НОД. Тема: Москва- столица России
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
НОД
Тема: Москва – столица России.
Программное содержание: расширить представление о столице нашей Родины-Москве, познакомить с её достопримечательностями; учить рассказывать о Москве, вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей страны; чувство восхищения и гордости красотой столицы России-Москвы; познакомить с историческим прошлым Москвы.
Содержание организованной деятельности детей:
1. Орг. момент
2. В: Сегодня волшебный клубочек поведет нас в город, о котором говорят: "Кто в Москве не бывал -красоты не видал". О каком городе идёт речь?
Д: О Москве
В: А какие города вы знаете?
Дети перечисляют.
Подгот. ребёнок: Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.
В: Почему в стихотворении говорится, что Москва – это сердце России.
Д: Москва – столица России; Москва – главный город нашей страны.
В: Молодцы! Столица обычно один из самых красивых городов страны, поэтому мы и начали занятие с пословицы. Столица отличается от других городов тем, что в ней живёт и работает президент нашей страны. Как его зовут? ( показ портрета)
Д: отвечают
В: — Ребята, Москва – город очень древний, старый. Но все равно было время, когда на этом месте, где сейчас Москва, стоял дремучий лес. Садитесь поудобнее, сейчас я вам расскажу, как возник этот город.
Было это много-много лет назад. В городе Киеве жил – был князь Юрий по прозвищу Долгорукий. Однажды позвал к себе мудрого старца и говорит:
«Старею я, а перед смертью хочу навестить родные места». Собрал князь дружину и отправился в путь. Долго ехал князь со своею дружиною. И вот заехал в такие места, где густые леса чередовались с полянами, а по берегам реки раскинулись луга. В лесах много зверья и птицы, в реке множество рыбы. Места холмистые, овраги глубокие…. Залюбовался Юрий этой дивной красотой и подумал, что если построить здесь город, то врагам будет трудно преодолеть холмы, овраги и реки, а для жителей здесь есть все необходимое.
Только подумал так Юрий и вдруг…. Видит между двумя деревьями, над лесной поляной облако стало превращаться в какого – то неведомого зверя. Во многих походах бывала дружина, много диковин видывала, а такого зверя не видела: три головы, шерсть длинная, разноцветная. Не растерялся князь Юрий, поднял копье, замахнулся на зверя и чудо произошло: зверь начал таять и превратился в туман.
Когда все пришли в себя, спросил у мудреца князь, что быть на этом месте великолепному городу. Зверь был огромен, значит, и город велик. У зверя много голов, значит, и город будет главенствовать. Шерсть у зверя разноцветная, значит, и город будет очень красив.
— А как же назвать этот город? – спросил Юрий.
А назови его по имени вот этой реки – Москва.
И приказал князь построить на этом месте город и имя ему дал – Москва.
Рассматривание иллюстраций с видами Московского Кремля.
— И предсказание старца исполнилось. Сейчас Москва – огромный город, главный город России , постройки и здания Москвы не только бело – и краснокаменные, а разноцветные и очень нарядные.
Физ. минутка.
(дети идут по кругу)
Много звезд на небе, (руки вверх, посмотреть наверх)
много на земле. (руки вниз)
Светятся, сияют звезды на Кремле
(руки перед собой, сжать-разжать кулаки - имитация блеска звезд)
В: Что за место есть в Москве
Там, где башня Спасская?
Эту площадь знают все,
Эта площадь Красная.
«Красная» - значит красивая, главная. В старину здесь оглашали царские указы, люди узнавали новости. Сейчас на ней проходят торжества, праздники. Красную площадь украшает храм Василия Блаженного, или Покровский собор.
( Показ иллюстраций или слайдов)
В: С Московского Кремля начинается история Москвы, об этом мы поговорим на следующем занятии. (Показ репродукций)
В: История Москвы, многовековые традиции города отражаются в гербе Москвы. Кто знает, что такое герб?
Д: отвечают
В: Герб – это знак. Давайте его рассмотрим.
Герб Москвы появился очень-очень давно. Как об этом можно узнать? (Предположения детей) Об этом нам говорит одежда всадника. Так воины одевались в очень древние времена.
- А как вы думаете, почему на гербе Москвы изображён воин? (Предположения детей) Русскому народу приходилось часто бороться с разными врагами. Изобразив на своём гербе воина, население Москвы как бы хотело сказать всем врагам – лучше на нас не нападайте, мы будем защищать свой город и всё равно, вас победим.
А всадник на коне – это не просто воин, это – Святой Георгий Победоносец. Когда русские воины уходили защищать Москву, оставшийся в городе народ собирался в церкви и молился, прося победу своим воинам. Люди верили, что Георгий Победоносец может помочь воинам и молились ему. У русского народа Георгий Победоносец считается хранителем Москвы, защитником от вражеского нашествия. Поэтому он изображён на гербе Москвы.
А что вы ещё видите на гербе? (Змея) Как вы думаете, что он обозначает? (Предположения детей) Да, так русский народ изобразил врага – страшного и злого. Георгий Победоносец копьём убивает змея, а конь топчет его копытами.
Вот так много можно узнать, если внимательно посмотреть на герб.
Игра: Составь герб Москвы.
В: Выберите те картинки из конверта, которые вам необходимы для составления герба Москвы.
В: А какая Москва сегодня. В Москве много аэропортов, вокзалов. Столица должна быть соединена со всей страной. ( Показ иллюстраций или слайдов)
На берегу Москвы- реки стоит дом правительства Российской Федерации. (иллюстрации или слайды)
Недалеко от Кремля на левом берегу Москвы- реки, расположен Храм Христа Спасителя – он построен в честь победы русских воинов над Наполеоном. (иллюстрации или слайды)
В: Ну вот волшебный клубочек у меня в руках …
Такой большой старинный город
Гордится им моя страна!
Всем городам он – голова,
Столица Родины – Москва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по теме: "Москва - столица России"
Цель: Познакомить со столицей нашего государства. Расширять кругозор детей. Расширять представления о столице нашей Родины. Пополнять словарный запас...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» в старшей группе Тема: «Москва – столица России».
Программное содержание: расширить представление о столице нашей Родины -Москве, познакомить с её достопримечательностями; учить рассказывать о Москве, вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей...
Конспект игровой образовательной ситуации В подготовительной группе По окружающему миру Тема: «Москва-столица России. Герб Москвы».
Цели и задачи.Образовател...
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Москва – столица России» в старшей группе
Москва – город, имеющий огромное значение для России, это город больших возможностей, город, где рождаются и воплощаются в жизнь великие идеи, город, где создается история. Москвичи и ее гости л...
Конспект занятия по теме: «Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»
Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о Красной площади Москвы.Программное содержание:Расширять и обогащать знания детей о Столице России городе Москве и достопримечательностях Кр...
Конспект занятия по теме: «Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»
Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о Красной площади Москвы.Программное содержание:Расширять и обогащать знания детей о Столице России городе Москве и достопримечательностях Кр...
Презентация для детей старшей-подготовительной к школе группы на тему “Москва-столица России” в рамках образовательных областей с использованием технологий развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий
Задачи: стимулировать познавательный интерес к истории нашей Родины; расширять представления о столице нашей Родины - Москве; познакомить с её достопримечательностями; формировать умение рассказывать ...