«Путешествие в страну солнца и песка»
план-конспект занятия (старшая группа)
Задачи.
Образовательные:
Формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах .
Способствовать уточнению и расширению знаний о пустыне, животных, обитающих в пустыне и растительном мире пустыни.
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к явлениям неживой и живой природе.
Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умение слушать других, не перебивать.
Развивающие:
Развивать у детей мыслительные способности: анализ, обобщение, память, наблюдательность, образное и логическое мышление, тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.
Оборудование и материалы: микроскоп, лупы, весы по количеству детей, влажные салфетки, магниты, мерные ложки, емкости с песком, презентация "Путешествие в мир солнца и песка", фартуки, стол с песком для рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_puteshestvie_v_stranu_solntsa_i_peska.docx | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие в страну солнца и песка»
Задачи.
Образовательные:
Формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах.
Способствовать уточнению и расширению знаний о пустыне, животных, обитающих в пустыне и растительном мире пустыни.
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к явлениям неживой и живой природе.
Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умение слушать других, не перебивать.
Развивающие:
Развивать у детей мыслительные способности: анализ, обобщение, память, наблюдательность, образное и логическое мышление, тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.
Оборудование и материалы: микроскоп, лупы, весы по количеству детей, влажные салфетки, магниты, мерные ложки, емкости с песком, презентация "Путешествие в мир солнца и песка", фартуки, стол с песком для рисования.
Предварительная работа:
чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе». Дидактические игры «Угадай, кто живет в пустыне», «Песочный телеграф»;, свободное экспериментирование с песком.
Материал:
емкость с песком (стаканчики), песочные часы, весы, листы цветного картона, наждачная бумага, мелкие игрушки, лейки, формочки для песка, таз с водой, лупы, тарелки, ложки, салфетки, форма (одежда), микроскоп цифровой, стол для песочной анимации.
Словарная работа:
расширять словарный запас: песчинки, сыпучий, песочная анимация, микроскоп цифровой.
Ход занятия.
Дети заходят в зал, здороваются с гостями.
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам на электронную почту детского сада пришло видеописьмо. Предлагаю посмотреть от кого оно.
Слайд 1. Тетушка Сова. Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада встрече с вами и хочу пригласить вас совершить виртуальное путешествие в страну солнца и песка. Готовы? Итак, внимание на экран.
Воспитатель:
-Ребята мы отправимся с вами сейчас в увлекательное путешествие. Как всегда, мы будем с вами играть, экспериментировать, узнавать новое, интересное. А какая тема путешествия будет, догадайтесь сами.
Загадка о песке.
«Он и жёлтый, и сыпучий
Во дворе насыпан кучей
Если хочешь, можешь брать,
Целый день в него играть».
(песок)
Воспитатель:
- Как вы думаете, где находится больше всего песка?
(в пустыне).
Пустыня –это сухое безводное пространство. (показ на компьютере пустыни, животных, растений).
Слайд Пустыню называют страной солнца и песка не просто так. Это самая жаркая область земли. Солнце почти никогда не закрывается облаками, дождей не бывает по несколько месяцев. Летом температура воздуха может достигать 50 градусов, песок раскаляется и если поместить туда яйцо, то оно сварится. Ночью воздух остывает и становится холодно. Пустыня бывает песчаная, глинистая и каменистая.
Растения и животные в пустынях приспособились к недостатку влаги, к палящему солнцу.
Слайд Растения запасают влагу в стеблях. Например, кактус.
Слайд А у верблюжьей колючки длина корня достигает 15-20 метров, это как высота девятиэтажного дома. Как вы думаете, почему растение назвали верблюжья колючка? (Ответы детей).
Слайд правильно, этим растением питается самое большое животное пустыни- верблюд. Так же в пустыне встречаются- (Слайд) антилопы, змеи (гадюка), скорпионы, тушканчики.
В большинстве случаев поверхность пустыни покрыта песком, но встречаются и очень необычные пустыни.
Слайд Например, цветная пустыня, которая находится в США, Гипсовая пустыня, Черная пустыня- Египет, поверхность покрыта вулканическими породами черного цвета, пустыня, покрытая снегом находится в Китае.
Воспитатель. Как мы видим, в большинстве пустынь поверхность покрыта песком. Я предлагаю вам стать исследователями песка. Для этого нужно пройти в нашу песочную лабораторию, надеть фартуки и вспомнить правила поведения безопасности при экспериментировании.
Воспитатель:
- Поиграть с песком хотите?
- Надевайте форму. Вы теперь будете юными лаборантами.
Перед вами лежит. …
Воспитатель:
Скажите пожалуйста какой это песок?
- Погрузите в него руки. Что вы чувствуете? (дети описывают свои ощущения).
-Какой песок в белой тарелочке?
(сухой).
Положите ладошку на другой песок. Этот песок мокрый (сырой) песок
Возьмите лупу и посмотрите. Из чего состоит песок? Ответы детей из малентких камушек
-Как называются частички песка? (песчинки).
Какого цвета сухой песок?
А сырой песок какого цвета?
Воспитатель:
Возьмем стакан и леечку (воронку), положить сухой песок в леечку и посмотреть, что произойдет.
Ответы детей
Песчинки не связаны между собой, потому песок можно пересыпать с одного места в другое.
- Мы говорим: песок сыпучий –это свойство используется в песочных часах (показываю часы).
- Мелкие песчинки тонкой струйкой перетекают из одной ёмкости часов в другую.
Возьмите другой стакан и воронку и положите сырой песок что произойдет.
Какие вы молодцы, вы еще узнали одно свойство песка, сухой сыпучий, а сырой не сыпучий
И, конечно же, вы с удовольствием играете в песок: делаете куличики, пирожки.
-Из какого песка могут получиться пирожки?
(из влажного)
- Влажный песок сыпучий?
(нет)
-Почему?
(вода скрепляет песчинки)
И так ученые, возьмите в воронку налейте воды. О каком свойстве идет речь? Сырой и сухой песок не растворяется в воде.
Воспитатель: Определить имеет ли сухой и мокрый песок форму
- Влажный песок прекрасно сохраняет форму.
- Как вы думаете, какой песок легче: сухой или влажный?
(ответы детей)
- Давайте возьмем ложку сухого песка и насыпаем на одну чашу весов, а на другую чашу положим ложку влажного песка.
- Что вы видите?
(сухой песок легче)
-Вспомните сказку К.И.Чуковского «Федорино горе».
-Чем Федора хотела почистить посуду?
(песком)
-Попробуйте почистить песком лист цветного картона.
-Что вы видите на картоне?
(царапины)
Дети делают вывод: песчинки оставляют на картоне царапины.
Воспитатель:
- Ребята, где ещё применяют песок?
(при строительстве дорог(раствор), зданий, при производстве стекла и посуды), детские игры с песком, конкурсы построек, песок в медицине, при пожаре, во время гололеда
Воспитатель:
- Ну а сейчас давайте пофантазируем.
- Представьте, что внутри этого песка спрятан клад. Вы должны его должны найти на ощупь.
Игра «Клад»
(дети по очереди опускают руки с сухим песком и находят какой-нибудь предмет, называет его, а потом достает из песка).
Игра «Следопыты»
(с влажным песком)
Воспитатель делает на песке несколько отпечатков различных игрушек (формочки для песка).
Дети рассматривают их, находят игрушки, которыми были сделаны отпечатки.
Воспитатель:
-Молодцы, ребята, вы оказались хорошими следопытами и кладоискателями.
-Наше путешествие продолжается.
(предлагаю детям пройти к микроскопу цифровому и рассмотреть песок сухой, влажный и наждачную бумагу через микроскоп, который выводит изображение на экран).
Дети рассматривают песок и высказывают свои предложения.
Воспитатель. При помощи чего мы можем более подробно рассмотреть, из чего состоит песок? (микроскопа, лупы). Сегодня в нашем исследовании мы будем использовать электронный микроскоп. Сначала мы рассмотрим сухой песок. Какие частички по форме, цвету (разной формы, цвета, размера). А теперь мы увеличим изображение мокрого песка. Что изменилось? (между песчинками вода).
Ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок - это окаменевшие микроорганизмы, частицы камней, которые разрушаются под воздействием воды и солнца, а иногда даже результат деятельности человека - частицы стройматериалов. На экране хорошо видны причудливые формы песчинок.
Воспитатель:
-Наше путешествие продолжается.
(дети выходят и встают в круг).
-Какое сейчас время года?
(зима)
Воспитатель:
-Знаете ли вы, что с помощью песка можно рисовать?
-Рисование на песке называется «Песочная анимация».
-Давайте и мы с вами попробуем нарисовать картину о зиме.
(дети встают друг за другом, по очереди рисуют что-либо на спине, нужно угадать, что нарисовали и перенести этот рисунок на стол для рисования песком.
Потом мы посмотрим, какая зимняя картина у нас получилась.
Слайд. Тетушка Сова: Дорогие ребята, вот и подошло к концу наше виртуальное путешествие. Надеюсь, оно было увлекательным и интересным. До новых встреч.
Воспитатель:
-Вот и закончилось путешествие в страну солнца и песка.
-Что вы маме, друзьям, знакомым расскажете об этом?
- А ты, Камила?
-Интересно вам было путешествовать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по конструированию:" Путешествие в страну восходящего солнца".
Знакомство детей с Японией, страной откуда к нам пришло оригами, обучение детей складывать из базовой формы тюльпан....
"Путешествие в Страну восходящего солнца"
Конспект НОД "Путешествие в страну восходящего солнца" способствует закреплению навыков нетрадиционной техники рисования, воспитывает интерес к культурному наследию другой страны...
Новогоднее путешествие в страну восходящего солнца
Новогоднее путешествие в страну восходящего солнца. Обзорная экскурсия по Японии, мастер-класс....
конспект занятия по конструированию:" Путешествие в страну восходящего солнца".
конспект занятия по конструированию:" Путешествие в страну восходящего солнца"....
«Путешествие в страну солнца и песка»
Региональный семинардля воспитателей и педагогов дополнительного образования«Путешествие в страну солнца и песка»...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной школе группе «Виртуальное путешествие в «Страну восходящего солнца»
открытое занятие...
фрагмент образовательной деятельности по экспериментированию с использованием цифрового микроскопа «Путешествие в страну солнца и песка»
ВВ рамках регионального семинара-практикума «Теория и практика использования ИКТ в разных направлениях деятельности ДОО» фрагмент образовательной деятельности по экспериментиро...