочке»

Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение, сочувствие к живой ели, желание облегчить ее зимнее существование; дать представление о том, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть, поэтому их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол, что большое количество снега на лапах ели вредно для нее, так как оттягивает их вниз и может сломать, ели можно помогать, легонько отряхивая снег с веток.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.47

 

Рассматривание иллюстраций зимнего пейзажа

Беседа «Если на улице сильный мороз»

Экспериментирование «Почему тепло под снегом»

 

январь

1

Наблюдение  «Делаем цветные льдинки»

 

Наблюдение  «Как лед превращается в воду?»

Показать детям, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь нее видны предметы, что вода может быть разноцветной, красивой, если в нее добавить краску. Продолжать знакомить детей со свойствами воды (на морозе замерзает и превращается в лед).

Показать детям, что в тепле лед тает и превращается в воду, цветной лед становится цветной водой.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

 

Опыт с водой

Игра "Как сосулька превратилась вводу"

Беседа «Если на улице сильный мороз»

Постройки из снега.

 

2

Наблюдение  «Теплая и холодная вода»

 

Образовательная ситуация

 «Кому нужна вода?»

Уточнять представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодная и горячая; это можно узнать, если потрогать воду руками; в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.

Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"
Опыт с водой

(сахаром, солью, чесноком, закрашиванием краской;

сравнение чистой и грязной воды)

3

Наблюдение «Какие птицы прилетают на участок?»

 

Образовательная ситуация

 «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с птичьим двором)

Уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; учить детей различать птиц по 2—3 характерным признакам (воробьи маленькие, серенькие или серо-коричневые, летают стайкой).

Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях (как выглядят, какие звуки издают, как передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детенышей).

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

 

Беседа «Зимующие птицы»

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

Наблюдения за птицами на участке.

Чтение стихотворения А. Прокопьевой «Снегири»

февраль

1

Наблюдение «Сколько крыльев у птиц и как они летают?»

Уточнить представления детей о двух способах передвижения птиц в пространстве, об их строении (ноги и крылья), об особенностях крыльев (раскрываются – и тогда хорошо видны, складываются и прижимаются к телу – в этом случае незаметны, птицы летают по воздуху при помощи раскрытых крыльев – они машут ими, отталкиваются от воздуха и летят; у человека нет крыльев, он не может летать)

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

 

Рассматривание альбома "Пернатые друзья"
Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц")

Беседа «Чем мы можем помочь птицам»

2

Образовательная ситуация

«Путешествие в зимнем лесу»

 

Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день – мало света); развивать игровые умения

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Раскрась предметы живой и неживой природы.

Рисование «Зайка»

Дидактическая игра «Кто лишний»

3

Образовательная ситуация

«Айболит в гостях у детей»

 

Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям; объяснить, что зимой организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах, шиповнике, зеленом луке; уточнить представления об известных им фруктах (названия, цвет, форма, вкус); дать новые знания о том, как писать письмо, как оформлять конверт; учить сажать лук.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

 

Рассмотреть энциклопедию «Тело

человека»

Беседа «Что для человека вредно, а что полезно»

Д/игра «Хорошо-плохо»

 

4

Образовательная ситуация

«Посещение зоопарка» (знакомство с животными тропических и южных стран)

Формировать представления о диких экзотических животных: льве, тигре, слоне, обезьянах, крокодиле; дать элементарные сведения о том, где они проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу; развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, исполнять роль, совершая ролевые действия и произнося ролевые слова).

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

 

Отгадывание загадок.

Д/игра "Кто живёт на суше, а кто в воде"

Демонстрационный материал «Животные жарких стран»

март

1

Образовательная ситуация

«Рисуем подарок к 8 Марта»

 

Воспитывать у детей желание готовить подарок любимому человеку, с радостью дарить его; расширять представления о Е.И. Чарушине (не только писатель, но и художник, который часто рисовал любимых животных); учить обводить контур трафарета, закрашивать красками методом тычка.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Опыт наблюдение за веточками деревьев в группе.

"
" Игра Найди такой же", "Подбери листок к дереву"

 

2

Образовательная ситуация

«Где обедал воробей?»

 

Познакомить детей с произведением С. Маршака; уточнить и расширить представления о животных зоопарка (названия, внешний облик, повадки); развивать игровые умения.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

 

Чтение  стихотворения С. Маршака

«Где обедал, воробей?»

Рассматривание иллюстраций животных зоопарка.

 

3

Беседа

«Март – первый месяц весны»

 

Обратить  внимание  на признаки весны: солнце стало яркое, стало греть сильнее, небо голубое, снег потемнел, покрылся плотной коркой, с крыш капель и свисают сосульки. На прогулке найти признаки ветра, определит его силу;  измерить  глубину снега, отметить, что толщина покрова стала меньше и сверху лежит плотная серая корка; обратить внимание детей на одежду.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Рассматривание иллюстраций по теме «Весна»

Сравнение признаков зимы и весны. Чтение стихотворения Н.Родивилиной «Весне мы очень рады»

4

Образовательная ситуация

«Советы Айболита»

 

Продолжать воспитывать у детей потребность бережно относиться к своему здоровью, формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны богатая витаминами пища (зеленый лук) и солнце, что растения живые и могут расти, если для них созданы необходимые условия: вода, свет, тепло.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Беседа «Что нужно растению?»

Посадить лук, петрушку.

Работа с календарём природы.

Д/ /игра «Узнай по листочку»

апрель

1

Наблюдение

«Мать-и-мачеха – что это за цветы? В каких местах растет мать-и-мачеха?»

 

Учить детей находить, узнавать мать-и-мачеху, определять его особенности: невысокий стебель покрыт чешуйками, цветок желтый, круглый, похож на крохотную корзинку, листьев нет. Обратить внимание детей на то, что весенние цветы появляются прежде всего в солнечных местах, на которых снег от солнечного тепла уже растаял (образовалась вода) и земля прогрелась.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

 

Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение)

Рисование «Солнышко лучистое»

2

Наблюдение

«Кто прилетает и садится на цветы?»

 

Продолжать развивать у детей наблюдательность –, появилось больше цветов, на них садятся насекомые. Во время наблюдения объяснить: весенние  цветы нужны насекомым – мухам, пчелам, шмелям и др. – они пьют сок цветов, кормятся на цветах.

 

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Досуг «День Земли»

Просмотр иллюстраций «Насекомые»

Аппликация «Бабочка»

3

Наблюдение  «Что бывает после цветов?»

Показать детям, что живое растение растет и меняется, после цветов появляются семена; семена маленькие, снабжены пушком, тонкими светлыми волосками, которые помогают семенам летать, на одном цветке образуется много семян.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Д/игра «С какого дерева листок»

Рисование «Цветик семицветик»

Рассматривание семян разных растений.

4

Образовательная ситуация

«Весна в лесу»

 

Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период (становится теплее, снег тает, начинают набухать почки на деревьях и кустарниках, появляется трава); формировать реалистические представления о жизни лесных животных (от спячки просыпается еж и медведь, заяц и белка линяют – меняют шерсть; все звери выводят потомство, птицы поют, строят гнезда; в весеннем лесу светло, красиво, пахнет молодой зеленью); учить поддерживать воображаемую ситуацию.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

 

Загадать загадки о весне

Беседа «Для чего нужен скворечник»

Чтение стихотворения Р. Рождественского «Береги природу»

 

 

1

Наблюдение «Собираем листья мать-и-мачехи»

Развивать у детей умение замечать особенности листьев мать-и-мачехи, объяснить, что название растения произошло от свойств листьев: «мать» – теплая сторона, «мачеха» – холодная сторона; познакомить детей с тем,  что листья у мать-и-мачехи появляются после цветов и  являются лекарственным сырьем, их можно собирать, высушивать в тени, хранить в пакетах, сухие листья заваривают, как чай, и пьют, настой мать-и-мачехи помогает лечить кашель, его можно пить детям и взрослым.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Беседа «Аптека на лугу»

Д/игра «Земля наш дом»

 

Наблюдение «Цветы на участке»

С.р/игра «Дочки-матери»

 

 

май

2

Образовательная ситуация

 «Рисуем животных – создаем книгу по мотивам рассказов Е.И. Чарушина

Воспитывать у детей понимание того, что о ярких впечатлениях от природы можно интересно рассказывать, их можно красиво отображать в рисунках; уточнить представления о Е.И. Чарушина как писателе и художнике; воспитывать желание участвовать в общем деле – создании интересной книги о природе.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог. 

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Чтение В. Чарушин «Что за зверь?»

Рассматривание иллюстраций с животными.

Д/игра «Животные леса».

3

 

Мониторинг

 

 

4

 

Мониторинг

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospit.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

Юный эколог.

Серия «Экологическое воспитание в детском саду»

Система работы в средней группе детского сада.

 Для работы с детьми 4-5 лет

Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=5815390 Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми 4-5 лет: Мозаика-синтез; М.:; 2010 ISBN 978-5-86775-731-1

Дата

Организованно-образовательная деятельность

Совместная деятельность взрослых и детей, организация развивающей среды для самостоятельной детской деятельности

Месяц

Тема

Программное содержание

Методическое

обеспечение

сентябрь

1

Диагностика

2

Диагностика

3

Наблюдение

«Все цветы разные»

Уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок; показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветов, их форме, махровости; что красоту цветов дополняет листва; обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут.

 «Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Наблюдение

«Растут ли цветы на нашем участке?»

Беседа

«Как ухаживать за букетом»

Д/игра  «Что бывает на растениях после цветов»

4

Образовательная ситуация

«К ребятам приходит Айболит»

Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание его поддерживать полезной, содержащей витамины пищей – овощами и фруктами. Уточнять и расширять представления об отличительных особенностях овощей, о том, что их можно есть в сыром и вареном виде, из них можно готовить суп, салат; в сыром виде они полезнее – в них много витаминов, которые нужны для здоровья.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Д/игра «Фрукты-овощи»

Беседа «Витамины на грядке»

С.р/игра «Магазин»

октябрь

1

Образовательная ситуация

«Фрукты и овощи»

Уточнить представления детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу; развивать речь, сенсорные способности; формировать умение объединять плоды по сходному признаку.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Д/игра  «Угадай, что где растет»

Д/игра  «С какой ветки детки».

Беседа «Что нам дарит осень?»

2

Образовательная ситуация

«Изготовление пособия для игры «Вершки и корешки»»

Расширять представления детей об овощах и фруктах: местах их произрастания (огород, сад), что овощи растут на грядке в земле, а фрукты созревают на деревьях и кустах, у всех овощных и плодовых растений есть в земле корни; упражнять в наклеивании готовых  форм; развивать умение ориентироваться на листе  бумаги, составлять целое из частей.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Д/игра  «Вершки – корешки»

Беседа  «Что в корзинку мы берем?»

Чтение р.н.сказки «Вершки-корешки»

Драматизация сказки «Репка»

3

Беседа «Осенние изменения в природе»

Конкретизировать и углубить представление об осени: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности жизни домашних и диких животных. Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения животных осенью.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Работа с календарем в уголке природы.

Наблюдение «Осеннее небо»

Д/игра «Когда это бывает?»

Слушание « Осень», муз. Н. Бордюг.

4

Образовательная ситуация

«Что растет в лесу?»

Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами. Познакомить с произведениями искусства – картинами и репродукциями на тему осеннего леса; учить замечать красоту картин, рассказать, что картины пишут художники.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Д/игра  «Назови растение»

Беседа «Удиви- тельное вокруг»

П/игра «У медведя во бору».

ноябрь

1

Образовательная ситуация

«Кто живет в лесу?»

Расширять представления детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Д/игра «Сложи животное»

Беседа «Есть ли домики у зверят?»

Чтение р.н.сказки «Зимовье»

2

Образовательная ситуация

«В гостях у курочки Рябы» (знакомство с коровой, козой и свиньей)

Познакомить детей с коровой, свиньей и козой как домашними животными, формировать представления о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнять представления о взрослых животных и детенышах; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

П/игра «Волк и зайцы»

Рассматривание схемы-модели «Домашние животные».

3

Беседа «Домашние животные»

Уточнить и расширить представления детей о домашних животных. Продолжать формировать понятие «домашние животные» (живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек заботится о них: кормит, лечит). Воспитывать интерес к домашним животным.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Д/игра «Кто в домике живет»

Просмотр  видеофильма «Домашние животные»

4

Образовательная ситуация

«В гостях у курочки Рябы» (знакомство с лошадью

и овцой)

Закрепить у детей представления об известных им домашних животных – корове, козе, свинье, познакомить с новыми – овцой, лошадью; развивать воображение, умение сравнивать, входить в игровую ситуацию.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

П/игра «Лохматый пёс»

Д/игра «Найди детеныша для мамы»

Аппликация «Собачка»

декабрь

1

Наблюдение

«Как узнать ель?»

Упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по одному- двум характерным признакам; показать особенности ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев (ветви покрыты зелеными иголками, похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие,  а книзу становятся все длиннее и длиннее).

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Беседа «Хвойные деревья. Беседа о сосне»

Рассмотреть шишки сосны и ели.

Беседа «Для чего растениям снег»

2

Образовательная ситуация

«В гостях у курочки Рябы» (знакомство с кошкой

и собакой)

Уточнять и расширять представления детей о кошке и собаке как о домашних животных (живут вместе с человеком, собака  охраняет дом и хозяина, кошка ловит мышей, человек любит своих помощников, заботится о них – кормит, ухаживает, ласкает).

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Рассматривание картины «Кошка с котятами»

П/игра «Кот Васька»

Д/игра  «Помоги собрать малышей»

3

Наблюдение  «Чем прекрасна ель?»

Уточнить представления детей о строении ели: один ствол, покрытый коричневой корой; верхушка; много веток, которые постепенно увеличиваются книзу, все ветки покрыты зелеными, жесткими, колючими иголками; коричневые шишки (на высокой взрослой ели). Обратить внимание на красоту дерева, на то, что быть рядом с елью, гулять возле нее очень полезно для здоровья.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение).

Сравнение живой и игрушечной ели

Аппликация «Новогодняя красавица»

4

Коллективное изготовление альбома

«Елочка»

Уточнять представления детей о бумаге и изделиях из нее (бумагу делают из деревьев, бумага очень нужна людям, из нее изготавливают разные предметы: книги, альбомы, салфетки и др., она бывает разного цвета, тонкая и толстая, мягкая и жесткая, на ней можно рисовать, из нее можно делать игрушки, бумагу надо беречь); упражнять детей в аппликации – умении составлять и склеивать предмет из частей.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.44

Д/игра «Угадай: какое время года»

Беседа «Зима»

Наблюдение  «Чем прекрасна ель?»

Слушание «Маленькой елочке холодно зимой…»

5

Наблюдение  «Поможем нашей елочке»

Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение, сочувствие к живой ели, желание облегчить ее зимнее существование; дать представление о том, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть, поэтому их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол, что большое количество снега на лапах ели вредно для нее, так как оттягивает их вниз и может сломать, ели можно помогать, легонько отряхивая снег с веток.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.47

Рассматривание иллюстраций зимнего пейзажа

Беседа «Если на улице сильный мороз»

Экспериментирование «Почему тепло под снегом»

январь

1

Наблюдение  «Делаем цветные льдинки»

Наблюдение  «Как лед превращается в воду?»

Показать детям, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь нее видны предметы, что вода может быть разноцветной, красивой, если в нее добавить краску. Продолжать знакомить детей со свойствами воды (на морозе замерзает и превращается в лед).

Показать детям, что в тепле лед тает и превращается в воду, цветной лед становится цветной водой.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Опыт с водой

Игра "Как сосулька превратилась вводу"

Беседа «Если на улице сильный мороз»

Постройки из снега.

2

Наблюдение  «Теплая и холодная вода»

Образовательная ситуация

 «Кому нужна вода?»

Уточнять представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодная и горячая; это можно узнать, если потрогать воду руками; в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.

Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"
Опыт с водой

(сахаром, солью, чесноком, закрашиванием краской;

сравнение чистой и грязной воды)

3

Наблюдение «Какие птицы прилетают на участок?»

Образовательная ситуация

 «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с птичьим двором)

Уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; учить детей различать птиц по 2—3 характерным признакам (воробьи маленькие, серенькие или серо-коричневые, летают стайкой).

Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях (как выглядят, какие звуки издают, как передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детенышей).

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Беседа «Зимующие птицы»

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

Наблюдения за птицами на участке.

Чтение стихотворения А. Прокопьевой «Снегири»

февраль

1

Наблюдение «Сколько крыльев у птиц и как они летают?»

Уточнить представления детей о двух способах передвижения птиц в пространстве, об их строении (ноги и крылья), об особенностях крыльев (раскрываются – и тогда хорошо видны, складываются и прижимаются к телу – в этом случае незаметны, птицы летают по воздуху при помощи раскрытых крыльев – они машут ими, отталкиваются от воздуха и летят; у человека нет крыльев, он не может летать)

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Рассматривание альбома "Пернатые друзья"
Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц")

Беседа «Чем мы можем помочь птицам»

2

Образовательная ситуация

«Путешествие в зимнем лесу»

Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день – мало света); развивать игровые умения

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Раскрась предметы живой и неживой природы.

Рисование «Зайка»

Дидактическая игра «Кто лишний»

3

Образовательная ситуация

«Айболит в гостях у детей»

Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям; объяснить, что зимой организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах, шиповнике, зеленом луке; уточнить представления об известных им фруктах (названия, цвет, форма, вкус); дать новые знания о том, как писать письмо, как оформлять конверт; учить сажать лук.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Рассмотреть энциклопедию «Тело

человека»

Беседа «Что для человека вредно, а что полезно»

Д/игра «Хорошо-плохо»

4

Образовательная ситуация

«Посещение зоопарка» (знакомство с животными тропических и южных стран)

Формировать представления о диких экзотических животных: льве, тигре, слоне, обезьянах, крокодиле; дать элементарные сведения о том, где они проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу; развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, исполнять роль, совершая ролевые действия и произнося ролевые слова).

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Отгадывание загадок.

Д/игра "Кто живёт на суше, а кто в воде"

Демонстрационный материал «Животные жарких стран»

март

1

Образовательная ситуация

«Рисуем подарок к 8 Марта»

Воспитывать у детей желание готовить подарок любимому человеку, с радостью дарить его; расширять представления о Е.И. Чарушине (не только писатель, но и художник, который часто рисовал любимых животных); учить обводить контур трафарета, закрашивать красками методом тычка.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Опыт наблюдение за веточками деревьев в группе.

"
" Игра Найди такой же", "Подбери листок к дереву"

2

Образовательная ситуация

«Где обедал воробей?»

Познакомить детей с произведением С. Маршака; уточнить и расширить представления о животных зоопарка (названия, внешний облик, повадки); развивать игровые умения.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Чтение  стихотворения С. Маршака

«Где обедал, воробей?»

Рассматривание иллюстраций животных зоопарка.

3

Беседа

«Март – первый месяц весны»

Обратить  внимание  на признаки весны: солнце стало яркое, стало греть сильнее, небо голубое, снег потемнел, покрылся плотной коркой, с крыш капель и свисают сосульки. На прогулке найти признаки ветра, определит его силу;  измерить  глубину снега, отметить, что толщина покрова стала меньше и сверху лежит плотная серая корка; обратить внимание детей на одежду.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Рассматривание иллюстраций по теме «Весна»

Сравнение признаков зимы и весны. Чтение стихотворения Н.Родивилиной «Весне мы очень рады»

4

Образовательная ситуация

«Советы Айболита»

Продолжать воспитывать у детей потребность бережно относиться к своему здоровью, формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны богатая витаминами пища (зеленый лук) и солнце, что растения живые и могут расти, если для них созданы необходимые условия: вода, свет, тепло.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Беседа «Что нужно растению?»

Посадить лук, петрушку.

Работа с календарём природы.

Д/ /игра «Узнай по листочку»

апрель

1

Наблюдение

«Мать-и-мачеха – что это за цветы? В каких местах растет мать-и-мачеха?»

Учить детей находить, узнавать мать-и-мачеху, определять его особенности: невысокий стебель покрыт чешуйками, цветок желтый, круглый, похож на крохотную корзинку, листьев нет. Обратить внимание детей на то, что весенние цветы появляются прежде всего в солнечных местах, на которых снег от солнечного тепла уже растаял (образовалась вода) и земля прогрелась.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение)

Рисование «Солнышко лучистое»

2

Наблюдение

«Кто прилетает и садится на цветы?»

Продолжать развивать у детей наблюдательность –, появилось больше цветов, на них садятся насекомые. Во время наблюдения объяснить: весенние  цветы нужны насекомым – мухам, пчелам, шмелям и др. – они пьют сок цветов, кормятся на цветах.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Досуг «День Земли»

Просмотр иллюстраций «Насекомые»

Аппликация «Бабочка»

3

Наблюдение  «Что бывает после цветов?»

Показать детям, что живое растение растет и меняется, после цветов появляются семена; семена маленькие, снабжены пушком, тонкими светлыми волосками, которые помогают семенам летать, на одном цветке образуется много семян.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Д/игра «С какого дерева листок»

Рисование «Цветик семицветик»

Рассматривание семян разных растений.

4

Образовательная ситуация

«Весна в лесу»

Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период (становится теплее, снег тает, начинают набухать почки на деревьях и кустарниках, появляется трава); формировать реалистические представления о жизни лесных животных (от спячки просыпается еж и медведь, заяц и белка линяют – меняют шерсть; все звери выводят потомство, птицы поют, строят гнезда; в весеннем лесу светло, красиво, пахнет молодой зеленью); учить поддерживать воображаемую ситуацию.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Загадать загадки о весне

Беседа «Для чего нужен скворечник»

Чтение стихотворения Р. Рождественского «Береги природу»

1

Наблюдение «Собираем листья мать-и-мачехи»

Развивать у детей умение замечать особенности листьев мать-и-мачехи, объяснить, что название растения произошло от свойств листьев: «мать» – теплая сторона, «мачеха» – холодная сторона; познакомить детей с тем,  что листья у мать-и-мачехи появляются после цветов и  являются лекарственным сырьем, их можно собирать, высушивать в тени, хранить в пакетах, сухие листья заваривают, как чай, и пьют, настой мать-и-мачехи помогает лечить кашель, его можно пить детям и взрослым.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Беседа «Аптека на лугу»

Д/игра «Земля наш дом»

Наблюдение «Цветы на участке»

С.р/игра «Дочки-матери»

 

май

2

Образовательная ситуация

 «Рисуем животных – создаем книгу по мотивам рассказов Е.И. Чарушина

Воспитывать у детей понимание того, что о ярких впечатлениях от природы можно интересно рассказывать, их можно красиво отображать в рисунках; уточнить представления о Е.И. Чарушина как писателе и художнике; воспитывать желание участвовать в общем деле – создании интересной книги о природе.

«Экологическое воспитание в детском саду».  Юный эколог.  

Система работы в средней группе детского сада.

С. Н. Николаева, стр.

Чтение В. Чарушин «Что за зверь?»

Рассматривание иллюстраций с животными.

Д/игра «Животные леса».

3

Мониторинг

4

Мониторинг

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по экологии

Предлагаю вашему внимаю темы совместной образовательной деятельности и программное содержание для всех возрастный групп....

Учебно-методическое пособие по экологии:" Кто как на свет появляется?"

Пособие представлено в виде дидактической игры, которая поможет детям старшего дошкольного возраста сформировать представление о том, как появляются на свет различные живые существа....

Учебно-методический материал. Мастер-класс на тему: "Путешествие в страну Экология"

Мастер-класс на тему: "Ознакомление дошкольников с природой. Путешествие в страну Экология"....

Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).

Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....

Учебно-методическое пособие - ЛЭПБУК по экологии "ПТИЦЫ"

методическое пособие по экологическому воспитанию детей для старшего дошкольного возраста...