КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ ВЗРОСЛЫХ ЗАПРЕТ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ
консультация
Информация о том, что происходит с ребенком, когда в семье существуют запреты на чувства, эмоции и негативные переживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_lyuboznatelnyh_vzroslyh_zapret_chuvstv_i_emotsiy.docx | 15.13 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ ВЗРОСЛЫХ
«ЗАПРЕТ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ:
«НЕ СМЕЙ ПЛАКАТЬ!», «НЕ ВЗДУМАЙ БОЯТЬСЯ!»…
Иногда под запретом в семье лишь какие-то определенные эмоции, обычно негативные переживания «Немедленно прекрати плакать!», «Разве можно сердиться на маму, папу, бабушку?», «Нельзя жалеть игрушку для сестренки», «Не бойся собаку, она не кусается» т.д.
Крайне важно различать запреты нежелательного поведения и запреты нежелательных эмоций.
- Можно и нужно запрещать ребенку бить близкого человека, но нельзя запрещать ему испытывать злость.
- Можно контролировать слишком бурные проявления эмоций в общественных местах, но нельзя запрещать ребенку чувствовать грусть и радость.
- Можно учиться делиться с сестренкой, но нельзя поставить под запрет с нельзя высмеивать его.
- Иначе говоря, ребенка необходимо учить сдержанности и умению управлять своими эмоциями. Но нельзя запрещать что-то чувствовать!
Почему так? Прежде всего, потому что запретить эмоции просто невозможно. Это элементарно бессмысленный запрет. Максимум, чему мы, таким образом, ребенка научим – это глубоко, глубоко прятать их, в том числе от самого себя. Ни к чему хорошему это в будущем не приводит. Из запрета на чувства и эмоции проистекают и неумения вовремя отследить собственное психологическое неблагополучие, и психосоматические заболевания.
Иногда, даже у нас, взрослых, негативные эмоции так зашкаливают, что нам стыдно за них перед собой. Но игнорируя их, мы ничего не изменим. Наоборот, нам нужно их осознать и по возможности найти адекватные способы их выражения, понять их причины. Только так мы способны снизить накал этих чувств. Но первый шаг для этого – сказать себе: «Да, я чувствую злость, я просто в ярости, это потому что….»
Так же стоит реагировать и на эмоции ребенка. Ведь иногда он напуган ими еще больше. Он прекрасно знает, что сестренку надо любить, но она сломала его любимую машинку, и он испытывает совсем иные чувства. Давайте скажем ему: «Послушай, ты злишься. И это нормально, мя все иногда злимся. И тебе жалко машинку, потому что она твоя. Она, и правда, твоя. Нам всегда жалко свои вещи». А уже потом расскажем о том, как выразить свою злость, о том, как важно уметь прощать и т.д. Но сперва признаем чувство и признаем его нормальным:
*естественно злиться (даже на маму!);
*естественно грустить (даже когда весело!);
*естественно жалеть свою любимую игрушку (даже лучшему другу!);
*вполне естественно ревновать маму к младшей сестренке. И т.д.
В чем причина запрещенных эмоций?
В первую очередь в том, что взрослые сами бояться сильных чувств ребенка и не особенно знают, что с ними делать. Нам становится не по себе, когда мы видим горько плачущего малыша. И мы спешим сказать ему «Не надо плакать, все будет хорошо», Хорошо обязательно будет, но сейчас ребенку важнее разделить с кем-то свою грусть, печаль или горе, дать им право на существование. Итак, вместо «Не плачь» - «Я понимаю, что тебе грустно», вместо «Да ничего страшного, каждый иногда проигрывает» - «Да, это обидно, я бы тоже расстроился», и т.д. Если эмоция есть – значит, у ребенка есть все основания ее ощущать.
Многим знакомы и полоролевые стереотипы, из-за которых больше достается мальчишкам. Обычно им нельзя испытывать любые нежные чувства, так как они воспринимаются, как неправильные, неприличные и несоответствующие образу «хорошего мальчика».
Что происходит с ребенком, получающим от родителя послание «Не чувствуй это»? Да, он подавлять будет подавлять «неправильные» эмоции, что в будущем приведет к неумению «слушать себя» и адекватно оценивать состояния других людей. Но мало того, это начало развития комплекса неполноценности: «Родители не злятся, злиться нехорошо, а я злюсь – значит, я какой-то плохой, неправильный, недостойный…»
Эти запреты на те, или иные чувства не всегда звучат вслух. Скрытые послания о недопустимости любви к кому-то из членов семьи очень распространены в конфликтных семьях и в семьях после развода родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чувства и эмоции в жизни человека
Чувства и эмоции Понятие о чувствах, эмоциях и их ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ ВЗРОСЛЫХ СВЕРХОЖИДАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В статье речь пойдет о сверхожиданиях родителей по отншению к своим детям....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ ВЗРОСЛЫХ Я БУДУ ЛЮБИТЬ ТЕБЯ ЕСЛИ
Я буду любить тебя, если...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ ВЗРОСЛЫХ КАК ВОСПИТЫВАТЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
Есть дети, у которых с рождения повышена сенсорная чувствительность. Термин «высокочувствительные люди» - ввела психотерапевт, клинический психолог Э.Эйрон...
Консультация для любознательных взрослых. «ГОВОРЮ-ГОВОРЮ, А ОН НЕ ДЕЛАЕТ»: КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ВЫ ОТ НЕГО ХОТИТЕ
Если вы уже миллион раз что-то сказали ребенку, а он до сих пор не делает этого, это может означать что:*Он не понимает, о чем вы ему говорите.*Ему не хватает физических возможностей это сделать.*Он у...
Конспек открытого занятия в средней группе "Путешествие в мир чувств и эмоций. Цель: познакомить детей с основными эмоциями и чувствами. Задачи: Формировать у детей навыки распознавания эмоций по мимике жестами и интонации.
Данный конспект представляет собой детальное описание открытого занятия , проведенного в средней группе. Тема: Путешествие в мир чувств и эмоций ", направленное на развитие эмоционального интеллекта ...