Распространение педагогического опыта
учебно-методический материал (средняя группа)
В этом разделе находятся материалы: доклады, консультации, которые я читала для своих коллег на методических объединениях.
В течении учебного года на базе МБДОУ №84 "Снегурочка"проходили методические объединения по нравственно-патриотичекому воспитанию, где мы обменивались опытом работы по данной теме, делились своими разработками.
Мастер-класс для педагогических работников по линейному рисованию пейзажа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_molodyh_pedagogov.docx | 15.06 КБ |
konsultatsiya_vzaimodeystvie_roditeley_i_pedagogov_v_sohranenii_psih._i_fizich._zdorovya_detey.docx | 17.95 КБ |
konsultatsiya_dlya_pedagogov.pptx | 2.33 МБ |
konsultatsiya_osobennosti_razvitiya_u_detey2-3_goda.docx | 19.46 КБ |
seminar-praktikum.docx | 601.6 КБ |
rabota_s_sotsialnoneblagopoluchnymi_semyami.docx | 611.16 КБ |
proekt.doc | 102.5 КБ |
master-klass.pptx | 949.37 КБ |
diplom_otkrytoe_zanyatie.pdf | 239.35 КБ |
svidetelstvo_proekt.pdf | 216.75 КБ |
vzaimodeystvie_roditeley_i_pedagogov_v_sohranenii_psihicheskogo_i_fizicheskogo_zdorovya_detey.pdf | 271.64 КБ |
rabota_sotsialno_neblagopoluchnymi_semyami.pdf | 474.92 КБ |
seminar-praktikum.pdf | 452.86 КБ |
nomina.pdf | 213.23 КБ |
programma.pdf | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
«Развитие игровой деятельности у детей в возрасте 2-3 лет»
Основные характеристики:
· отделение от предметно-практических действий и приобретение самостоятельного значения;
· усвоение игрового назначения предметов;
· перенос действия с одного предмета на другой;
· игровые действия формально (а не содержательно) переходят одно в другое.
Особенности процессуальной игры:
· однообразность, «одноактность» и разрозненность игровых действий; отсутствие смысловой связи между ними;
· содержанием игровых действий является подражание взрослому;
· материалом для игры служат только реалистические игрушки, отображающие реальные предметы, которые находятся в поле зрения ребенка;
· слабая эмоциональная включенность в игру – ребенок часто отвлекается, бросает начатое действие; игровые действия осуществляются равнодушно (автоматически), без каких-либо ярких эмоций и переживаний;
· перенос значения (и соответствующего ему способа действия) с одного предмета на другой;
· переименование предмета (введение знака) преобразует для ребенка воспринимаемую ситуацию в смысловую;
· ребенок действует не от восприятия предметов, а потому, что сам назвал его и этим определил свое действие.
Символические игровые замещения осуществляются в совместной игре ребенка со взрослым.
Становление игровых замещений:
· наблюдение за игрой взрослого;
· присоединение к этой игре, совместная игра;
· подражание действиям взрослого; · самостоятельное отсроченное подражание с появлением вариативности игровых действий;
· появление самостоятельных игровых замещений;
· перемещение структуры «предмет-действие-слово» в структуру «слово-действие-предмет».
Между третьим и вторым годом жизни меняется и характер игры:
· усиливается игровая мотивация;
· изменяется структура игровых действий, увеличивается их вариативность;
· в репертуар игровых действий прочно входят замещения;
· начинает активно работать воображение детей, появляются элементы творчества.
Компоненты игры | Характер и направленность действий |
Замысел игры, постановка игровых целей и задач | Дети обычно начинают играть, не задумываясь. Выбор игры определяется попавшей на глаза игрушкой. Подражанием другим детям. Цель возникает в процессе игры (приготовить кукле обед, поехать на машине). Дети начинают ставить цель сначала в строительных играх, а затем в играх и с игрушками. В конце 3-го года жизни дети начинают готовить условия для игр, обозначать ее замысел. Игровые замыслы начинают адресоваться группе детей |
Содержание игры | Основное содержание игры – действие с предметами. К концу 3-го года жизни, научившись действовать с предметами, дети переходят к отображению простейших взаимоотношений между персонажами |
Сюжет игры | Сюжеты по преимуществу бытовые. Они немногочисленны, однообразны, неустойчивы. В конце 3-го года жизни дети начинают объединять в игре 2-3 хорошо знакомых события, иногда включают в игру эпизоды из сказок |
Выполнение роли и взаимодействие детей в игре | В конце 3-го года жизни некоторые дети начинают обозначать роль словом. С переходом к обобщенным игровым действиям появляется основание для содержательного ролевого общения. Дети часто разговаривают с игрушками как с партнерами по игре. Постепенно роль партнеров переносится на сверстников, которые понимают смысл воображаемых действий, значение предметов - заместителей. Дети переходят к играм вдвоем, а затем к групповым играм |
Игровые действия, игровые предметы | К концу 3-го года жизни дети принимают от взрослого и выполняют действия с предметами-заместителями, сообщают другим предполагаемое содержание своих действий с ними. Они воспринимают воображаемую ситуацию, играют с воображаемыми предметами, переходят к активной замене хорошо освоенных действий словом («Куклы уже поели»). Им становится доступна условность игры («Это понарошку»). Дети переходят к обобщенным действиям. В совместных играх они сначала выполняют одинаковые действия, затем функции играющих разделяются (один причесывает другого), к 3-му году появляются первые подлинно коллективные игры |
Правила игры | Детей привлекает само действие. Правила игры не выполняют функцию ее регулятора |
Предварительный просмотр:
Администрация г. Улан-Удэ
Комитета образования
Муниципальное бюджетное
Дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №84 «Снегурочка»
комбинированного вида г. Улан-Удэ
Консультация для педагогов
на тему:
«Взаимодействие родителей и педагогов в сохранении психического и физического здоровья детей»
Выполнила: воспитатель Васильцова А.Н.
Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоническое развитие ребенка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовательном учреждении позволяют повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению ослабленных от рождения детей, а также укреплять внутрисемейные отношения.
Очень часто педагоги испытывают большие трудности в общении с родителями. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой бывает объяснить родителям, что ребенка нужно не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять!
Семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его физическое развитие.
В ходе своей деятельности мы пытаемся ответить на важные для нас вопросы: «Как заинтересовать родителей?», «Как сделать работу эффективной?», «Какие новые формы взаимодействия необходимо разработать?».
Для этого нужно вести работу по следующим направлениям:
- создание условий для развития и оздоровления ребенка;
- разработка комплексной системы оздоровления и воспитания дошкольника в ДОУ и семье;
- осуществление тесного взаимодействия родителей и педагогов.
Какие же условия созданы в нашем детском саду для развития и оздоровления детей? Так,в детском саду были организованы: физкультурный зал, оснащенный необходимым инвентарем, оборудованием; медицинский кабинет; спортивные уголки в групповых комнатах; спортивная площадка для занятий на улице.
Сотрудничество детского сада и семьи должно быть направлено на достижение основной цели – разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного физического развития ребенка.
Из этой цели вытекают следующие задачи:
- обеспечение физического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье;
- формирование у детей стремления к сохранению своего здоровья через наличие устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями;
- повышение педагогической культуры родителей;
- стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.
В рамках института семьи приоритетным в физическом воспитании детей остается положительное влияние добрых семейных отношений на всестороннее формирование личности ребенка, семейные традиции. Они играют важную роль в развитии личной культуры и духовной жизни, обеспечении преемственности поколений. Ведь именно общаясь с родителями, дети готовятся к встрече с социумом. Ребенок, в первую очередь, опирается на опыт жизненных действий своих близких родственников.
Содержательную сторону традиций физического воспитания в семье определяют различные его формы:
- организация условий жизни (режим дня, рацион питания, комплекс культурно-гигиенических навыков);
- физические упражнения (подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения);
- физкультурно-оздоровительные мероприятия (закаливающие процедуры, утренняя гимнастика, витаминизация питания);
- организация семейного досуга (туризм, семейные праздники с элементами физкультуры и спорта, посещение спортивных зрелищ);
- способы и приемы формирования у подрастающего поколения мотивации к здоровому образу жизни (беседы, чтение различных литературных произведений, личный пример родителей и других членов семьи).
Таким образом, если будет вестись работа по физическому воспитанию детей и в детском саду, и в семье, то у детей появится не только устойчивый интерес к физическим упражнениям, семейным традициям физического воспитания, но и начнет прослеживаться динамика темпов роста физических качеств детей, снизится заболеваемость наших дошкольников.
Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, основ физической культуры и психического комфорта имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное и психологическое значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа её национальной безопасности.
Большинство родителей испытывают потребность в информации о способах оздоровления ребенка. Наибольший интерес вызывают темы, связанные с укреплением здоровья детей, с профилактикой простудных заболеваний, с физической подготовкой детей к обучению в школе, организация рационального питания, двигательного режима, закаливания и режима дня ребенка дошкольного возраста, а также профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно - оздоровительной работы с ними.
Основные формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей дошкольников:
1.Родительское собрание
2.Беседа
3.Тематические консультации
4.Информационный листок
5.Постоянный стенд
6.Доска объявлений
7.Информационная корзина
8.Тематические выставки
9.День открытых дверей
Таким образом, создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных - такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать.
Чтобы дети были здоровы, необходимо научить их осознанному отношению к своему здоровью и воспитывать в них потребность к здоровому образу жизни. Главная роль в этом принадлежит их родителям. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Очень важно, чтобы у родителей была возможность принимать непосредственное участие в образовательном процессе, а при необходимости обратиться за квалифицированной помощью в построении эффективных детско- родительских отношений и коррекции методов воспитания по мере взросления детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоническое развитие ребенка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовательном учреждении позволяют повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению ослабленных от рождения детей, а также укреплять внутрисемейные отношения. Очень часто педагоги испытывают большие трудности в общении с родителями. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой бывает объяснить родителям, что ребенка нужно не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять!
Семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его физическое развитие . Для этого нужно вести работу по следующим направлениям : - создание условий для развития и оздоровления ребенка; - разработка комплексной системы оздоровления и воспитания дошкольника в ДОУ и семье; - осуществление тесного взаимодействия родителей и педагогов.
Какие же условия созданы в нашем детском саду для развития и оздоровления детей? В детском саду №84 «Снегурочка» были организованы: физкультурный зал, оснащенный необходимым инвентарем, оборудованием; медицинский кабинет; спортивные уголки в групповых комнатах; спортивная площадка для занятий на улице.
Сотрудничество детского сада и семьи должно быть направлено на достижение основной цели – разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного физического развития ребенка . Из этой цели вытекают следующие задачи: обеспечение физического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье; формирование у детей стремления к сохранению своего здоровья через наличие устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями; повышение педагогической культуры родителей; стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.
Содержательную сторону традиций физического воспитания в семье определяют различные его формы : организация условий жизни (режим дня, рацион питания, комплекс культурно-гигиенических навыков); физические упражнения (подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения); физкультурно-оздоровительные мероприятия (закаливающие процедуры, утренняя гимнастика, витаминизация питания); организация семейного досуга (туризм, семейные праздники с элементами физкультуры и спорта, посещение спортивных зрелищ); способы и приемы формирования у подрастающего поколения мотивации к здоровому образу жизни (беседы, чтение различных литературных произведений, личный пример родителей и других членов семьи).
Основные формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей дошкольников:
Чтобы дети были здоровы, необходимо научить их осознанному отношению к своему здоровью и воспитывать в них потребность к здоровому образу жизни. Главная роль в этом принадлежит их родителям. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Очень важно, чтобы у родителей была возможность принимать непосредственное участие в образовательном процессе, а при необходимости обратиться за квалифицированной помощью в построении эффективных детско- родительских отношений и коррекции методов воспитания по мере взросления детей.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Администрация г. Улан-Удэ
Комитете образования
Муниципальное бюджетное
Дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №84 «Снегурочка»
комбинированного вида г. Улан-Удэ
Консультация для педагогов
на тему:
«Особенности развития игры у детей 2-3 года развития»
Выполнила: воспитатель Васильцова А.Н.
Огромная роль в развитии ребенка принадлежит игре — важнейшему виду
деятельности. Она является эффективным средством формирования личности
дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуется
потребность воздействия на мир. Не случайно Л.С. Выготский называет игру
«девятым валом детского развития».
Игра — это деятельность, которая изображает отношение личности к миру,
что ее окружает.
Игра не просто занятие, вид деятельности, форма освоения социального
опыта, а одна из общих сложных способностей человека, определяющих его
развитие. ( Платонов К.К.,1982 г.).
Принимая детей в группу необходимо сразу обдумать организацию предметно-развивающей среды, чтобы период адаптации к детскому саду прошел наиболее безболезненно. Ведь вновь поступившие дети еще не имеют опыта общения со своими сверстниками, не умеют играть «вместе», делиться игрушками.
Детей надо учить играть. А, как известно, игра – это специфическая, объективно развивающая способности, деятельность, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения.
В процессе работы неизбежно возникнут проблемы:
- дети играют сами по себе;
- не хотят и не умеют делиться игрушками;
- не знают, как обыграть понравившуюся им игрушку;
- у детей нет взаимопонимания между собой в игре.
Причиной этого служит то, что в домашней обстановке ребенок находится в изоляции от сверстников. Он привык, что все игрушки принадлежат ему одному, ему все позволено, никто дома у него ничего не отнимает. А, придя в детский сад, где много детей, которые тоже хотят играть той же игрушкой, что и у него, начинаются конфликты со сверстниками, капризы, нежелание идти в детский сад.
Для того, чтобы игра действительно увлекла детей, лично затронула каждого из них, воспитателю, педагогу надо стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, воспитатель вовлекает малышей в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них, становится в игре центром притяжения, что особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой.
Все игры призваны помочь детям:
- они вызывают радость от общения;
- учат жестом, словом выражать свое отношение к игрушкам, людям;
- побуждают действовать самостоятельно;
- замечают и поддерживают инициативные действия других детей.
В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько в последствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми.
Игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, внимание. Ее, обязательные для всех, правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность.
Роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Они считают, что на игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. Игра – это пустое занятие.
А для ребенка игра – это способ самореализации. В игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т.д. В игре он приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни. Позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни. Это сюжетно-отобразительная игра, где ребенок отражает знакомые сюжеты и передает смысловые связи между предметами. В такие моменты воспитателю необходимо вмешаться в игру ненавязчиво, побуждать действовать по определенному сюжету, играть вместе с ребенком с его игрушкой, воспроизводя ряд действий.
Игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые.
Дидактическая игра, как средство обучения детей дошкольного возраста
Большое место в работе с детьми дошкольного возраста уделяется дидактическим играм. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.
Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Здесь познавательные задачи связаны с игровыми, а значит это вид деятельности можно назвать игрой - занятием.
В играх - занятиях воспитатель продумывает содержание игры, методические приемы их проведения, сообщает доступные возрасту детей знания, формирует необходимые умения. Усвоение материала происходит незаметно для детей, не требуя приложения больших усилий.
Развивающий эффект игры заключен в ней самой. В игре не возникает потребности в специальном обучении. Способы игровой деятельности условны и символичны, ее результат – воображаемый и не нуждается в оценке.
Дидактические материалы можно разделить на две группы. К первой относятся материалы, открывающие детям возможности для проявления самостоятельности при их использовании. Это разнообразные конструкторы и конструктивные материалы; сюжетно-образные и сюжетно-дидактические игрушки; природный материал; полуфабрикаты (лоскуты ткани, кожи, меха, пластика). Эти материалы позволяют детям свободно экспериментировать, широко используя их в играх. При этом ребенок свободен в выборе способов преобразования и получает удовлетворение от любого результата.
Во вторую группу вошли дидактические материалы, специально созданные для развития определенных способностей и умений. В них заранее заложен результат, который ребенок должен получить при овладении определенным способом действий. Это разноцветные кольца разной величины, игрушки - вкладыши, кубики, мозаика. Свобода деятельности с этими дидактическими материалами ограничена заложенными в них определенными способами действий, которыми ребенок должен овладеть при помощи взрослого.
В процессе игр с дидактическим материалом решаются задачи ознакомления детей с формой, цветом, величиной. Осуществляется интеллектуальное развитие детей – способность находить в предмете общее и различное, группировать и систематизировать их по выделенным свойствам. Дети учатся восстанавливать целое на основе его части, а также недостающую часть, нарушенный порядок и т.д.
Общий принцип деятельности, заложенный в дидактических играх, открывает широкие возможности для решения дидактических задач разного уровня сложности: от самых простых (собрать пирамидку с тремя одноцветными кольцами, сложить картинку из двух частей) до самых сложных (собрать башню Кремля, цветущее дерево из элементов мозаики).
В обучающей игре ребенок действует определенным образом, в ней всегда присутствует элемент скрытого принуждения. Поэтому важно, чтобы создаваемые для игры условия предоставляли ребенку возможность выбора. Тогда дидактические игры будут способствовать познавательному развитию каждого ребенка.
Игры-занятия с дидактическим материалом проводятся с детьми индивидуально или подгруппами. Обучение строится на основе диалога: «Какого цвета шарик? А этот шарик, какой? Синий, да?». Желательно привлекать внимание малышей внесением в группу какой-нибудь новой интересной игрушки. Дети сразу соберутся вокруг воспитателя, задавая вопросы: «А что это? А зачем? А что мы будем делать?». Будут просить показать, как с этой игрушкой играть, захотят самостоятельно разобраться с ней.
Как педагог дошкольного образовательного учреждения, я активно
применяю в своей работе игры, так как игры оказывают огромное влияние на
формирование психики ребенка, помогают ему подготовиться к «взрослой»
жизни. Разнообразные игры помогают развить память, мышление,
сообразительность ребенка, быстроту реакции и умение мыслить логически.
Кроме того, игры учат малышей общаться. Легче адаптироваться к детскому
коллективу.
При помощи игровой деятельности ребенок учиться познавать окружающий
мир и обмениваться впечатлениями. Для малыша важны не только слова, но
и жесты, выражение лица, интонация. Ведь еще до того, как малыш научится
говорить, он с помощью жестов и выражения лица сможет добиться
понимания окружающих и устанавливать с ними контакт.
Каждый ребенок открывает для себя такой большой и постоянно
изменяющийся окружающий мир. Важно чтобы взрослые, находящиеся
рядом постоянно «подпитывали» его познавательный интерес, расширяли
его. Иногда является недостаточным просто рассказать ребенку о чем-либо,
для наиболее полного понимания ребенком того или иного предмета или
явления необходимо и поиграть, слепить, нарисовать, а возможно и
послушать сказку, потешку и пр. Все это ведет к тому, что ребенок со
временем, начинает наблюдать, сравнивать, обобщать, выделять свойства и
качества предметов; задавать больше вопросов «Что это?», «Почему?» и др.
Сюжетно-ролевая игра.
Я начинала игровую деятельность с одноактных манипуляций с предметами,
далее объединяя несколько таких действий в одной игре. Затем, применяя
игровые заместители предметов, дети, наконец более или менее осознанно
воспроизводили последовательные цепочки сюжетных действий.
На этом этапе моя задача- направить активность малышей в нужное русло с
помощью советов, прямых указаний и непосредственного участия в игре.
Дети 2-3 лет очень любознательны, их привлекает все новое, они с
удовольствием наблюдают за действиями взрослых, учатся им подражать. В
таких играх дети отображали обычно те действия, которые совершались
взрослыми и переносили их на игрушки. Можно сказать, «игровое действие
рождается не с воображаемой ситуации, а наоборот, операция с действием
вызывает игровую ситуацию».
Тематика наших сюжетно-ролевых игр: «Дочки-матери», «Магазин»,
«Строители», «Шоферы», «Паровоз», «Ферма».
Для развития игровой деятельности я изменила среду группы. Чтобы она
соответствовала росту и возрасту детей, подбирала игрушки, которые
обеспечивали бы максимальный для данного возраста развивающий
эффект.
Пространство в группе я стремилась организовывать в виде хорошо
разграниченных зон, оснащенных необходимым количеством
развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, и
пр.). Все предметы доступны детям.
Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать
интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а мне дает
возможность эффективно организовывать образовательный процесс с
учетом индивидуальных особенностей детей.
Предварительный просмотр:
Администрация г. Улан-Удэ
Комитете образования
Муниципальное бюджетное
Дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №84 «Снегурочка»
комбинированного вида г. Улан-Удэ
Семинар-практикум
на тему:
«Обучение детей младшего дошкольного возраста рисованию.
Виды нетрадиционной техники рисования»
Выполнила: воспитатель Васильцова А.Н.
Обучение детей младшего дошкольного возраста рисованию
Рисование - одно из самых больших удовольствий для ребенка. Оно приносит малышу много радости. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребенка к творчеству.
Тематика рисунков может быть разнообразной. Дети рисуют все, это их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и так далее. В ходе рисования, разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Приобщение малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Рисование несет в себе элемент психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает. Важно и необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты. При умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей детей, рисование может стать одним из любимых занятий малышей.
В младшем дошкольном возрасте на первом плане задачи обучения изобразительным умениям и навыкам. Научить изображению разнообразных и кругообразных форм несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму). Развивать композиционные навыки - располагать изображение в средине листа бумаги, совершенствовать технические навыки. Осваивая начертания простейших изобразительных форм, используя яркие, красочные тона, дети приучаются находить сходство с предметами окружающей действительности. Они начинают осознавать изобразительные возможности материалов и самостоятельно использовать полученные умения при изображении других предметов.
В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы и приемы, которые условно можно подразделить: наглядные и словесные. Метод наблюдений лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству. От того насколько у детей будет развито умение наблюдать, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей. Ребенок должен знать, видеть и чувствовать тот предмет или явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь четкие и ясные представления о предметах и явлениях. Средств наглядности много, используемых на занятиях рисованием. Сопровождаются они все словесными объяснениями.
Одним из эффективных приёмов наглядного обучения является рисунок воспитателя. Но рисунок должен быть изобразительно грамотным, не упрощённым. Образ следует сохранять живым, соответствующим реальному предмету. Например, при показе, как рисовать ёлку, воспитатель должен исходить из требований программы для данного возраста – передать основные признаки: вертикальный ствол, идущие в стороны зелёные ветви. Зрительный образ от рисунка не должен расходиться с образом реального предмета, тогда в памяти детей сохранится правильное изображение.
Дети следят за рисунком воспитателя и начинают подражать ему. Подражание выполняет активную обучающую роль. У детей, наблюдающих за тем, как создается рисунок, развивается способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Но для того чтобы развивались способности самостоятельно мыслить, изображать, свободно использовать приобретенные навыки, одного подражания недостаточно.
У младшего дошкольника еще недостаточно развита память, способность длительное время сохранять, воспринятое с четкостью (в данном случае - это объяснение педагога): он либо запоминает только часть указаний и выполняет задание неверно, либо ничего не может начать без повторного объяснения. Поэтому воспитатель должен еще раз объяснить задание каждому ребенку.
Результатом деятельности для маленького ребенка в рисовании красками является яркое пятно. Педагог должен помочь ребенку понять, что цвет в рисунке существует для воссоздания образа. Работая с красками, надо добиваться того, чтобы дети, стремились улучшить сходство с предметами. В первую очередь детей необходимо научить правилам обращения с красками и кисочками.
Положительное влияние, на обучение детей младшего дошкольного возраста, оказывает использование различных игровых моментов. Когда педагог использует игровые ситуаций, предметы изображения становятся более близкими, живыми и интересными. Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут стимулировать детей к постановленной задаче, облегчить работу мышления и воображения. В младшем дошкольном возрасте обучение рисованию начинается с игровых упражнений. Цель игровых упражнений сделать более эффективным процесс по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснением: «По дорожке бегает мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т.д. Соединение образа и движения в игровой ситуации ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы. Стремление к игре педагог использует с целью повысить желание рисовать. Простые ритмичные мазки воспитатель может объединить в коврик, затем вместе с детьми украсить им кукольный уголок. Коллективная работа способствует воспитанию у детей интереса к рисункам товарищей и к рисованию как к деятельности.
Игровые моменты в изобразительной деятельности в младшей группе продолжаются и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла и они рисуют ей платье. При этом воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.
Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит: он содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;
- от возраста детей и их развития;
- от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети
При обучении рисованию детей младшего дошкольного возраста активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т. д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание. Это создает необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. Часто отсутствие умений сердит и рассматривает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задерживаться на уровне хаотических линий (черкание, каляки-маляки). При отборе игр педагог должен учитывать существенные особенности игровых методов и приемов обучения, знания младших дошкольников об окружающем мире, их интересы и игровой опыт, задачи руководства изобразительной деятельностью и развития творчества, дидактические принципы обучения. Связь изобразительной деятельности с играми служит обогащению и развитию обоих видов деятельности. А также повышает интерес младших дошкольников к рисованию, их эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному развитию.
Нужно предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. После того как необходимые навыки у детей сформированы и техника рисования усвоена, проводятся обобщающие занятия, на которых детям предоставляется возможность продемонстрировать свое умение при создании оригинальных изображений. Помимо обучения навыкам рисования, формирования интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности, развивается речь, фантазия и творчество, дети знакомятся с окружающим миром. Не нужно принуждать ребенка рисовать, если он этого не хочет. Лучше не настаивать на его участии, пусть он играет или наблюдает, как работают другие дети. Если обстановка непринужденная, доброжелательная, ребята с интересом рисуют: яркий, привлекательный материал вызовет у ребенка желание участвовать в общей работе. Заканчивается занятие также неодновременно, а по желанию детей. Детям, имеющим более слабые умения в рисовании, следует уделять больше внимания в процессе занятия, поощрять их желание порисовать, когда им захочется. В этом возрасте особенно необходим индивидуальный подход, так как именно здесь начинают формироваться склонности и способности детей. Выявить их и развить – одна из основных воспитательных целей.
Приобретение изобразительных навыков чрезвычайно важно для ребенка. Придается большое значение мышечным ощущениям руки, и именно с ним связывают развитие двигательного центра речи. Научно доказано, что тонкие движения пальцев рук (мелкая моторика) непосредственно влияют на развитие двигательных центров речи. Таким образом, во время рисования развивается не только рука, но и речь ребенка. Рассказывая о своем рисунке, малыш учится подбирать нужные слова, красиво и правильно формировать свои мысли. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление, ведь ребенок знакомится с предметами разного цвета, формы, величины. У малыша развивается художественный вкус.
Уже с первых занятий педагог приучает детей сидеть прямо, рисовать правой рукой, придерживать лист левой.
Рисование карандашами, красками требует освоения определенных навыков. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу, придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое не удерживает карандаш.
Детей учат при рисовании краской обмакивать кисть в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю легким прикосновением к краю баночки. Дети должны рисовать только на бумаге, нельзя пачкать одежду, стол, руки, стучать карандашом, следует правильно пользоваться всем материалом.
Длительность занятий составляет 10-20 минут (кто-то заканчивает раньше, кто-то позже)
После 3-4 занятий рисования карандашами можно перейти к рисованию красками.
На первых занятиях лучше давать фломастеры или цветные карандаши.
При рисовании краской лучше дать всей группе краску одного цвета. Дети способны выразить образное содержание простым приемом «примакивания» (прикладывание кисти ворсом к бумаге). Затем воспитатель подводит к простейшему изображению, намечая дидактические задания: нарисовать ниточки к шарикам, или дорожки, по которым катятся мячи; изображать округлые формы разных величин (большой и маленький). Дети учатся ритмично наносить на бумагу мазки яркого цвета.
У ребенка не сразу получается рисовать карандашом, т. к. рука еще не окрепла, пальчики не слушаются, карандаш выпадает. Каждое движение дается ребенку с трудом и без помощи взрослого ему не обойтись. Наложите свою руку поверх ладошки малыша. Возьмите его ладонь в свою, легко помассируйте и покажите, как держать карандаш. Взрослым следует терпеливо приучать малыша держать карандаш правильно: большим, средним и указательным пальцем.
Создавать условия для систематического, постепенно усложняющегося освоения детьми элементарных приемов изображения хорошо знакомых предметов на основе доступных средств.
Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей (рисование и раскрашивание в раскрасках, в альбомах, рассматривание картинок в книжках-потешках и книжках игрушках)
Консультировать родителей по вопросам развития у детей способностей к изобразительной деятельности.
Таким образом, в разных видах изобразительной деятельности воспитатель решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей.
Говоря о развитии умений детей в рисовании, отмечаем необходимость:
• - держать правильно карандаш, кисть
• - проводить горизонтальные, вертикальные линии
• - рисовать предметы округлой формы
• - ритмично наносить мазки
• - учить детей видеть «след», оставленный на бумаге карандашом или фломастером, и понимать, что это образ реального предмета
•- знать правила пользования кистью: правильно держать кисть, набирать краску, вести кисть по ворсу, промывать, просушивать, ставить кисть на подставку или в стаканчик, не оставлять в банке с водой, не пачкать краски.
• - видеть границы листа бумаги, контуры силуэтного рисунка, рисовать и раскрашивать в пределах этих границ
• - сопровождать движения карандаша (кисти) словами (например: «Дождик чаще – кап, кап, кап!», «Бегут ножки по дорожке»)
Нетрадиционные виды рисования.
Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события.
Виды нетрадиционной техники рисования:
Тычок жесткой полусухой кистью.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, либо врезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование ватными палочками.
Материалы: Акварель или гуашь, палочки, вода, бумага, карандаш.
Карандашом нанесите рисунок на бумагу. Каждую новую краску берите новой палочкой. Заполните точками сначала контур рисунка. Затем весь рисунок заполните точками. Работы, выполненные ватными палочками, очень похожи на рисунки, сделанные раздельными мазками.
Рисование пальчиками.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь смывается.
Рисунки из ладошки.
Материалы: гуашь или акварель, кисть, простой карандаш, ладошка ребенка, любая бумага.
Растопырив пальчики, ребёнок прикладывает ладошку к листу бумаги и обводит простым карандашом. Используя различные линии, ребенок дорисовывает необходимый рисунок. Затем раскрашивает изображение красками.
Отпечатки листьев.
Материалы: бумага, листья разных деревьев, гуашь, кисти.
Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый лист. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Оттиск печатками из картофеля.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и печатка.
Оттиск пробкой.
Материалы: мисочка либо пластмассовая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка их тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.
Оттиск поролоном.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и поролон.
Восковые мелки (свеча) + акварель.
Материалы: восковые мелки (Свеча), плотная белая бумага, акварель, кисти
Ребенок рисует восковыми мелками (свечой) на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками (свечой) остается не закрашенным.
Проступающий рисунок.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.
Рисование по мятой бумаге.
Материалы: мятая бумага, гуашь, кисть.
Ребенок предварительно сминает лист бумаги, затем слегка разглаживает ее и кистью наносит изображение прямо по изгибам. Рисунок получается несколько объемным, как бы выступает.
Рисование по мокрой бумаге.
Материалы: широкая мисочка с водой, бумага, краски акварель, кисть.
Ребенок смачивает лист чистой водой, а потом кистью наносит изображение. Оно получается, как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно прорисовать детали, то немного надо подождать, пока рисунок высохнет, или набирать на кисть густую краску.
Набрызг.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, зубочистка.
Ребенок набирает краску на кисть и стряхивает ее на бумагу, проводя зубочисткой по щетинкам кисти. Брызги полетят на бумагу. Темы для рисования могут быть следующие: «Салфетка для мамы», «Закружилась осень золотая», «Снегопад», «Звездное небо». Разбрызгивание капель возможно и с помощью зубной щетки и стеки.
Монотипия пейзажная.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель.
Ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
Монотипия предметная
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, так же складывая лист после рисования нескольких украшений.
Кляксография обычная
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает ее на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с трубочкой
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Рисование мыльными пузырями
Материалы: шампунь, гуашь, лист бумаги, трубочка для коктейля, тонкая кисточка (фломастеры).
Педагог в баночку с гуашью вливает шампунь, добавляет немного воды, все хорошо размешивает – раствор готов. Вставляет трубочку в стаканчик. Ребенок начинает дуть в трубочку до тех пор, пока не образуется пышная пена. Затем стаканчик с пеной накрывается листом бумаги – получается изображение. Можно приложить лист к стаканчикам с другими цветами гуаши. Когда изображение подсохнет, педагог предлагает дорисовать недостающие детали.
Монотипия пейзажная
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисует пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке. Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Рисование песком, крупой, солью, скорлупой.
Материалы: картон, кисти для клея, простой карандаш, клей ПВА, чистый песок (крупа, соль, скорлупа)
Ребенок готовит картон нужного цвета, простым карандашом наносит необходимый рисунок, потом каждый предмет по очереди намазывает клеем и посыпает аккуратно сыпучим веществом, лишнее ссыпает на поднос. Если нужно придать больший объем, то этот предмет намазывается клеем несколько раз по поверхности песка.
Граттаж (пер. с франц. «скрести, царапать»)
Материалы: лист бумаги, свеча, гуашь, жидкое мыло, черная тушь, палочки для процарапывания (можно использовать спицу для вязания).
Покрыть весь лист любой цветной гуашью (можно использовать несколько цветов или цветной картон)
Всю поверхность листа натереть свечой.
Покрыть черной тушью, чтобы тушь не сворачивалась на парафине, добавить в нее жидкое мыло (1 капля мыла на столовую ложку туши).
Предварительный просмотр:
Администрация г. Улан-Удэ
Комитете образования
Муниципальное бюджетное
Дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №84 «Снегурочка»
комбинированного вида г. Улан-Удэ
Тема: Работа с социально неблагополучными семьями
Выполнила: воспитатель группы №7
Васильцова А.Н
Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:
* социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
*медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно- гигиеническими нормами);
* социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);
* социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
* психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители;
* криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиций и нормы преступной субкультуры).
Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная.
Механизм выявления неблагополучных семей.
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей и педагогов) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:
утомленный, сонный вид;
санитарно-гигиеническую запущенность;
склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
неумеренный аппетит;
задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
привлечение внимания любым способом;
чрезмерная потребность в ласке;
проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
трудности в обучении.
Признаки физического насилия в семье проявляются:
в боязливости ребенка;
в выраженном страхе взрослых;
в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания;
в боязни идти домой;
в жестоком обращении с животными;
в стремлении скрыть причину травм.
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями и педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог ДОУ формирует и реализовывает систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.
Признаки неблагополучия в семье
1.Ребенок не ухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.
2. Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.
3. Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.
4. Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.
5. Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.
6. Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.
При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.
Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.
При выявлении признаков неблагополучия воспитатели пишут докладную на имя заведующей с просьбой поставить семью на учет с указанием причин неблагополучия.
Алгоритм работы с неблагополучной семьёй
Первый этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем,изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
Второй этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной(проблемной) семьи.
Третий этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми,оценка условий их жизни.
Четвёртый этап: совместные педагогические консилиумы по определению путей совместных действий.
Пятый этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации.
Шестой этап: изучение личностных особенностей членов семьи.
Седьмой этап: составление карты семьи.
Восьмой этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.)
Девятый этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй.
Десятый этап: текущие и контрольные посещения семьи.
Одиннадцатый этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
Педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию родителей и других членов семьи.
Педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.
Социально-педагогическая работа с различными типами семей
1. Семьи, в которых находятся опекаемые дети:
выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей, создание банка данных;
участие в обследовании условий жижи и воспитания детей;
контроль за здоровьем и оздоровлением детей;
поддержка семьи опекунов (педагогическая, просветительская и др.);
работа с воспитателями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям;
защита интересов, опекаемых;
законодательное просвещение;
практические мероприятия для семьи.
2. Многодетные семьи:
содействие родителям в повышении качества выполнения ими
воспитательных функций;
организация благотворительной помощи;
рекомендации по организации семейного досуга;
профориентационная работа;
законодательное просвещение;
совместные мероприятия для детей.
3. Неполные семьи:
оказание необходимой помощи в получении пособий;
психолого-педагогическое консультирование;
профилактика асоциально-аморального поведения;
организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (ГПД, благотворительная помощь и др.);
законодательное просвещение.
Проблемные семьи:
изучение динамики развития проблемы семьи;
общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;
законодательное просвещение.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 84 «Снегурочка»
комбинированного вида
г.Улан-Удэ
Распространение педагогического опыта по теме:
«Развитие творческих способностей
через технологии проектирования».
Выполнила:
воспитатель
Васильцова А.Н
г.Улан-Удэ, 2021
Детская субкультура — огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. Дошкольник стремится к активным действиям, общению, самовыражению, ярким впечатлениям. На основе анализа работ А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, Г.Г. и Е.Е. Кравцовых Н.Н.Поддьяков выделил два типа детской активности: собственную, полностью определяемую самим малышом, детерминированную его внутренним состоянием, и стимулируемую взрослым.
Из опыта работы педагогов ДОУ хорошо известно, что уважение к личности ребенка, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации активно развивает творчество. Огражденная от насильственного вмешательства окружающих жизнедеятельность детей проявляется в неповторимых формах игры, сказки, путешествия, приключений, экспериментирования.
Реализовать принцип оптимального соотношения между развитием, детерминированными действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка, позволяет технология проектирования, когда соотношение «ребенок — взрослый» строится на соучастии. Используя эту технологию, педагог ведет ребенка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнерство и наконец сотрудничество. Соучастие в деятельности — это общение «на равных», где никто не указывает, не контролирует, не оценивает. Внедрение технологии в практику предоставляет возможность педагогу гуманизировать обучение и воспитание дошкольника, учитывать, что личность ребенка самоценна и у него уже есть какой-то опыт в восприятии окружающего мира.
Содержание проектной детской либо детско-взрослой деятельности обусловливается решаемыми образовательными и воспитательными задачами. Работа педагога с группой детей — это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их.
Первые социальные связи ребенок устанавливает с родителями и близкими людьми, они для него — главные фигуры в жизни. Развитие малыша в первые месяцы и годы жизни зависит от родных, которые удовлетворяют различные, в том числе и социальные, потребности ребенка. Устанавливается «интимный круг общения» (по А.Н. Леонтьеву), относящийся к периоду раннего детства. На следующем уровне ребенок устанавливает отношения со своими сверстниками, старшими и младшими детьми, другими взрослыми. Сначала они являются для ребенка занимательным объектом, затем превращаются в партнеров по деятельности. Контакты с ними достаточно часты, поэтому их можно назвать знакомыми. Далее круг отношений становится еще шире. В дошкольном возрасте у ребенка появляется ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения и смысл деятельности, приходит более широкое понимание социальных связей, вырабатывается умение оценивать поведение детей и взрослых.
Решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых — порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.
Как показывают результаты психологических исследований, в процессе решения проблем дошкольники передают опыт сверстникам, подражают взрослым. Образец креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует формированию и проявлению творчества ребенка.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
В процессе проектирования ребенок может выступать как заказчик или исполнитель и непосредственный участник от зарождения идеи до получения результата, а также как эксперт.
В проектной деятельности ребенок, по утверждению специалистов, сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо:
— заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми);
— открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе;
— согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.
Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем — эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем — переходит к сотрудничеству.
Проектная деятельность – это совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы.
Проект включает в себя пять последовательных этапов:
- 1 этап – подготовительный (выявление).
- 2 этап – аналитический (изучение).
- 3 этап – организационный (обобщение).
- 4 этап – завершающий (внедрение).
- 5 этап - презентационный (распространение).
Коротко остановимся на характеристике каждого из них.
1 этап.
Подготовительный.
Актуализируются знания детей. В результате чего происходит выявление проблемы: уточняются точки роста и конкретные области несформированности значимых для школы функций и навыков.
2этап.
Аналитический.
Основой для выбора темы проекта является деятельность педагога по анализу результатов диагностически - прогностического этапа.
Происходит выбор темы проекта. При этом учитываются:
• задачи программы воспитания и обучения, по которой работает дошкольное учреждение;
• интересы детей, их проблемы и затруднения, пробелы в знаниях.
Совместно с педагогом - психологом координатор проекта учитель - дефектолог продумывает способы повышения деятельности и личностной активности детей, мотивации их, как участников проектной деятельности.
3 этап.
Организационный.
На данном этапе планируется проектная деятельность.
С этой целью необходимо:
- определение сроков проживания темы. Они зависят от сложности выбранной темы, количества включенных в нее событий, интереса детей к теме и т.д.
- определение задач развития детей в проектной деятельности. Педагог должен четко осознавать, какие задачи воспитания и обучения он хочет решить с детьми в процессе проживания темы проекта.
- составление плана проектной деятельности. Для целенаправленного и эффективного проживания темы проекта, своевременной и качественной подготовки педагогов к событиям или мероприятиям, необходимо представлять все этапы его реализации, что и в какой день планируется организовать, провести. С этой целью составляется краткий план событий на месяц, который может быть оформлен в виде таблицы.
- проектирование и создание развивающей среды в группе в соответствии с темой проекта. Этот этап чрезвычайно важен, так как внешнее окружение ребенка не только способствует его эмоциональному «погружению» в тему, но и поддерживает познавательный и эмоциональный интерес в течение всего периода проектной деятельности.
- определение психолого-педагогического и методического сопровождения темы. На этапе планирования темы педагогу важно продумать участие в проектной деятельности других специалистов образовательного учреждения.
- определение методического обеспечения темы. Педагог определяет, какие пособия, атрибуты ему необходимы для реализации темы проекта. Кроме того, важно продумать информационное обеспечение темы: подобрать художественную литературу, наглядные пособия, технические средства обучения, музыкальное сопровождение и т.п.
- определение участия родителей в проживании темы. Помимо работников образовательного учреждения в проживании темы активное участие принимают родители воспитанников.
4 этап
Завершающий
Внедрение и проживание темы проекта.
В проживании темы проекта можно выделить два вида событий. Одни задают смысл совместной деятельности и создают эмоционально насыщенные представления детей о тех или иных культурных традициях, областях знаний. Другие — создают необходимые условия для обобщения детского опыта, его осознания и рефлексии.
Сначала создаются условия для погружения детей в тему. Каждый ребенок должен увидеть разнообразные эмоционально-привлекательные возможности собственного участия в общем для всех деле. Затем дошкольник овладевает знаниями и способами их применения в деятельности, вместе с взрослыми пробует применять полученные знания и умения в разнообразных ситуациях. После чего создаются условия для того, чтобы ребенок стал реальным субъектом освоенной им деятельности.
В проживании темы проекта важно участие всех участников проекта, включая и родителей.
5 этап.
Презентационный.
На данном этапе происходит рефлексия.
Обычно в конце проживания темы проекта организуется какое - либо яркое событие или общее дело, которое предоставляет детям возможность продемонстрировать полученные в ходе проекта знания и умения, а также выразить свое эмоциональное отношение к происходившему ранее и происходящему в настоящий момент.
Таким образом, использование элементов проектной деятельности при развитии творческих способностей дает возможность в соответствии с запросами общества гуманизировать образовательный процесс, создать образовательный маршрут для группы детей как в информационно – просветительском, так и в эмоциональном плане.
Развитие познавательного интереса и творческих способностей детей дает большой обучающий, развивающий и воспитывающий эффект: у детей формируются прочные, глубокие знания, рождаются интересные творческие работы.
Психологи определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ. Это — высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребенка.
Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют. Чем старше становится человек, тем труднее развить его способности. Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности. Способности не могут созреть сами по себе, их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития творческого начала.
Поэтому идеи о том, что творческие способности существуют только в развитии, воспитание в личности таких качеств, как самостоятельность, инициатива остаются актуальными.
Дошкольник воспринимает социальное окружение через игру, которая раскрывает ребенку смысл взаимодействия между людьми в различных ситуациях. Особая роль отводится сюжетно-ролевой игре. Она возникает тогда, когда ребенок
Проект «Город Колобков»
Проект: средней продолжительности, групповой, творческий, познавательно-игровой.
Проектная деятельность – это совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы.
Цель – самореализация детей в деятельности, в игре с помощью игровых персонажей, сказочных героев, близких и знакомых им с детства. Развивать активность, самостоятельность, умение анализировать свою деятельность.
Задачи:
- Пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
- Приобщать детей к процессу познания;
- Привлекать к воспроизведению образов, используя различные варианты;
- Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию;
- Развитие мышления, воображения;
- Речевое развитие;
- Знакомство с предметами и действиями с ними;
- Формирование осознанных представлений о необходимости заботиться о своем здоровье;
- Формирование способов общения (индивидуальный план «Парк Колобков»);
- Обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
- Развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам.
Участники проекта:
- воспитатели;
- дети подготовительной к школе группы;
- родители воспитанников.
Проект реализуется по двум направлениям:
- совместная деятельность с детьми.
- взаимодействие с родителями.
Большое место в проекте занимает опыт художественной деятельности – участие в конкурсе «Колобков» с использованием разных техник и материалов, конкурсе рисунков по сказке «Колобок», конкурсе на план макета парка для семьи Колобков, проходящих совместно с детьми, педагогами и родителями. Фантазии родителей и детей нас приятно удивили, чего здесь только не было: Колобки сшитые, нарисованные, даже испеченный румяный Колобок был. Рисование, макетирование позволяет ребёнку проникнуться атмосферой того, что раскрывает тема проекта.
Во время художественной творческой деятельности дети легко вживаются в эпоху изучаемой темы, приобретают личный опыт общения с ней. Рисование (как самостоятельная творческая деятельность) помогает детям раскрыть свои способности, выразить свое личное отношение к увиденному и услышанному. Красочным подарком для детей группы стало изготовление макета дома и парка для семьи Колобков. Итогом работы стало заселение дома семьей Колобков и прогулка их в парк, где дети продемонстрировали творческие способности.
В процессе работы у воспитанников развивается фантазия, приобретаются навыки работы с ножницами, клеем. Дети эстетически осмысливают сделанные поделки. Ребята умеют бережно и экономно использовать материал (бумагу). То, что поделки иногда лишь отдаленно напоминают те или иные предметы, не мешает, а развивает воображение. Сделанная своими руками поделка помогает бережно относиться к вещам, (дети понимают, что эту вещь тоже кто-то сделал). Такой подход к работе с бумагой позволяет формировать не только исполнительскую, практическую, но и познавательную самостоятельность, процесс труда становится осмысленным, интеллектуальным, приносит детям радость. Кто знает, быть может, из ребят, занимающихся созданием проекта парка и дома, вырастут всемирно известные архитекторы и дизайнеры.
Наш проект успешно реализуется, всем пришелся по душе, и главное – имеет перспективу дальнейшего развития – это огромное поле для творчества и детей, и взрослых.
Сам коллектив также должен быть настроен соответственно, придерживаясь, правила: любая работа должна приносить чувство удовлетворения и радости. Только благодаря такой позиции коллектива и родителей нам удается придумывать и внедрять что-то новое в работу с детьми.
В нашем ДОУ ежегодно проходят и традиционные мероприятия: это совместные с родителями спортивные соревнования в каждой группе детского сада, досуги, посвященные государственным и народным праздникам, конкурсы, выставки и многое другое. Главное их назначение в том, чтобы создать у детей положительное эмоциональное настроение, чувство радости и в конечном счете благотворно воздействовать на личность ребенка. При этом нужно придерживаться главного принципа – соблюдение чувства меры. То есть мероприятие должно органично вписываться в образовательный процесс и в режимные моменты, быть интересным и воспитанникам, и взрослым, а мероприятия – разнообразны, легко осуществимы и отвечать целям проекта.
Оформление в группах, атрибутика, творческие задания и представление информации по результатам деятельности участников обязательно на протяжении всего проекта. Значение придается тому, какова степень заинтересованности и вовлеченности родителей в жизнь детского сада.
Игровая форма реализации проекта приобщает ребят к различным видам творческой деятельности, способствует формированию у них различных компетенций, уверенности в себе, позитивного отношения к окружающему миру, воспитанию патриотических чувств, нравственных качеств личности.
Примерная схема осуществления проекта «Город Колобков»
Разделы программы | Виды деятельности |
Игровая деятельность | Сюжетно-ролевая игра: «Семья», «Мебельный салон»; игра-драматизация по сказке «Колобок»; настольный и пальчиковый театр по сказке «Колобок»; Настольно-печатная игра «Моя квартира». |
Социальное развитие | Тематическое занятие по Конвенции о правах ребенка, Права и обязанности в семье, «Бюджет семьи»; план-схема с обозначением объектов отдыха в парке; составление рассказов «Моя малая Родина», чтение книг, подборка загадок на темы «Дом», «Улица»; рассматривание фотографий, иллюстраций «Мой дом». |
Речь и речевое общение | Творческое рассказывание по теме «Выходной день в моей семье», «Семейные увлечения», «Мои близкие»; создание альбомов «Моя семья» (портфолио ребенка); совместное участие детей и родителей в выставке рисунков и поделок «Колобок», (с применением разных техник и материалов). |
Познавательное развитие | |
Мир, в котором мы живем | Классификация (мебель, посуда, деревья); конструирование (плоскостное моделирование - составление сюжетов на семейную тематику), изготовление атрибутов, предметов, необходимых для проекта «Город Колобков» и «Парк Колобков» |
Эстетическое развитие | |
Изодеятельность | Рисование на тему: «Моя семья», «Дом, в котором я живу», по сказке «Колобок», план-схема «Парк Колобков»; изготовление предметов для макета «Парк Колобков» с использованием аппликации и конструирования. |
Алгоритм разработки проекта
Этапы | Задачи | Деятельность проекной группы |
Начальный | Определение проблемы, выбор участников | Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания. |
Планирование | Анализ проблемы, определение источников информации | Формирование задач, накопление информации и материалов |
Принятие решения | Сбор и уточнение информации, уточнение планов деятельности | Работа с информацией, синтез и анализ идей |
Выполнение | Выполнение проекта | Работа над проектом, его оформление |
Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, результатов (успехов и неудач) | Участие в коллективной оценке результатов проекта |
Литература
1. Абашина В.В., Соколова И.Г. Проектная деятельность детей и взрослых: алгоритм планирования и организации. Детский сад от А до Я. 2008. - №3.
2. Богатеева З.А. “Чудесные поделки из бумаги”. Москва “Просвещение” 1992 г
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
4. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию / Е. Евдокимова // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 3. - С.20-24
Теоретическая статья о методе проектов в ДОУ.
5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград “Перемена”, 2001. – с.18
6. Кухлинская В.В. Проектный метод организации сюжетно-ролевых игр. Управление ДОУ. 2009. - № 1.
7. Праздник своего проекта: [опыт работы ДОУ по проектной деятельности] // Детский сад со всех сторон. - 2005. - N 38 . -С.6
8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авторы-составители: Л.С.Киселева, Т.А.Данилова, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова.
9. Ромашкина А.И. Опыт использования образовательных проектов в практике дошкольного образовательного учреждения / А.И. Ромашина // Методист. – 2007. - № 8. – С.66-68
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Распространение педагогического опыта по теме: Проект "Город Колобков"
Целью этого проекта является самореализация детей в деятельности, в игре с помощью игровых персонажей, сказочных героев, близких и знакомых им с детства; развитие активности, самостоятельности, умения...
Распространение педагогического опыта. Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи»
СодержаниеЛитературный обзор состояния вопроса…………………………….3История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении……………………………………..4История изучения темы педагогическо...
Распространение педагогического опыта
В течении учебного года на базе МБДОУ №5 проходили методические объединения по нравственно-патриотичекому воспитанию, где мы обменивались опытом работы по данной теме, делились своими разр...
Обобщение и распространение педагогического опыта
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....
"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт
Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...
Распространение педагогического опыта. Мастер-класс для педагогических работников.
Мастер-класс для педагогических работников по математическому развитию....
Проект "Всё дело в шляпке" в рамках "Городской педагогической гостиной" по распространению педагогического опыта.
Проект "Всё дело в шляпке". Целью данного проекта являлся ответ на вопрос:"Головной убор- это модно или необходимо?" Проект проходил в течение 3-х месяцев с января по март. Участни...