2020-2021 Доклад на тему:""Познавательное развитие у детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
"Познавательное развитие у детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность"
В соответствии с ФГОС музыкальное развитие ребёнка, обеспечивающее развитие эмоциональной сферы ребенка, эмоциональной отзывчивости на явления и объекты окружающего мира, интегрируется с задачей формирования у детей дошкольного возраста познавательных способностей.
Это означает, что различные формы музыкальной деятельности не должны сводиться лишь к обучению музыкальным навыкам и знаниям, а должны способствовать формированию художественно-эмоционального познания действительности, мышления. При этом значительное место принадлежит формированию у дошкольников заинтересованности в овладении новыми знаниями и выявлении закономерностей окружающей действительности, условий для всестороннего гармоничного развития личности. Для этого следует вырабатывать методы и приемы музыкального воспитания, воздействующие на развитие познавательного интереса дошкольников.
Познавательное развитие – одно из важнейших направлений дошкольного образования. Задача педагога – создать условия, найти наиболее удачные способы подачи информации для развития любознательности, познавательной активности и развития познавательных способностей детей. Основными формами организации познавательной деятельности
на музыкальных занятиях являются:
∙ Восприятие музыкальных произведений.
∙ Дидактические игры.
∙ Познавательно-исследовательская деятельность.
Восприятие музыкальных произведений – это один из основных видов музыкальной деятельности человека. Музыка успокаивает, вызывает сопереживание, эмоциональную отзывчивость. У детей слушание музыки развивает познавательный интерес, расширяет музыкальный кругозор и повышает музыкальную восприимчивость. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальная деятельность предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом, способствует не только музыкальному, но и общему развитию ребенка.
Слушая музыкальные произведения, беседуя о характере и содержании музыкального произведения, ребенок знакомится с историей и культурой родного края; усваивает представления о природе, природных явлениях и временах года, знакомится с животным миром посредством творческих и музыкально-ритмических игр на подражание. Прослушивая музыкальные произведения Д. Б. Кабалевского «Плакса», «Злюка» и «Резвушка» дети знакомятся с разными чертами характера человека.
Дидактические игры – следующая форма организации познавательной деятельности на музыкальных занятиях. Дидактическая игра – разновидность игр с правилами, созданных для решения задач обучения, воспитания и развития детей на основе образовательных ситуаций. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети, применяя уже освоенные ранее представления, самостоятельно решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, сами находят решения проблемных ситуаций.
Например, дидактические игры: «Узнай и спой песню по картинке»;«Музыкальный магазин»; «Назови композитора»; «Музыкальные инструменты» – способствуют развитию восприятия и музыкальной памяти; а музыкальная дидактическая игра «Времена года» – способствует развитию представлений о природе.
Важно, чтобы при организации дидактической игры были представлены все её элементы: дидактическая и игровая задача, содержание и правила игры, игровые действия, результат игры. Задачи, поставленные музыкально-дидактической игрой, требуют устойчивого внимания, активной деятельности всех анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения, что, несомненно, влияет на развитие познавательных способностей детей.
Следующая форма – Познавательно-исследовательская деятельность. Это своего рода детская лаборатория, в которой ребенок получает массу сведений о новом объекте в процессе его практического исследования.
На основе восприятия и с помощью исследовательских действий дети
устанавливают причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающей действительности, учатся задавать вопросы (из чего? для чего? как использовать?), задумываются над ответами на них, пытаются найти ответы самостоятельно. Например, знакомя детей с музыкальными и немузыкальными звуками, педагог подводит детей к исследованию, определяя проблемные вопросы: «Что такое звук?», «Как он получается?», «Почему звуков так много?», «Откуда берутся звуки?», а затем вводит в процесс создания детских самодельных игрушек-инструментов. У ребенка развивается большой интерес к миру звуков и творческое самовыражение.
Чем разнообразнее и интереснее музыкальный руководитель
организует исследовательскую, поисковую деятельность на музыкальном занятии, тем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет развитие познавательных способностей.
Так, в этом году воспитанницей группы «Облачко» Саранцевой Ксенией была проведена интересная исследовательская работа на тему: «Влияние музыки на комнатное растение». В ходе наблюдений ей удалось выявить как музыка Моцарта и рок-музыка влияют на объект исследования - комнатное растение лиственная бегония.
Проект «Телеканал. Музыкальные новости». Представленная форма позволила обеспечить развивающее обучение дошкольников, способствовала обогащению познавательной сферы и развитию их познавательных способностей через музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.
Без развития музыкально-ритмических способностей дальнейшее музыкальное развитие становится очень ограниченным. ...
Проект на тему "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность"
Дошкольный возраст – важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Мужчину в мальчике и женщину в девочке следует воспитывать с раннего детства. В противном случае при формир...
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность
методический материал к пед.совету...
Стендовый доклад "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"
Стендовый доклад "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"...
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность
Статья предназначена как для музыкальных руководителей, так и для родителей воспитанников ДОУ. Раскрыты основные поятия гендерного воспитания и осуществление полоролевой социализации дошкольника...
"Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность"
Дошкольный возраст — благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей...
Проект «Формирование дружеских чувств у детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность»
Направление педагогического проекта - социально-эмоциональное развитие детей...