«ДВЕ СТОЛИЦЫ РОССИИ»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Маркушева Мария Евгеньевна

Интегрированная совместная деятельность учителя логопеда и педагога-психолога с детьми старшего подготовительного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dve_stolitsy_rossii.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ДВЕ СТОЛИЦЫ РОССИИ» (презентации «Речевой диалект» и «Музыка»)

Интегрированная совместная деятельность учителя логопеда и педагога-психолога с детьми старшего подготовительного возраста. Адресат: дети 6-7 лет.

Педагогический замысел (цель): 

Развитие связной речи через сравнительный анализ Москвы и Санкт-Петербурга. Формирование коммуникативных способностей детей через развитие связной речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

Углубление представлений о Москве и Санкт-Петербурге. Расширение и уточнение словаря по теме: «Города России». Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования). Совершенствование навыка пересказа, выразительного чтения стихов.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Развитие связной речи, планирующей функции речи, речевого слуха, памяти, общих речевых навыков, координации движений. Развитие конструктивного праксиса, воображения.

Воспитательные цели:

Формирование навыков совместных действий; сотрудничества, взаимопонимания и взаимодействия; самостоятельности, активности, инициативности в общении; ответственности. Воспитание любви к Родине, её столице, к родному городу и гордости за них.

Структура занятия:

  1. Уроки риторики (речевые этикетные формулы, развитие навыков эффективного взаимодействия).
  2.  «Люблю по городу гулять» (развитие общих речевых навыков, моторики).
  3. Игра с мячом «Семейка слов» (развитие грамматического строя речи, навыков словообразования).
  4. Чтение рассказов и стихов о Москве и Санкт-Петербурге (развитие общих речевых навыков, выразительной передачи стихов и прозаического текста).
  5. Составление сравнительного рассказа о Москве и Санкт-Петербурге с опорой на мнемотаблицы, развитие связной речи.
  6. Игра «Что в Москве батон, то в Питере – булка» (сравнение речевого диалекта москвичей и петербуржцев).
  7. Игра «Представь, что ты архитектор» (развитие коммуникативных навыков, способностей к межличностному взаимодействию, развитие воображения, коммуникативной функции речи).
  8. Прощание.

Конспект занятия:

Занятие начинает  психолог.

Психолог: Здравствуйте, ребята. Мы с вами жители города, который считается культурной столицей. Давайте попробуем поздороваться по-разному.  (Показывает картинки с изображением взрослого, ребенка и картинку с нарисованным закатом). Как мы здороваемся со взрослыми?

Дети: Здравствуйте! Будьте здоровы! Рады Вас видеть и т.д.

Психолог: Молодцы! А как мы здороваемся со своими сверстниками?

Дети: Привет. Как дела? Хело и т.д.

Психолог: А взрослым можно говорить «привет»?

Дети: Нет.

Психолог: А если это мама или папа? Вы говорите маме «привет»? (Дети соглашаются). Значит, очень близким или хорошо знакомым взрослым можно говорить привет. (Показывает картинку с закатом). А как можно здороваться в зависимости от времени суток?

Дети: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

Психолог: А сейчас давайте послушаем, как здороваются ребята из вашей группы и постараемся угадать, кто это говорит (запись голосов детей, посещающих группу).

Вы такие молодцы! Вам так весело! У вас хорошее настроение. А что вы любите делать? (Дети отвечают: играть, рисовать и т.д.) А гулять вы любите? Давайте погуляем по нашему родному городу. (Речь с движениями «Люблю по городу гулять» по стихотворению Н.Нищевой).

Логопед: Скажите, пожалуйста, по какому городу вы сейчас гуляли?

Дети: По Санкт-Петербургу.

Логопед: А вы знаете, как называют жителей Санкт-Петербурга?

Дети: Да.

Логопед: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто где живёт?» (с мячом).

Логопед бросает мяч ребенку и спрашивает:

Логопед: Кто живёт в Санкт-Петербурге?

Ребенок (возвращая брошенный мяч): Петербуржцы.

Логопед (бросая мяч другому ребенку): А в Москве?

Ребенок: Москвичи.

Далее, бросая мяч, дети отвечают на вопросы: Как называют жителя Санкт-Петербурга (Москвы). Жительницу Санкт-Петербурга (Москвы)? Жители земли – кто? (земляне) Жители России – кто? (россияне). Но в России очень много городов. Как назвать жителей Воронежа, Новгорода, Екатеринбурга и т.д. (сложность задания определяется зоной актуального развития ребенка).

Логопед: Ребята, а вот я слышала, что в России две столицы. Так ли это?

Дети: Да.

Логопед: Разве такое может быть?

Дети: Москва – это главная столица, там находится правительство, а Санкт-Петербург – это культурная столица (актуализация предшествующего опыта).

Дети читают известные им стихи о Санкт-Петербурге и Москве, воспроизводят прозаические отрывки.

Психолог: А сейчас попытаемся сравнить две российские столицы.

Дети подходят к мнемотаблице.

Психолог: Давайте уступим место девочкам и по очереди расскажет о том, что мы сейчас увидим.

(Кривые улицы Москвы и прямые улицы Санкт-Петербурга)

Ребенок: В Москве улицы кривые, потому что она строилась без плана, а в Санкт-Петербурге – прямые, потому что он строился по плану.

Следующий ребенок видит на мнемотаблице буквы Ю и П.

Ребенок: Москву основал Юрий Долгорукий, а Санкт-Петербург основал Петр Первый.

(Изображение герба на мнемотаблице).

Ребенок: На гербе Москвы и Санкт-Петербурга есть скипетр, а он является символом власти. Поэтому и Санкт-Петербург, и Москву можно назвать столицами.

(Мнемотаблица с изображением стрелок и буквами Ю и С).

Ребенок: Москва находится на юге, а Петербург – на севере, поэтому его называют Северной столицей.

(Мнемотаблица с изображением Кремля).

Ребенок: Кремль есть только в очень древних городах. Поэтому Москва старше, древнее Санкт-Петербурга.

Психолог: А где находится в Москве Кремль?

Дети: На Красной площади.

Психолог: А почему эта площадь называется Красной?

Дети: Потому что там пролилась кровь, потому что она сделана из красного камня, потому что красная значит «красивая» и т.д.

(Мнемотаблица с изображением российского флага и нотного стана).

Дети: В Москве находится правительство, президент, это главная столица. А Санкт-Петербург – это культурная столица.

(Мнемотаблица с изображением здания).

Дети: И в Петербурге, и в Москве находится много достопримечательностей. (Перечисляют известные им здания и сооружения вначале Москвы, затем Санкт-Петербурга).

Психолог: А какие у вас любимые места в Санкт-Петербурге?

Дети отвечают.

Логопед: Москва и Санкт-Петербург отличаются не только своими достопримечательностями. Некоторые одинаковые предметы в Москве и Санкт-Петербурге называются по-разному. Видим предмет, он один, но москвич его назовёт так, а петербуржец совершенно иначе. Мы сейчас с вами посмотрим картинки и узнаем, как называют эти предметы в Москве и Петербурге, а вы постарайтесь отыскать названия этих предметов, написанные на полосках бумаги и разместить эти полоски на доске, разделенной на две половинки. Итак, как же люди говорят в Москве, а как в Санкт-Петербурге.

На экране монитора компьютера появляется картинка с изображением скамейки (все картинки были подобраны в сети Интернет) (Презентация «Речевой диалект» - демонстрация картинок, сопровождающаяся диалогом педагога и детей.)

Логопед: Что вы видите?

Дети: Скамейку.

Логопед: Молодцы, вы еще раз доказали, что вы -  настоящие петербуржцы. А вот москвич сказал бы, что он видит лавку.

(Дети находят полоски бумаги с надписями: скамейка и лавка и размещают их на магнитной доске, каждую в соответствующем столбце «Москва» и «Санкт-Петербург».) Следующей предъявляется картинка с изображением поребрика (бордюра).

Логопед: Что же это?

Дети: Поребрик.

Логопед: И опять перед нами истинные петербуржцы. А москвич сказал бы «бордюр» (дети находят полоски  с надписями «поребрик» и «бордюр» и размещают в соответствующем месте на магнитной доске).

Следующая картинка: парадная (подъезд).

Дети: Подъезд.

Логопед: А по другому как это можно назвать? Вот сейчас я бы сказала, что вы ответили как москвичи. Потому что у нас в Петербурге это – парадная. Пожалуйста, найдите два слова. Конечно, разве можно назвать наши обшарпанные стены парадными. А вообще, в Москве обычно говорят подъезд, а в Петербурге – парадная. Надеюсь, что вернут свой прежний облик наши парадные. Ну что, смотрим дальше.

Картинка с изображением пакета (кулька, мешочка).

Логопед: Что это?

Дети: Пакет.

Логопед: Да, это слово вернулась в наш диалект. А наши любимые бабушки складывали продукты в кулечки и мешочки. Будем это знать.

Картинка с изображением киоска (ларька).

Логопед: Куда мы ходим вместе с мамой?

Дети: В ларек.

Логопед: Конечно, мы ходим в «ларек», а москвичи – в «киоск».

Следующая картинка с изображением проездного билета (карточки).

Логопед: Что нас просит предъявить кондуктор в автобусе?

Дети: Карточку.

Логопед: Ой, как вы меня порадовали. А москвич предъявит проездной.

Следующая картинка с изображением батона (булки).

Логопед: Что это?

Дети: Булка.

Логопед: Вот, вот, настоящие петербуржцы. А москвичи никак не могут привыкнуть, что в Петербурге называют белый хлеб – булкой, а черный – хлебом. Если москвич и петербуржец окажутся у одного прилавка в магазине, то петербуржец попросит хлеб и булку, а москвич – батон и буханку черного.

Дети находят полоски с надписями этих слов и размещают их в соответствующих столбцах на магнитной доске.

Далее занятие продолжает психолог.

Психолог: Мы сейчас с вами превратимся в архитекторов и построим свой уголок Петербурга. Строить мы будем в парах, давайте разобьемся на пары, хорошо, если это будут девочка и мальчик.

Психолог раскладывает на полу лист бумаги формата А3, который будет основой для создания композиции и мелкие детали архитектурных сооружений, вырезанные из бумаги.

Психолог: Но прежде чем начать работу, давайте послушаем гимн нашему городу. Вы можете слушать не до конца, когда будете готовы, приступайте к строительству, но помните, что работать надо вместе, так, что бы построенный вами уголок нравился вам обоим. Постарайтесь договорится, что вы хотите создать.

Презентация слайдов с изображением Санкт-Петербурга, предъявляемых автоматически в режиме программы PowerPoint (Презентация «Музыка»). Смена слайдов под музыку О.Кваши «неофициальный гимн Санкт-Петербургу».

Дети начинают создавать свою композицию.

Психолог: Какие вы молодцы! А как бы вы хотели назвать ваш уголок Санкт-Петербурга? Расскажите мне о нем.

Дети рассказывают, психолог помогает им, задавая наводящие вопросы.

Психолог: Вот и пришло время расставания. Не будем забывать, что мы с ваши – жители города, который называют культурной столицей. Давайте попрощаемся, но постараемся не повторяться. До новой встречи.

Дети: До свидания! Всего хорошего! И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Москва-столица России."

Познакомить детей с изображением герба Москвы....

НОД. Тема: Москва- столица России

Занятие по окружающему миру....

НОД "Москва - столица России"

ОО "Познание (формирование целостной картины мира)". Занятие проводилось в рамках семинар-практикума "Воспитатель-профессия творческая" в ДОУ....

"Москва - столица России"

Конспект непосредственно образовательной деятельности  (подготовительная к школе группа)...

Санкт-Петербург культурная столица России

Материал создан в целях приобшить детей  к историческим и культурным ценностям родного города Санкт-Петербурга....

Москва - столица России. Герб Москвы

Уточнение знаний детей о родном городе, закрепление знаний о понятии «столица».Знакомство детей с понятием "герб", с символикой московского герба....

Рекомендации для родителей подготовительной группы 4 неделя апреля "Наша Родина - Россия. Москва - столица России"

В рекомендациях для родителей размещается:Минимальный словарь по теме неделиФормирование слоговой структурыПальчиковая гимнастика Координация речи с движением Лексико-грамматические игры и у...