Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Образовательная деятельность в детском саду, процесс сложный и увлекательный.И для педагога и для ребёнка. И поэтому, только в игровой форме, когда большую часть знаний дети получают сами, достигается желаемый результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_opytno-eksperimentalnoy_deyatelnosti_v_starshey_gruppe.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе.
Тема: Вода-волшебница, или дело о пропавшем рецепте.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Возрастная группа: дети 5-6 лет.
Цель: развитие представлений о свойствах воды, растворимости воды.
Задачи:
-расширение знания о свойствах воды, ввести в словарь понятие «растворитель»;
- развитие навыков проведения опытов (умение работать с оборудованием, соблюдать правила безопасности, соблюдать последовательность проведения опыта, формулировать вывод в ходе совершения практических действий);
- прививать бережное отношение к воде.
Словарная работа: жидкость, безвкусная, бесцветная, прозрачная, растворитель, плотность воды.
Предварительная работа:
Беседа по теме «Где есть вода?», «Кому нужна вода?», «Почему надо беречь воду?», и др.
Чтение художественной литературы, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, проведение опытов с водой, наблюдение за водой в природе на прогулке.
Материалы и оборудование: поваренная книга, цветные картинки, поднос, лупы, три прозрачные стаканчика из пластика с водой, стаканчики с солью, сахаром, манной крупой, молоком, чайные ложки, клей карандаш, салфетка на каждого ребёнка.
ИКТ: мультимедийная презентация, видео-интервью с поваром детского сада.
Ход НОД:
Этапы деятельности | Содержание познавательно-исследовательской деятельности | Результативность этапов познавательно-исследовательской деятельности |
Организационный | Скажем нашим гостям, «Здравствуйте!», пожелаем здоровья друг другу, и подарим всем свои улыбки. | (Воспитатель настраивает детей на начало НОД) |
Мотивационно-организационный | Сегодня утром, мне на электронную почту пришло видеосообщение, и оно адресовано вам. Посмотрим! ... (просмотр видео). Итак, юные следопыты, самое время прийти на помощь! Перед вами поваренная книга, страница которой пуста и поскольку мы пока не умеем писать, составим рецепт из картинок. Выберете картинки с изображением тех продуктов, из которых варится манная каша. (Дети выбирают из нескольких картинок необходимые, приклеивая на лист рецепта.) Назовите продукты! …Итак, рецепт мы восстановили, самое время изучить в нашей лаборатории свойства одного из компонентов этого блюда - воды. | Создана проблемная ситуация –определить, как и из чего получается вкусная каша. |
Поисково-исследовательский | В. Проходите за столы, одевайте средства защиты, садитесь. Прежде чем начать работать, напомним друг другу правила работы за лабораторным столом: 1. Внимательно выслушать задание старшего. 2. Аккуратно, без спешки наливать, пересыпать и смешивать. 3. Ничего не пробовать на вкус без разрешения. 4. После работы навести порядок на рабочем месте. Итак, назовите мне, из чего варят манную кашу? – Ответы детей: вода, молоко, сахар, соль, манная крупа.- Верно, именно эти ингредиенты у вас на опытном столе. А, что же такое вода? - Жидкость. - Какими свойствами обладает жидкость? – Ответы детей: может литься и растекаться. (Демонстрация воспитателем.) В.: Есть ли у воды форма? – Нет. Она принимает форму сосуда, в который её наливают. (Демонстрация воспитателем). А какая вода нужна для приготовления пищи? – Чистая и пресная. Опыт №1. В.: Перед вами три стакана с чистой водой, понюхайте воду в любом из них. Чем пахнет? – Ничем. - Вывод? – У воды нет запаха. Опыт №2. В.: Опустите в стаканчик с водой ложечку. Видите ли вы её? – Да .- Вывод? – Чистая вода прозрачная. Опыт №3. В.: С помощью ложечки попробуйте воду из любого стаканчика. Есть ли вкус у воды? – Вкуса нет. – Вывод? – Чистая вода без вкуса. Опыт №4. В.: В первый стаканчик положите с помощью ложечки соль. Не размешивайте. Видна ли соль на дне стакана? – Да.- Попробуйте воду из этого стакана. – Есть вкус? – Нет. – Размешайте соль и попробуйте воду. Какой вывод можно сделать? – Вывод? – Вода стала солёной на вкус. – Ещё можно сказать вода растворила соль, и её в стакане мы перестали видеть. Опыт №5. В.: Во второй стаканчик с водой насыпьте сахар, не размешивайте. Видите сахар? Попробуйте водичку.– Есть вкус? – Нет. – Размешайте сахар и попробуйте воду. Какой вывод можно сделать? – Вывод? – Вода стала сладкой на вкус. – Ещё можно сказать вода растворила сахар, и её в стакане мы перестали видеть. Опыт №6. В.:В третий стакан насыпьте ложку манной крупы. Размешайте ложечкой. А, вот понаблюдать, за тем, что произойдёт с манной крупой мы с вами сможем после физкультминутки! Как приятно в речке плавать! Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.) Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.) Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.) Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.) Чтобы плыть ещё скорей, Надо нам грести быстрей. Мы работаем руками. Кто угонится за нами? (Плавательные движения.) А теперь пора нам, братцы, На песочке поваляться. Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.) И на травке отдыхаем. (Садимся за столы.) В.: Отдохнули, садимся поудобней, и всё внимание на стакан с манной крупой. Для более детального рассмотрения прошу вооружиться лупой! Что произошло с манкой? – Она не растворилась, но разбухла! Вывод? – Вода является растворителем только для некоторых веществ. В каше мы видим крупинки манки, а сахара и соли нет, сахар и соль насыщают вкус воды, а крупа не растворяется, разбухает, делает воду плотной. Опыт №7. В.: Самое время добавить молока в стакан с крупой. Что стало с водой? – Она перестала быть прозрачной, стала белой, ложки не видно. – Вывод: Вода, при растворении цветного вещества окрашивается в его цвет и перестаёт быть прозрачной. | Проведён эксперимент, в ходе которого в воде растворялись разнообразные вещества. Дети включены в игровую, познавательно-исследовательскую деятельность. Закреплены знания о свойствах, изучено новое свойство – способность растворять вещества). |
Итоговый (анализ и обобщение результатов эксперимента) | Вывод: - Чистая вода прозрачна, в жидком состоянии у неё нет формы, нет запаха, нет вкуса, соль и сахар растворяются в воде насыщая её определённым вкусом. Крупа не растворяется, она разбухает, делая воду плотной. | Закреплены знания о свойствах воду полученные ранее (цвет, форма, вкус). Получены знания о том, что вода растворяет не все вещества, обобщен изученный материал, подведены итоги опытных действий, дана оценка опытной деятельности детей. |
Список использованной литературы:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
- А.И. Савенков «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание» - № 4 2006г. – с.10.
- А.И. Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с. 3. А.И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - С.48
- И.А. Иванова Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
- Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5 -6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. - 159 с.
Интернет-ресурс: картинки с изображением продуктов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы. На тему: «Сохраним здоровье нашей планеты» для детей старшей группы.
Жизнь наша неотделима от природы. Она кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, и требует взамен лишь одного, чтобы люди были к ней добры....
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебница Вода».
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебница Вода».Цель: Продолжить знак...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Город волшебства»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Город волшебства» Образовательная область «Познавательное разви...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Божья коровка» Тема: «Волшебница вода»
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Божья коровка»Тема: «Волшебница вода»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Город волшебства» Образовательная область «Познавательное развитие» (с использованием здоровьесберегающих технологий, технологии проектной дея
Цель:Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по опытно-экспериментальной работе в старшей группе Тема: «Соль и его свойства. Рисуем солью»
Тема: «Соль и его свойства. Рисуем солью»Цель: способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать...