«ДВЕ СТОЛИЦЫ РОССИИ»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Интегрированная совместная деятельность учителя логопеда и педагога-психолога с детьми старшего подготовительного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dve_stolitsy_rossii.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ДВЕ СТОЛИЦЫ РОССИИ» (презентации «Речевой диалект» и «Музыка»)
Интегрированная совместная деятельность учителя логопеда и педагога-психолога с детьми старшего подготовительного возраста. Адресат: дети 6-7 лет.
Педагогический замысел (цель):
Развитие связной речи через сравнительный анализ Москвы и Санкт-Петербурга. Формирование коммуникативных способностей детей через развитие связной речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
Углубление представлений о Москве и Санкт-Петербурге. Расширение и уточнение словаря по теме: «Города России». Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования). Совершенствование навыка пересказа, выразительного чтения стихов.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Развитие связной речи, планирующей функции речи, речевого слуха, памяти, общих речевых навыков, координации движений. Развитие конструктивного праксиса, воображения.
Воспитательные цели:
Формирование навыков совместных действий; сотрудничества, взаимопонимания и взаимодействия; самостоятельности, активности, инициативности в общении; ответственности. Воспитание любви к Родине, её столице, к родному городу и гордости за них.
Структура занятия:
- Уроки риторики (речевые этикетные формулы, развитие навыков эффективного взаимодействия).
- «Люблю по городу гулять» (развитие общих речевых навыков, моторики).
- Игра с мячом «Семейка слов» (развитие грамматического строя речи, навыков словообразования).
- Чтение рассказов и стихов о Москве и Санкт-Петербурге (развитие общих речевых навыков, выразительной передачи стихов и прозаического текста).
- Составление сравнительного рассказа о Москве и Санкт-Петербурге с опорой на мнемотаблицы, развитие связной речи.
- Игра «Что в Москве батон, то в Питере – булка» (сравнение речевого диалекта москвичей и петербуржцев).
- Игра «Представь, что ты архитектор» (развитие коммуникативных навыков, способностей к межличностному взаимодействию, развитие воображения, коммуникативной функции речи).
- Прощание.
Конспект занятия:
Занятие начинает психолог.
Психолог: Здравствуйте, ребята. Мы с вами жители города, который считается культурной столицей. Давайте попробуем поздороваться по-разному. (Показывает картинки с изображением взрослого, ребенка и картинку с нарисованным закатом). Как мы здороваемся со взрослыми?
Дети: Здравствуйте! Будьте здоровы! Рады Вас видеть и т.д.
Психолог: Молодцы! А как мы здороваемся со своими сверстниками?
Дети: Привет. Как дела? Хело и т.д.
Психолог: А взрослым можно говорить «привет»?
Дети: Нет.
Психолог: А если это мама или папа? Вы говорите маме «привет»? (Дети соглашаются). Значит, очень близким или хорошо знакомым взрослым можно говорить привет. (Показывает картинку с закатом). А как можно здороваться в зависимости от времени суток?
Дети: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
Психолог: А сейчас давайте послушаем, как здороваются ребята из вашей группы и постараемся угадать, кто это говорит (запись голосов детей, посещающих группу).
Вы такие молодцы! Вам так весело! У вас хорошее настроение. А что вы любите делать? (Дети отвечают: играть, рисовать и т.д.) А гулять вы любите? Давайте погуляем по нашему родному городу. (Речь с движениями «Люблю по городу гулять» по стихотворению Н.Нищевой).
Логопед: Скажите, пожалуйста, по какому городу вы сейчас гуляли?
Дети: По Санкт-Петербургу.
Логопед: А вы знаете, как называют жителей Санкт-Петербурга?
Дети: Да.
Логопед: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто где живёт?» (с мячом).
Логопед бросает мяч ребенку и спрашивает:
Логопед: Кто живёт в Санкт-Петербурге?
Ребенок (возвращая брошенный мяч): Петербуржцы.
Логопед (бросая мяч другому ребенку): А в Москве?
Ребенок: Москвичи.
Далее, бросая мяч, дети отвечают на вопросы: Как называют жителя Санкт-Петербурга (Москвы). Жительницу Санкт-Петербурга (Москвы)? Жители земли – кто? (земляне) Жители России – кто? (россияне). Но в России очень много городов. Как назвать жителей Воронежа, Новгорода, Екатеринбурга и т.д. (сложность задания определяется зоной актуального развития ребенка).
Логопед: Ребята, а вот я слышала, что в России две столицы. Так ли это?
Дети: Да.
Логопед: Разве такое может быть?
Дети: Москва – это главная столица, там находится правительство, а Санкт-Петербург – это культурная столица (актуализация предшествующего опыта).
Дети читают известные им стихи о Санкт-Петербурге и Москве, воспроизводят прозаические отрывки.
Психолог: А сейчас попытаемся сравнить две российские столицы.
Дети подходят к мнемотаблице.
Психолог: Давайте уступим место девочкам и по очереди расскажет о том, что мы сейчас увидим.
(Кривые улицы Москвы и прямые улицы Санкт-Петербурга)
Ребенок: В Москве улицы кривые, потому что она строилась без плана, а в Санкт-Петербурге – прямые, потому что он строился по плану.
Следующий ребенок видит на мнемотаблице буквы Ю и П.
Ребенок: Москву основал Юрий Долгорукий, а Санкт-Петербург основал Петр Первый.
(Изображение герба на мнемотаблице).
Ребенок: На гербе Москвы и Санкт-Петербурга есть скипетр, а он является символом власти. Поэтому и Санкт-Петербург, и Москву можно назвать столицами.
(Мнемотаблица с изображением стрелок и буквами Ю и С).
Ребенок: Москва находится на юге, а Петербург – на севере, поэтому его называют Северной столицей.
(Мнемотаблица с изображением Кремля).
Ребенок: Кремль есть только в очень древних городах. Поэтому Москва старше, древнее Санкт-Петербурга.
Психолог: А где находится в Москве Кремль?
Дети: На Красной площади.
Психолог: А почему эта площадь называется Красной?
Дети: Потому что там пролилась кровь, потому что она сделана из красного камня, потому что красная значит «красивая» и т.д.
(Мнемотаблица с изображением российского флага и нотного стана).
Дети: В Москве находится правительство, президент, это главная столица. А Санкт-Петербург – это культурная столица.
(Мнемотаблица с изображением здания).
Дети: И в Петербурге, и в Москве находится много достопримечательностей. (Перечисляют известные им здания и сооружения вначале Москвы, затем Санкт-Петербурга).
Психолог: А какие у вас любимые места в Санкт-Петербурге?
Дети отвечают.
Логопед: Москва и Санкт-Петербург отличаются не только своими достопримечательностями. Некоторые одинаковые предметы в Москве и Санкт-Петербурге называются по-разному. Видим предмет, он один, но москвич его назовёт так, а петербуржец совершенно иначе. Мы сейчас с вами посмотрим картинки и узнаем, как называют эти предметы в Москве и Петербурге, а вы постарайтесь отыскать названия этих предметов, написанные на полосках бумаги и разместить эти полоски на доске, разделенной на две половинки. Итак, как же люди говорят в Москве, а как в Санкт-Петербурге.
На экране монитора компьютера появляется картинка с изображением скамейки (все картинки были подобраны в сети Интернет) (Презентация «Речевой диалект» - демонстрация картинок, сопровождающаяся диалогом педагога и детей.)
Логопед: Что вы видите?
Дети: Скамейку.
Логопед: Молодцы, вы еще раз доказали, что вы - настоящие петербуржцы. А вот москвич сказал бы, что он видит лавку.
(Дети находят полоски бумаги с надписями: скамейка и лавка и размещают их на магнитной доске, каждую в соответствующем столбце «Москва» и «Санкт-Петербург».) Следующей предъявляется картинка с изображением поребрика (бордюра).
Логопед: Что же это?
Дети: Поребрик.
Логопед: И опять перед нами истинные петербуржцы. А москвич сказал бы «бордюр» (дети находят полоски с надписями «поребрик» и «бордюр» и размещают в соответствующем месте на магнитной доске).
Следующая картинка: парадная (подъезд).
Дети: Подъезд.
Логопед: А по другому как это можно назвать? Вот сейчас я бы сказала, что вы ответили как москвичи. Потому что у нас в Петербурге это – парадная. Пожалуйста, найдите два слова. Конечно, разве можно назвать наши обшарпанные стены парадными. А вообще, в Москве обычно говорят подъезд, а в Петербурге – парадная. Надеюсь, что вернут свой прежний облик наши парадные. Ну что, смотрим дальше.
Картинка с изображением пакета (кулька, мешочка).
Логопед: Что это?
Дети: Пакет.
Логопед: Да, это слово вернулась в наш диалект. А наши любимые бабушки складывали продукты в кулечки и мешочки. Будем это знать.
Картинка с изображением киоска (ларька).
Логопед: Куда мы ходим вместе с мамой?
Дети: В ларек.
Логопед: Конечно, мы ходим в «ларек», а москвичи – в «киоск».
Следующая картинка с изображением проездного билета (карточки).
Логопед: Что нас просит предъявить кондуктор в автобусе?
Дети: Карточку.
Логопед: Ой, как вы меня порадовали. А москвич предъявит проездной.
Следующая картинка с изображением батона (булки).
Логопед: Что это?
Дети: Булка.
Логопед: Вот, вот, настоящие петербуржцы. А москвичи никак не могут привыкнуть, что в Петербурге называют белый хлеб – булкой, а черный – хлебом. Если москвич и петербуржец окажутся у одного прилавка в магазине, то петербуржец попросит хлеб и булку, а москвич – батон и буханку черного.
Дети находят полоски с надписями этих слов и размещают их в соответствующих столбцах на магнитной доске.
Далее занятие продолжает психолог.
Психолог: Мы сейчас с вами превратимся в архитекторов и построим свой уголок Петербурга. Строить мы будем в парах, давайте разобьемся на пары, хорошо, если это будут девочка и мальчик.
Психолог раскладывает на полу лист бумаги формата А3, который будет основой для создания композиции и мелкие детали архитектурных сооружений, вырезанные из бумаги.
Психолог: Но прежде чем начать работу, давайте послушаем гимн нашему городу. Вы можете слушать не до конца, когда будете готовы, приступайте к строительству, но помните, что работать надо вместе, так, что бы построенный вами уголок нравился вам обоим. Постарайтесь договорится, что вы хотите создать.
Презентация слайдов с изображением Санкт-Петербурга, предъявляемых автоматически в режиме программы PowerPoint (Презентация «Музыка»). Смена слайдов под музыку О.Кваши «неофициальный гимн Санкт-Петербургу».
Дети начинают создавать свою композицию.
Психолог: Какие вы молодцы! А как бы вы хотели назвать ваш уголок Санкт-Петербурга? Расскажите мне о нем.
Дети рассказывают, психолог помогает им, задавая наводящие вопросы.
Психолог: Вот и пришло время расставания. Не будем забывать, что мы с ваши – жители города, который называют культурной столицей. Давайте попрощаемся, но постараемся не повторяться. До новой встречи.
Дети: До свидания! Всего хорошего! И т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Москва-столица России."
Познакомить детей с изображением герба Москвы....
НОД. Тема: Москва- столица России
Занятие по окружающему миру....
НОД "Москва - столица России"
ОО "Познание (формирование целостной картины мира)". Занятие проводилось в рамках семинар-практикума "Воспитатель-профессия творческая" в ДОУ....
"Москва - столица России"
Конспект непосредственно образовательной деятельности (подготовительная к школе группа)...
Санкт-Петербург культурная столица России
Материал создан в целях приобшить детей к историческим и культурным ценностям родного города Санкт-Петербурга....
Москва - столица России. Герб Москвы
Уточнение знаний детей о родном городе, закрепление знаний о понятии «столица».Знакомство детей с понятием "герб", с символикой московского герба....
Рекомендации для родителей подготовительной группы 4 неделя апреля "Наша Родина - Россия. Москва - столица России"
В рекомендациях для родителей размещается:Минимальный словарь по теме неделиФормирование слоговой структурыПальчиковая гимнастика Координация речи с движением Лексико-грамматические игры и у...