Распространение педагогического опыта по теме: Проект "Город Колобков"
методическая разработка по окружающему миру по теме
Целью этого проекта является самореализация детей в деятельности, в игре с помощью игровых персонажей, сказочных героев, близких и знакомых им с детства; развитие активности, самостоятельности, умения анализировать свою деятельность. Проект реализуется по 2 направлениям: совместная деятельность с детьми, взаимодействие с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasprostranenie_pedagogicheskogo_opyta_po_teme.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад № 16 «Колобок»
Распространение педагогического опыта по теме:
«Развитие творческих способностей
через технологии проектирования».
Выполнила:
воспитатель
высшей квалификационной категории
Касимова Н.В.
Ульяновск 2011г
Детская субкультура — огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. Дошкольник стремится к активным действиям, общению, самовыражению, ярким впечатлениям. На основе анализа работ А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, Г.Г. и Е.Е. Кравцовых Н.Н.Поддьяков выделил два типа детской активности: собственную, полностью определяемую самим малышом, детерминированную его внутренним состоянием, и стимулируемую взрослым.
Из опыта работы педагогов ДОУ хорошо известно, что уважение к личности ребенка, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации активно развивает творчество. Огражденная от насильственного вмешательства окружающих жизнедеятельность детей проявляется в неповторимых формах игры, сказки, путешествия, приключений, экспериментирования.
Реализовать принцип оптимального соотношения между развитием, детерминированными действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка, позволяет технология проектирования, когда соотношение «ребенок — взрослый» строится на соучастии. Используя эту технологию, педагог ведет ребенка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнерство и наконец сотрудничество. Соучастие в деятельности — это общение «на равных», где никто не указывает, не контролирует, не оценивает. Внедрение технологии в практику предоставляет возможность педагогу гуманизировать обучение и воспитание дошкольника, учитывать, что личность ребенка самоценна и у него уже есть какой-то опыт в восприятии окружающего мира.
Содержание проектной детской либо детско-взрослой деятельности обусловливается решаемыми образовательными и воспитательными задачами. Работа педагога с группой детей — это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их.
Первые социальные связи ребенок устанавливает с родителями и близкими людьми, они для него — главные фигуры в жизни. Развитие малыша в первые месяцы и годы жизни зависит от родных, которые удовлетворяют различные, в том числе и социальные, потребности ребенка. Устанавливается «интимный круг общения» (по А.Н. Леонтьеву), относящийся к периоду раннего детства. На следующем уровне ребенок устанавливает отношения со своими сверстниками, старшими и младшими детьми, другими взрослыми. Сначала они являются для ребенка занимательным объектом, затем превращаются в партнеров по деятельности. Контакты с ними достаточно часты, поэтому их можно назвать знакомыми. Далее круг отношений становится еще шире. В дошкольном возрасте у ребенка появляется ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения и смысл деятельности, приходит более широкое понимание социальных связей, вырабатывается умение оценивать поведение детей и взрослых.
Решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых — порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.
Как показывают результаты психологических исследований, в процессе решения проблем дошкольники передают опыт сверстникам, подражают взрослым. Образец креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует формированию и проявлению творчества ребенка.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
В процессе проектирования ребенок может выступать как заказчик или исполнитель и непосредственный участник от зарождения идеи до получения результата, а также как эксперт.
В проектной деятельности ребенок, по утверждению специалистов, сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо:
— заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми);
— открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе;
— согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.
Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем — эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем — переходит к сотрудничеству.
Проектная деятельность – это совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы.
Проект включает в себя пять последовательных этапов:
- 1 этап – подготовительный (выявление).
- 2 этап – аналитический (изучение).
- 3 этап – организационный (обобщение).
- 4 этап – завершающий (внедрение).
- 5 этап - презентационный (распространение).
Коротко остановимся на характеристике каж дого из них.
1 этап.
Подготовительный.
Актуализируются знания детей. В результате чего происходит выявление проблемы: уточняются точки роста и конкретные области несформированности значимых для школы функций и навыков.
2этап.
Аналитический.
Основой для выбора темы проекта является деятельность педагога по анализу результатов диагностически - прогностического этапа.
Происходит выбор темы проекта. При этом учитываются:
• задачи программы воспитания и обучения, по которой работает до школьное учреждение;
• интересы детей, их проблемы и затруднения, пробелы в знаниях.
Совместно с педагогом - психологом координатор проекта учитель - дефектолог продумывает способы повышения деятельностной и личностной активности детей, мотивации их, как участников проектной деятельности.
3 этап.
Организационный.
На данном этапе планируется про ектная деятельность.
С этой целью необходимо:
- определение сроков прожива ния темы. Они зависят от сложности выбранной темы, количе ства включенных в нее событий, инте реса детей к теме и т.д.
- определение задач развития детей в проектной деятельности. Педагог должен четко осознавать, какие задачи воспитания и обучения он хочет решить с детьми в процессе проживания темы проекта.
- составление плана проектной деятельности. Для целенаправленного и эффективного проживания темы проекта, своевременной и качественной подготовки педагогов к событиям или мероприятиям, необходимо представлять все этапы его реализации, что и в какой день планируется организовать, провести. С этой целью составляется краткий план событий на месяц, который может быть оформ лен в виде таблицы.
- проектирование и создание развивающей среды в группе в соот ветствии с темой проекта. Этот этап чрезвычайно важен, так как внешнее окружение ребенка не только способ ствует его эмоциональному «погру жению» в тему, но и поддерживает познавательный и эмоциональный интерес в течение всего периода про ектной деятельности.
- определение психолого-педа гогического и методического сопро вождения темы. На этапе планирова ния темы педагогу важно продумать участие в проектной деятельности других специалистов образователь ного учреждения.
- определение методического обеспечения темы. Педагог определя ет, какие пособия, атрибуты ему не обходимы для реализации темы проекта. Кроме того, важно продумать информационное обеспечение темы: подобрать художественную литерату ру, наглядные пособия, технические средства обучения, музыкальное со провождение и т.п.
- определение участия родите лей в проживании темы. Помимо ра ботников образовательного учрежде ния в проживании темы активное уча стие принимают родители воспитан ников.
4 этап
Завершающий
Внедрение и проживание темы проекта.
В проживании темы проекта можно выделить два вида событий. Одни задают смысл совместной дея тельности и создают эмоционально насыщенные представления детей о тех или иных культурных традициях, областях знаний. Другие — создают необходимые условия для обобще ния детского опыта, его осознания и рефлексии.
Сначала создаются условия для погружения детей в тему. Каждый ре бенок должен увидеть разнообраз ные эмоционально-привлекательные возможности собственного участия в общем для всех деле. Затем дошколь ник овладевает знаниями и способа ми их применения в деятельности, вместе с взрослыми пробует приме нять полученные знания и умения в разнообразных ситуациях. После чего создаются условия для того, чтобы ре бенок стал реальным субъектом осво енной им деятельности.
В проживании темы проекта важно участие всех участников проекта, включая и родителей.
5 этап.
Презентационный.
На данном этапе происходит рефлексия.
Обычно в конце прожива ния темы проекта организуется какое - либо яркое событие или общее дело, которое предоставляет детям воз можность продемонстрировать полученные в ходе проекта знания и умения, а также выразить свое эмо циональное отношение к происхо дившему ранее и происходящему в настоящий момент.
Таким образом, использование элементов проектной деятельности при развитии творческих способностей дает возможность в соответствии с запросами общества гуманизировать образовательный процесс, создать образовательный маршрут для группы детей как в информационно – просветительском, так и в эмоциональном плане.
Развитие познавательного интереса и творческих способностей детей дает большой обучающий, развивающий и воспитывающий эффект: у детей формируются прочные, глубокие знания, рождаются интересные творческие работы.
Психологи определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ. Это — высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребенка.
Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют. Чем старше становится человек, тем труднее развить его способности. Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности. Способности не могут созреть сами по себе, их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития творческого начала.
Поэтому идеи о том, что творческие способности существуют только в развитии, воспитание в личности таких качеств, как самостоятельность, инициатива остаются актуальными.
Дошкольник воспринимает социальное окружение через игру, которая раскрывает ребенку смысл взаимодействия между людьми в различных ситуациях. Особая роль отводится сюжетно-ролевой игре. Она возникает тогда, когда ребенок
Проект «Город Колобков»
Проект: средней продолжительности, групповой, творческий, познавательно-игровой.
Проектная деятельность – это совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы.
Цель – самореализация детей в деятельности, в игре с помощью игровых персонажей, сказочных героев, близких и знакомых им с детства. Развивать активность, самостоятельность, умение анализировать свою деятельность.
Задачи:
- Пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
- Приобщать детей к процессу познания;
- Привлекать к воспроизведению образов, используя различные варианты;
- Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию;
- Развитие мышления, воображения;
- Речевое развитие;
- Знакомство с предметами и действиями с ними;
- Формирование осознанных представлений о необходимости заботиться о своем здоровье;
- Формирование способов общения (индивидуальный план «Парк Колобков»);
- Обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
- Развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам.
Участники проекта:
- воспитатели;
- дети подготовительной к школе группы;
- родители воспитанников.
Проект реализуется по двум направлениям:
- совместная деятельность с детьми.
- взаимодействие с родителями.
Большое место в проекте занимает опыт художественной деятельности – участие в конкурсе «Колобков» с использованием разных техник и материалов, конкурсе рисунков по сказке «Колобок», конкурсе на план макета парка для семьи Колобков, проходящих совместно с детьми, педагогами и родителями. Фантазии родителей и детей нас приятно удивили, чего здесь только не было: Колобки сшитые, нарисованные, даже испеченный румяный Колобок был. Рисование, макетирование позволяет ребёнку проникнуться атмосферой того, что раскрывает тема проекта.
Во время художественной творческой деятельности дети легко вживаются в эпоху изучаемой темы, приобретают личный опыт общения с ней. Рисование (как самостоятельная творческая деятельность) помогает детям раскрыть свои способности, выразить свое личное отношение к увиденному и услышанному. Красочным подарком для детей группы стало изготовление макета дома и парка для семьи Колобков. Итогом работы стало заселение дома семьей Колобков и прогулка их в парк, где дети продемонстрировали творческие способности.
В процессе работы у воспитанников развивается фантазия, приобретаются навыки работы с ножницами, клеем. Дети эстетически осмысливают сделанные поделки. Ребята умеют бережно и экономно использовать материал (бумагу). То, что поделки иногда лишь отдаленно напоминают те или иные предметы, не мешает, а развивает воображение. Сделанная своими руками поделка помогает бережно относиться к вещам, (дети понимают, что эту вещь тоже кто-то сделал). Такой подход к работе с бумагой позволяет формировать не только исполнительскую, практическую, но и познавательную самостоятельность, процесс труда становится осмысленным, интеллектуальным, приносит детям радость. Кто знает, быть может, из ребят, занимающихся созданием проекта парка и дома, вырастут всемирно известные архитекторы и дизайнеры.
Наш проект успешно реализуется, всем пришелся по душе, и главное – имеет перспективу дальнейшего развития – это огромное поле для творчества и детей, и взрослых.
Сам коллектив также должен быть настроен соответственно, придерживаясь, правила: любая работа должна приносить чувст во удовлетворения и радости. Только благодаря такой позиции коллектива и родителей нам удается придумывать и внедрять что-то новое в работу с детьми.
В нашем ДОУ ежегодно проходят и традиционные мероприятия: это совмест ные с родителями спортивные соревнования в каждой группе детского сада, досуги, посвященные государственным и народным праздникам, конкурсы, выставки и многое другое. Главное их назначение в том, чтобы создать у детей положительное эмоциональное настроение, чувство радости и в конечном счете благотворно воздействовать на личность ребенка. При этом нужно придерживаться главного принципа – соблюдение чувства меры. То есть мероприятие должно органично вписываться в образовательный процесс и в режимные моменты, быть интересным и воспитанникам, и взрослым, а мероприятия – разнообразны, легко осуществимы и отвечать целям проекта.
Оформление в группах, атрибутика, творческие задания и представление информации по результатам деятельности участников обязательно на протяжении всего проекта. Значение придается тому, какова степень заинтересованности и вовлеченности родителей в жизнь детского сада.
Игровая форма реализации проекта приобщает ребят к различным видам творческой деятельности, способствует формированию у них различных компетенций, уверенности в себе, позитивного отношения к окружающему миру, воспитанию патриотических чувств, нравственных качеств личности.
Примерная схема осуществления проекта «Город Колобков»
Разделы программы | Виды деятельности |
Игровая деятельность | Сюжетно-ролевая игра: «Семья», «Мебельный салон»; игра-драматизация по сказке «Колобок»; настольный и пальчиковый театр по сказке «Колобок»; Настольно-печатная игра «Моя квартира». |
Социальное развитие | Тематическое занятие по Конвенции о правах ребенка, Права и обязанности в семье, «Бюджет семьи»; план-схема с обозначением объектов отдыха в парке; составление рассказов «Моя малая Родина», чтение книг, подборка загадок на темы «Дом», «Улица»; рассматривание фотографий, иллюстраций «Мой дом». |
Речь и речевое общение | Творческое рассказывание по теме «Выходной день в моей семье», «Семейные увлечения», «Мои близкие»; создание альбомов «Моя семья» (портфолио ребенка); совместное участие детей и родителей в выставке рисунков и поделок «Колобок», (с применением разных техник и материалов). |
Познавательное развитие | |
Мир, в котором мы живем | Классификация (мебель, посуда, деревья); конструирование (плоскостное моделирование - составление сюжетов на семейную тематику), изготовление атрибутов, предметов, необходимых для проекта «Город Колобков» и «Парк Колобков» |
Эстетическое развитие | |
Изодеятельность | Рисование на тему: «Моя семья», «Дом, в котором я живу», по сказке «Колобок», план-схема «Парк Колобков»; изготовление предметов для макета «Парк Колобков» с использованием аппликации и конструирования. |
Алгоритм разработки проекта
Этапы | Задачи | Деятельность проекной группы |
Начальный | Определение проблемы, выбор участников | Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания. |
Планирование | Анализ проблемы, определение источников информации | Формирование задач, накопление информации и материалов |
Принятие решения | Сбор и уточнение информации, уточнение планов деятельности | Работа с информацией, синтез и анализ идей |
Выполнение | Выполнение проекта | Работа над проектом, его оформление |
Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, результатов (успехов и неудач) | Участие в коллективной оценке результатов проекта |
Литература
1. Абашина В.В., Соколова И.Г. Проектная деятельность детей и взрослых: алгоритм планирования и организации. Детский сад от А до Я. 2008. - №3.
2. Богатеева З.А. “Чудесные поделки из бумаги”. Москва “Просвещение” 1992 г
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
4. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию / Е. Евдокимова // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 3. - С.20-24
Теоретическая статья о методе проектов в ДОУ.
5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград “Перемена”, 2001. – с.18
6. Кухлинская В.В. Проектный метод организации сюжетно-ролевых игр. Управление ДОУ. 2009. - № 1.
7. Праздник своего проекта: [опыт работы ДОУ по проектной деятельности] // Детский сад со всех сторон. - 2005. - N 38 . -С.6
8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авторы-составители: Л.С.Киселева, Т.А.Данилова, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова.
9. Ромашкина А.И. Опыт использования образовательных проектов в практике дошкольного образовательного учреждения / А.И. Ромашина // Методист. – 2007. - № 8. – С.66-68
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Распространение педагогического опыта. Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи»
СодержаниеЛитературный обзор состояния вопроса…………………………….3История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении……………………………………..4История изучения темы педагогическо...
Обобщение и распространение педагогического опыта по теме: "Точечный массаж"
Что такое здоровье сберегающие технологии?Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - зада...
Обобщение и распространение педагогического опыта работы на тему: "Значение опытно – экспериментальной деятельности в интеллектуальном развитии детей с ОНР"
Цель педагогической технологии Создание условий для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента....
Распространение педагогического опыта. Открытое занятие. Тема: "Путешествие в королевство цифр"
ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП....
Мастер-класс на тему: "Использование приемов ТРИЗ в развитии речи дошкольников". (Распространение педагогического опыта).
Ознакомление педагогов с использованием приемов ТРИЗ в развитиии речи дошкольников....
Распространение педагогического опыта по теме "Развитие речи детей при помощи песочной терапии"
В материале раскрыта актуальность и значимость песочной терапии, как вида арт-терапии, в развитии речи детей дошкольного возраста. Создана подборка игр и упражнений с песком....
СПРАВКА об обобщении и распространении педагогического опыта по теме «STEM технологии в ДОУ» воспитателя Качаловой Ростиславы Павловны
Информационная карта инновационного (передового)педагогического опыта...