«Путешествие в страну солнца и песка»
план-конспект занятия (старшая группа)

Еремеенко Екатерина Александровна

 Задачи.

Образовательные:

Формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах .

Способствовать уточнению и расширению знаний о пустыне, животных, обитающих в пустыне и растительном мире пустыни.

 

Воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к явлениям неживой и живой природе.

Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умение слушать других, не перебивать.

 

Развивающие:

Развивать у детей мыслительные способности: анализ, обобщение, память, наблюдательность, образное и логическое мышление, тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.

 

Оборудование и материалы: микроскоп, лупы, весы по количеству детей, влажные салфетки, магниты, мерные ложки, емкости с песком, презентация "Путешествие в мир солнца и песка", фартуки, стол с песком для рисования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_v_stranu_solntsa_i_peska.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в страну солнца и песка»

Задачи.

Образовательные:

Формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах.

Способствовать уточнению и расширению знаний о пустыне, животных, обитающих в пустыне и растительном мире пустыни.

Воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к явлениям неживой и живой природе.

Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умение слушать других, не перебивать.

Развивающие:

Развивать у детей мыслительные способности: анализ, обобщение, память, наблюдательность, образное и логическое мышление, тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.

Оборудование и материалы: микроскоп, лупы, весы по количеству детей, влажные салфетки, магниты, мерные ложки, емкости с песком, презентация "Путешествие в мир солнца и песка", фартуки, стол с песком для рисования.

Предварительная работа:

чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе». Дидактические игры «Угадай, кто живет в пустыне», «Песочный телеграф»;, свободное экспериментирование с песком.

Материал:

емкость с песком (стаканчики), песочные часы, весы, листы цветного картона, наждачная бумага, мелкие игрушки, лейки, формочки для песка, таз с водой, лупы, тарелки, ложки, салфетки, форма (одежда), микроскоп цифровой, стол для песочной анимации.

Словарная работа:

расширять словарный запас: песчинки, сыпучий, песочная анимация, микроскоп цифровой.

Ход занятия.

Дети заходят в зал, здороваются с гостями.

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам на электронную почту детского сада пришло видеописьмо. Предлагаю посмотреть от кого оно.

Слайд 1.  Тетушка Сова. Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада встрече с вами   и хочу пригласить вас совершить виртуальное путешествие в страну солнца и песка. Готовы? Итак, внимание на экран.

Воспитатель:

-Ребята мы отправимся с вами сейчас в увлекательное путешествие. Как всегда, мы будем с вами играть, экспериментировать, узнавать новое, интересное.  А какая тема путешествия будет, догадайтесь сами.

Загадка о песке.

«Он и жёлтый, и сыпучий

Во дворе насыпан кучей

Если хочешь, можешь брать,

Целый день в него играть».

                               (песок)

Воспитатель:

- Как вы думаете, где находится больше всего песка?

                                                         (в пустыне).

Пустыня –это сухое безводное пространство. (показ на компьютере пустыни, животных, растений).

Слайд Пустыню называют страной солнца и песка не просто так. Это самая жаркая область земли.  Солнце почти никогда не закрывается облаками, дождей не бывает по несколько месяцев. Летом температура воздуха может достигать 50 градусов, песок раскаляется и если поместить туда яйцо, то оно сварится. Ночью воздух остывает и становится холодно. Пустыня бывает песчаная, глинистая и каменистая.

Растения и животные в пустынях приспособились к недостатку влаги, к палящему солнцу. 

Слайд Растения запасают влагу в стеблях. Например, кактус.

Слайд А у верблюжьей колючки длина корня достигает 15-20 метров, это как высота девятиэтажного дома. Как вы думаете, почему растение назвали верблюжья колючка? (Ответы детей).

Слайд правильно, этим растением питается самое большое животное пустыни- верблюд. Так же в пустыне встречаются- (Слайд) антилопы, змеи (гадюка), скорпионы, тушканчики.

В большинстве случаев поверхность пустыни покрыта песком, но встречаются и очень необычные пустыни.

Слайд Например, цветная пустыня, которая находится в США, Гипсовая пустыня, Черная пустыня- Египет, поверхность покрыта вулканическими породами черного цвета, пустыня,  покрытая снегом находится в Китае.

Воспитатель. Как мы видим, в большинстве пустынь поверхность покрыта песком. Я предлагаю вам стать исследователями песка. Для этого нужно пройти в нашу песочную лабораторию, надеть фартуки и вспомнить правила поведения безопасности при экспериментировании.

Воспитатель:

- Поиграть с песком хотите?

- Надевайте форму. Вы теперь будете юными лаборантами.

Перед вами лежит. …

Воспитатель:

Скажите пожалуйста какой это песок?

- Погрузите в него руки. Что вы чувствуете? (дети описывают свои ощущения).

-Какой песок в белой тарелочке?

              (сухой).

Положите ладошку на другой песок.  Этот песок мокрый (сырой) песок

Возьмите лупу и посмотрите. Из чего состоит песок? Ответы детей из малентких камушек

-Как называются частички песка? (песчинки).

Какого цвета сухой песок?

А сырой песок какого цвета?

Воспитатель:

Возьмем стакан и леечку (воронку), положить сухой песок в леечку и посмотреть, что произойдет.

Ответы детей

Песчинки не связаны между собой, потому песок можно пересыпать с одного места  в другое.

- Мы говорим: песок сыпучий –это свойство используется в песочных часах (показываю часы).

- Мелкие песчинки тонкой струйкой перетекают из одной ёмкости часов в другую.

Возьмите другой стакан и воронку и положите сырой песок что произойдет.

Какие вы молодцы, вы еще узнали одно свойство песка, сухой сыпучий, а сырой не сыпучий

И, конечно же, вы с удовольствием играете в песок: делаете куличики, пирожки.

-Из какого песка могут получиться пирожки?

                                          (из влажного)

- Влажный песок сыпучий?

                         (нет)

-Почему?

  (вода скрепляет песчинки)

И так ученые, возьмите в воронку налейте воды. О каком свойстве идет речь? Сырой и сухой песок не растворяется в воде.

Воспитатель: Определить имеет ли сухой и мокрый песок форму

- Влажный песок прекрасно сохраняет форму.

- Как вы думаете, какой песок легче: сухой или влажный?

                                                           (ответы детей)

- Давайте возьмем ложку сухого песка и насыпаем на одну чашу весов, а на другую чашу положим ложку влажного песка.

- Что вы видите?

(сухой песок легче)

-Вспомните сказку К.И.Чуковского «Федорино горе».

-Чем Федора хотела почистить посуду?

                                           (песком)

-Попробуйте почистить песком лист цветного картона.

-Что вы видите на картоне?

                          (царапины)

Дети делают вывод: песчинки оставляют на картоне царапины.

Воспитатель:

- Ребята, где ещё применяют песок?

(при строительстве дорог(раствор), зданий, при производстве стекла и посуды), детские игры с песком, конкурсы построек, песок в медицине, при пожаре, во время гололеда

Воспитатель:

- Ну а сейчас давайте пофантазируем.

- Представьте, что внутри этого песка спрятан клад. Вы должны его должны найти на ощупь.

Игра «Клад»

(дети по очереди опускают руки с сухим песком и находят какой-нибудь предмет, называет его, а потом достает из песка).

Игра «Следопыты»

(с влажным песком)

Воспитатель делает на песке несколько отпечатков различных игрушек (формочки для песка).

Дети рассматривают их, находят игрушки, которыми были сделаны отпечатки.

Воспитатель:

-Молодцы, ребята, вы оказались хорошими следопытами и кладоискателями.

-Наше путешествие продолжается.

(предлагаю детям пройти к микроскопу цифровому и рассмотреть песок сухой, влажный и наждачную бумагу через микроскоп, который выводит изображение на экран).

Дети рассматривают песок и высказывают свои предложения.

Воспитатель. При помощи чего  мы можем более подробно  рассмотреть, из чего состоит песок? (микроскопа, лупы). Сегодня в нашем исследовании мы будем использовать электронный микроскоп. Сначала мы рассмотрим сухой песок. Какие частички по форме, цвету (разной формы, цвета, размера). А теперь мы увеличим изображение мокрого песка. Что изменилось? (между песчинками вода).

Ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок - это окаменевшие микроорганизмы, частицы камней, которые разрушаются под воздействием воды и солнца, а иногда даже результат деятельности человека - частицы стройматериалов. На экране хорошо видны причудливые формы песчинок.

Воспитатель:

-Наше путешествие продолжается.

(дети выходят и встают в круг).

-Какое сейчас время года?

                  (зима)

Воспитатель:

-Знаете ли вы, что с помощью песка можно рисовать?

-Рисование на песке называется «Песочная анимация».

-Давайте и мы с вами попробуем нарисовать картину о зиме.

(дети встают друг  за другом, по очереди рисуют что-либо на спине, нужно угадать, что нарисовали и перенести этот рисунок на стол для рисования песком.

Потом мы посмотрим, какая зимняя картина у нас получилась.

Слайд. Тетушка Сова: Дорогие ребята, вот и подошло к концу наше виртуальное путешествие. Надеюсь, оно было увлекательным и интересным. До новых встреч.

Воспитатель:

-Вот и закончилось путешествие в страну солнца и песка.

-Что вы маме, друзьям, знакомым расскажете об этом?

- А ты, Камила?

-Интересно вам было путешествовать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по конструированию:" Путешествие в страну восходящего солнца".

Знакомство детей с Японией, страной откуда к нам пришло оригами, обучение детей складывать из базовой формы тюльпан....

"Путешествие в Страну восходящего солнца"

Конспект НОД "Путешествие в страну восходящего солнца" способствует закреплению навыков нетрадиционной техники рисования, воспитывает интерес к  культурному наследию другой страны...

Новогоднее путешествие в страну восходящего солнца

Новогоднее путешествие в страну восходящего солнца. Обзорная экскурсия по Японии, мастер-класс....

конспект занятия по конструированию:" Путешествие в страну восходящего солнца".

конспект занятия по конструированию:" Путешествие в страну восходящего солнца"....

«Путешествие в страну солнца и песка»

Региональный семинардля воспитателей и педагогов дополнительного образования«Путешествие  в страну солнца и песка»...

фрагмент образовательной деятельности по экспериментированию с использованием цифрового микроскопа «Путешествие в страну солнца и песка»

ВВ рамках регионального семинара-практикума «Теория и практика использования ИКТ в разных направлениях деятельности ДОО» фрагмент  образовательной  деятельности по экспериментиро...