Москва - столица России. Герб Москвы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Уточнение знаний детей о родном городе, закрепление знаний о понятии «столица».
Знакомство детей с понятием "герб", с символикой московского герба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Москва - столица России. Герб Москвы | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на тему: «Москва – столица России. Герб Москвы»
(старшая группа)
Программное содержание:
- Уточнить знания детей о родном городе, закрепить знания о понятии «столица».
- Познакомить детей, что такое герб, с символикой московского герба.
- Развивать умения детей отвечать на вопросы, задавать вопросы.
- Закрепить умения детей составлять рассказ о Москве.
- Развивать интерес детей к истории нашей Родины.
- Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к столице нашей Родины.
Наглядный материал:
- Иллюстрации с видами Москвы.
- Изображение герба Москвы и других городов.
- Портрет президента РФ.
- Значки с различной символикой.
- Организационный момент
Ребята входят в зал, здороваются с гостями, садятся на стульчики.
- Ход занятия
Воспитатель:
- Ребята, мы, сегодня, собрались в этом зале …
(неожиданно появляется иностранный гость и говорит на ломаном русской языке о том, что она приехала в Москву, хотела посмотреть достопримечательности, но заблудилась и не знает, куда ей идти и что ей делать).
Иностранка:
- Здравствуйте, я приехать в Москву из Индии, хотеть посмотреть город, я много гулять и заблудиться. Теперь я одна, я не знать где я, куда мне идти, что смотреть и что делать? Мне скоро уезжать, я ничего не знать.
Воспитатель:
- Здравствуйте, дорогая гостья, не переживайте, вы попали в детский сад. Наши ребята живут в городе Москве, любят свой город и готовы вам о нем рассказать.
- Правда, ребята? (ответы детей)
- Вы садитесь поудобнее, дорогая гостья, и слушайте повнимательней.
На экране картинки: Большой театр, МГУ, памятник А. Пушкину, Покровский собор.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на картинки и скажите, что это за город (ответы детей)
- Как вы догадались, что это Москва?
- Это наш родной город, один из многих городов нашей страны. Но в каждой стране есть главный город – столица.
- Ребята, назовите столицу России. Правильно, в России главным городом, ее столицей является Москва
Иностранка:
- А чем отличается столица от других городов? (ответы деmeй)
Воспитатель (обращаясь к иностранке):
- Вам понятно, что столица отличается от других городов тем, что в ней работает президент нашей страны и правительство.
Иностранка:
- А кто у вас президент? (ответы деmeй)
На экране картинка: портрет президента
Воспитатель:
- В Москве много разных вокзалов – железнодорожных, речных, аэропортов.
На экране картинки: Речной вокзал. Рижский вокзал, аэропорт Шереметьево Иностранка:
- Почему так много вокзалов в столице? (ответы детей) Воспитатель:
- Вы поняли, что Москва - главный город, поэтому столица должна быть связана со всей страной. К нам можно не только прилететь на самолете, приплыть на корабле и, конечно же, приехать на поезде.
На экране картинки: Казанский вокзал, Ярославский вокзал. Ленинградский вокзал.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, какие красивые и какие разные, не похожие друг на друга здания железнодорожных вокзалов.
Воспитатель:
- Как вы думаете, почему здания вокзалов такие красивые? (ответы детей)
Здание вокзала - это первое, что видит человек, впервые приезжающий в город. Поэтому во всех городах здания вокзалов - одни из самых красивых, их строят лучшие мастера. В Москве много вокзалов, название вокзала подскажет вам, куда с этого вокзала можно уехать. Посмотрите на это красивое здание. (Воспитатель показывает здание Казанского вокзала). Это Казанский вокзал.
Иностранка:
- О да, я помнить это здание. (роняет поднос с нарезанными в пазлы три вокзала, просит прощение, расстроенная). Мне надо ехать в Санкт-Петербург, а я не успеть узнать и запомнить вокзал).
Игра: собери картинку.
Воспитатель:
- Не расстраивайся, ребята сейчас помогут собрать картинки. Чтоб быстрее разобраться, нам ребята надо объединиться в три команды. У меня на подносе медальки разного цвета, подойдите и выберите тот цвет, который вам больше всего нравится. Команда с медальками красного цвета собирает картинку Казанского вокзала, синего - Ярославский вокзал, зеленого - Ленинградский вокзал.
Воспитатель:
- Друзья мои, а куда можно уехать с этого вокзала? (в город Казань) Здание Казанского вокзала напоминает одну из башен Казанского Кремля.
- А с Ярославского вокзала? (в Ярославль).
- А куда можно доехать с Ленинградского вокзала? (в Санкт-Петербург).
Воспитатель:
- Столица государства очень часто - это один из древнейших городов страны. Москва – город древний.
- Ребята, а кто знает и расскажет нашей гостье, как возник наш город? (ответы детей)
(Когда-то давным-давно, на месте нашего города ничего не было: ни домов, ни магазинов, ни улиц, а шумели дремучие леса, и текла река. Пришли люди, им понравилось это место, и они здесь поселились. Они начали ловить рыбу, в лесу охотились на животных, собирали и ягоды. Потом они начали выращивать пшеницу).
Иностранка:
- Ребята, а откуда появилось название Москва? (ответы детей)
(Места около реки были болотистыми, чтобы добраться до воды, приходилось строить маленькие мостики. И реку они стали называть Мостквой, а потом Москвой)
Воспитатель:
- В Москве много современных зданий, но остались и дома, которые были построены очень давно. Они украшают город до сих пор.
На экране картинки: Дом Игумнова, особняк Кекушевой, дом Пашкова. Воспитатель (обращается к иностранке):
- Вам нравятся эти старинные дома?
Воспитатель:
- А теперь посмотрите на современные дома.
На экране картинки: Современные здания.
Воспитатель:
- Посмотрите, какая красивая наша Москва.
На экране картинки: Кремль
Воспитатель (обращается к иностранке):
- А вы знаете, что у каждого города есть свой герб и флаг?
Иностранка:
- Ребята, а что такое герб?
Воспитатель:
- Расскажите, что вы помните о гербах (Ответы детей)
Герб – это знак. Давным-давно, не в России, a в других странах были такие воины – рыцари. Вы, наверное, слышали о них, смотрели фильмы. Рыцари часто проводили турниры, то есть боролись друг с другом.
Воспитатель:
- Рыцарь должен был быть обязательно на коне. А одежда у них была металлическая, чтоб ее нельзя было проколоть мечом или копьем, потому что это было основным оружием в те времена.
На экране картинки: изображение рыцаря.
Воспитатель:
- Так как одежда у них была одинаковая, во времена таких турниров трудно было узнать, где свои, а где соперники. И тогда рыцари стали прикреплять к шлемам разные знаки, чтобы отличить своих от врагов. Это были султанчики, ленточки, а потом стали рисовать на щитах различные рисунки. Так они различали во время турниров своих от соперников. Вот такой знак и называли гербом.
Воспитатель:
- Представьте себе, что вы древние рыцари. Мальчики у нас будут рыцарями. Вставайте сюда, а девочки будут вас поддерживать во время турнира. Берите султанчики и вставайте напротив рыцарей.
Физкультминутка.
Дружно встанем – раз, два, три -
Мы теперь – рыцари!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.
И налево надо то же поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо -
Получается на славу!
Воспитатель:
- Итак, мы узнали, как возникли гербы. Потом гербы стали придумывать не только воины, но и семья, а потом города и страны. На гербе старались изобразить что-то очень важное для семьи, города, страны.
Посмотрите на эти картинки.
На экране: Гербы городов – Пенза, Саратов, Тамбов
- Что на них изображено? (Дети перечисляют предметы, изображенные на гербах - снопы, орел, рыбы, улей)
- Если на гербе изображена рыба, что этo могло обозначать? (Ответы детей)
- Да, это означало, что народ в этом городе занимается рыболовством.
- Если пчелы и улей? ( Пчеловодством)
- Снопы? ('Земледелием, кpaй богат зерном)
Иногда на гербе изображали льва, чтобы показать, что народ сильный.
Гербы всегда изображаются на щите. А щиты могут быть резной формы.
Посмотрите. Щит может быть круглый, овальный, квадратной и даже треугольной формы.
На экране: Формы щитов
Сейчас все города и страны имеют свой герб. Есть свой герб и у столицы нашей Родины - Москвы. Давайте его рассмотрим.
На экране: Герб Москвы
Воспитатель:
- Вы уже знаете, что герб Москвы появился очень - очень давно.
- Как об этом можно узнать? (Об этом нам говорит одежда всадника. Так воины одевались в очень древние времена).
Иностранка:
- Ребята, а почему на гербе Москвы изображен воин? (Русскому народу часто приходилось бороться с разными врагами. Изобразив па своем гербе воина, население Москвы как бы хотело сказать всем врагам - лучше на нас не нападайте, мы 6удеем защищать свой город, и все равно вас победим).
Иностранка:
- Вспомните, как зовут всадника? (Это Святой Георгий Победоносец. Когда русские воины уxoдилu защищать Москву, оставшийся в городе народ собирался в церкви и молился, прося победу своим воинам. Люди верили, что Георгий Победоносец может помочь воинам, и молились ему. У русского народа Георгий Победоносец считается хранителем Москвы, защитником от вражеского нашествия. Поэтому он и изображен на гербе Москвы)
Иностранка:
- А что означает змей? (Это враг. Георгий Победоносец копьем убивает змея, а конь топчет его копытами).
Иностранка:
- Вот как много можно узнать, если внимательно посмотреть на герб. Воспитатель:
- А теперь мы поиграем. Вы будете воспитателями, а я буду ребенком. Спросите меня что-нибудь про гербы. (вопросы детей)
- Итог
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами вспомнили, что Москва - столица нашей Родины.
Узнали что такое герб. Попробуйте дома вместе с родителями придумать герб своей семьи и нарисовать eго. Помните, что на гербе нужно изобразить что-то самое важное для вашей семьи. Герб должен быть изображен на щите.
Иностранка:
- Я очень рада, что попасть в Ваш сад. Теперь я знать, куда мне пойти и что мне посмотреть в Москве и что рассказать на Родине в Индии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия. Речевое развитие. «Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»
Расширять и обогащать знания детей о Столице России городе Москве и достопримечательностях Красной площади....
Конспект игровой образовательной ситуации В подготовительной группе По окружающему миру Тема: «Москва-столица России. Герб Москвы».
Цели и задачи.Образовател...
Беседа «Москва – столица нашей Родины, сердце России. Герб Москвы».
Цели: дать представление о столице нашей Родины - Москве, как о сердце России; познакомить детей с достопримечательностями Москвы, с ее гербом, как символом защиты, победы добра над злом, c гербо...
Конспект НОД в старшей группе «Москва – столица нашей Родины, сердце России, Герб Москвы».
Конспект НОД в старшей группе«Москва – столица нашей Родины, сердце России,Герб Москвы»....
Москва – столица России. Герб Москвы
Сценарий занятия-презентации по ознакомлению с окружающим миром с использованием ЭОР в старшей группе детского сада «Москва – столица России. Герб Москвы» Разработала:Воспитател...
Конспект в старшей группе «Москва – столица нашей Родины, сердце России, Герб Москвы».
Расширить представление о столице нашей Родины - Москве, как о сердце России; познакомить детей с достопримечательностями Москвы, с ее гербом, как символом защиты, победы добра над злом, c гербом Росс...
Москва – столица нашей Родины, сердце России. Герб Москвы
Цели: дать представление о столице нашей Родины-Москве, как о сердце России; познакомить детей с достопримечательностями Москвы, с ее гербом, как символом защиты, победы добра над злом, c гербом Росси...