Конспект непосредственной образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с использованием элементов ТРИЗ для средней группы .
план-конспект занятия (средняя группа)

Сурова Екатерина Анатольевна
формирование умения изготавливать мыльные пузыри и объяснять их изготовление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с использованием элементов ТРИЗ для средней группы ?Друзья для Тошки?

Цель: формирование умения изготавливать мыльные пузыри и объяснять их изготовление.

Задачи:

1. Активизировать знания детей о свойствах мыла и воды;

2. Способствовать умению размышлять, анализировать, обобщать результаты опыта получения мыльных пузырей, самостоятельно проводить ?исследование? с водой и мылом.

3. Упражнять в умении подбирать однородные определения

4. Развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение) в процессе экспериментирования;

5. Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, отзывчивость на эмоциональное состояние сказочного персонажа.

Материалы и оборудование:кусочки мыла с различными ароматами, коктейльные трубочки, тазы на всех детей, стаканы, тарелки, салфетки.

Предварительная работа: экскурсия в прачечную; наблюдения за свойствами мыла в ходе проведения культурно – гигиенических процедур; чтение: К. И. Чуковский ?Мойдодыр?, А. Л. Барто ?Девочка чумазая?, русская народная сказка ?Пузырь, соломинка и лапоть?, подвижная игра ?Пузырь?.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришёл необыкновенный гость, а чтобы узнать, кто это отгадайте загадку:

Я в полете нежный, плавный,

если праздник – ?Самый главный?.

Для детей как воздух нужный,

Я веселый - ...

Дети: Шар воздушный.

(Воспитатель показывает детям воздушный шар, на нем нарисована эмоция ?грусть?).

Воспитатель: В гости прилетел воздушный шарик, а зовут его Тошка. Давайте поздороваемся с ним и улыбнёмся ему.

Дети: Здравствуй, Тошка!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а какое настроение у Тошки?

Дети: У Тошки грустное настроение.

Воспитатель: А как вы узнали, что грустное?

Дети: Потому что уголки губ опущены, и глаза у него грустные

Воспитатель: А почему настроение бывает грустное?

Дети: Мама наругала, обидели, поссорился с друзьями, нет друзей

Игра ?Хорошо, плохо? ТРИЗ.

Воспитатель: Тошик мне рассказал, что у него вообще нет друзей. А без друзей плохо хорошо? Почему?

Дети: Хорошо, потому что не нужно ни с кем делиться, можно посидеть в тишине, поспать.

Воспитатель: А может без друзей плохо?

Дети: Плохо, потому что не с кем поиграть, посмотреть книжки, побаловаться, рассказать свой секрет, поиграть игрушками.

Воспитатель: Вот и Тошке грустно без друзей, поэтому он обратился сегодня к нам с просьбой ,найти ему друзей, только чтобы они были хоть чуть-чуть похожи на него. А как вы думаете, каких мы с вами можем найти ему друзей?

Ответы детей:?Шарики, мячи, мыльные пузыри

(Если дети затрудняются с ответом, рассмотреть Тошку его форму, почему он летает, чем наполнен. Помочь детям определить, что друзьями могут быть мыльные пузыри).

Воспитатель: Ребята, а из чего мы с вами сделаем мыльные пузыри?

Дети: Из воды, из мыла, из шампуня

Воспитатель: Поможем Тошке найти друзей? А для того, чтоб ему помочь мы с вами отправимся в волшебную лабораторию, там все предметы волшебные. У меня есть волшебная коробочка, в ней находятся предмет, при помощи которого можно получить мыльные пузыри.

(Воспитатель показывает коробку).

Воспитатель: Чтобы узнать предмет, с ним надо познакомиться. А в этом деле у нас есть помощники. Какие, ребята?

Дети: Глаза, уши, рот, нос, руки.

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю отгадать, что это за предмет. Помогут нам в этом наши помощники.

(Воспитатель чуть- чуть приоткрывает коробку).

Воспитатель: Первый наш помощник – это нос. Понюхайте, только не заглядывайте в коробочку, что он может сказать о предмете? Какой предмет?

Ответы детей:?Ароматный, душистый, пахучий.

Воспитатель: Второй помощник – руки. Они о чем говорят?

Ответы детей:?Какой по форме этот предмет: прямоугольный, круглый, овальный.

Воспитатель:?Третий помощник – это уши, послушайте, как он звучит.

Пере

Ответы детей:?Предмет не издаёт ни каких звуков.

Воспитатель:?А рот с язычком нам помогут?

Ответы детей:?Нет, незнакомые предметы нельзя пробовать на вкус.

Воспитатель:?Незнакомые предметы в рот брать нельзя! Вы догадались, что это может быть за предмет? Давайте повторим, как вы описали этот предмет.

Дети:?Он ароматный, душистый, прямоугольный, овальный, гладкий, твёрдый, не издает ни каких звуков.

Воспитатель: А давайте с вами пофантазируем.

Игра- фантазия.  ТРИЗ.

Воспитатель: Что это может быть? Что бывает ароматным?

Дети: Духи, шампунь, дыня, банан…

Воспитатель: Что бывает прямоугольным?

Дети: Стол, окно, диван…

Воспитатель: Что бывает овальным?

Дети: Яйцо, конфета…

Воспитатель: Что бывает гладким?

Дети: зеркало, стол, арбуз, ..

Воспитатель: Что бывает твердым?

Дети: Камень, железо, дерево..

Воспитатель: Что может не издавать ни каких звуков?

Дети: Камень, тарелка, кружка…

Воспитатель: Молодцы назвали много предметов. Что за предмет находится в нашей коробке? В этом предмете должны сочетаться все эти качества.

Дети: Мыло.

Воспитатель: Правильно это мыло!

(открывает коробку)

Воспитатель: Вы много рассказали все об этом предмете, а для чего он нужен?

Ответы детей:?Умываться, стирать.

Воспитатель:?Что необходимо для того, чтобы сделать пузыри?

Ответы детей:?Вода, мыло.

Воспитатель: Подойдите к столу и посмотрите, что вам пригодиться.

(На столе необходимое оборудование).

Воспитатель: Какие правила нужно соблюдать при работе с мылом?

Ответы детей:?Не трогать намыленными руками глаза, мыло нельзя брать в рот.

(Дети занимают рабочие места, воспитатель обращает внимание на воду).

Воспитатель: Ребята, скажите, какая вода?

Дети: Прозрачная, теплая, без запаха.

Воспитатель: А теперь возьмите кусочек мыла и опустите его в воду и размыльте.

(Дети опускают кусочек мыла в воду, размыливают его).

Воспитатель: Какое мыло стало?

Дети: Скользкое, мягкое.

Воспитатель: Что произошло с водой?

Дети: Вода стала мутная, непрозрачная, пенится, есть запах мыла.

Воспитатель: Размылили мыло, а пузырьков нет! А как вы думаете, что нужно сделать дальше, чтобы получились пузыри?

Дети: Выдуть воздух в воду через трубочки

Воспитатель: Возьмите трубочки и покажите, как вы будете дуть.

(Дети дуют через трубочку на ладошку).

Воспитатель: Подули на ладошку. Чувствуете холодный воздух? А теперь опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Пить эту воду нельзя!

(Дети дуют через трубочку в мыльную воду).

Воспитатель: Вот и пузырики появились! Какие они у вас получились?

Ответы детей:?Большие, маленькие, переливаются на свету

Воспитатель:?Что произойдет с пузырями, если к ним прикоснуться?

Дети:?Лопнут.

Воспитатель: А если подуть?

Дети: Они полетят, они легкие.

Воспитатель: Как вы думаете, внутри пузырей что-то есть?

Дети: Воздух, мы их надуваем.

Воспитатель: Вытирайте руки, ребята. Выходите, мы с вами поиграем в игру ?Пузыри?.

Физминутка ?Пузыри?.

Воспитатель: Ну-ка пузыри, собирайтесь в баночку!

Дети подбегают к воспитателю и вплотную друг к другу.

Воспитатель: Я беру палочку для выдувания пузырей и опускаю её в баночку.

Воспитатель гладит рукой детей по волосам.

Воспитатель: Проверим, все ли пузыри собрались в банку.

Называет детей по имена.

Воспитатель: Раз, два, три, надуваю пузыри!

Дети разбегаются по группе.

Звучит плавная музыка – дети изображают полёт мыльных пузырей. Музыка затихает – дети в удобной позе садятся на ковёр.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на Тошку, какое у него стало настроение?

Воспитатель показывает детям воздушный шар, на нем нарисована эмоция ?радость?).

Ответы детей:?Весёлое.

Воспитатель:?Почему вы считаете, что веселое?

Ответы детей: Он улыбается, сделали ему друзей.

Воспитатель: Я, хочу еще с вами поиграть, как вы думаете можно ли пускать пузыри через такую трубочку?

(Воспитатель показывает воронку с натянутой шерстяной тканью).

Ответы детей:?Да, можно.

(Воспитатель выдувает пузыри через воронку дети играют с ними).

Воспитатель: Вот мы с вами и узнали, как и из чего сделать друзей для Тошки. Давайте подарим Тошке друзей, берите все мыльные пузыри и дарите друзей!

(дети берут заготовленные мыльные пузыри и выдувают для Тошки)

Воспитатель: Тоша очень благодарен вам за друзей и предлагает поиграть в игру.

Игра ?Да, нет!? ТРИЗ

Воспитатель: Сейчас я буду вас спрашивать, на что похож мыльный пузырь, а вы, если согласны, кричите громко ?Да? и хлопайте в ладоши, а если не согласны, кричите громко ?Нет? и топайте ногами:

- Мыльный пузырь похож на апельсин? (дети ?Да?)

- А он похож на мандарин? (дети ?Да?)

- А на яблоки в саду? (дети ?Да?)

- А на рыбку, там в пруду? (дети ?Нет?)

- Мыльный пузырь похож на шар земной? (дети ?Да?)

- А на мячик надувной? (дети ?Да?)

- Он похож на телефон? (дети ?Нет?)

- А на большой магнитофон? (дети ?Нет?)

- Круглый он, как солнце в небе? (дети ?Да?)

- И как колесо на велосипеде? (дети ?Да?)

- А ещё, похож на дом? (дети ?Нет?)

- А на белый снежный ком? (дети ?Да?).

Воспитатель: Тошка с вами прощается и благодарит за помощь! Давайте попрощаемся, до свиданья Тошка!

Дети: До свидания, Тошка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной работе с детьми 4-5 лет в группе общеразвивающей направленности по теме: «Невидимка-воздух»

Задачи:Образовательные:-Дать детям представление о том, что воздух есть повсюду и внутри нас;-Подвести к пониманию того, что он занимает все пустое пространство, принимая форму предмета и обладает сво...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы. На тему: «Сохраним здоровье нашей планеты» для детей старшей группы.

Жизнь наша неотделима от природы. Она кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, и требует взамен лишь одного, чтобы люди были к ней добры....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе.

Образовательная деятельность в детском саду, процесс сложный и увлекательный.И для педагога и для ребёнка. И поэтому, только в игровой форме, когда большую часть знаний дети получают сами, достигается...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Город волшебства»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Город волшебства» Образовательная область «Познавательное разви...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Божья коровка» Тема: «Волшебница вода»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Божья коровка»Тема: «Волшебница вода»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Город волшебства» Образовательная область «Познавательное развитие» (с использованием здоровьесберегающих технологий, технологии проектной дея

Цель:Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование....