СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ТКАНЬЮ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (старшая группа)

Казнина Зоя Александровна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii_raboty_s_tkanyu.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ТКАНЬЮ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Подготовила: Казнина З.А.

Воспитатель МБДОУ Детский сад № 26 «Сказка»

г. Кстово Нижегородской области

Аннотация:  В статье описывается опыт работы   с детьми старшего дошкольного возраста. Раскрываются современные технологии работы с тканью: изготовление тканевых кукол, аппликация, конструирование, батик, экспериментирование с тканью.

В процессе работы с тканью у детей развивается моторика пальцев рук, точность движений, навыки работы с различными по структуре и свойствам видами тканей. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение для всего психического развития. Одними из средств развития мелкой моторики рук детей могут стать разные формы работы детей с тканью: изготовление тканевых кукол, аппликация, конструирование, батик, экспериментирование с тканью. Работая с тканью, дошкольники знакомятся со свойствами разных видов тканей, учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение 2 частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться в пространстве заготовки. Ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии. В работе с тканью есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения. У детей совершенствуется глазомерная функция, развивается речь (дети овладевают правильными словесными обозначениями способов действий с тканью),  фантазия, мышление, внимание. Аппликация имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания дошкольников, так как по своему характеру является художественной деятельностью.   Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Все это создает благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе [4, с. 25].  

Организованная образовательная деятельность  проводится в несколько этапов: организационный момент, пальчиковая гимнастика, отгадывание загадок, физкультминутка, эксперименты с тканью, практическая деятельность детей по работе с тканью. В процессе  работы знакомлю детей с тканью. Ткань – это текстильное изделие, образованное путем переплетения двух перпендикулярных нитей: основы (идет вдоль ткани) и утка (идет поперек).  Процесс производства тканей (ткачество) состоит из нескольких этапов: подготовительного (перемотка нитей, шлихтование и снование основ, осуществление перемотки и шлихтования утка), основного (привязка основы на станках, непосредственно само ткачество разбраковка полотна) заключительного (отдела ткани-промывка, варка, отбелка, крашение, печать и др.) Изготавливаться ткани могут как на механических, так и на ручных станках. Ткани бывают натуральными (шерсть, шелк, хлопок, лен и др.) и искусственными (капроновое волокно, плащевка, гипюр, газ и др.). За многовековую историю ткачества создано огромное количество различных видов тканей, поражающих разнообразием фактур, узоров и поверхностных эффектов.

Организовывая работу с тканью, используя различные технологии. Изготовление тканевых кукол. Для изготовления в настоящее время используется новая ткань. Для перевязывания деталей используются любые нитки, а для набивания кукол может использоваться вата или синтепон. Для украшения куклы - ленты, кружева бисер, бусины и т.д. Детали для кукол уже не рвутся - используются ножницы. Все детали куклы состоят из простых геометрических фигур: квадрат, прямоугольник и треугольник. Заранее нужно нарезать заготовки для будущей куклы, приготовить наполнитель и нарезать нитки для соединения деталей. Изготовление аппликаций из ткани. Аппликацию из лоскутов ткани можно начать с небольшой картинки, выбрав простой рисунок. Готовую работу можно поместить в рамочку, а для красоты обшить контрастными нитками или обвести специальной краской для ткани по контуру рисунка. Элементы аппликаций, цветы, деревья, птицы, звери и т.д., должны быть стилизованными, без лишних деталей, с четким правильным контуром. Для тканевой аппликации материалами могут служить всевозможные  натуральные и синтетические ткани разной фактуры - гладкой, ворсистой, блестящей, матовой, а также кожа, мех, войлок, фетр. Для того чтобы при вырезании аппликации и ее пришивании края ткани не осыпались, лоскут крахмалят: лоскуты из ситца, сатина - клейстером из картофельной муки (отжимают насухо и гладят с изнанки горячим утюгом); лоскуты из шелка, батиста, кружева, синтетических тканей - желатином (сухие лоскуты растягивают на доске и обрызгивают раствором желатина, затем просушивают, но не гладят). Можно делать аппликацию на клею. Из предварительно накрахмаленной ткани вырезать детали вашей аппликации, обильно намазать изнаночную сторону клеем БФ и наклейте на основу вашей картины. Для лучшего высыхания 2 часа накрыть аппликацию влажной хлопчатобумажной тканью, сверху поставьте теплый утюг. Можно использовать для склеивания полиэтилен. Детали аппликации так же делают из предварительно накрахмаленной хлопчатобумажной ткани. Делают это так: под основу картины подложить несколько слоев газеты. На газеты разложить тонкую полиэтиленовую пленку, а сверху на полиэтилен заготовки для аппликации. Все это накрыть листом белой бумаги и прогладить горячим утюгом. Ткань легко приклеится к основе, а излишки пленки приклеятся к бумаге. Не умеющие рисовать могут перевести рисунки по клеточкам в соответствии с заданным масштабом. Для этого иллюстрацию разбивают на равные квадратные клетки, а на листе бумаги, где должен быть увеличенный или уменьшенный рисунок, делают сетку из того же количества квадратов, но большего или меньшего размера, и на них переносят рисунок. Можно перенести на бумагу отдельные элементы рисунка, чтобы получить затем выкройки этих элементов.

Изготовление узелкового батика - это не роспись ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками. Узелковое крашение применяют для получения одно- или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных для одежды, для декоративных изделий. Эксперименты с тканью. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное то, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Ребенок склонен наблюдать, экспериментировать, настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Ему предоставляется, возможность самому найти ответы на вопросы. Дети самостоятельно делают выводы о свойствах ткани, проводя эксперименты: «Что происходит с тканью в воде?», «Проверка ткани на прочность», «Сравнение ткани с бумагой», «Все ли ткани намокают?», «Сравним ситец и болонья», «Все ли ткани горят?» и т.д.

Таким образом, организованная образовательная деятельность   способствует положительной динамике развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

Библиографический список:

1. Батик холодный, горячий, узелковый, техника батика[Электронный ресурс].-Режим доступа: URL: http://www.fineartcollection.com/library/batik/batik8.html/ 6

2. Виды тканей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: // bIogremakingdlogspotcom/2016/03/vidy-tkanei.html/

3. Дайн. Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст]: / Г.Л. Дайн, М.Н. Дайн. – М.: Культура и традиции, 2007. – 120 с. ISBN 5-86444-128-7

4. Какие виды тканей бывают? [Электронный ресурс]. - Режим доступа. http://vidy-tkanej.ru/material/sherst.htm/l 

5. Прищепа, С., Попкова, Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей // Дошкольное воспитание. [ Текст ] – 2005. - №1. - 64 с. ISBN 5-691-00351-8

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

7. Яковлева, Е. В. Развитие мелкой моторики дошкольников через нетрадиционные техники аппликации [Текст]: Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 125-128


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ "Лепка из пластилина как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников"

Поиск   наиболее эффективных путей развития мелкой моторики рук у старших дошкольников, новых форм и методов работы на основе комплексно-интегративного  взаимодействия  воспитателя...

План работы педагога по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР, через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов и форм)».

В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М. М...

Оригами как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников

В данной статье раскрыто понятие "оригами", описаны функции оригами, а также процесс обучения детей складыванию из бумаги....

Презентация к опыту работы "Оригами как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников

Опыт работы был представлен на научно-практической конференции г.Тында, 2018г...

Мастер-класс "Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Мастер-класс "Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников с общим недоразвитием речи"...

Техника «изонить» как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников

В данной работе представлен опыт работы со старшими дошкольниками. Работа в технике изонить развивает у детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность дви...

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников

Тема отражает одну из наиболее значимых проблем современной педагогики в дошкольном учреждении.Достаточно подробно рассматриваются понятия мелкой моторики рук и пластилинографии. Описан диагностически...