Исследование в лабораториуме
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Занятие по экологии с элементами экспериментирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_v_laboratoriume.docx | 887.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Проведения НОД по ознакомлению детей с неживой природой
с элементами экспериментирования
на тему: «Исследование в лабораториуме».
Тема занятия: «Исследование в лабораториуме».
Цель: Создание условий для закрепления знаний детей о свойствах воды, посредством экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.
- Закрепить знания детей о свойствах воды (вкус, цвет, запах).
- Продолжать формировать умение у детей обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы; заносить результаты эксперимента таблицу.
- Развивающие:
- Развивать у детей любознательность, мышление, память, внимание.
- Способствовать у детей развитию познавательной активности.
- Развивать у детей навыки проведения опытов.
Воспитательные:
- Продолжать воспитывать у детей бережное отношение к воде.
- Продолжать воспитывать у детей аккуратность во время работы с водой.
- Продолжать воспитывать у детей интерес к экспериментированию.
Активизация словаря: бесцветная, безвкусная, прозрачная, снег, сосулька, ручей, град, дождь, град, снежинка, вкус, запах, ледоход.
Предшествующая работа: беседа с детьми на тему: «Вода нужна всему живому»; проведение дидактической игры «Какой бывает вода?», «Знаем, знаем!».
Подготовка воспитателя: продумала методику написания конспекта и его проведения. Выучила конспект проведения. Подобрала материал соответствующий возрастной группе, подобрала иллюстративный материал.
Оборудование: картинка «Капельки»; картинки, где присутствует вода; карточки о свойствах воды; одноразовые стаканчики с водой; разнообразные сосуды; сахар; баночки с краской; краски, кисточка, салфетки бумажные; кусочек сахар; таблицы для занесения результатов эксперимента.
Организация и методика проведения занятия:
I.Мотивационно-побудительный этап.
(Стук в дверь).
Воспитатель: Ребята, кто- то к нам пришел? Я сейчас посмотрю.
- Кто это?
(Капелька).
Капелька: Вы меня узнали? Я – Капелька воды! Я пришла к вам в гости. Я со своими сестричками долго путешествовала и мне очень интересно, чем вы занимались, что нового узнали, пока меня не было.
Воспитатель: Капелька, мы говорили о тебе. Ты посиди послушай, посмотри, что мы нового узнали о тебе. Послушайте стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется
Средь высоких, стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
II.Поисково-исследовательский этап.
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки, а вы отгадайте их и найдите отгадки.
Скатерть бела всю землю одела. (Снег)
Растет она вниз головою
Не летом растет – а зимою.
Чуть солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Меня ждут – не дождутся,
А как завидят – разбегутся. (Дождь)
К маме – речке бегу.
И молчать я не могу.
Я сынок ее родной,
А родился я весной. (Ручей)
На земле осталась я
После летнего дождя.
Разлеглась среди дороги,
Кто пройдет – промочит ноги. (Лужа)
Белый падает горох прямо на голову – Ох!
Он сбивает с яблонь цвет и полям приносит вред. (Град)
Покружилась звездочка в воздухе немножко.
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)
Воспитатель: Ребята, скажите, что объединяет ответы на все загадки – ручей, лужа, сосулька, дождь и т.п.
Дети: Это всё вода. Если снег растает или сосулька растает, то получится вода. Если мы с вами поставим ведёрко, во время дождя, а потом достанем, поставим и через некоторое время посмотрим в него, то в нём тоже будет вода.
Воспитатель: Для чего нужна вода и как мы ее используем? (Картинки)
- Капелька, мы приглашаем тебя в нашу маленькую лабораторию. А вы, ребята, сегодня будете, как настоящие ученые проводить опыты с водой.
Воспитатель: Кто мне напомнит правила безопасности?
Дети: Ничего нельзя трогать без разрешения воспитателя, нельзя толкаться, кричать, в рот ничего нельзя брать.
Воспитатель: Молодцы, всё вспомнили.
Воспитатель демонстрирует детям картинку, что можно, а, что нельзя делать, тем самым напоминая про правила безопасности.
Опыт №1. «Вода бесцветная».
На столе стакан воды, стакан молока и две трубочки.
Воспитатель: Что у вас в первой стакане?
Дети: Молоко.
Воспитатель: Какого цвета молоко?
Дети: Белого.
Воспитатель: Что можно сказать про воду?
Дети: Она прозрачная, бесцветная.
Воспитатель: Как вы это узнали? Что вы сделали?
Дети: В оба стакана положили палочки. В стакане с водой палочку видно, а в стакане с молоком не видно.
Вывод делают дети: Вода прозрачная, а молоко непрозрачное. Вода меняет цвет, если в нее что-то добавили.
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю занести результаты эксперимента в табличку. Напротив, стакана молока и воды нужно поставить +, если данное вещество обладает свойством прозрачности, -, если не обладает данным свойством.
ОПЫТ №1 | |
+/- | |
+/- |
Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода изменяет цвет. Хотите убедиться в этом? Сейчас я покажу фокус. (На столе 3 баночки с крышками. На крышках гуашь. Закрываю баночки и взбалтываю. Вода меняет цвет).
Воспитатель: Дети, как можно окрасить воду?
Дети: Добавить краску.
Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой).
Воспитатель: В каком стаканчике краска быстрее растворится?
Дети: В стакане с тёплой водой.
Воспитатель: Как окрасится вода, если красителя будет больше?
Дети: Вода станет более окрашенной.
Вывод делают дети: Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю занести результаты эксперимента в табличку. Напротив, стакана с горячей водой и холодной нужно поставить +, если краска быстро растворяется в воде, -, если краска долго растворяется.
ОПЫТ №1.1 | |
+/- | |
+/- |
Воспитатель: Пришло время, ребята, отдохнуть.
Разминка:
Капля – раз, капля два,
Очень медленно сперва (прыжки на месте на двух ногах)
А потом быстрей, быстрей (бег на месте)
А мы зонтики раскрыли
От дождя себя укрыли (руки согнули над головой)
Воспитатель: Ну, вот, отдохнули и снова за работу. У нас еще есть, что рассказать Капельке интересного.
Опыт №2. «Вода не имеет вкуса и запаха».
Воспитатель: Ребята, вы чувствуете запах, когда мама печет пироги, как пахнут цветы?
Дети: Да.
Воспитатель: Как это можно определить имеет ли вода вкус и запах?
Дети: Понюхать, попробовать.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус.
- Какая она? Соленая, сладкая, горькая?
Дети: Она безвкусная.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам положить в стаканчик с водой сахар, который находится у вас на столе. Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус?
Дети: Сладкая.
Вывод делают дети: Вода не имеет вкуса и запаха. Но вода принимает вкус того вещества, которое в нее добавили.
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю занести результаты эксперимента в табличку. Напротив, стакана с водой и стакана с водой и сахаром нужно поставить +, если имеет вкус и запах, -, если не имеет.
ОПЫТ №2 | ||
+/- | +/- | |
+ | +/- | +/- |
Опыт №3. Вода – жидкая, не имеет формы.
Воспитатель: Вы согласны, что вода переливается, жидкая, не имеет формы.
Дети: Согласны.
Воспитатель: Как это можно доказать?
- На столе стоит тазик, стаканчики с водой, сосуды разной формы. Мы сейчас с вами попробуем перелить воду из стаканчиков в тазик, в другие сосуды.
- Что вы сейчас сделали с водой?
Дети: Вылили, перелили.
Вывод делают дети: Вода льется, переливается. Она не имеет формы. Принимает ту форму, в каком сосуде она находится.
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю занести результаты эксперимента в табличку. Напротив, капли воды нужно поставить +, если она льётся, переливается, принимает форму, в каком сосуде она находится, -, если не имеет форму.
ОПЫТ №3 | |||
+/- | +/- | +/- |
III.Заключительный этап (рефлексия).
Воспитатель: Капелька, посмотри какие ребята молодцы! Сколько уже нового они нам рассказали. Хорошо потрудились,
Капелька: Да, вы большие молодцы! К сожалению, мне пора возвращаться к себе домой. До свидания ребята!
(Дети прощаются с Капелькой).
Воспитатель:
- Ребята, что вы сегодня узнали интересного?
- Что вам запомнилось больше всего?
- Возникали у вас трудности при выполнении опытов?
(Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретический аспект исследований речевого развития дошкольников в отечественных и зарубежных исследованиях
Речь – основное условие сохранения и развития творческого потенциала человека, особенно в период его роста. Нарушения нормального речевого развития является наиболее частым о...
Основные маркетинговые исследования, применяемые в Образовательной организации. Маркетинговые задачи. Маркетинговых инструменты. Использование результатов исследований в управленческой деятельности.
Основные маркетинговые исследования, применяемые в Образовательной организации. Маркетинговые задачи. Маркетинговых инструменты. Использование результатов исследований в управленческой деятельности....
Долгосрочный проект "Лабораториум" для первой младшей группы
Это всё – эксперименты –Интересные моменты!Всё, всё, всё хотим узнать!Нужно всё зарисовать!Как наш опыт получился,Сколько времени он длился?Удивляемся всему:Как? Зачем? И по...
Гипотезы. Педагогика в числах или данные исследований. Статья "Дети и гаджеты" со ссылками на различные исследования в области влияния цифровых медиа на детей.
Статья "Дети и гаджеты" со ссылками на различные исследования в области влияния цифровых медиа на детей...
Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».
Стартовая диагностика. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев». Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...
Проект «Лабораториум. Маленькие исследователи»
Проект «Лабораториум. Маленькие исследователи»...