Учебно-методическая разработка. «Юный эколог»
методическая разработка (средняя группа)
Учебно-методическая разработка. «Юный эколог»
Автор методической разработки: Чернова Елена Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Росиночка», г. Тамбова.
Описание материала:
Серия «Экологическое воспитание в детском саду»
Система работы в средней группе детского сада.
Для работы с детьми 4-5 лет
Дата | Организованно-образовательная деятельность |
Совместная деятельность взрослых и детей, организация развивающей среды для самостоятельной детской деятельности | |||
Месяц |
|
Тема |
Программное содержание |
Методическое обеспечение | |
сентябрь | 1 |
Диагностика |
|
|
|
2 | Диагностика |
|
|
| |
3 | Наблюдение «Все цветы разные»
| Уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок; показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветов, их форме, махровости; что красоту цветов дополняет листва; обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр.
| Наблюдение «Растут ли цветы на нашем участке?» Беседа «Как ухаживать за букетом» Д/игра «Что бывает на растениях после цветов» | |
4 | Образовательная ситуация «К ребятам приходит Айболит» | Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание его поддерживать полезной, содержащей витамины пищей – овощами и фруктами. Уточнять и расширять представления об отличительных особенностях овощей, о том, что их можно есть в сыром и вареном виде, из них можно готовить суп, салат; в сыром виде они полезнее – в них много витаминов, которые нужны для здоровья. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр.
| Д/игра «Фрукты-овощи» Беседа «Витамины на грядке» С.р/игра «Магазин»
| |
октябрь | 1 | Образовательная ситуация «Фрукты и овощи»
| Уточнить представления детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу; развивать речь, сенсорные способности; формировать умение объединять плоды по сходному признаку. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Д/игра «Угадай, что где растет» Д/игра «С какой ветки детки». Беседа «Что нам дарит осень?» |
2 | Образовательная ситуация «Изготовление пособия для игры «Вершки и корешки»»
| Расширять представления детей об овощах и фруктах: местах их произрастания (огород, сад), что овощи растут на грядке в земле, а фрукты созревают на деревьях и кустах, у всех овощных и плодовых растений есть в земле корни; упражнять в наклеивании готовых форм; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, составлять целое из частей. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Д/игра «Вершки – корешки» Беседа «Что в корзинку мы берем?» Чтение р.н.сказки «Вершки-корешки» Драматизация сказки «Репка» | |
3 | Беседа «Осенние изменения в природе» | Конкретизировать и углубить представление об осени: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности жизни домашних и диких животных. Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения животных осенью. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Работа с календарем в уголке природы. Наблюдение «Осеннее небо» Д/игра «Когда это бывает?» Слушание « Осень», муз. Н. Бордюг. | |
4 | Образовательная ситуация «Что растет в лесу?»
| Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами. Познакомить с произведениями искусства – картинами и репродукциями на тему осеннего леса; учить замечать красоту картин, рассказать, что картины пишут художники. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр.
| Д/игра «Назови растение» Беседа «Удиви- тельное вокруг» П/игра «У медведя во бору». | |
ноябрь | 1 | Образовательная ситуация «Кто живет в лесу?»
| Расширять представления детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Д/игра «Сложи животное» Беседа «Есть ли домики у зверят?» Чтение р.н.сказки «Зимовье» |
2 | Образовательная ситуация «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с коровой, козой и свиньей) | Познакомить детей с коровой, свиньей и козой как домашними животными, формировать представления о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнять представления о взрослых животных и детенышах; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | П/игра «Волк и зайцы» Рассматривание схемы-модели «Домашние животные». | |
3 | Беседа «Домашние животные» | Уточнить и расширить представления детей о домашних животных. Продолжать формировать понятие «домашние животные» (живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек заботится о них: кормит, лечит). Воспитывать интерес к домашним животным.
| «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр.
| Д/игра «Кто в домике живет» Просмотр видеофильма «Домашние животные» | |
4 | Образовательная ситуация «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с лошадью и овцой) | Закрепить у детей представления об известных им домашних животных – корове, козе, свинье, познакомить с новыми – овцой, лошадью; развивать воображение, умение сравнивать, входить в игровую ситуацию. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | П/игра «Лохматый пёс» Д/игра «Найди детеныша для мамы» Аппликация «Собачка» | |
декабрь | 1 | Наблюдение «Как узнать ель?»
| Упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по одному- двум характерным признакам; показать особенности ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев (ветви покрыты зелеными иголками, похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие, а книзу становятся все длиннее и длиннее). | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Беседа «Хвойные деревья. Беседа о сосне» Рассмотреть шишки сосны и ели. Беседа «Для чего растениям снег» |
2 | Образовательная ситуация «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с кошкой и собакой) | Уточнять и расширять представления детей о кошке и собаке как о домашних животных (живут вместе с человеком, собака охраняет дом и хозяина, кошка ловит мышей, человек любит своих помощников, заботится о них – кормит, ухаживает, ласкает). | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Рассматривание картины «Кошка с котятами» П/игра «Кот Васька» Д/игра «Помоги собрать малышей» | |
3 | Наблюдение «Чем прекрасна ель?» | Уточнить представления детей о строении ели: один ствол, покрытый коричневой корой; верхушка; много веток, которые постепенно увеличиваются книзу, все ветки покрыты зелеными, жесткими, колючими иголками; коричневые шишки (на высокой взрослой ели). Обратить внимание на красоту дерева, на то, что быть рядом с елью, гулять возле нее очень полезно для здоровья. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр.
| Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение). Сравнение живой и игрушечной ели Аппликация «Новогодняя красавица» | |
4 | Коллективное изготовление альбома «Елочка» | Уточнять представления детей о бумаге и изделиях из нее (бумагу делают из деревьев, бумага очень нужна людям, из нее изготавливают разные предметы: книги, альбомы, салфетки и др., она бывает разного цвета, тонкая и толстая, мягкая и жесткая, на ней можно рисовать, из нее можно делать игрушки, бумагу надо беречь); упражнять детей в аппликации – умении составлять и склеивать предмет из частей. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр.44
| Д/игра «Угадай: какое время года» Беседа «Зима» Наблюдение «Чем прекрасна ель?» Слушание «Маленькой елочке холодно зимой…» | |
5 | Наблюдение «Поможем нашей елочке» | Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение, сочувствие к живой ели, желание облегчить ее зимнее существование; дать представление о том, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть, поэтому их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол, что большое количество снега на лапах ели вредно для нее, так как оттягивает их вниз и может сломать, ели можно помогать, легонько отряхивая снег с веток. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр.47
| Рассматривание иллюстраций зимнего пейзажа Беседа «Если на улице сильный мороз» Экспериментирование «Почему тепло под снегом»
| |
январь | 1 | Наблюдение «Делаем цветные льдинки»
Наблюдение «Как лед превращается в воду?» | Показать детям, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь нее видны предметы, что вода может быть разноцветной, красивой, если в нее добавить краску. Продолжать знакомить детей со свойствами воды (на морозе замерзает и превращается в лед). Показать детям, что в тепле лед тает и превращается в воду, цветной лед становится цветной водой. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр.
| Опыт с водой Игра "Как сосулька превратилась вводу" Беседа «Если на улице сильный мороз» Постройки из снега.
|
2 | Наблюдение «Теплая и холодная вода»
Образовательная ситуация «Кому нужна вода?» | Уточнять представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодная и горячая; это можно узнать, если потрогать воду руками; в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь. Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде" (сахаром, солью, чесноком, закрашиванием краской; сравнение чистой и грязной воды) | |
3 | Наблюдение «Какие птицы прилетают на участок?»
Образовательная ситуация «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с птичьим двором) | Уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; учить детей различать птиц по 2—3 характерным признакам (воробьи маленькие, серенькие или серо-коричневые, летают стайкой). Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях (как выглядят, какие звуки издают, как передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детенышей). | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр.
| Беседа «Зимующие птицы» Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Наблюдения за птицами на участке. Чтение стихотворения А. Прокопьевой «Снегири» | |
февраль | 1 | Наблюдение «Сколько крыльев у птиц и как они летают?» | Уточнить представления детей о двух способах передвижения птиц в пространстве, об их строении (ноги и крылья), об особенностях крыльев (раскрываются – и тогда хорошо видны, складываются и прижимаются к телу – в этом случае незаметны, птицы летают по воздуху при помощи раскрытых крыльев – они машут ими, отталкиваются от воздуха и летят; у человека нет крыльев, он не может летать) | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр.
| Рассматривание альбома "Пернатые друзья" Беседа «Чем мы можем помочь птицам» |
2 | Образовательная ситуация «Путешествие в зимнем лесу»
| Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день – мало света); развивать игровые умения | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Раскрась предметы живой и неживой природы. Рисование «Зайка» Дидактическая игра «Кто лишний» | |
3 | Образовательная ситуация «Айболит в гостях у детей»
| Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям; объяснить, что зимой организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах, шиповнике, зеленом луке; уточнить представления об известных им фруктах (названия, цвет, форма, вкус); дать новые знания о том, как писать письмо, как оформлять конверт; учить сажать лук. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр.
| Рассмотреть энциклопедию «Тело человека» Беседа «Что для человека вредно, а что полезно» Д/игра «Хорошо-плохо»
| |
4 | Образовательная ситуация «Посещение зоопарка» (знакомство с животными тропических и южных стран) | Формировать представления о диких экзотических животных: льве, тигре, слоне, обезьянах, крокодиле; дать элементарные сведения о том, где они проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу; развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, исполнять роль, совершая ролевые действия и произнося ролевые слова). | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр.
| Отгадывание загадок. Д/игра "Кто живёт на суше, а кто в воде" Демонстрационный материал «Животные жарких стран» | |
март | 1 | Образовательная ситуация «Рисуем подарок к 8 Марта»
| Воспитывать у детей желание готовить подарок любимому человеку, с радостью дарить его; расширять представления о Е.И. Чарушине (не только писатель, но и художник, который часто рисовал любимых животных); учить обводить контур трафарета, закрашивать красками методом тычка. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Опыт наблюдение за веточками деревьев в группе. "
|
2 | Образовательная ситуация «Где обедал воробей?»
| Познакомить детей с произведением С. Маршака; уточнить и расширить представления о животных зоопарка (названия, внешний облик, повадки); развивать игровые умения. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр.
| Чтение стихотворения С. Маршака «Где обедал, воробей?» Рассматривание иллюстраций животных зоопарка.
| |
3 | Беседа «Март – первый месяц весны»
| Обратить внимание на признаки весны: солнце стало яркое, стало греть сильнее, небо голубое, снег потемнел, покрылся плотной коркой, с крыш капель и свисают сосульки. На прогулке найти признаки ветра, определит его силу; измерить глубину снега, отметить, что толщина покрова стала меньше и сверху лежит плотная серая корка; обратить внимание детей на одежду. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Рассматривание иллюстраций по теме «Весна» Сравнение признаков зимы и весны. Чтение стихотворения Н.Родивилиной «Весне мы очень рады» | |
4 | Образовательная ситуация «Советы Айболита»
| Продолжать воспитывать у детей потребность бережно относиться к своему здоровью, формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны богатая витаминами пища (зеленый лук) и солнце, что растения живые и могут расти, если для них созданы необходимые условия: вода, свет, тепло. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Беседа «Что нужно растению?» Посадить лук, петрушку. Работа с календарём природы. Д/ /игра «Узнай по листочку» | |
апрель | 1 | Наблюдение «Мать-и-мачеха – что это за цветы? В каких местах растет мать-и-мачеха?»
| Учить детей находить, узнавать мать-и-мачеху, определять его особенности: невысокий стебель покрыт чешуйками, цветок желтый, круглый, похож на крохотную корзинку, листьев нет. Обратить внимание детей на то, что весенние цветы появляются прежде всего в солнечных местах, на которых снег от солнечного тепла уже растаял (образовалась вода) и земля прогрелась. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр.
| Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение) Рисование «Солнышко лучистое» |
2 | Наблюдение «Кто прилетает и садится на цветы?»
| Продолжать развивать у детей наблюдательность –, появилось больше цветов, на них садятся насекомые. Во время наблюдения объяснить: весенние цветы нужны насекомым – мухам, пчелам, шмелям и др. – они пьют сок цветов, кормятся на цветах.
| «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Досуг «День Земли» Просмотр иллюстраций «Насекомые» Аппликация «Бабочка» | |
3 | Наблюдение «Что бывает после цветов?» | Показать детям, что живое растение растет и меняется, после цветов появляются семена; семена маленькие, снабжены пушком, тонкими светлыми волосками, которые помогают семенам летать, на одном цветке образуется много семян. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Д/игра «С какого дерева листок» Рисование «Цветик семицветик» Рассматривание семян разных растений. | |
4 | Образовательная ситуация «Весна в лесу»
| Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период (становится теплее, снег тает, начинают набухать почки на деревьях и кустарниках, появляется трава); формировать реалистические представления о жизни лесных животных (от спячки просыпается еж и медведь, заяц и белка линяют – меняют шерсть; все звери выводят потомство, птицы поют, строят гнезда; в весеннем лесу светло, красиво, пахнет молодой зеленью); учить поддерживать воображаемую ситуацию. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр.
| Загадать загадки о весне Беседа «Для чего нужен скворечник» Чтение стихотворения Р. Рождественского «Береги природу»
| |
| 1 | Наблюдение «Собираем листья мать-и-мачехи» | Развивать у детей умение замечать особенности листьев мать-и-мачехи, объяснить, что название растения произошло от свойств листьев: «мать» – теплая сторона, «мачеха» – холодная сторона; познакомить детей с тем, что листья у мать-и-мачехи появляются после цветов и являются лекарственным сырьем, их можно собирать, высушивать в тени, хранить в пакетах, сухие листья заваривают, как чай, и пьют, настой мать-и-мачехи помогает лечить кашель, его можно пить детям и взрослым. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Беседа «Аптека на лугу» Д/игра «Земля наш дом»
Наблюдение «Цветы на участке» С.р/игра «Дочки-матери»
|
май | 2 | Образовательная ситуация «Рисуем животных – создаем книгу по мотивам рассказов Е.И. Чарушина | Воспитывать у детей понимание того, что о ярких впечатлениях от природы можно интересно рассказывать, их можно красиво отображать в рисунках; уточнить представления о Е.И. Чарушина как писателе и художнике; воспитывать желание участвовать в общем деле – создании интересной книги о природе. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Чтение В. Чарушин «Что за зверь?» Рассматривание иллюстраций с животными. Д/игра «Животные леса». |
3 |
| Мониторинг |
|
| |
4 |
| Мониторинг |
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospit.docx | 31.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Юный эколог.
Серия «Экологическое воспитание в детском саду»
Система работы в средней группе детского сада.
Для работы с детьми 4-5 лет
Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=5815390 Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми 4-5 лет: Мозаика-синтез; М.:; 2010 ISBN 978-5-86775-731-1
Дата | Организованно-образовательная деятельность | Совместная деятельность взрослых и детей, организация развивающей среды для самостоятельной детской деятельности | |||
Месяц | Тема | Программное содержание | Методическое обеспечение | ||
сентябрь | 1 | Диагностика | |||
2 | Диагностика | ||||
3 | Наблюдение «Все цветы разные» | Уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок; показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветов, их форме, махровости; что красоту цветов дополняет листва; обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Наблюдение «Растут ли цветы на нашем участке?» Беседа «Как ухаживать за букетом» Д/игра «Что бывает на растениях после цветов» | |
4 | Образовательная ситуация «К ребятам приходит Айболит» | Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание его поддерживать полезной, содержащей витамины пищей – овощами и фруктами. Уточнять и расширять представления об отличительных особенностях овощей, о том, что их можно есть в сыром и вареном виде, из них можно готовить суп, салат; в сыром виде они полезнее – в них много витаминов, которые нужны для здоровья. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Д/игра «Фрукты-овощи» Беседа «Витамины на грядке» С.р/игра «Магазин» | |
октябрь | 1 | Образовательная ситуация «Фрукты и овощи» | Уточнить представления детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу; развивать речь, сенсорные способности; формировать умение объединять плоды по сходному признаку. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Д/игра «Угадай, что где растет» Д/игра «С какой ветки детки». Беседа «Что нам дарит осень?» |
2 | Образовательная ситуация «Изготовление пособия для игры «Вершки и корешки»» | Расширять представления детей об овощах и фруктах: местах их произрастания (огород, сад), что овощи растут на грядке в земле, а фрукты созревают на деревьях и кустах, у всех овощных и плодовых растений есть в земле корни; упражнять в наклеивании готовых форм; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, составлять целое из частей. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Д/игра «Вершки – корешки» Беседа «Что в корзинку мы берем?» Чтение р.н.сказки «Вершки-корешки» Драматизация сказки «Репка» | |
3 | Беседа «Осенние изменения в природе» | Конкретизировать и углубить представление об осени: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности жизни домашних и диких животных. Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения животных осенью. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Работа с календарем в уголке природы. Наблюдение «Осеннее небо» Д/игра «Когда это бывает?» Слушание « Осень», муз. Н. Бордюг. | |
4 | Образовательная ситуация «Что растет в лесу?» | Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами. Познакомить с произведениями искусства – картинами и репродукциями на тему осеннего леса; учить замечать красоту картин, рассказать, что картины пишут художники. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Д/игра «Назови растение» Беседа «Удиви- тельное вокруг» П/игра «У медведя во бору». | |
ноябрь | 1 | Образовательная ситуация «Кто живет в лесу?» | Расширять представления детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Д/игра «Сложи животное» Беседа «Есть ли домики у зверят?» Чтение р.н.сказки «Зимовье» |
2 | Образовательная ситуация «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с коровой, козой и свиньей) | Познакомить детей с коровой, свиньей и козой как домашними животными, формировать представления о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнять представления о взрослых животных и детенышах; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | П/игра «Волк и зайцы» Рассматривание схемы-модели «Домашние животные». | |
3 | Беседа «Домашние животные» | Уточнить и расширить представления детей о домашних животных. Продолжать формировать понятие «домашние животные» (живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек заботится о них: кормит, лечит). Воспитывать интерес к домашним животным. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Д/игра «Кто в домике живет» Просмотр видеофильма «Домашние животные» | |
4 | Образовательная ситуация «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с лошадью и овцой) | Закрепить у детей представления об известных им домашних животных – корове, козе, свинье, познакомить с новыми – овцой, лошадью; развивать воображение, умение сравнивать, входить в игровую ситуацию. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | П/игра «Лохматый пёс» Д/игра «Найди детеныша для мамы» Аппликация «Собачка» | |
декабрь | 1 | Наблюдение «Как узнать ель?» | Упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по одному- двум характерным признакам; показать особенности ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев (ветви покрыты зелеными иголками, похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие, а книзу становятся все длиннее и длиннее). | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Беседа «Хвойные деревья. Беседа о сосне» Рассмотреть шишки сосны и ели. Беседа «Для чего растениям снег» |
2 | Образовательная ситуация «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с кошкой и собакой) | Уточнять и расширять представления детей о кошке и собаке как о домашних животных (живут вместе с человеком, собака охраняет дом и хозяина, кошка ловит мышей, человек любит своих помощников, заботится о них – кормит, ухаживает, ласкает). | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Рассматривание картины «Кошка с котятами» П/игра «Кот Васька» Д/игра «Помоги собрать малышей» | |
3 | Наблюдение «Чем прекрасна ель?» | Уточнить представления детей о строении ели: один ствол, покрытый коричневой корой; верхушка; много веток, которые постепенно увеличиваются книзу, все ветки покрыты зелеными, жесткими, колючими иголками; коричневые шишки (на высокой взрослой ели). Обратить внимание на красоту дерева, на то, что быть рядом с елью, гулять возле нее очень полезно для здоровья. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение). Сравнение живой и игрушечной ели Аппликация «Новогодняя красавица» | |
4 | Коллективное изготовление альбома «Елочка» | Уточнять представления детей о бумаге и изделиях из нее (бумагу делают из деревьев, бумага очень нужна людям, из нее изготавливают разные предметы: книги, альбомы, салфетки и др., она бывает разного цвета, тонкая и толстая, мягкая и жесткая, на ней можно рисовать, из нее можно делать игрушки, бумагу надо беречь); упражнять детей в аппликации – умении составлять и склеивать предмет из частей. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр.44 | Д/игра «Угадай: какое время года» Беседа «Зима» Наблюдение «Чем прекрасна ель?» Слушание «Маленькой елочке холодно зимой…» | |
5 | Наблюдение «Поможем нашей елочке» | Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение, сочувствие к живой ели, желание облегчить ее зимнее существование; дать представление о том, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть, поэтому их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол, что большое количество снега на лапах ели вредно для нее, так как оттягивает их вниз и может сломать, ели можно помогать, легонько отряхивая снег с веток. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр.47 | Рассматривание иллюстраций зимнего пейзажа Беседа «Если на улице сильный мороз» Экспериментирование «Почему тепло под снегом» | |
январь | 1 | Наблюдение «Делаем цветные льдинки» Наблюдение «Как лед превращается в воду?» | Показать детям, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь нее видны предметы, что вода может быть разноцветной, красивой, если в нее добавить краску. Продолжать знакомить детей со свойствами воды (на морозе замерзает и превращается в лед). Показать детям, что в тепле лед тает и превращается в воду, цветной лед становится цветной водой. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Опыт с водой Игра "Как сосулька превратилась вводу" Беседа «Если на улице сильный мороз» Постройки из снега. |
2 | Наблюдение «Теплая и холодная вода» Образовательная ситуация «Кому нужна вода?» | Уточнять представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодная и горячая; это можно узнать, если потрогать воду руками; в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь. Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде" (сахаром, солью, чесноком, закрашиванием краской; сравнение чистой и грязной воды) | |
3 | Наблюдение «Какие птицы прилетают на участок?» Образовательная ситуация «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с птичьим двором) | Уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; учить детей различать птиц по 2—3 характерным признакам (воробьи маленькие, серенькие или серо-коричневые, летают стайкой). Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях (как выглядят, какие звуки издают, как передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детенышей). | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Беседа «Зимующие птицы» Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Наблюдения за птицами на участке. Чтение стихотворения А. Прокопьевой «Снегири» | |
февраль | 1 | Наблюдение «Сколько крыльев у птиц и как они летают?» | Уточнить представления детей о двух способах передвижения птиц в пространстве, об их строении (ноги и крылья), об особенностях крыльев (раскрываются – и тогда хорошо видны, складываются и прижимаются к телу – в этом случае незаметны, птицы летают по воздуху при помощи раскрытых крыльев – они машут ими, отталкиваются от воздуха и летят; у человека нет крыльев, он не может летать) | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Рассматривание альбома "Пернатые друзья" Беседа «Чем мы можем помочь птицам» |
2 | Образовательная ситуация «Путешествие в зимнем лесу» | Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день – мало света); развивать игровые умения | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Раскрась предметы живой и неживой природы. Рисование «Зайка» Дидактическая игра «Кто лишний» | |
3 | Образовательная ситуация «Айболит в гостях у детей» | Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям; объяснить, что зимой организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах, шиповнике, зеленом луке; уточнить представления об известных им фруктах (названия, цвет, форма, вкус); дать новые знания о том, как писать письмо, как оформлять конверт; учить сажать лук. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Рассмотреть энциклопедию «Тело человека» Беседа «Что для человека вредно, а что полезно» Д/игра «Хорошо-плохо» | |
4 | Образовательная ситуация «Посещение зоопарка» (знакомство с животными тропических и южных стран) | Формировать представления о диких экзотических животных: льве, тигре, слоне, обезьянах, крокодиле; дать элементарные сведения о том, где они проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу; развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, исполнять роль, совершая ролевые действия и произнося ролевые слова). | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Отгадывание загадок. Д/игра "Кто живёт на суше, а кто в воде" Демонстрационный материал «Животные жарких стран» | |
март | 1 | Образовательная ситуация «Рисуем подарок к 8 Марта» | Воспитывать у детей желание готовить подарок любимому человеку, с радостью дарить его; расширять представления о Е.И. Чарушине (не только писатель, но и художник, который часто рисовал любимых животных); учить обводить контур трафарета, закрашивать красками методом тычка. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Опыт наблюдение за веточками деревьев в группе. " |
2 | Образовательная ситуация «Где обедал воробей?» | Познакомить детей с произведением С. Маршака; уточнить и расширить представления о животных зоопарка (названия, внешний облик, повадки); развивать игровые умения. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Чтение стихотворения С. Маршака «Где обедал, воробей?» Рассматривание иллюстраций животных зоопарка. | |
3 | Беседа «Март – первый месяц весны» | Обратить внимание на признаки весны: солнце стало яркое, стало греть сильнее, небо голубое, снег потемнел, покрылся плотной коркой, с крыш капель и свисают сосульки. На прогулке найти признаки ветра, определит его силу; измерить глубину снега, отметить, что толщина покрова стала меньше и сверху лежит плотная серая корка; обратить внимание детей на одежду. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Рассматривание иллюстраций по теме «Весна» Сравнение признаков зимы и весны. Чтение стихотворения Н.Родивилиной «Весне мы очень рады» | |
4 | Образовательная ситуация «Советы Айболита» | Продолжать воспитывать у детей потребность бережно относиться к своему здоровью, формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны богатая витаминами пища (зеленый лук) и солнце, что растения живые и могут расти, если для них созданы необходимые условия: вода, свет, тепло. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Беседа «Что нужно растению?» Посадить лук, петрушку. Работа с календарём природы. Д/ /игра «Узнай по листочку» | |
апрель | 1 | Наблюдение «Мать-и-мачеха – что это за цветы? В каких местах растет мать-и-мачеха?» | Учить детей находить, узнавать мать-и-мачеху, определять его особенности: невысокий стебель покрыт чешуйками, цветок желтый, круглый, похож на крохотную корзинку, листьев нет. Обратить внимание детей на то, что весенние цветы появляются прежде всего в солнечных местах, на которых снег от солнечного тепла уже растаял (образовалась вода) и земля прогрелась. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение) Рисование «Солнышко лучистое» |
2 | Наблюдение «Кто прилетает и садится на цветы?» | Продолжать развивать у детей наблюдательность –, появилось больше цветов, на них садятся насекомые. Во время наблюдения объяснить: весенние цветы нужны насекомым – мухам, пчелам, шмелям и др. – они пьют сок цветов, кормятся на цветах. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Досуг «День Земли» Просмотр иллюстраций «Насекомые» Аппликация «Бабочка» | |
3 | Наблюдение «Что бывает после цветов?» | Показать детям, что живое растение растет и меняется, после цветов появляются семена; семена маленькие, снабжены пушком, тонкими светлыми волосками, которые помогают семенам летать, на одном цветке образуется много семян. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Д/игра «С какого дерева листок» Рисование «Цветик семицветик» Рассматривание семян разных растений. | |
4 | Образовательная ситуация «Весна в лесу» | Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период (становится теплее, снег тает, начинают набухать почки на деревьях и кустарниках, появляется трава); формировать реалистические представления о жизни лесных животных (от спячки просыпается еж и медведь, заяц и белка линяют – меняют шерсть; все звери выводят потомство, птицы поют, строят гнезда; в весеннем лесу светло, красиво, пахнет молодой зеленью); учить поддерживать воображаемую ситуацию. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Загадать загадки о весне Беседа «Для чего нужен скворечник» Чтение стихотворения Р. Рождественского «Береги природу» | |
1 | Наблюдение «Собираем листья мать-и-мачехи» | Развивать у детей умение замечать особенности листьев мать-и-мачехи, объяснить, что название растения произошло от свойств листьев: «мать» – теплая сторона, «мачеха» – холодная сторона; познакомить детей с тем, что листья у мать-и-мачехи появляются после цветов и являются лекарственным сырьем, их можно собирать, высушивать в тени, хранить в пакетах, сухие листья заваривают, как чай, и пьют, настой мать-и-мачехи помогает лечить кашель, его можно пить детям и взрослым. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Беседа «Аптека на лугу» Д/игра «Земля наш дом» Наблюдение «Цветы на участке» С.р/игра «Дочки-матери»
| |
май | 2 | Образовательная ситуация «Рисуем животных – создаем книгу по мотивам рассказов Е.И. Чарушина | Воспитывать у детей понимание того, что о ярких впечатлениях от природы можно интересно рассказывать, их можно красиво отображать в рисунках; уточнить представления о Е.И. Чарушина как писателе и художнике; воспитывать желание участвовать в общем деле – создании интересной книги о природе. | «Экологическое воспитание в детском саду». Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С. Н. Николаева, стр. | Чтение В. Чарушин «Что за зверь?» Рассматривание иллюстраций с животными. Д/игра «Животные леса». |
3 | Мониторинг | ||||
4 | Мониторинг |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по экологии
Предлагаю вашему внимаю темы совместной образовательной деятельности и программное содержание для всех возрастный групп....
Учебно-методическое пособие по экологии:" Кто как на свет появляется?"
Пособие представлено в виде дидактической игры, которая поможет детям старшего дошкольного возраста сформировать представление о том, как появляются на свет различные живые существа....
Учебно-методический материал. Мастер-класс на тему: "Путешествие в страну Экология"
Мастер-класс на тему: "Ознакомление дошкольников с природой. Путешествие в страну Экология"....
Учебно-методический материал для работы с родителями подготовительной к школе группы на учебный год.
План работы с родителями на учебный год...
Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).
Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....
Учебно-методическое пособие - ЛЭПБУК по экологии "ПТИЦЫ"
методическое пособие по экологическому воспитанию детей для старшего дошкольного возраста...